Педагогика
Ларина Т. С., Зимина Е. А. Общественный знак как элемент ранней профессионализации при обучении юристов-международников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 68–82. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231062.htm
ART 231062
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11062
Просмотров: 818
В связи с возрастающим интересом к профессии юриста-международника в условиях глобализации растет спрос на образовательные программы по юриспруденции, предполагающие не только изучение студентами отечественного и зарубежного законодательства, но и их подготовку к участию в мероприятиях международного уровня, подразумевающую превосходное владение иностранным языком. Однако в сжатые сроки обучения задача овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для осуществления профессиональной коммуникации в сфере юриспруденции, является сложной. В настоящем исследовании рассматривается вопрос ранней профессионализации будущих юристов-международников, которая позволила бы им начать овладение основами права не только в рамках специальных дисциплин, но и на ранних этапах обучения иностранному языку. С целью создания мотивации студентов при работе со сложной профессиональной лексикой на иностранном языке в данной статье предлагается применение особого типа текста, схожего с юридическими текстами, а именно – общественного знака. Актуальность исследования подтверждается мировым опытом исследований, проведенных в области ранней профессионализации юристов, однако в педагогической практике (отечественной и зарубежной) отсутствует опыт обучения юристов иностранному языку с применением общественного знака, что, безусловно, является научной новизной настоящего исследования. Цель исследования – разработка методических рекомендаций и приемов по работе с общественными знаками на уроке немецкого языка с будущими юристами-международниками. В работе были использованы основные теоретические методы: анализ, сопоставление, обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований, а также метод анализа аутентичных общественных знаков, отобранных в образовательных целях. Основные результаты статьи включают ряд заданий и методических рекомендаций по работе с доступным для восприятия типом текста «общественный знак». Теоретическая значимость исследования видится в комплексном изучении культуры и языка в процессе их взаимного функционирования. Практическая ценность состоит в том, что применение общественного знака как текста, включающего помимо вербального компонента также изображение, способствует снятию трудностей при освоении студентами, только начинающими изучение иностранного языка, сложной юридической лексики на изучаемом языке. Предлагаемый комплекс заданий может быть использован в педагогической практике на уроках немецкого языка при обучении юристов в неязыковом вузе.
Ключевые слова:
немецкий язык, язык права, ранняя профессионализация, юрист-международник, общественный знак
Дагаева Е. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к предпринимательству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 48–67. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231061.htm
ART 231061
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11061
Просмотров: 702
В сложившихся социально-экономических условиях развитие предпринимательской активности населения является залогом устойчивого экономического развития страны. Одним из значимых приоритетов современного российского государства выступает развитие молодежного предпринимательства. Российской экономике как никогда нужны активные молодые профессионалы, обладающие предпринимательским мышлением, ориентированные на создание своего дела, новых рабочих мест и внедрение инноваций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска ответа на вопрос о том, какие факторы могут стимулировать развитие предпринимательской активности студентов в период их обучения в вузе. Цель статьи – анализ организационно-педагогических условий формирования готовности студентов высших учебных заведений к предпринимательству как фактора стимулирования их предпринимательских намерений и предпринимательской активности. Ведущими подходами к исследованию выступили системный, компетентностный и средовой. Их применение позволяет глубоко и комплексно проанализировать проблемы формирования готовности к предпринимательству у студентов вузов и систематизировать организационно-педагогические условия, оказывающие влияние на нее. В статье представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных источников по проблеме стимулирования предпринимательской активности студентов высших учебных заведений, а также результаты социологического опроса студентов вуза на предмет выявления факторов, влияющих на их готовность к предпринимательству. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят дополнить и углубить научные представления о влиянии организационно-педагогических условий на формирование готовности студентов к предпринимательству. Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации, основанные на его результатах, могут быть внедрены в работу подразделений вузов, отвечающих за развитие предпринимательских компетенций студентов и стимулирование их предпринимательской активности, и позволят оптимизировать деятельность высших учебных заведений в контексте формирования и развития предпринимательской экосистемы вуза.
