Педагогика

Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 126–141. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Перед педагогической наукой всегда стоял вопрос поиска эффективных средств для достижения образовательных результатов обучающихся. Особенно остро эта проблема проявляется сегодня, когда в стремительно меняющемся мире быстро устаревают те средства, которыми еще вчера можно было поддерживать интерес школьников к изучению математики, давать возможность для развития их математических способностей. Сегодня весьма актуален поиск нового инструментария, способствующего развитию обучающихся средствами предмета математики, а также механизмов включения его в образовательный процесс. Тем самым целью статьи является исследование возможностей использования в процессе обучения математике детей и подростков нового средства обучения – головоломок во всем их многообразии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Ведущим методом при этом выступает моделирование методической системы обучения в основном и дополнительном математическом образовании детей и подростков с включением в нее нового дидактического инструментария, способствующего повышению интереса обучающихся к предмету, а также развитию отдельных математических способностей: логического мышления, абстракции, комбинирования, оперирования пространственными образами, критичности мышления, математической памяти. В результате проводимого исследования автором статьи определено место, возможности и методические аспекты включения в процесс обучения математике головоломок как в систему классических и нетрадиционных (креативных) уроков математики, так и в структуру внеклассной деятельности обучающихся (математический кружок), в систему математических соревнований, математический лагерь и др. Практическое использование данной системы позволяет сократить недостаток инструментов для развития математических способностей обучающихся в опыте педагогической деятельности, что, в свою очередь, дает возможность говорить о целенаправленно высоких результатах в математической деятельности детей и подростков.
Дубовер Д. А. Метод проектной работы как фактор успешного медиаобразования в школах полного дня ФРГ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 113–125. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Статья посвящена актуальной проблеме реализации проектных технологий в области медиаобразования. В условиях информационного общества значение информации возрастает с неконтролируемой скоростью, что ставит новые вызовы перед образовательной средой, в особенности перед общеобразовательными учреждениями. Обучение медийно-информационной грамотности, с одной стороны, и профессиональное медийно-информационное образование – с другой, становятся ключевыми направлениями в процессе обучения школьников и студентов, готовых к жизни в условиях динамично протекающих процессов. Цель статьи – проанализировать успешный опыт реализации проектной работы в области медиаобразования в ФРГ в условиях полнодневной системы обучения для анализа возможностей его имплементации после адаптации на почве отечественной педагогики. Ведущим методом эмпирического исследования стало наблюдение и включенное наблюдение в рамках стажировок в ФРГ с целью анализа системы проектного обучения в школах полного дня различных федеративных земель с 2011 по 2017 г., включая исследовательскую работу в институте обучения учителей и развития образования города Гамбурга, участие в работе конгрессов Союза школ полного дня ФРГ и Общества медийных коммуникаций (Конгресс школ полного дня, г. Эрфурт, 2011 г., Саарбрюкен, 2012 г., Аугсбург, 2013 г. Форум коммуникационной культуры и медиаграмотности, г. Майнц, 2015 г. и др.). Ключевое внимание в статье уделяется изучению школ полного дня Гамбурга как земли, где данная форма является единственной. Кроме этого в статье говорится об организации проектной деятельности, в частности медиаобразовательной деятельности школьников. Ключевым результатом статьи становится описанная механика организации проектной работы в школах полного дня Германии, особенности реализации медиаобразовательных проектов, направления для диссеминации на отечественной почве. В частности, данные методы могут быть применимы также и в секторе высшего образования для развития студенческой проектной активности в рамках специализированного, а также интегрированного в другие направления медиаобразования. Теоретическую значимость представляет обзор научной литературы по направлениям исследования, предложение авторского определения термина «школа полного дня», практическую значимость составляет эмпирический материал, проанализированный в исследовании, который дает представление о практике реализации медиаобразовательных проектов в различных школах полного дня ФРГ.
