Педагогика
Исупова Т. Н., Можарова Т. Н., Чаплыгина Е. В. Организация проектной деятельности студентов педагогических специальностей в цифровой образовательной среде как важное условие развития их творческого потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231035.htm
ART 231035
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11035
Просмотров: 846
Развитие творческого потенциала обучающихся – одна из важнейших задач, которые стоят перед наставниками цифровой школы. Значимость творчества для выпускника обусловлена динамикой современной жизни, характером востребованных профессий, потребностями самого человека, общества. Авторами исследуется проблема организации проектной деятельности студентов педагогических специальностей в условиях информационной среды вуза на основе цифровых сервисов. Цель статьи – оценить влияние вовлечения будущих педагогов в проектную деятельность на уровень развития их творческого потенциала. Методология основывается на анализе дидактических возможностей проектной деятельности, инициатив ЮНЕСКО, государственных программ для развития педагогического образования. Программные средства: интерактивные тренажеры (ProProfs); ленты времени (Timeline JS); ментальные карты (MindMap); презентации (Prezi). Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности включения цифровых сервисов в проектную деятельность студентов педагогических специальностей, способствующие развитию таких качеств личности, как организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность проектной деятельности будущих педагогов по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса. В заключении делаются выводы о возможностях применения цифровых технологий для развития творческого потенциала личности будущего педагога: вариативность представления учебного материала; опыт профессионально ориентированной коммуникации; обогащение спектра инструментов деятельности; использование разных форм работы (индивидуальной, групповой); повышение мотивации, самоконтроля, способности к рефлексии. Также сформулированы трудности предлагаемых нововведений: как отслеживать и координировать ход творческой работы над проектом; каким образом разграничить текущий, промежуточный, итоговый контроль; какие цифровые сервисы выбрать и т. п. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами вузов для совершенствования своей профессиональной, творческой, самостоятельной, проектной деятельности.
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, проект, качества личности, электронный ресурс, цифровая школа
Лашина Г. В. Анализ внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при формировании коммуникативной компетентности медицинских сестер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 66–79. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231034.htm
ART 231034
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11034
Просмотров: 819
На сегодняшний день, в условиях стремительного развития инновационных медицинских технологий, остро ощутима потребность в высокопрофессиональных медицинских специалистах, в том числе обладающих коммуникативными компетенциями. Закономерным является то, что медицинским сестрам, для поддержания и повышения своей статусности, на протяжении всей трудовой деятельности следует заниматься развитием своих профессиональных компетенций. Требуется уделять особое внимание не только освоению практических навыков и приобретению умений по специальности, но и формированию коммуникативных, лидерских качеств медицинской сестры. С учетом того что процессы с отработкой и закреплением коммуникативных компетенций с использованием симуляционных технологий на этапе последипломного образования среднего медицинского звена не прогрессируют, внедрение в дополнительные профессиональные программы симуляционных форм обучения предоставляет возможность решить обозначенную проблему. Это определяет актуальность темы исследования. Целью статьи является проведение анализа внедрения симуляционных технологий в программы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием. В качестве эмпирических методов исследования были использованы наблюдение, эксперимент, опрос, сравнение. Проведение тренингов с использованием симуляционных технологий позволяет расширить траекторию современного обучения и предоставить медицинским работникам право выбора развития своих компетенций в условиях симуляционной среды. Результатом проведенной работы является увеличение количества слушателей с продвинутым уровнем коммуникативной компетентности по окончании тренинга. На основании анализа анонимного анкетирования слушателей циклов повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» были выделены преимущества и недостатки проведения тренингов с использованием симуляционных технологий; доказано, что в мобильной практической деятельности медицинской сестры коммуникативные навыки являются профессионально необходимыми наравне с другими востребованными компетенциями и процесс обучения должен обеспечивать непрерывное профессиональное развитие медицинского специалиста в преемственности с другими формами обучения. Данная статья будет полезна для исследователей, специалистов медицинского симуляционного обучения, педагогов дополнительного профессионального образования и может использоваться на симуляционных занятиях со слушателями циклов повышения квалификации, направленных на развитие коммуникативной компетентности.
Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Профессиональная готовность педагогических кадров к цифровой трансформации образовательного процесса в ДОО: тактика использования технологии геймификация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 51–65. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231033.htm
ART 231033
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11033
Просмотров: 895
Уже несколько лет особенно остро в научных и педагогических кругах обсуждается проблема цифровизации образования. Исследователи выдвигают свои концепции и технологии по внедрению в образовательный процесс инновационных инструментов. Анализ зарубежных и отечественных источников по проблеме внедрения цифровых образовательных технологий в сферу образования показывает, что большая часть исследований посвящена включению цифрового компонента в школьную и университетскую практику с целью повышения успеваемости обучающихся, а уровень дошкольного образования остается на периферии. Исходя из интерпретации данных работ, следует, что вопрос об онлайн-образовании и использовании цифровых технологий по-прежнему актуален и открыт на всех уровнях образования. В работе обоснована необходимость перестраивания образовательного процесса дошкольников под воздействием правовых, социально-экономических и культурных факторов. Однако, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, для которых ведущим видом деятельности является игра, наиболее оптимально с позиции здоровьесбережения применять технологию геймификация – использование компьютерных техник в неигровой образовательной ситуации. Целью исследования стала проверка готовности педагогов применять технологию геймификация при работе с детьми дошкольного возраста, так как она позволяет активизировать познавательный интерес, сделать процесс увлекательным и интересным, где ребенок является субъектом действия и выражает посредством цифровой игры круг своих интересов. Методами исследования послужил гугл-опрос педагогических кадров МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска на предмет трансформации образовательного процесса ДОО путем включения в него инновационных сквозных образовательных технологий, а также беседа и входной ассесмент практико-ориентированного характера. Представлены экспериментальные данные по внедрению в образовательный процесс дошкольной образовательной организации цифровых технологий, в том числе и геймификации. Результаты диагностики продемонстрировали готовность педагогов к использованию цифрового образовательного контента, но данный процесс протекает неоднородно, сложно и с определенными трудностями, выражающимися в отсутствии понимания у некоторых кадров того, что такое цифровизация, цифровые технологии, а следовательно, и их использовании при организации образовательного процесса. Цифровая трансформация дошкольной образовательной организации возможна, если педагогические работники повысят свой уровень квалификации в сфере использования цифровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников, если будет создана цифровая образовательная среда и будут учтены возрастные и интеллектуальные потребности детей. Теоретическая и практическая части исследования будут полезны как исследователям в сфере цифровизации образования, так и практикам, ищущим алгоритм перестраивания образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) посредством включения цифрового компонента.
