Педагогика

Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Развитие коммуникативной компетенции специалистов социально-культурной сферы при проектировании образовательных квест-комнат // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 154–173. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Геймификация познания в высшем учебном заведении способствует развитию коммуникативных навыков студентов, повышению их профессиональной мотивации, самореализации через игровую деятельность дидактического назначения. Включение квеста как технологии, сочетающей идеи проблемного и игрового обучения, соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, сущности коммуникативного подхода в образовании. Авторами исследуется проблема оценки влияния деятельности магистрантов по проектированию образовательной квест-комнаты на формирование их коммуникативной компетенции. Цель исследования – изучить влияние деятельности магистрантов по проектированию социокультурного пространства квест-комнаты для развития их коммуникативной компетенции. Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности поэтапной деятельности специалистов социально-культурной сферы при создании образовательных квест-комнат: информационно-аналитические; коммуникативные; профессионально ориентированные; коллаборативные. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность понятия образовательная «квест-комната» для подготовки специалистов социально-культурной сферы. Методология основывается на анализе потенциала технологии «квест» как формы обучения в информационной среде. Выполнена конкретизация методов работы с программными ресурсами для направления подготовки «Социально-культурная деятельность» (уровень – магистратура). Для проектирования квест-комнат обучающиеся применяли Power Point, MS Word, AXMA Story Maker, Learnis, Quandary и др. При диагностике уровня коммуникативной компетенции студентов использована методика «Коммуникативные и организаторские склонности». В результатах описаны этапы работы магистрантов по проектированию квест-комнаты: анализ запросов цифрового общества, возможностей программных ресурсов; применение технологии; продумывание сюжетной составляющей; составление маршрутов движения участников, плана диалогов между персонажами и т. д. Базы практики: Музей коллекционных кукол, литературный музей И. С. Тургенева, дом «Арт-Орел», дом-музей В. А. Русанова и т. д. Сформулированы трудности нововведений: творческий характер деятельности при разработке социокультурного сюжета и содержания игрового пространства; зависимость от программного обеспечения в учреждениях культуры; проблемы командообразования. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для геймификации в социокультурной деятельности.
Коровин А. Ю., Заббарова М. Г. Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 140–153. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время система среднего профессионального образования как неотъемлемая часть российского образовательного пространства претерпевает значительные трансформации, благодаря которым улучшается качество учебно-воспитательного процесса. Одной из тенденций является использование средового подхода к организации внеурочной деятельности студентов профессионального колледжа. Среда учебного заведения обладает значительным потенциалом в формировании не только профессиональных, но и общих компетенций (ОК), которые указаны в качестве результата обучения по направлениям подготовки студентов профессионального образовательного учреждения. Одной из важнейших ОК для будущего специалиста является социокультурная, в основе которой − принятие многокультурного мира, что позволит работнику успешно взаимодействовать с представителями различных этнических групп (коллегами, руководством, потребителями) в процессе профессиональной деятельности. Целью настоящего исследования является теоретический анализ концепта «социокультурная среда» профессионального колледжа, определение структуры данной среды, характеристика её основных компонентов. С позиции средового, компетентностного и практико-ориентированного подходов авторами был проведён анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвящённых организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа, что позволило определить сущность исследуемого феномена, выявить и охарактеризовать компоненты данной среды. Пространственно-сематический компонент – материально-техническое обеспечение и оформление аудиторий − способствует формированию эстетического сознания, необходимого для восприятия культурных ценностей. Информационно-виртуальный компонент, совокупность программного обеспечения, позволяет реализовать учебно-воспитательный процесс в дистанционном режиме. Коммуникационно-организационный компонент − социальное партнёрство с культурно-досуговыми организациями – формирует и удовлетворяет социокультурные потребности студентов. Методический компонент, организационные формы и методы, направленные на формирование социокультурной компетентности обучающихся, позволяет качественно реализовать учебно-воспитательный процесс. Содержательная разработка данных компонентов среды позволит педагогическому составу при проведении внеурочных мероприятий акцентировать внимание студентов на нормах культурного общения и ценностях культуры. Теоретическая значимость данного исследования состоит в обосновании необходимости организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа. Практическая значимость заключается в возможности использования его результатов методистами и педагогами системы СПО при разработке структурных компонентов среды, способствующих формированию социокультурной компетентности у студентов.
