Педагогика
Боденова О. В. Организация учреждений общественного дошкольного воспитания в Карелии (1917-1928 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 110–129. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241181.htm
ART 241181
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11181
Просмотров: 606
В статье представлены результаты изучения процесса развития системы общественного дошкольного воспитания в Карелии в период военного коммунизма и новой экономической политики. Актуальность исследования определяется тем, что данная тема не стала предметом специального изучения, что препятствует созданию целостной картины развития института дошкольного воспитания в Республике Карелия, изучению региональных особенностей содержания и методики воспитания. Цель исследования – определение особенностей организации учреждений дошкольного воспитания в Карелии в период с 1917 по 1928 год. Методологической основой исследования стали принципы историзма и научной объективности. В работе применялись методы, обеспечивающие всесторонний анализ исследуемой проблемы: историко-сравнительный, фронтальное изучение архивных фондов, выявление, анализ, сравнение, обобщение, систематизация архивных и опубликованных источников. Выделены и описаны особенности работы органов управления дошкольным воспитанием в Карелии, порядок открытия и функционирования первых постоянных и временных дошкольных учреждений, их материально-техническая база, типичные для учреждений дошкольного воспитания трудности. В границах изучаемого периода представлены статистические данные о количестве дошкольных учреждений в Карелии в сравнении с общероссийскими показателями, описаны элементы быта дошкольных учреждений. Установлено, что развитие сети дошкольных учреждений в Карелии находилось под влиянием мер государственной политики и подчинялось общероссийским тенденциям: в первые годы советской власти отмечался рост дошкольных учреждений, который прекратился в период новой экономической политики; увеличение охвата детского населения дошкольными учреждениями в период завершения новой экономической политики достигалось путем открытия временных учреждений – детских площадок, но в Карелии эта задача решалась с большим трудом. Востребованность дошкольных учреждений в городе была значительно выше, чем в деревне, а их привлекательность для населения определялась мерами материального и продовольственного обеспечения, а не содержанием воспитания. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по истории развития системы народного образования в Карелии в целом и общественного дошкольного воспитания в частности. Введены в научный оборот дела из фондов архива Республики Карелия. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в научных исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, истории образования в Карелии, в экспозициях музея дошкольного воспитания Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.
Шеманаева М. А. Реализация социокультурной компетенции для обучения английскому языку как языку международного общения в школьных учебниках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 97–109. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241180.htm
ART 241180
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11180
Просмотров: 687
Английский язык на сегодняшний день перестал быть только языком культуры Великобритании и США и стал языком международного общения. Целью исследования было выявить, как реализована социокультурная компетенция с точки зрения обучения английскому языку как языку международного общения в материалах школьного учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для 9-го класса. Обзор баз данных научных статей показывает, что обучение английскому как языку международного общения является актуальной тематикой научных исследований. Анализ литературы выявил, что в контексте исследования наиболее значимым компонентом иноязычной коммуникативной компетенции становится социокультурная компетенция, которая знакомит обучающихся с особенностями коммуникации в определенном культурном контексте. Определены подходы к обучению английскому как иностранному и как языку международного общения, требования к УМК для обучения английскому как языку международного общения: наличие материалов о локальной/родной культуре, культуре изучаемого языка и мировой/глобальной культуре в примерно одинаковой пропорции. По рассмотрению литературы выявлено, что современные УМК в разных странах не удовлетворяют данным требованиям. В ходе исследования был проведен анализ УМК «Английский в фокусе» для 9-го класса общеобразовательной школы. Результаты показали, что в УМК доминируют материалы в Великобритании и США (66–77%), при этом материалы о родной культуре практически отсутствуют (3–4%), а материалы о мировой культуре представлены недостаточно (4–20%). Научная новизна состоит в том, что в исследовании выявлено и обосновано содержание отличительного элемента иноязычной коммуникативной компетенции в преподавании английского языка как языка международного общения – социокультурной компетенции. В ходе исследования практически выявлено, что при использовании школьного УМК для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурной компетенции необходимо использование на занятиях в дополнение к учебнику большего разнообразия дополнительных материалов как о родной/локальной/региональной культуре, так и о мировой культуре без превалирующего влияния какой-либо конкретной культуры.
Тарасова О. В., Сажина О. П. Практико-ориентированное обучение на специальных курсах по химии как основа профессиональной ориентации школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 82–96. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241179.htm
ART 241179
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11179
Просмотров: 650
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска практически результативных средств подготовки кадров для быстро развивающейся в Республике Мордовия фармацевтической промышленности. Цель статьи – показать эффективность практико-ориентированного обучения в решении образовательной и профориентационной задач посредством реализации специального курса по химии в рамках трехстороннего сотрудничества предприятия, вуза и школы. Новизна работы заключается в исследовании комплексного подхода к решению поставленных задач с использованием специфических особенностей предмета химии. Применяемые методы: анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта авторов, педагогическое наблюдение, опрос и анкетирование учащихся, статистическая обработка результатов. В ходе исследования установлено, что преподавание спецкурса по химии должно быть основано на общедидактических принципах научности, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности, связи обучения с жизнью, положительного эмоционального фона обучения. Углубленное изучение теоретических основ химии в их тесной взаимосвязи с практическим применением посредством решения задач и выполнения практико-ориентированного лабораторного практикума позволяет одновременно решать образовательную и профориентационную задачи. В результате у учащихся возникает устойчивый интерес к изучению химии, формируются практические умения и навыки работы в химической лаборатории, необходимые для осуществления дальнейшей трудовой деятельности на химическом предприятии. Эффективность предлагаемого подхода подтверждена успешной сдачей Единого государственного экзамена, выбором химических специальностей и направлений подготовки, заключением прямых договоров с предприятием. Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемый подход имеет важное значение в стратегии профессиональной ориентации школьников и позволяет осуществлять подготовку будущих специалистов как для конкретного предприятия, так и для химической отрасли в целом.
