Педагогика

Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Ненашева О. В. Маркетплейсы в образовании: перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цифровой век привел к социальным изменениям, когда люди становятся все более информированными. А это влечет за собой изменение способа потребления: от чистого офлайн-режима к смешанному онлайн- и офлайн-режиму. В эпоху цифровых технологий и экономического кризиса поставщики услуг, в том числе и образовательных, чтобы выжить в новых рыночных условиях, ищут новые каналы сбыта своей продукции. Актуальность данного исследования заключается в том, что маркетплейсы в образовании – это относительно новое явление, которое начало набирать популярность в последние годы. Они представляют собой онлайн-платформы, которые дают возможность обучающимся и обучающим обмениваться знаниями, навыками и опытом. В Российской Федерации первый маркетплейс образовательных курсов заработал совсем недавно – в марте 2023 года. Аналогов ему в России на сегодняшний день нет. Цель данной работы – выявление перспектив развития маркетплейсов в образовании в нашей стране. Изучение маркетплейсов в образовании важно, так как оно позволяет более глубоко понять процессы, происходящие в сфере образования, и выявить новые подходы к организации обучения. С теоретической точки зрения исследование маркетплейсов образовательных курсов может помочь понять потребности и предпочтения студентов, а также оценить влияние технологий на образование и разработать новые подходы к обучению. С практической точки зрения маркетплейсы предоставляют доступ к широкому спектру курсов и предметов, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях. Это может быть особенно полезно для жителей отдаленных районов или граждан, живущих за границей. Кроме того, маркетплейсы могут предоставлять доступ к курсам по новым технологиям и специализированным предметам. Авторы данного исследования не только характеризуют положительные стороны внедрения маркетплейсов в образование, но и указывают на отдельные недостатки этого явления. Тем не менее авторы статьи полагают, что маркетплейсы могут принести большую пользу образованию, если будут обеспечены высокие уровни безопасности и конфиденциальности, а также механизмы контроля качества и мониторинга контента. Кроме того, маркетплейсы вступить в партнерские отношения с учебными заведениями и экспертами, чтобы обеспечить соответствие образовательным стандартам.
Щербаков Е. С., Пудовкина О. Е., Симонов А. В. Методический подход к процессу формирования информационно-знаниевых компетенций обучающихся на основе использования цифровых образовательных сервисов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 182–194. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации на развитие ключевых навыков будущих специалистов, соответствующих требованиям цифровой индустрии. Целью исследования является разработка методического инструментария процесса формирования информационно-знаниевых компетенций на основе интеграционного взаимодействия образовательного учреждения и работодателей, реализация которого необходима для устранения квалификационного разрыва и повышения уровня сформированности профессиональных, личностных навыков у будущих специалистов информационной отрасли. Для реализации цели авторы использовали комплекс научных методов. Теоретической базой изучения явлений и процессов выступили: анализ и обобщение научно-педагогической литературы с целью раскрытия основных положений исследуемой проблемы; классификация и систематизация теоретических баз данных. Эмпирический метод, использованный в исследовании, представлен анкетированием обучающихся Поволжского института телекоммуникаций и информатики факультета «Информационные системы и технологии», общее количество респондентов составило 300 человек. Статистический метод обработки результатов опросов студентов позволил проанализировать цифровые образовательные ресурсы, используемые в подготовке будущих IТ специалистов. Сделан вывод о том, что в условиях возрастающих требований работодателей к компетентности выпускников недостаточно базового теоретического образования по специальности и, как следствие, необходимо создавать линейку возможностей для преодоления квалификационного разрыва. Для решения данной проблемы предложен структурированный методический инструментарий на основе интеграции образовательного учреждения и организаций IT-отрасли, в результате реализации которого будет выстроено целостное образование, приводящее к качественному формированию информационно-знаниевых компетенций и углублению знаний в пределах профессиональных умений, навыков обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении возможных вариантов получения знаниевых компетенций обучающихся, а практическая – в возможности прикладного применения методического подхода в процессе обучения в образовательных учреждениях. Сформированные выводы будут способствовать совершенствованию образовательного процесса в условиях существующего цифрового общества.
Вакс В. Б. Особенности работы с информационно-цифровыми средствами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 166–181. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современная образовательная деятельность требует высокого уровня практикоориентированности в связи с глубокой внутренней трансформацией большинства экономических, социальных и иных процессов, характерных для современного уровня развития человечества, прежде всего в цифровой сфере. Сложившаяся ситуация требует научного осмысления и передачи сформированного в процессе образовательной деятельности знания, причем практика осуществления указанных процессов также должна учитывать современные требования цифровизации. Цифровые технологии в образовании реализуются посредством применения в образовательном процессе информационно-цифровых средств и различных каналов взаимодействия, полностью цифровых или базирующихся на использовании аппаратного и технологического обеспечения, также связанного с применением цифровых технологий. Воздействие цифровой трансформации на практику осуществления образовательной деятельности зачастую реализуется путем применения информационно-цифрового средства или средств в образовательном процессе в форме реализации технологической системы управления обучением. Однако в текущей ситуации это осложняется тем, что абсолютное большинство информационно-цифровых средств, традиционно применяемых образовательными организациями, имеет зарубежное происхождение. При этом может возникнуть ситуация, в которой образовательные организации должны быть готовы к оперативной смене этих средств при минимальном ущербе для образовательного процесса. Все вышеперечисленное характеризует актуальность исследованных вопросов и определяет принятую формулировку цели исследования как рассмотрение особенностей использования информационно-цифровых средств, в частности систем управления обучением, в образовательных процессах российских образовательных учреждений в зависимости от направления обучения. По итогам исследования были сделаны выводы о возможности оперативной смены используемого информационно-цифрового средства в случае необходимости. Исследование базировалось на обработке и анализе результатов опроса обучающихся КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань), осуществленных с использованием комплекса методов исследования в целях достижения его цели и проверки предложенной гипотезы.