Закиева Р. Р. Анализ качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 126–139. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена противоречием между ориентацией высшей школы на компетентностную парадигму образования, в русле которой должно обеспечиваться комплексное, непрерывное, практико-ориентированное оценивание компетенций, формируемых у студентов в процессе освоения ОПОП, и недостаточной разработанностью научных представлений о сущности компетентностной системы оценочных средств, обеспечивающей возможность такого оценивания. Администрация высших учебных заведений, преподавательский состав и студенты столкнулись с целым рядом трудностей, связанных с потребностью в интегративном (непрерывном, поэтапном, междисциплинарном, комплексном) оценивании результатов образования студентов вуза на различных этапах освоения образовательной программы. Данная актуальность позволила определить проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности технологий и методик интегративной оценки профессионального развития студента с целью получения информации, значимой для корректировки содержательных и процессуальных компонентов обучения в техническом университете. Цель исследования заключалась в анализе качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника на примере Казанского государственного энергетического университета. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования. Для получения информации и её дальнейшей обработки применялся аппаратно-программный комплекс с использованием элементов искусственного интеллекта, решающего задачи распознавания и категоризации образов. Полученные факты обрабатывались с помощью специальной компьютерной программы (свидетельство о государственной регистрации № 2022680850 от 2022 г.), хранение, поиск и обработка которой реализованы в информационной системе интегративной оценки профессионального развития студентов. Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты вносят вклад в развитие теоретических основ профессиональной подготовки специалиста за счет расширения представлений о возможностях управления качеством образования на основе его информатизации, цифровизации педагогических измерений, применения аппаратно-программного комплекса и статистических методов анализа, в том числе численных методик. Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета, основанной на понимании компетентности как высшей степени владения профессиональной деятельностью. Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально обоснованы критерии сформированности профессиональной компетентности студентов технического вуза; детально раскрыто содержательное наполнение каждого индикатора, и установлена корреляция этих критериев и индикаторов между собой; раскрыто содержание уровней и средств оценки сформированности профессиональной компетентности. Сделан вывод о том, что компетентностно ориентированная система оценочных средств направлена на реализацию стратегий контрольно-оценочной деятельности, а разработанная и обоснованная технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета позволяет добиться последовательной, поэтапной организации процесса выявления фактической и логической информации о профессиональном развитии студента в соответствии с определенными критериями и индикаторами.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 108–125. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие навыков креативного письма нередко имеет не только методическую, но и психологическую ценность. Работа над развитием навыков креативного письма косвенно закреплена как в общепрофессиональных, так и в универсальных компетенциях, отражая способность обучающихся к созданию текстов в рамках реализации мягких навыков будущих профессионалов. Креативное письмо (аналог – творческое письмо) – многогранный термин, включающий в себя большое разнообразие форм и форматов, объединенных художественностью, оригинальностью и индивидуализацией. Креативное письмо может практиковаться с обучающимися разного уровня, быть частью группового проекта или индивидуального задания, может осуществляться спонтанно (реактивно) или быть результатом длительной подготовки (экстенсивно). Цель статьи – описание приемов развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей. Отметим, что обозначенные методы могут быть адаптированы под разные уровни владения иностранным языком. Приведенные в работе приемы базируются на опыте авторов, а также являются результатом анализа отечественной и зарубежной методической литературы. Научно-методические работы по изучению и анализу креативного письма выявляют широкий спектр его изучения: философские основы, психолого-методические аспекты, историю развития, креативное письмо как один из профессиональных навыков и др. Традиционные техники творческого письма (сочинения различных типов и жанров) редко когда находят эмоциональный отклик у обучающихся, в связи с чем авторами предлагаются альтернативные формы работы с использованием вспомогательных средств, интернет-технологий, искусственного интеллекта, практики по созданию коллажей, эмоционального коучинга и др. Теоретическая значимость работы заключается в относительно полном изображении многообразия точек зрения и подходов к осмыслению и исследованию креативного письма в целом. Описанные в статье приемы апробированы на обучающихся среднего/порогового (B1) и продвинутого/профессионального (С1) уровней на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». В выводах приводится обобщенная информация по рассмотренной теме.
Капустина Л. В., Баканова И. Г. Университетское образование как внешний детерминант предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 95–107. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня в Российской Федерации не существует стандартного формата и структуры для обучения предпринимательству, а ведь предпринимательство в настоящее время имеет неизмеримое значение для достижения экономического роста и экономического развития страны. Государство предпринимает усилия для облегчения создания предприятий, в то время как действия, осуществляемые университетами, по-прежнему остаются в стадии зарождения. Бизнес и управленческое образование фокусируются только на подготовке студентов к тому, чтобы стать хорошими сотрудниками в организациях в качестве их единственного варианта карьеры. Большинство студентов не обучаются многим навыкам, которые нужны предпринимателям, включая нестандартное мышление, знание того, как приобретать и использовать ресурсы, способность создавать организации и эффективно работать в команде. Преподаватели не всегда осознают важность вопроса трансформации в направлении модели предпринимательского обучения. Но именно обучение предпринимательству в университете должно способствовать созданию новых рабочих мест, а не только поставлять на рынок труда соискателей. Поэтому обучение в вузе должно включать в себя бизнес-практики, способные помочь почувствовать и преодолеть трудности, возникающие в период роста новой компании. Целью данной статьи является описание роли университета как детерминанта акта предпринимательства. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: какие факторы необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса? Теоретическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития предпринимательства в высших учебных заведениях. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе подходов для популяризации концепции предпринимательства и ее внедрения среди студентов с целью сделать выпускников потенциальными предпринимателями. Авторы выделили и описали показатели, стимулирующие предпринимательство в целом. Практическая значимость исследования заключается в описании факторов, которые необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса.