Педагогика
Некрасова Г. Н., Быкова Е. Л. Дидактические возможности использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231030.htm
ART 231030
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11030
Просмотров: 1030
В современных образовательных условиях эффективность обучения непосредственно связана с качеством образовательного контента, с подбором эффективных методов и средств. Просмотр образовательного видео на уроках технологии оживляет учебный процесс, позволяет увидеть конечный результат выполняемых действий на практических занятиях, дает возможность повторного просмотра трудных для понимания и воспроизведения учебных действий. Проблема подбора учебного видеоконтента, соответствующего новым стандартам образования, понятного и доступного определенной категории учащихся, приобрела особую значимость в последнее время, в том числе и с введением дистанционной формы обучения. Актуальность этой проблемы подтверждают данные опроса, проведенного среди педагогов, по выявлению трудностей при подборе образовательного видеоконтента для уроков технологии, а также получение информации о цифровых образовательных ресурсах, используемых учителями в работе. Целью данной статьи является анализ дидактических возможностей использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов». Ведущие методы для исследования проблемы – опрос и педагогический эксперимент. Суть экспериментальной работы заключалась во введении новых приемов и средств в виде образовательного видеоконтента для формирования умений и навыков учащихся в освоении технологии обработки текстильных материалов. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме, кроме того, теоретически обоснована и разработана система требований к образовательному видеоконтенту, используемому на этапе организации практической деятельности учащихся. Практическая значимость статьи заключается в предложенном методическом материале по использованию образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов».
Чжо Л. , Барышникова Е. Н. Развитие коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов в процессе обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 137–155. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231029.htm
ART 231029
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11029
Просмотров: 814
В связи с развитием дружественных отношений между Китаем и Россией возрастает потребность в специалистах в области иностранных языков с хорошей коммуникативной компетенцией. Однако мы по-прежнему сталкиваемся со многими проблемами в развитии коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов при обучении русскому языку. Этот факт обусловливает актуальность исследований, посвященных развитию коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов. Целью данного исследования является разработка алгоритма формирования коммуникативной компетенции у китайских студентов-филологов на материале эквивалентов слова. Вопросы исследования в основном включают следующие аспекты: 1) Что такое коммуникативная компетенция? 2) Каковы основные компоненты коммуникативной компетенции? 3) Каковы уровни и аспекты развития коммуникативной компетенции? 4) Какие этапы необходимо пройти в развитии коммуникативной компетенции? 5) С какими проблемами сталкиваются китайские студенты-филологи в процессе развития коммуникативной компетенции на русском языке? 6) Какое место в развитии коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку китайских студентов-филологов занимают русские словосочетания эквивалентные слову? В связи с целью и вопросами исследования определяются методы: метод анализа научной и научно-методической литературы, метод анализа данных, метод анализа и синтеза при изложении результатов исследования. Данная работа дополнит теоретические исследования коммуникативной компетенции и будет способствовать улучшению учебных программ по русскому языку в китайских вузах, а также обогатит теорию преподавания иностранных языков китайским студентам-филологам. Описание тесной связи развития коммуникативной компетенции с различными этапами формирования и совершенствования речевой продукции китайских студентов-филологов позволит выработать методические приемы для более эффективного освоения эквивалентов слова при обучении русскому языку инофонов.
Крылова А. К., Мигдаль И. Ю. Преодоление грамматических трудностей у русскоязычных школьников в обучении английскому языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 125–136. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231028.htm
ART 231028
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11028
Просмотров: 852
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) отмечается, что результатом обучения иностранному языку в школе должен стать определенный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, благодаря которой обучающийся сможет осуществлять процесс повседневного и/или профессионального общения с носителями изучаемого языка. Одним из важнейших структурных элементов коммуникативной компетенции школьника является владение грамматикой. Именно грамматика способствует построению грамотной иноязычной речи в соответствии с литературными языковыми и речевыми нормами. Грамматические несоответствия между языками нередко становятся причиной возникновения у обучающихся грамматической интерференции, то есть появления у школьников типологических грамматических ошибок, которые становятся устойчивыми и трудно исправимыми. Распространенность подобного типа языковых трудностей в обучении иностранному языку указывает на актуальность исследования, ставящего своей задачей разработку комплексов упражнений по преодолению грамматических трудностей и предотвращению потенциальных ошибок в речи обучающихся. Целью данной работы является изучение способов преодоления типичных случаев грамматической интерференции на уроках иностранного языка. В текущей статье будут проанализированы наиболее типичные грамматические трудности школьников при изучении английского языка, а также обозначены способы их предупреждения и преодоления. Полученные в результате исследования данные позволяют оценить, какие упражнения могут быть наиболее эффективными для нивелирования грамматической интерференции у обучающихся средней школы, а какие могут повлиять на устранение той или иной типичной грамматической ошибки. Разработанные педагогические упражнения для снижения грамматических трудностей у учащихся средней школы на уроках английского языка могут быть интегрированы педагогами-практиками в учебный процесс.
Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Модели организации педагогического инструментария в иноязычном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 111–124. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231027.htm
ART 231027
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11027
Просмотров: 930
Образовательный и воспитательный потенциал иностранного языка как предмета обоснованно высок, что подтверждается целевыми установками образовательных стандартов. Овладение иностранным языком напрямую связано с формированием как предметных, так и метапредметных (ключевых) компетенций. При этом достижение интегрированных целей иноязычного образования невозможно без использования разнообразных средств и способов образовательной деятельности. Учителя иностранного языка имеют в своем распоряжении огромный банк педагогических инструментов. Современные учебно-методические комплексы, которые используются учителями, содержат авторский вариант выбора и комбинирования педагогических инструментов. Используя теоретические методы (анализ термина «педагогический инструментарий»), авторы статьи предлагают дидактический анализ различных моделей комбинирования педагогических инструментов с целью их систематизации. В статье представлены результаты проведенного исследования, которое включало в себя два этапа. На первом этапе был проведен опрос учителей иностранного языка по применению и выбору педагогических инструментов. В исследовании участвовали 182 учителя школ Республики Карелия, которые были разделены на две группы по уровню их вовлеченности в профессиональную деятельность и опыту работы. Опрос показал, что 89% учителей не удовлетворены педагогическим инструментарием, представленным в использованных ими учебно-методических комплексах. На втором этапе был выборочно проанализирован один из учебно-методических комплексов по английскому языку, массово используемый в школах. Результаты исследования выявили, что учителя с большим опытом работы и более развитой субъектной позицией чаще дополняют в используемые учебно-методические комплексы с целью максимально использовать инструментарий, которым они владеют, так как педагогический инструментарий, представленный в учебно-методическом комплексе, довольно скуден и однообразен. Данный вывод был подтвержден анализом книг для учителя с 6-го по 11-й класс. Таким образом, авторы приходят к выводу, что осведомленность учителей о потенциале разнообразных педагогических инструментов и компетентное владение ими в профессиональной деятельности являются показателем высокого уровня профессионализма и гарантией достижения качественных результатов иноязычного образования.
Корнилова К. А., Корнилова Е. В. Роль информатизации в системе среднего и высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 96–110. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231026.htm
ART 231026
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11026
Просмотров: 874
Информатизация – ключевой элемент трансформации образовательного процесса. Без данного процесса и переосмысления категории «информация» в образовании невозможна и цифровизация. Информатизация образования относится к интеграционным технологиям и цифровым инструментам образовательной системы, она необходима для улучшения процессов преподавания и обучения на всех образовательных уровнях. Процесс информатизации происходит как через классические, так и через инновационные инструменты. Средства информатизации относятся к широкому спектру технологий и программных приложений, которые позволяют обрабатывать, хранить, извлекать и распространять информацию. Примеры включают компьютерное оборудование и программное обеспечение, базы данных, сетевые инструменты, облачные вычисления и мобильные устройства. Цель исследования – выявить особенности информатизации и её необходимости для развития социального института образования при сегодняшних изменениях. Анализ таких дефиниций, как «информация», «информационное общество» и «информатизация», требует детального изучения сущности категорий и классификационного разбора, последний возможен только при условии анализа научной и публицистической литературы. В рамках исследования проанализировано мнение об информатизации среди обучающихся и специалистов в сфере образования, отмечены наиболее часто встречающиеся инструменты и продукты информатизации во время образовательного процесса. Социологическое исследование по вопросам информатизации образования способствовало сбору данных и мнений различных лиц и групп, связанных с использованием технологий в образовании, для выявления представлений о необходимости повышения уровня информатизации. В связи с этим актуален вопрос постоянного повышения квалификации и переквалификации преподавательских коллективов, так как вопросы информатизации являются динамичными и требуют совершенствования навыков. Научная новизна исследования реализуется авторами через выявление компонентов информационного капитала и включение информатизации как процесса становления информационной инфраструктуры. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в установлении ключевых задач по модернизации инфраструктуры института образования, чтобы процесс информатизации происходил более эффективно. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты практико-ориентированного исследования могут быть использованы в рамках подготовки дорожных карт при осуществлении информатизации конкретных образовательных учреждений.