Педагогика
Дарьенкова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в Российской империи XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 376–392. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241196.htm
ART 241196
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11196
Просмотров: 633
Актуальность статьи состоит в том, что в переломные моменты истории страны необходимы анализ и пути решения возникающих новых проблем в деле воспитания молодого поколения. От правильности выбора зависит, какое поколение будет жить в нашей стране завтра. Переосмысливая результаты и достижения в воспитании молодежи (в первую очередь студенческой) XIX века, опираясь на огромнейшее отечественное научно-педагогическое наследие, современные педагоги успешнее решают проблему духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений. Статья посвящена процессу воспитания, в частности духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи двадцать первого века. Основой исследования служат статьи педагогических журналов девятнадцатого века (фонды Российской Национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург), педагогические работы знаменитых русских писателей и педагогов, исторические официальные документы. Цель исследования – выявить преемственность принципов духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений девятнадцатого и двадцать первого веков. Задачи: выявить систему ценностей, формируемых у гимназистов классической гимназии, а по ее окончании – студентов университетов девятнадцатого века; сравнить с требованиями современной воспитательной системы. Ведущие подходы к исследованию: социокультурный, системный, культурологический, антропологический. В официальных документах, в работах известных педагогов, писателей, философов, общественных деятелей обращается внимание на приверженность таким традициям русского воспитания молодежи, как патриотизм, благородство, честность, трудолюбие. В изученных научных источниках девятнадцатого века прослеживается мысль, что процесс духовно-нравственного воспитания не начинается и не заканчивается в стенах университета, а это актуально и для нашего времени. Как и в девятнадцатом веке, в веке двадцать первом педагоги высших учебных заведений решают трудные задачи подготовки не просто высококвалифицированных специалистов, а личностей с прочными высокоморальными устоями, верных своему Отечеству. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в нахождении и переосмыслении творческих идей известных русских педагогов, ученых и общественных деятелей девятнадцатого века. Опыт практического применения разработанных форм и методов воспитания учащейся молодежи девятнадцатого века (с поправкой на современные требования), несомненно, поможет в поиске новых подходов к духовно-нравственному воспитанию современных студентов. Данное исследование будет полезно для преподавателей, заинтересованных в изучении источников педагогической мысли, для применения их в своей практике духово-нравственного воспитания студентов двадцать первого века.
Толмачева В. В. Социально-экологическая готовность будущего педагога к решению профессиональных задач в контексте устойчивого развития образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 351–375. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241195.htm
ART 241195
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11195
Просмотров: 529
Статья посвящена проблеме формирования социально-экологической готовности будущего педагога к решению профессиональных задач в контексте устойчивого развития образования. Цель проведенного исследования состояла в обосновании понятия, сущностного наполнения и компонентного состава социально-экологической готовности будущего педагога с опорой на положения системно-деятельностного, аксиологического, задачного и междисциплинарного подходов. В ходе проделанной работы был проведен анализ и обобщены результаты современных зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований по проблеме формирования готовности будущего педагога к различным видам деятельности, что позволило обосновать авторское видение заявленной профессионально значимой характеристики. С позиций системно-деятельностного подхода была определена специфика социально-экологической подготовки, ключевые положения и принципы аксиологического подхода легли в основу содержания, а задачный и междисциплинарный подходы определили технологическую сторону формирования социально-экологической готовности будущего педагога как результата изучаемого процесса. Результатом стало научно обоснованное авторское видение сущности понятия и компонентной структуры изучаемой профессионально значимой характеристики. Социально-экологическая готовность будущего педагога рассматривается как интегративное образование, включающее в себя устойчивую систему мотивов и ценностей, совокупность знаний, необходимых для решения соответствующих профессиональных задач, умений их ставить, планировать решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий и вносить соответствующие коррективы. Структурно социально-экологическая готовность представлена совокупностью ценностно-мотивационного, когнитивного, ориентировочно-рефлексивного и деятельностного компонентов. Теоретическая значимость статьи заключается в обобщении актуальных психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме и определении понятия, компонентного состава и содержательного наполнения социально-экологической готовности будущего педагога, что позволяет использовать полученные автором результаты в дальнейших разработках, посвященных проблеме социально-экологической подготовки студентов в системе вуза. Практическая значимость исследования заключается в обосновании способов выстраивания процесса социально-экологической подготовки будущих педагогов в контексте устойчивого развития образования с опорой на разновидности решаемых профессиональных задач. Полученные автором результаты статьи могут быть использованы при проектировании процесса социально-экологической подготовки будущих педагогов в системе вуза, а также диагностике уровня сформированности социально-экологической готовности.