Ключевые слова:
химия, профессиональная ориентация, школьники, практико-ориентированное обучение, специальный курс
Сафонов В. И., Фирсова С. А., Биушкина Е. И. Организация контроля качества освоения учебного материала студентами вуза посредством системы автоматизации проверки знаний и практических навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 65–81. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241178.htm
ART 241178
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11178
Просмотров: 634
В настоящее время цифровая трансформация образования является необходимым процессом изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы в вузах. Реализация этого процесса невозможна без развития цифровой инфраструктуры, создания систем оценивания и появления общедоступных наборов электронных учебно-методических материалов, систем и сервисов. Кроме того, необходимо формирование и развитие цифровых компетенций у профессорско-преподавательского состава и студентов. В этом контексте исследование, представленное в данной статье, является актуальным. В нем рассматривается разработка и создание системы автоматической проверки сформированности требуемых компетенций у обучаемых в рамках конкретных учебных дисциплин с возможностью встраивания таких систем в электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС), которые функционируют в большинстве вузов России. Целью статьи является описание опыта организации контроля качества освоения учебного материала с использованием разработанной авторами тестирующей системы. Система предназначена для контроля качества выполнения студентами медицинских специальностей вузов лабораторных работ модуля «Статистический анализ данных в медицине», входящего с состав дисциплины «Программное обеспечение профессиональной деятельности». При разработке системы был выполнен анализ трудов российских и зарубежных ученых, относящихся к проблематике подготовки медицинских кадров и формирования у них цифровых компетенций в условиях информатизации здравоохранения. Также материалы исследования опираются на имеющиеся научно-методические материалы и многолетний опыт преподавания авторами дисциплин, связанных с медицинской информатикой и ИКТ, в медицинском институте Мордовского государственного университета. Ведущим методом исследования выступает статистический анализ результатов, полученных после применения разработанной тестирующей системы. К основным результатам статьи можно отнести: определение функционала созданной тестирующей системы и описание ее архитектуры; обоснование выбора инструментов разработки для практической реализации данного программного решения; представление интерфейсных частей системы для преподавателей и студентов с примерами работы; указание особенностей применения системы в учебном процессе медицинского вуза. Статья может представлять практический интерес для специалистов, занимающихся вопросами построения информационных систем поддержки образовательного процесса, и преподавателей, ведущих дисциплины ИКТ-цикла для студентов медицинских специальностей вузов.
Шалагинова К. С., Декина Е. В., Коханова Н. В. Формирование уверенного поведения у студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 49–64. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241177.htm
ART 241177
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11177
Просмотров: 683
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением условий формирования уверенного поведения у студентов психолого-педагогических специальностей. Анализ литературы позволяет говорить об уверенности как многомерной характеристике, которая определяется взаимностью и взаимообусловленностью всех компонентов. Цели исследования: определить факторы формирования уверенного поведения у студентов – будущих педагогов, психологов, провести оценку эффективности формирования уверенного поведения в группе студентов. Теоретико методологическую основу работы составили ключевые принципы и положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными учеными в системном, деятельностном подходах. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (тестирование); методы количественного и качественного анализа. В общей сложности в исследовании приняли участие 128 студентов ТГПУ им Л. Н. Толстого, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Для диагностики компонентов уверенного поведения студентов использовались следующие методики: «Тест уверенности в себе» (В. Г. Ромек), «Шкала личностной и ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберг – Ю. Л. Ханин), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев), «Метод определения самооценки» (Дембо – Рубинштейн), «Стандартный многофакторный личностный опросник Кеттелла 16PF» форма А/В Раймонд Кеттелл (адаптация: В. И. Похилько, А. С. Соловейчик, А. Г. Шмелев). В основу модели формирования уверенного поведения студентов – будущих педагогов, психологов положены идеи когнитивно-поведенческой психотерапии как подхода, наиболее эффективно работающего с поведением. После реализации формирующего этапа отмечена положительная динамика в выборке по каждому компоненту, что позволяет сделать вывод об эффективности проделанной работы. Теоретическая значимость: уточнены, дополнены и систематизированы научные представления о формировании уверенного поведения у студентов; выявлены и описаны особенности формирования уверенного поведения будущих педагогов, психологов. Практическая значимость: предложенная программа формирования уверенного поведения у студентов – будущих педагогов, психологов может быть использована кураторами академических групп, ответственными за стажерскую практику и трудоустройство выпускников вузов.
О. В. Боденова