Директорова Д. Д., Директоров В. Д. Возможности цифровой обработки лингвометодической инфографики для обучения русскому языку в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 33–50. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231032.htm
ART 231032
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11032
Просмотров: 901
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях высокой информационной нагрузки у современного поколения школьников начала появляться тенденция к клиповизации мышления. Особую значимость это явление приобретает в процессе обучения учащихся старших классов, которые испытывают наибольшую когнитивную нагрузку, связанную в том числе и с подготовкой к предстоящим экзаменам. Эта тенденция должна быть учтена при конструировании эффективного процесса обучения и подкреплена новыми технологическими возможностями, которые обеспечивают современные цифровые инструменты. Цель данного исследования состоит в определении способов цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая содержится в учебниках и учебных пособиях по русскому языку, для преобразования их в вариативные задания, которые возможно применять в процессе обучения, в частности, в старшей школе. Предлагаемый подход состоит в создании вариативных заданий по русскому языку на основе существующей лингвометодической инфографики посредством ее цифровой обработки предложенными в статье цифровыми инструментами. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации, дефиниционный анализ, а также методический анализ современных учебников. В качестве результатов исследования приводится несколько вариантов цифровой обработки методических средств графической наглядности по русскому языку, которые могут применяться в процессе обучения старшеклассников. Кроме того, в рамках проведенного исследования описывается перспектива создания цифрового образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики» для аккумуляции в нем цифровых копий указанных средств графической наглядности. Теоретическая значимость статьи состоит в определении цифровых инструментов и способов их применения для цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая может быть использована в процессе обучения русскому языку в старших классах. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных способов цифровой обработки лингвометодической инфографики для создания индивидуализированных заданий разного уровня сложности. Данный ресурс будет методическим подспорьем для учителей-практиков, будущих учителей и учащихся школы.
Черкасова М. Н., Сироткин В. В., Костюков А. В. Потенциал e-learning в модернизации аспирантского образования транспортного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 18–32. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231031.htm
ART 231031
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11031
Просмотров: 754
Актуальность изучения потенциала e-learning в модернизации аспирантского образования осложняется продолжающимся процессом реформирования российской аспирантуры, конфликтом между образовательной, исследовательской и практической составляющими, изменяющимися образовательными стратегиями и тактиками, эпидемиологической обстановкой. В настоящее время отмечается отсутствие работ, в которых освещается потенциал e-learning в формировании новой образовательной модели аспирантского образования, которое нуждается в реформировании и диверсификации. Рабочая гипотеза заключалась в предположении, что в период экстремального (март – июль 2020 г.) и постэкстремального дистанционного обучения (ДО) (октябрь 2020 г. – январь 2021 г.) у аспирантов I и IV курсов транспортного вуза сформировались устойчивые информационно-коммуникационные компетенции и желание продолжить обучение в дистанционном формате для реализации самостоятельной исследовательской деятельности в рамках современных трендов. Для проверки гипотезы были сформированы задачи, позволяющие проанализировать реакции аспирантов на реализацию образовательной программы в период постэкстремального обучения, выявить потенциальные риски e learning и представить модель обучения с использованием дистанционных технологий. В исследовании-опросе принимали участие 59 аспирантов транспортного вуза: аспиранты I курса (33 человека) и IV курса (26 человек). Цель – проанализировать уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций за период ДО и степень адаптации к такому виду обучения в зависимости от направления подготовки (технические направления подготовки (“T”); информационные направления подготовки (“IT”); социально-гуманитарное направление подготовки (“SH”)), курса, возраста. 48,48% аспирантов I курса, в отличие от обучающихся IV курса, демонстрируют позитивно-одобрительную реакцию на внедрение e-learning и ДО в аспирантуре. При этом за традиционное обучение выступили лишь 30,3% аспирантов I курса (27,27 “T” + 3,03 “IT”), в отличие от 50% респондентов IV курса (46,15 “T” + 3,85 “IT”). Расшифровка реакций выпускников аспирантуры на длительное ДО трактуется нами как резко отрицательная: 100% респондентов (IV курс) ответили НЕТ длительному дистанционному обучению. В соответствии с реакциями респондентов и невозможностью универсализации e-learning предложена модель аспирантского образования с использованием дистанционных технологий. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать количественный и качественный анализ реакций на потенциальную образовательную модель с использованием e learning для дальнейшего формирования траектории аспирантского образования. Исследование может представлять ценность в рамках теории организации высшего образования, в частности для изучения процесса формирования научных, практических и профессиональных компетенций научно-педагогических кадров высшей квалификации с точки зрения диверсификационного обучения.
Ключевые слова:
e-learning, аспирантура, модель образования, covid-19, потенциальные риски e-learning