Педагогика

Лукашенко Е. С. Практика организации профессионально ориентированного обучения английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 63–76. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231072.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена неослабевающим интересом к проблеме языковой подготовки обучающихся нелингвистических направлений и специальностей. Понимание того, что изучение иностранного языка может и должно быть сопряжено с решением профессиональных задач, делает языковую подготовку неотъемлемым компонентом процесса приобретения обучающимися профессиональных компетенций. Целью исследования является критический анализ разработанной рабочей программы, ее содержания, что позволяет представить целостную картину существующей практики организации профессионально ориентированного обучения. Статья посвящена рассмотрению особенностей организации процесса обучения английскому языку для специальных целей в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова на примере дисциплины «Иностранный (английский) язык в профессиональной сфере» для направления подготовки 38.03.01 Экономика. В основе исследования лежит анализ основных компонентов методического обеспечения учебного процесса. Исследование позволило выявить основные особенности организации процесса обучения английскому языку для студентов-нелингвистов, преимущества профессионально ориентированного обучения, а также основные проблемные аспекты. Хорошо продуманная, рациональная организация процесса обучения значительно повышает уровень мотивации студентов нелингвистических направлений и специальностей к изучению иностранного языка, а также способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда. В статье делается акцент на необходимости коллаборации преподавателей профильных кафедр и кафедр языковой подготовки путем создания межкафедральных методических объединений, выявляются основные аспекты взаимодействия и направления совместной работы. Профессионально ориентированное обучение английскому языку – это поэтапный, многоступенчатый процесс, при котором занятия по английскому языку становятся все более узконаправленными, с одной стороны, а с другой – представляют собой продуктивное сочетание языка для специальных целей и языка для общих целей. Материал статьи может быть использован для дальнейшей разработки теории и совершенствования методики профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Приведенные примеры заданий могут использоваться преподавателями на занятиях по английскому языку.
Гакаме Ю. Д., Головащенко В. В. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 49–62. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231071.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена потребностью учителей начальных классов в эффективных способах организации работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников на основе использования анимации. В современном обществе развитие универсальных компетенций у учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность приобретает особое значение. Однако образовательный процесс все еще ориентирован на предоставление готовой системы знаний, умений и навыков, которые учащиеся осваивают путем успешного прохождения учебных программ. В связи с этим необходима модернизация системы начального образования, чтобы она стала полем формирования и развития личности учащихся, которое отвечает запросам общества. Анимация является эффективным средством эмоционального развития младших школьников. Цель статьи – описание результатов проведенного педагогического эксперимента по апробированию разработанной модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Результаты исследования представляют практический интерес для учителей начальных классов, которые могут использовать модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, «Дневник эмоций» в работе. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об эмоциональном развитии; определении структурных компонентов системы, их содержательного наполнения, которые были включены в описанную модель организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников. Практическая значимость данного исследования состоит в разработке модели организации работы анимационной студии эмоционального развития младших школьников, реализованной на практике, учебных заданий для младших школьников, «Дневника эмоций» как средства работы в анимационной студии.
Матвеев В. В., Ефименко И. С., Грибков Д. Н. Дидактический потенциал интерактивных лент времени для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 32–48. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Важной задачей, стоящей перед педагогом цифровой школы, является подготовка выпускника, способного использовать полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и генерировать новые идеи, предлагать нестандартные решения, выходить за рамки привычных шаблонов и обстоятельств. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения сервисов таймлайн для развития творческого мышления школьников в условиях дополнительного образования. Цель исследования – изучить дидактический потенциал интерактивных лент времени на занятиях в системе дополнительного образования для развития творческого мышления школьников. Методология основывается на выявлении возможностей дополнительного образования и информационных технологий для формирования компонентов творческого мышления личности; на уточнении программы занятий и методов организации деятельности в студиях при создании лент времени. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал применения таймлайн как разновидности инфографики в отношении каждого из компонентов в структуре креативности: гибкости, оригинальности, разработанности, беглости. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности сервисов таймлайн в условиях дополнительного образования, способствующих развитию творческого мышления за счёт интерактивного представления, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра креативных индустрий Орловского государственного института культуры, в студиях «В теме» и «Перспектива». Для создания лент времени был выбран сервис Timeline JS. При диагностике и оценке сформированности мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е. Е. Туник). В качестве метода статистической обработки использован критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. В результатах представлена программа занятий, методы организации деятельности в студиях при создании лент времени: отображение фактов в хронологическом порядке, составление алгоритмов, создание биографий, представление статистики. Сформулированы трудности, которые осложняют использование сервисов: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев эффективного применения веб-приложений. Полученные результаты могут быть использованы на занятиях в системе дополнительного образования для профориентационной работы, организации свободного времени и поддержки интеллектуального развития школьников.
Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Практические занятия по иностранным языкам в методической теории и в представлении преподавателей университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 15–31. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231069.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В дидактических и методических исследованиях рассматривается широкий спектр вопросов по организации эффективного образовательного процесса. При этом и теоретики, и практики отмечают недостаточную связь между теоретическими и практическими составляющими педагогической науки. Цель данной статьи – выявить и проанализировать на эмпирическом уровне имеющиеся корреляции теоретических положений современной методики иноязычного образования в университете с их практической реализацией на занятиях. Авторы статьи провели обобщенный анализ литературы по ведущим подходам к организации иноязычного образования и, используя метод содержательной интеграции, определили доминирующие теоретические положения, которые должны быть ориентирами для преподавателей при проектировании практических занятий по иностранному языку в университете. Далее проводился опрос преподавателей иностранного языка университета, цель которого – выявить, соответствуют ли их практические решения ведущим теоретическим тенденциям современной методики иноязычного образования. Проведенное исследование показало, что более половины преподавателей университета предпочитают комбинированное использование учебников как стержня всего практического курса по иностранному языку, дополняя его материалами и различными педагогическими инструментами. Основными мотивами преподавателей при этом выступают стремление повысить эффективность занятий за счет ориентации на конкретных обучающихся и повышение их вовлеченности в коммуникативную и интеллектуальную деятельность на занятии. Доминирующей идеей преподавателей при выборе содержания и инструментария выступает рациональное обеспечение вариативности (разнообразие содержания, действий студентов, педагогических инструментов) для культурного насыщения образовательной среды и расширения возможных интеракций посредством изучаемого языка. Результаты исследования показывают, что большинство преподавателей иностранного языка в университете знакомы с ведущими теоретическими тенденциями иноязычного образования и осознают необходимость их практической реализации. Они проявляют определенную автономию и творческий подход при проектировании своих занятий, стремясь вовлечь студентов в образовательную деятельность. Можно также определить, какие теоретические положения методических исследований следует подкрепить более детальными практическими разработками и каким аспектам взаимодействия теории и ее практической реализации необходимо уделять внимание при повышении квалификации преподавателей иностранного языка университета.
Ефремова Н. Ф. Доказательно аргументированный подход к оцениванию компетенций в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231068.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье на основе анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов представлено текущее состояние теории и практики оценки компетенций студентов. Отмечены трудности оценивания сложных, глубоко латентных и междисциплинарных по своей природе образовательных результатов обучающихся в терминах компетенций при освоении основных образовательных программ профессионального образования. Актуальность исследования обусловлена потребностью повышения надежности оценок. Цель исследования – показать новые подходы к проектированию, конструированию и применению оценочных средств по моделям доказательной аргументации с опорой на теорию и практику педагогических измерений, обеспечивающих справедливость оценочного процесса и аутентичность результатов оценки. Новизна исследования заключается в системном представлении алгоритма проектирования и моделирования доказательно аргументированной оценочной процедуры с включением планируемой деятельности студентов при выполнении задания. Расширены представления о методологии доказательно аргументированной оценки компетенций в целях повышения надежности и аутентичности результатов. Показано, что тенденции развития контрольно-оценочной деятельности направлены на укрепление связи между обучением и дизайном оценки, ориентированной на фактические данные. Важным этапом нового подхода к оцениванию компетенций является проектирование инструмента оценки на основе моделирования элементов оценки и использования ситуативных задач. При этом моделирование оценочного конструкта предметной области и планируемой деятельности испытуемых в процессе их взаимодействия с оценочным средством является системообразующим элементом инструмента оценки, деятельность обучающихся в ситуации оценочной процедуры обеспечивается использованием симуляций в цифровой среде. Анализ и самооценка результатов становятся обязательными составляющими в оценочном процессе.