Невзорова А. В. Специфика социальной активности человека в условиях цифровизации социума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 330–350. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241194.htm
ART 241194
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11194
Просмотров: 607
Актуальность проблемы социальной активности в условиях цифровизации обусловлена необходимостью систематизации и обобщения педагогического знания об этом явлении вообще и в условиях цифровизации в частности. Педагогика интегрирует достижения других гуманитарных наук с целью более объективного рассмотрения социальных явлений. Социальная активность изучается многими науками, и ее всестороннее рассмотрение с разных позиций может существенно обогатить собственно педагогические представления о ней. В условиях цифровизации аспекты рассмотрения социальной активности включают ее сущность и цели, процессуальную сторону. Формулирование ясных, обобщенных педагогических представлений о социальной активности в цифровой среде необходимо для решения собственно педагогических задач, а также для определения круга компетенций, необходимых для осуществления этой деятельности. Цель исследования – сопоставление и интеграция научных представлений о социальной активности как педагогическом явлении. Цель конкретизируется в следующих задачах: дать педагогическую характеристику социальной активности, разработать уровневый подход к пониманию феномена социальной активности в цифровой среде. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы социальной активности в условиях цифровизации приняты комплексный и компетентностный подходы, поскольку: 1) опора на комплексный подход обеспечивает интегративность, всеобщую связь, взаимодействие и целостность фактов, явлений в обществе, изученных в разных отраслях гуманитарного знания; непротиворечивость логики исследования и обоснованность научных выводов; 2) компетентностный подход позволяет провести анализ сущности социальной активности с точки зрения движущих сил и механизмов ее проявления, с одной стороны, и возможностей приобретения индивидом новых компетенций благодаря вовлеченности в социальную активность, исходя из своих ценностных установок и направленности личности, а также благодаря специфике цифровой среды – с другой. Основной результат статьи – представление нового подхода к характеристике уровней социальной активности, являющегося попыткой охватить всю совокупность проявлений социальной активности в современной цифровой среде. Теоретическая значимость статьи состоит в попытке совокупного применения результатов исследований социальной активности в гуманитарных науках. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученный научный результат может стать основой последующего изучения специфических особенностей социальной активности людей в условиях цифровизации.
Вяткина И. В., Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Интеграция образования, науки и производства: новый взгляд на подготовку кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 313–329. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241193.htm
ART 241193
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11193
Просмотров: 812
Актуальность исследуемой проблемы заключается в рассмотрении интеграции образования, науки и производства, которая способствует формированию универсальных навыков и имеет большое значение при подготовке востребованных специалистов в технических университетах. Быстрые технологические изменения в промышленности требуют от высших учебных заведений формирования не только теоретических знаний, но и практических навыков у студентов, которые могут быть получены в реальных условиях производства. Интеграция образования, науки и производства и ее трансформация позволяют подготовить конкурентоспособных специалистов, готовых к актуальным вызовам. Цель статьи – выявить принципы организации образовательного процесса в университетах, способствующие удовлетворению потребностей промышленных предприятий с учетом современных реалий. В рамках исследования осуществили анализ и синтез научно-методической литературы, что дает возможность выявить ключевые принципы интеграции образования, науки и производства: 1) взаимная зависимость образования, науки и производства; 2) сотрудничество; 3) функциональность; 4) совместимость. Для каждого принципа определено содержание, которое позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями, полученными во время обучения, и практическими, приобретенными не только во время практических и лабораторных занятий, но и при прохождении различных видов практик во время обучения студентов в университетах. В статье рассматривается, как интеграция образования, науки и производства может существенно улучшить качество обучения, сделав его более целенаправленным и эффективным. Результаты данного исследования подчеркивают важность применения современных педагогических технологий и методов для создания условий, в которых студенты могут интегрировать академические знания с практическим опытом, что является ключевым фактором успешного обучения и подготовки будущих специалистов. Сотрудничество образовательного заведения с промышленными партнерами позволяет студентам получить реальный опыт работы по выбранному направлению еще до окончания учебы, понять важность выбранной профессии и сократить сроки адаптации на производстве при трудоустройстве.
Ключевые слова:
образование, интеграция, наука, производство, востребованный специалист, ключевые принципы
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Особенности деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 300–312. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241192.htm
ART 241192
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11192
Просмотров: 644
Современные профессиональные стандарты специалистов сферы образования, воспитания задают определенные требования к профессиональным трудовым функциям, действиям, операциям учителей общеобразовательных организаций. Такие требования носят инновационный характер, часть профессиональных компетенций не сформирована у современных учителей, поскольку профессиональные программы их подготовки не включали подобных компетенций. По этой причине перед системой дополнительного профессионального образования встает задача формирования требуемых компетенций. Для решения подобной задачи важной является деятельность педагога учреждения системы дополнительного профессионального образования, направленная на компенсирование недостающих профессиональных умений педагогических работников, на постоянное обновление их компетенций. Спецификой деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования является такая организация обучения, в которой созданы условия для дальнейшего профессионального развития учителя. Цель данной статьи – представление кластеризированной системы умений педагога. Основными подходами в нашем исследовании стали оценка литературы по данной проблеме и кластеризирование умений педагога. Результатом статьи являются основные кластеры умений педагога учреждения системы дополнительного профессионального образования: 1 – аналитический кластер умений педагога включает умения, связанные с изучением современных аспектов обучения взрослых; 2 – прогностический кластер умений педагога включает умения, связанные с планированием обучения взрослых; 3 – проективный кластер умений педагога включает умения построения проекта процесса обучения взрослых; 4 – рефлексивный кластер умений педагога вбирает умения соотнесения итогов процесса обучения с его целями и задачами; 5 – организаторский кластер умений педагога имеет в своем составе умение организации обучения взрослых; 6 – коммуникативный кластер умений ‒ умения взаимодействия с учительской аудиторией. Теоретическая значимость статьи заключается в анализировании актуальных исследований российских, европейских, американских ученых по вопросам изучения специфики деятельности педагога, организующего образование взрослых. Практическая значимость ‒ в выявлении особенностей деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования, в формулировании кластеров умений педагога и их характеристик.
Ключевые слова:
коммуникативный, система дополнительного профессионального образования, проективный, педагог системы дополнительного профессионального образования, кластеры умений педагога системы дополнительного профессионального образования: аналитический, прогностический, рефлексивный, организаторский
Н. Н. Дарьенкова