Педагогика

Тоцкая И. В., Недоспасова Л. А. Образовательный потенциал чат-ботов в изучении иностранных языков: социолингвистический, дидактический и коммуникативный аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 14–27. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
За прошедшие три десятилетия актуальность и перспективы использования чат-ботов в изучении иностранных языков значительно возросли, превратив данную тему в одну из самых дискуссионных в среде исследователей, разработчиков искусственного интеллекта, студентов и преподавателей. Педагогу предстоит большая работа по воссозданию языковой среды на занятиях: существуют эффективные методики парной и групповой работы, дидактические материалы, направленные на интенсификацию выработки языковых умений. Исследования, проведенные до настоящего момента, дают достаточно полную картину социолингвистических, дидактических, психологических аспектов чат-ботов в языковом образовании, раскрывают их когнитивный потенциал. Онлайн-чат-боты при изучении иностранных языков могут стать средством языковой практики для обучаемого в любой удобной ситуации с учетом того, что они совместимы с любой операционной системой смартфонов, планшетов, ноутбуков. В последнее десятилетие чат-боты все чаще используются в качестве помощников в языковом обучении из-за их легкой адаптивности под конкретные запросы (например, аспектное изучение – лексика, грамматика, говорение и письмо) для решения как комплексных задач – изучение целой темы со всеми дидактическими единицами, так и лингвистических универсальных – изучение первого, второго или последующего языка. Данная статья имеет целью не только показать положительное влияние искусственного интеллекта на результативность изучения иностранного языка, но и указать на позиции, недостаточно проработанные создателями чат-ботов, выяснить, одинаково ли эффективны чат-боты с искусственным интеллектом при изучении разных дидактических единиц языка, выявить возможные педагогические, социальные и технологические возможности, предоставляемые чат-ботами. В качестве методов исследования были использованы сравнительный анализ использования чат-ботов в студенческой и преподавательской среде, возможностей и препятствий для использования чат-ботов в языковом обучении. В результате исследования проанализирован опыт отечественных и зарубежных исследователей относительно преимуществ и недостатков использования чат-ботов в языковом образовании. В статье авторы затронули аспект психологической готовности к общению у обучаемых (основываясь на теории социального присутствия) и вопрос, насколько чат-боты помогают указанному процессу или затрудняют его. Статья может представлять практический интерес для исследователей данного вопроса.
Лю Ю. Специфика изучения русского языка бакалаврами-филологами вне языковой среды в китайских вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные китайские вузы готовят студентов-филологов, которые призваны изучать и преподавать русский язык как иностранный. Особенностью процесса овладения китайскими студентами-филологами русским языком как иностранным становится невозможность погружения обучающихся в условия реального функционирования языковой среды носителей языка, а также непосредственного проникновения в российскую социокультурную специфику. Преподаватели китайских вузов сталкиваются с необходимостью создания условий для частичного приобщения студентов к русской языковой среде, что обусловливает актуальность поисков и внедрения новых инструментов формирования социокультурной компетентности обучающихся, овладевающих языком вне языковой среды. Цель работы – выявление специфики изучения русского языка как иностранного будущими бакалаврами-филологами, изучающими РКИ в китайских университетах. Исследование базируется на использовании таких методов, как анализ, синтез, систематизация и сравнение. На основе анализа современных отечественных и зарубежных научных и научно-методических источников, затрагивающих вопросы создания искусственной языковой среды в процессе изучения иностранного языка, автором обобщается информация по используемым в практике иноязычного образования средствам и инструментам, позволяющим частично приобщить иностранных студентов к языковой среде носителей осваиваемого языка. Выявлено, что данному процессу способствует широкое применение технических средств обучения, а также информационно-коммуникационных технологий, позволяющих педагогу найти и грамотно внедрить в ход образования аутентичные материалы в текстовом, аудио- и видеоформате. Кроме того, практика преподавания РКИ в качестве элемента более эффективного обучения вне языковой среды показывает плодотворность организации «разговорных клубов», непосредственной коммуникации с носителями языка в рамках аудиторной и неаудиторной деятельности студентов. На основании выявленных инструментов и средств компенсации отсутствия естественной языковой среды носителей языка представляется возможным описать специфику изучения РКИ студентами-филологами в университетах Китая. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении средств развития основных компетенций иностранных студентов в процессе овладения русским языком как иностранным. Результаты работы могут оказаться востребованными педагогами, осуществляющими иноязычную образовательную деятельность с инофонами вне языковой среды.
Соловьёв Г. Е., Аверин А. Н., Солодянкина О. В. Тренинг как метод педагогической профилактики буллинга в школе (зарубежный опыт) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 209–224. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье раскрывается феномен буллинга как одного из видов агрессивного поведения. Подчеркивается, что буллинг довольно распространенное явление в школах многих стран мира. Такая ситуация ставит перед учеными и практиками ряд задач по противостоянию буллингу и его педагогической профилактике. Решение этих задач является залогом успешной борьбы с такой формой травли в образовательных учреждениях. Цель данной статьи – анализ существующих программ тренингов, которые способствуют снижению распространения такого негативного явления, как буллинг, в образовательных учреждениях. Представлен аналитический обзор основных программ тренинга, существующих в зарубежной педагогической теории и практике, направленных на профилактику буллинга в школе. Особое внимание уделяется педагогической профилактике буллинга в рамках деятельности социального педагога и классного руководителя. Подчеркивается, что эффективность тренинговой работы по профилактике буллинга в школе зависит от взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, школьников). В статье описываются три основные группы программ тренингов, направленных против буллинга в школе, которые ориентированы на когнитивные, социальные аспекты личности или учитывают их вместе (мультимодальные программы). В когнитивных программах подчеркивается важная роль процессов восприятия в жизни человека и его воздействия на поведение. Поэтому в рамках когнитивных программ тренинга большое внимание уделяется развитию способностей к адекватному восприятию других и самовосприятию, изучению невербального поведения человека, развитию навыков интерпретации языка тела и паралингвистических средств общения. В программах социального тренинга уделяется существенное внимание развитию социальных (коммуникативных) навыков личности (способностей к активному слушанию, пониманию невербальных сигналов, умению решать конфликтные ситуации). Для этого необходимо уметь вербализировать собственные потребности, ценности и цели и быть готовым к компромиссу с другими людьми. Кроме того, формируются навыки конструктивной совместной работы по достижению общих целей. Мультимодальные программы тренинга в профилактике буллинга в школе получили широкое распространение на основе возможности моделировать различные содержательные блоки и использовать соответствующие методы. Характерной особенностью мультимодальных программ является их эклектичность, сочетание различных техник, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Эти программы могут быть эффективно использованы в индивидуальной и групповой работе со школьниками.
Зарипова Р. Р., Данилов А. В., Салехова Л. Л. Трансформация полилингвального педагогического образования посредством цифровых образовательных ресурсов: кейс Республики Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 190–208. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительный рост числа цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в системе высшего образования трансформирует инфраструктуру дистанционного обучения, стимулируя как преподавателей, так и студентов к эффективной работе в режиме онлайн. Разработка ЦОР – трудоёмкий процесс, направленный на решение многочисленных образовательных задач. При этом в контексте би- и полилингвального обучения процесс создания ЦОР и учебных материалов имеет ряд особенностей. Целью исследования является разработка, внедрение в практику обучения и апробация полилингвального цифрового образовательного ресурса, способствующего эффективному полилингвальному обучению средствами русского, национального (татарского) и английского языков студентов Казанского федерального университета, расположенного в Республике Татарстан. Татарстан является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации, 53% населения которого составляют татары. Государственными языками РТ являются татарский и русский. В 2018 году Министерство образования Республики Татарстан запустило проект подготовки учителей-би- и полилингвов, который реализуется в Казанском федеральном университете и направлен на подготовку учителей неязыковых предметов для новых полилингвальных образовательных комплексов, способных и готовых успешно обучать на двух (татарском и русском) или трех (татарском, русском и английском) языках. С учетом сложившихся обстоятельств существует объективная необходимость в использовании современных образовательных технологий, подходов и учебных средств для реализации дидактического потенциала полилингвизма при подготовки будущих учителей неязыковых предметов. Был разработан пилотный полилингвальный ЦОР по дисциплине «Методы математической обработки данных» и предложен студентам для изучения. В качестве теоретического базиса к созданию ЦОР была использована модель ADDIE, состоящая из пяти этапов: Analysis/Анализ (оценка существующих условий и образовательных инструментов); Design/Проектирование (применяемые теории, методологии и цифровые решения); Development/Разработка (создание образовательного контента); Implementation/Внедрение (процесс прохождения курса); Evaluation/Оценка (сбор, интерпретация и анализ эмпирических данных с целью измерения мотивации и отношения к би- и полилингвальному ЦОР). Для оценки мотивации и отношения студентов – будущих учителей к разработанному ЦОР был проведен опрос. Результаты опроса позволяют утверждать, что студенты руководствовались не внешними мотивами при работе с образовательным ресурсом, такими как высокая оценка, устное одобрение, а внутренними: они считали работу важной, полезной и потенциально необходимой для будущей успешной профессиональной деятельности. Можно сделать вывод, что разработанный полилингвальный ЦОР является масштабируемым и может быть применён для других предметных дисциплин (например, информатика, физика и т. д.).
Гусева А. Х. Модификация образовательной среды как условие повышения эффективности обучения будущих переводчиков: дидактический и технологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 174–189. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассмотрены дидактический и технологический аспекты модификации образовательной среды; представлена методика обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов как результат учебно-методической работы по созданию цифровых образовательных материалов; проведен анализ научных исследований, посвященных теоретическому обоснованию изменений в системе организации высшего образования и реализации образовательных программ. Актуальность проблемы модификации образовательной среды: применяемые в практике российского высшего образования информационно-коммуникационные технологии и электронные дидактические материалы достаточно новы и не стандартизированы; не все учебно-методические материалы корректно оформлены с точки зрения методики преподавания как педагогической науки. Предмет исследования: модификация образовательной среды как условие повышения эффективности обучения. Цели работы: анализ исследований российских и зарубежных специалистов; рассмотрение видов перевода и типологии многокомпонентных гипертекстов; формулировка основных положений методики обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов. Основные подходы: синергетический метод – модификация образовательной среды рассматривается как комплексный процесс систематизации дидактических материалов и педагогических технологий с целью повышения эффективности обучения; компаративный метод – методика обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов разработана посредством сопоставительного анализа результатов выполнения студентами заданий на перевод контента электронных источников в процессе обучения специализированному переводу; системный метод – процесс модификации образовательной среды – единая система, включающая теоретическое обоснование вносимых в учебный процесс изменений и практические результаты систематического последовательного применения инновационных методик в педагогической деятельности как элементов системы. Теоретическая значимость работы – результаты анализа трудов российских и зарубежных коллег; практическая – в возможности применения представленной методики с целью повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования профессиональных IT-компетенций будущих переводчиков; методика позиционируется как один из дидактических инструментов решения проблемы модификации образовательной среды.