Захарова М. В. Опыт создания учебного пособия по профессионально-ориентированному английскому языку авиационного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 99–112. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181076.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается опыт создания предметно ориентированного учебного пособия на кафедре иностранных языков Московского государственного технического университета гражданской авиации, развивающего восприятие звучащей естественной речи, расширяющего авиационно-специфический словарный запас, знакомящего с профессиональной действительностью и контекстной профессиональной коммуникацией посредством работы над документальным фильмом City in the Sky (BBC, PBS). Актуальность предпринятой попытки в том, что ниша подобных учебно-методических работ авиационной направленности как в российской, так и в зарубежной практике оказывается незанятой, несмотря на повсеместное внедрение видеоматериалов в учебный процесс. Системный подход к включению документальных фильмов в языковую подготовку студентов требует особого внимания и развития. Цель работы – показать возможности аудиовизуальных средств на занятиях по иностранному языку в современном вузе при формировании коммуникативной компетенции учащихся и в целом усовершенствовать методику преподавания иностранного языка. В работе представлены критерии отбора документального фильма, учебные задания трех блоков: анализ содержания фильма, работа над лексикой и грамматический анализ текста, результаты анкетирования студентов с целью выявить их заинтересованность в просмотре видеофильмов и работе с ними. С точки зрения преподавателя отмечается, что работа с учебным пособием при просмотре фильмов способствовала в большей мере развитию навыка рецепции (общее восприятие языка, лексическое и грамматическое наблюдение, знакомство с реалиями, улучшение навыка аудирования), но пассивно способствовала развитию говорения. Для развития навыка говорения необходимо последовательно включать эксплицируемую языковую и социокультурную информацию в учебные занятия, связанные с изучением не только документального фильма, но и других тем учебной программы, последовательно реферировать к изученному фильму в многообразии других учебных контекстов. Дискутируется вопрос, целесообразна ли затрата аудиторного времени на работу с фильмом или же нужно проработать модель организации самостоятельной работы студентов вне аудитории с представлением результатов в аудитории.
Белоусов А. А., Некрасова Г. Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 85–98. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181075.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Ранний выбор профессии выпускником школы во многом определяет его профессиональный рост и социальную успешность в будущем. От того, насколько правильно молодым человеком будет сделан профессиональный выбор, зависит его последующая профессиональная мобильность. Правильное профессиональное определение является важнейшим условием успешного вхождения молодого человека в трудовую деятельность, а также актуальной государственной задачей по формированию конкурентоспособного профессионала. Ведущая роль в профессиональной социализации старшеклассников принадлежит педагогам, которые в своей работе для достижения профориентационных целей могут использовать различные формы профориентации, в том числе и инновационные. Сегодня проведение профориентационной работы в школе инновационными методами приобретает новое значение и является актуальной педагогической задачей. Одна из таких инновационных форм профориентационной работы в настоящее время – это профессиональные пробы. В ходе профессиональных проб школьники знакомятся с профессиональными задачами, характерными для определенной профессии, осваивают элементы конкретного вида трудовой деятельности. Таким образом, у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Целью статьи является описание методики проектирования профессиональных проб, а также представление результатов опытно-экспериментальной работы, полученной на примере проведения конкретной профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». В данном исследовании используются научные методы: монографический анализ, моделирование педагогических процессов, анкетирование участников и анализ результатов проведения профессиональной пробы. Авторами статьи проведен монографический анализ, в ходе которого уточнено понятие «профессиональная проба» и показаны различные точки зрения на толкование термина. Представлен анализ реализации профессиональных проб. Изложен авторский подход к разработке и реализации на примере профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что профессиональные пробы помогают школьникам сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии, если они основываются при этом на личном пережитом опыте, пробе себя в этой профессии. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о педагогическом проектировании профессиональных проб, этапах и условиях. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке педагогической технологии «профессиональные пробы», что позволяет использовать ее учителям технологии, социальным педагогам в качестве инновационной формы профориентации. Также предложенная методика может использоваться в профориентационной вузовской практике.
Максимова Н. А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181074.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одной из ведущих проблем на современном этапе развития образовательной системы России является проблема организации взаимодействия экономики и общества с системой образования, а также придания этой системе новых качеств (таких как адаптивность и гибкость). В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы ставится задача формирования подотчетной обществу, гибкой системы непрерывного образования, которая будет развивать человеческий потенциал ребенка и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития государства, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его цели: 1) выявить проблемы при проектировании адаптивного сетевого образовательного пространства, обеспечивающего решение поставленных задач; 2) проанализировать существующий отечественный и зарубежный опыт разработки адаптивного сетевого образовательного пространства. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод моделирования при описании подходов к проектированию и составляющих адаптивной информационно-образовательной среды. Основными результатами статьи являются: аналитический отчет состояния современной науки относительно актуальных вопросов и проблем построения информационно-образовательной среды учебного заведения, уточнение понятий «субъект» и «объект» при сетевом взаимодействии в рамках адаптивной информационно-образовательной среды. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе ведущих подходов к проблеме формирования адаптивной информационно-образовательной среды, выделены подходы к организации адаптивной информационно-образовательной среды с элементами сетевого взаимодействия (системный, комплексный, индивидуальный, личностно ориентированный, позитивный, гуманистический). Основные положения и выводы могут быть использованы в процессе подготовки научно-педагогических кадров и на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, молодых педагогов.