Декина Е. В., Пазухина С. В. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в исследовательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 35–47. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231060.htm
ART 231060
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11060
Просмотров: 916
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития учебной самостоятельности младших школьников. Исследовательская деятельность формирует особый стиль учебной деятельности, способствует превращению обучения в самообучение, запускает механизмы саморазвития. Цели исследования: определить у учащихся начальной школы проблемы развития учебной самостоятельности, выявить условия их преодоления и апробировать психолого-педагогическую программу развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области учебной деятельности, учебной самостоятельности младших школьников. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ СОШ № 2 г. о. Серпухов Московской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса в количестве 22 человек. Диагностическая программа включала в себя следующие методики: карта проявлений самостоятельности, наблюдение посредством диагностической карты «Выявление исследовательских умений», анкетирование «Умеете ли Вы?», анкетирование с целью выявления эмоционального отношения детей к исследовательской деятельности, шкала выраженности учебно-познавательного интереса. Проведенное исследование показало, что положительное отношение к исследовательской деятельности и учебно-познавательный интерес у детей явно выражены, но необходима работа по формированию конкретных исследовательских умений, так как у многих обучающихся обнаружены сложности с вычленением проблем, формулированием вопросов, выдвижением гипотез, классификацией, умением экспериментировать, делать выводы и умозаключения. В качестве условий развития учебной самостоятельности младшего школьника в процессе организации исследовательской деятельности были выделены следующие: учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в процессе учебной деятельности; вовлечение учащихся в поэтапную исследовательскую деятельность с постепенным снижением роли взрослых в ее сопровождении; использование активных и интерактивных методов и разных способов организации познавательной, проблемно-поисковой, проектной деятельности; целенаправленное формирование конкретных исследовательских умений, в развитии которых выявлены проблемы, а также приемов самоконтроля и самооценки младших школьников на всех этапах исследовательской деятельности. Данные условия были апробированы в ходе реализации специально разработанной психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Результаты исследования могут быть полезны при организации исследовательской деятельности и развитии самостоятельности учащихся младшего школьного возраста в учебной и внеучебной работе.
Черанёва В. И. Подготовка сельского учителя к реализации профориентационного компонента дидактической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 24–34. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231059.htm
ART 231059
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11059
Просмотров: 712
В современном обществе важным аспектом профессиональной деятельности является возможность выбора подходящей профессии, поэтому профориентационный компонент в образовательной системе становится все более актуальным. Однако реализация профориентационного компонента требует от учителей соответствующих знаний, умений и навыков. В особенности это касается учителя сельской школы, так как в условиях сельской местности выбор профессии имеет особое значение и, прежде всего, должен быть ориентирован на профессии агропромышленного комплекса. Представленная статья посвящена актуальной проблеме подготовки учителя сельской школы к реализации профориентационного компонента дидактической системы с позиции его содержательного наполнения. Целью статьи является разработка модели курсов повышения квалификации педагогов сельской школы с профориентационным компонентом дидактической системы на основе применения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики. Методологическая основа исследования строится на общенаучных принципах интегративно-деятельностного подхода, общей методологии повышения квалификации педагогических кадров. В исследовании мы опирались на теорию профессионального становления личности, теорию психологии профессионального развития учителя. В результате исследования представлен авторский курс повышения квалификации для учителей сельской школы с профориентационным компонентом дидактической системы и обоснована возможность его использования при обучении практикующих учителей и выпускников педагогических вузов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной модели курсов повышения квалификации для педагогов сельских школ в реальной педагогической практике. Данная модель может помочь учителям реализовывать профориентационную деятельность с акцентом на сельское хозяйство средствами интегративных заданий сельскохозяйственной тематики, а также лучше понимать интересы и потребности своих учеников в сфере определения жизненного пути. Это может привести к увеличению числа выпускников, выбирающих сельское хозяйство как сферу своей будущей профессии, что, в свою очередь, может привести к улучшению экономического развития сельских регионов.
Казачкова Е. М., Кононенко А. П. Цифровой подход в творческих заданиях образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 11–23. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231058.htm
ART 231058
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11058
Просмотров: 751
Современный мир не может больше существовать без гибридного образования, поэтому быстро развивается направление в лингвистике, которое тесно связано с цифровыми технологиями, и развивается совершенно другое направление в педагогике, связанное с мотивацией изучения иностранных языков и цифровых технологий для различных целей. Актуальность разработки онлайн-конкурсов и олимпиад с применением цифровых технологий за последние годы нашла свое подтверждение в рассмотренных научных работах. Исследования, проведенные ранее, затрагивали последствия применения онлайн-платформ и информационных технологий в процессе образовательных и других социальных мероприятий. Цель данной статьи состоит в применении цифровых технологий для создания творческих заданий с целью популяризации изучения иностранных языков студентами разных специальностей. Сравнительный метод существующих онлайн-конкурсов и олимпиад стал основным. Цифровой подход, применяемый в разработке конкурсных заданий, представлен в системе Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom и других. Статья построена на обобщении результатов проведенных олимпиад и конкурсов, в которых принимали участие студенты Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Также была выявлена творческая составляющая каждого конкурса и олимпиады, заложенная при выполнении заданий языкового конкурса. Анализ разработанных положений, критериев оценивания и полученного опыта, а также анализ применения современных цифровых технологий при разработке конкурсов и олимпиад позволяет предвидеть некоторые непредусмотренные недостатки в процессе выполнения заданий. В статье представлены три этапа проведения языкового конкурса на базе РГУПС с применением цифровых технологий. С учетом результатов проведенных исследований в гибридном цифровом формате предложены способы повышения качества оценивания и разработки заданий для выполнения участниками из железнодорожных вузов России. В результате исследования проанализирован опыт отечественных и зарубежных ученых, которые затрагивали аспекты цифровых технологий в образовательном пространстве, описывая плюсы и минусы в преподавании иностранного языка. Статья может представлять практическую значимость для исследователей и разработчиков конкурсов и олимпиад, в которых применяется цифровой подход.