Болтенков Н. В., Гринько А. А. Положение преподавателя-гуманитария в отечественном вузе: тенденции и особенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 150–165. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы определяется особой важностью фигуры преподавателя гуманитарных дисциплин в системе высшего образования с учетом современных реалий и исключительной важности дальнейшего развития национального самосознания и патриотизма среди молодежи. Целью статьи является анализ положения преподавателя гуманитарных дисциплин в российской образовательной организации высшего образования негуманитарной (далее – профильной) направленности. Для достижения поставленной цели был использован системный подход и ряд научных методов (сравнение, анализ, обобщение, аналогия, статистический анализ). Эмпирической базой работы послужили исследования (в форме наблюдения, анкетирования и интервьюирования), проводившиеся в 2022–2023 годах в вузах города Благовещенска Амурской области. Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на постепенное осознание особой роли гуманитарных предметов (особенно истории) в формировании полноценного гражданина, гуманитарии все еще остаются второстепенным, «периферийным» звеном на фоне педагогов профильных дисциплин. Авторы отмечают необходимость изменения положения данной категории преподавателей и повышения их статуса с учетом текущих внутригосударственных и международных тенденций. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении специфики статуса и профессиональной деятельности педагога-гуманитария, выявлении основных тенденций в трансформации его положения, а также факторов, оказывающих влияние на эффективность и стабильность педагогических кадров, таких как подготовленность и мотивированность студенческого контингента, позиция администрации вуза в отношении гуманитарного блока дисциплин, объем выполняемой работы, возможности для карьерного и личностного роста и другие. Практическая значимость работы состоит в выявлении противоречивости статуса педагога-гуманитария. С одной стороны, сохраняется приверженность традиционным ценностям и осознание своей педагогической миссии, благодаря политике государства и руководства вузов повышается средний уровень материального благосостояния педагогов, постепенно улучшается техническая оснащенность рабочих мест и аудиторий, но, с другой стороны, обнаружено, что положение преподавателей отличается неустойчивостью, возможности профессионального развития ограничены, а значительная учебная нагрузка и перегруженность иными видами работ не позволяют самореализовываться в полной мере, приводят к снижению качества работы и профессиональным деформациям.
Чудаева А. А. Подготовка специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ: существующие проблемы и новые возможности для их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 131–149. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования вопросов подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ обусловлена необходимостью решения этими предприятиями таких задач, поставленных руководством страны, как цифровизация, устойчивое развитие, импортозамещение, технологическая независимость России, и предложением В. В. Путина «вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием», объединив лучшее из советской системы и опыт последних десятилетий. Целью данной статьи является изучение особенностей подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для отечественных промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды, выявление существующих проблем и определение возможностей для их решения в условиях заданного Президентом РФ курса изменений в высшем образовании и ориентиров развития российской промышленности. В ходе проведения исследования применены такие методы, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение. Результаты изучения проблем подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ на современном этапе развития страны продемонстрировали вымывание из учебных планов дисциплин технико-технологической направленности, которые в советский период являлись обязательными, и практически нивелировался учет отраслевой специфики. Решение данной проблемы возможно посредством как введения специалитета с присвоением квалификации «инженер-экономист», так и разработки специализированных, ориентированных под запросы конкретных предприятий и/или отраслей основных образовательных программ магистратуры для выпускников инженерных специальностей с большим объемом часов на экономические дисциплины. Следование традиционной модели подготовки экономиста, когда студент осваивает предопределенную вузом последовательность курсов, или же предоставление обучающемуся выбора изучаемых дисциплин должно зависеть от его инфраструктурных, материальных, финансовых возможностей и уровня квалификации научно-педагогических работников. У вузов, ограниченных в ресурсах, есть два пути: отказ от подготовки по междисциплинарным специальностям, к которым относится «инженер-экономист», или сетевое взаимодействие с другими вузами в вопросах обучения будущих экономистов для промышленных предприятий. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации имеющихся исследований по вопросам подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ; ее практическая значимость заключается в применимости сформулированных выводов при разработке образовательных стандартов для экономистов, в том числе инженеров-экономистов, экономистов-менеджеров, и при обосновании вузами содержания основных образовательных программ и выбора образовательных моделей обучения.