Педагогика
Файзрахманова А. Л., Файзрахманов И. М. Использование коучинга при обучении студентов истории изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 51–60. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181072.htm
ART 181072
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18186
Просмотров: 1550
Повышение качества подготовки будущих бакалавров профобучения можно достичь путем создания единой системы образования, интеграции возможностей всех общих и профессиональных дисциплин. Значимым и своевременным становится использование коучинга в образовательном процессе. Метод коучинга используется в спорте, бизнесе, психологии, экономике как способ повышения результативности деятельности. Большой потенциал коучинга позволяет расширить сферу его использования и в образовании, в частности в области преподавания истории изобразительного искусства. Его применение будет способствовать повышению мотивации студентов к обучению, росту их профессиональных компетенций, налаживанию эффективности субъект-субъектных отношений преподавателя и студента, созданию условий для творчества в индивидуальной и коллективной работе, предоставлению свободы выбора путей выполнения учебных задач, контроля студенческих достижений. С учетом этого цель статьи – предложить методологию использования коучинга при обучении истории изобразительного искусства и доказать ее эффективность. Авторами выделены базовые этапы коучинга: постановка цели; проверка реальности; варианты действия и воля к действию. Последний этап предполагает следующую деятельность: разработка маршрутной карты занятия, разработка презентации о художниках, подготовка портфолио художника, заполнение портфеля студента, игра, подготовка реферата, работа с официальными источниками – сайтами музеев, изучение репродукций картин, аналитическая работа. Эффективность использования коучинг-метода продемонстрирована результатами эксперимента, проведенного на базе инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета. Результативность оценивалась по следующим критериям: 1) среднее количество упоминаний художника одним студентом; 2) максимальное и минимальное количество художников, упомянутых одним студентом; 3) количество художников, упомянутых студентами хотя бы один раз; 4) количество упоминаний периодов истории изобразительного искусства. Результаты показали достаточно большой отрыв по всем показателям экспериментальной группы, что доказывает эффективность использования коучинг-метода в обучении истории изобразительного искусства. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней рассматриваются особенности использования коучинг-метода при обучении истории изобразительного искусства. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят повысить качество подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области изобразительного искусства. Как показало исследование, коучинг-метод имеет достаточно большой потенциал в качестве метода обучения истории изобразительного искусства.
Парникова Г. М., Васильева А. А., Павлова Е. П. Воспитательные практики в контексте региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 41–50. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm
ART 181071
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18185
Просмотров: 1734
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Актуальность исследования продиктована вопросами активного промышленного освоения региона, влияющего на все сферы жизнедеятельности коренных народов республики, включая образование. В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов: системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования; интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования. Воспитательные практики в культурном контексте региона направлены на их соответствие планам участия региона и страны в глобальных процессах интеграции. В задачи исследования входит сохранение у обучающихся их национальной идентичности внутри общероссийского общества. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием. Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала республики, сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.
Ключевые слова:
образование, воспитательные практики, сохранение идентичности, северный регион, коренные народы якутии
Ходырева Е. А. Программы PhD в российских вузах: опыт и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181070.htm
ART 181070
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18184
Просмотров: 1883
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство и обеспечения экспорта российского высшего образования. Для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников российских вузов важна синхронизация образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом. Эта проблема особенно значима для программ PhD, которые широко распространены в зарубежных университетах, но не имеют официального статуса в Российской Федерации. Цель статьи – определить перспективы PhD-программ в Российской Федерации на основе изучения сущности и характеристик данных программ, реализуемых за рубежом, а также обобщения опыта их реализации в ряде российских образовательных организаций высшего образования. Ведущими методами исследования проблемы явились теоретический анализ и обобщение образовательной практики реализации PhD-программ, а также методы изучения информации, представленной на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования и анализа локальных нормативных правовых актов вузов в части позиционирования PhD-программ. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и характеристики PhD-программ, определены базовые принципы их реализации, выделены основные виды PhD-программ в соотнесении с программами подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На основе анализа информации о PhD-программах, представленной на официальных сайтах ряда образовательных организаций высшего образования, рассмотрены вид и характеристика данных программ; особенности их реализации; характеристика документов, выдаваемых после завершения программы. Определены перспективы PhD-программ, связанные с комплексной реализацией их потенциала (возможностей). Материалы статьи могут быть полезными для модернизации программ подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающих интеграцию российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.
Александрова С. Н. Педагогический потенциал учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании правовой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 18–28. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181069.htm
ART 181069
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18183
Просмотров: 1770
Актуальность проблемы формирования правовой культуры у воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена необходимостью формирования у них правового сознания, активной жизненной позиции, умения регулировать поведение во всех сферах общественной жизни. Воспитанники учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишенные родительской поддержки, в отличие от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных семьях, более подвержены негативному влиянию окружающей среды определенных членов социума, как сверстников, так и взрослых, что, в свою очередь, может создать условия для их асоциального поведения. Поэтому дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях данного типа, требуют к себе более внимательного отношения и всемерной поддержки педагогов в учебно-воспитательном процессе, в том числе и в сфере формирования их правовой культуры. С учетом социального статуса таких детей для формирования их правовой культуры необходима разработка технологии, способствующей успешному решению данной проблемы. Таким образом, цель настоящей статьи – раскрытие сущности и содержания правовой культуры, основных компонентов правовой культуры, педагогических условий, способствующих формированию правовой культуры в учебно-воспитательном пространстве учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методами исследования являются интервью, тестирование, наблюдение, а также педагогический эксперимент. В работе были проанализированы и использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, раскрывающие сущность и содержание правовой культуры, основные компоненты правовой культуры, обобщен передовой опыт многих практиков в области психологии и педагогики, занимающихся проблемой формирования правовой культуры. В статье определены компоненты правовой культуры: когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный и мотивационно-оценочный. Указанные компоненты соответствуют определенному уровню и показателю сформированности правовой культуры в контексте проблемы исследования. Результаты эксперимента, представленные в данной статье, вносят новые элементы в существующие подходы к проблеме формирования правовой культуры обучающихся, а также дополняют теорию и методику общего образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что был обобщен и систематизирован передовой опыт, полученные результаты могут быть использованы для решения проблемы формирования правовой культуры и внедрены в образовательный процесс учреждений различного типа.
Кондрашова Н. В. Научно-теоретические основы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181068.htm
ART 181068
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18182
Просмотров: 2137
Наступивший ХХI век является столетием инновационного развития системы дошкольного образования, когда качество образования обусловлено и во многом определяется уровнем инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций. Радикальные перемены, происходящие в отечественном дошкольном образовании, поставили перед теоретиками и практиками необходимость осмысления инновационных процессов и определения научно-теоретических основ управления инновациями в дошкольных образовательных организациях. Это обусловило цель исследования: определить особенности, современные подходы, принципы и механизмы управления инновационными процессами в современных дошкольных образовательных организациях. В статье представлен обзор основных достижений педагогической теории и практики по вопросам управления инновациями в области дошкольного образования, автором систематизирован материал об основных моделях возникновения и ценностно-целевых ориентирах непрерывного развития инновационного процесса в дошкольной образовательной организации с позиций системного, процессного и квалиметрических подходов, описаны основные функции (информационно-аналитическая, проектировочная, инструктивно-методическая, организационная, мотивационно-целевая, контрольно-диагностическая и прогностическая) и принципы управления (директивной регламентации прав и параметров дошкольной организации как инновационной системы, интеграции, комплексности, креативности и гибкости, маркетинговой ориентации, управляемости, системности и контекстности, функциональности). Автором представлены основные подсистемы инновационной дошкольной организации (объекты и субъекты управления, информационный продукт как результат инновационной работы), новые механизмы управления инновационными процессами в детском саду (инновационный менеджмент и маркетинг, инновационная методическая работа, инновационные управленческие технологии и управленческие нововведения, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые использующиеся в конкретной образовательной организации, например трехуровневая технология управления инновационной деятельностью, технология квалиметрического оценивания и пр.).
Ключевые слова:
управление, инновация, инновационная деятельность, дошкольная образовательная организация