Педагогика
Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 193–199. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182027.htm
ART 182027
DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16665
Просмотров: 1877
Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Но безопасен ли компьютер для ребенка?
Ключевые слова:
обучение, воспитание, компьютер, дошкольное детство, ребенок, здоровье и психика ребенка
Чернявская В. С., Шибаев В. С. Самораскрытие способностей, как цель современного образования: обзор психолого-педагогических исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 57–68. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181092.htm
ART 181092
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11092
Просмотров: 2873
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена новыми требованиями общества и государства к результатам, которых должна достичь система общего образования. Изменения формата результатов ФГОС, построенные на методологии системно-деятельностного подхода, влекут за собой новые задачи для учителя и ученика. Показана актуальность новых задач и результатов образования для молодого поколения в рамках культуры префигуративного типа. Представлено обоснование необходимости рассмотрения нового феномена «самораскрытие способностей» в контексте школьного образования. Цель статьи – теоретическое описание проблемы самораскрытия способностей ученика в контексте целей образования. Решены следующие задачи: подготовлен обзор отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований по теме самораскрытия, в частности, показаны результаты исследований самораскрытия способностей старшеклассников в связи с профессиональным самоопределением, систематизированы отечественные теории способностей, а также современные зарубежные данные. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы использованы системно-деятельностный подход и теория способностей. Применен метод теоретического анализа. Основные результаты работы: доказана необходимость исследования самораскрытия способностей ученика, поскольку показана научная база: системно-деятельностный подход, теории способностей, разработана тематика профессионального самоопределения. Динамика способностей ученика обоснована в качестве цели образования. Показано, что деятельность педагога разворачивается как процесс создания среды для развития способностей и компетенций ученика. В результате этого взаимодействия ученик раскрывает себя в первую очередь перед собой, для себя в качестве обладателя неких перспективных ресурсов. Таким образом, происходит самораскрытие способностей для себя. Обоснована в качестве важной современной компетенции учителя педагогическая интенциональность как компетенция учителя, которая позволяет ему делать предметом его деятельности и результатом деятельности ученика динамику развития способностей и компетенционных приращений последнего. Теоретическая значимость обусловлена введением и интерпретацией новых понятий относительно контекста общего образования и деятельности учителя: «самораскрытие способностей старшеклассника», «педагогическая интенциональность». Практическая значимость работы состоит в применимости идей самораскрытия способностей старшеклассника для его педагогической поддержки и предоставления возможностей для самораскрытия способностей. Педагогическая интенциональность может стать основой изменения педагогической практики, в том числе процесса методической разработки уроков и планов работы, что позволяет учителю выстраивать деятельность в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова:
учитель, способности, старшеклассник, педагогическая интенциональность, самораскрытие способностей
Дудко В. В. Методический потенциал интернет-технологий в области развития педагогической интенциональности учителя в процессе повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 42–56. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181091.htm
ART 181091
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11091
Просмотров: 1811
Обеспечение процесса повышения квалификации учителей средствами информатизации образования позволяет осуществлять научно-методическую поддержку учителя в решении актуальных педагогических задач. Особую значимость в условиях модернизации подходов к постановке образовательных целей и результатов имеет компетентность учителя, рассматриваемая нами как педагогическая интенциональность. Представлены результаты исследования, цель которого – выявление методического потенциала интернет-технологий в области развития педагогической интенциональности учителя в процессе повышения квалификации. В качестве ведущего подхода использован сопоставительный анализ ключевых характеристик проектируемой образовательной системы: 1) педагогической интенциональности как искомой компетентности и цели обучения; 2) подходов к образованию взрослых, учитывающих особенности субъектов обучения и 3) интернет-технологий как предполагаемого средства обучения. Проектирование педагогической интенциональности как общепрофессиональной компетентности учителя включает терминологический, логико-понятийный и структурный сопоставительный анализ интенциональности как педагогической и междисциплинарной категории. Результаты проведенного исследования позволили дать определение указанной компетентности, выявить ее сущность и функции. Теоретический анализ подходов к образованию взрослых выявил, что ключевыми характеристиками являются наличие опыта и сложившегося мнения, позиция взрослого, самостоятельность и прагматизм. В качестве результата исследования представлен обзор ключевых характеристик интернет-технологий, демонстрирующий их сущностную значимость для элементов проектируемой образовательной системы. Утверждается, что методический потенциал интернет-технологий в области развития педагогической интенциональности учителя в процессе повышения квалификации заключается в обеспечении процессов образного восприятия, вербализации, метакогнитивного и рефлексивного осмысления через запуск медленных режимов работы, а также в возможности создания эмоционально насыщенной среды и условий для самовыражения и становления авторской позиции, поддержки процедур сотрудничества на условиях доверительности и статусного равноправия участников образовательного события. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в конкретизации подходов к использованию интернет-технологий. Практическая ценность – в возможности использовать результаты исследования при разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителя.
Менгардт Е. Р., Надеждина Е. Ю. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов для обучения английскому языку в профессиональной сфере: технические специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 32–41. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181090.htm
ART 181090
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11090
Просмотров: 2258
В настоящее время высшая профессиональная школа вынуждена как никогда активно и своевременно реагировать на происходящие реформы системы образования в России. Постоянно меняющиеся федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют необходимость концептуально новых подходов к решению проблем формирования содержания образования. Проблема выбора учебной литературы для обучения студентов технического университета иностранному языку не является исключением, а напротив, имеет большое значение, так как одно из основных требований, предъявляемых работодателями к конкурентоспособному инженеру, – это сформированность иноязычной коммуникативной компетенции, то есть владение иностранным языком как средством межкультурного общения в сферах бытовой и профессиональной коммуникации. Целью исследования является компаративный анализ отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК), учебных пособий и учебников на предмет их соответствия структурным и содержательным критериям, представленным авторами. В статье сформулировано понятие учебно-методического комплекса, дан обзор результатов исследований отечественных и зарубежных авторов об отборе содержания и структуре современного УМК, определены положительные структурные и содержательные характеристики УМК по дисциплине «Иностранный язык» с учётом требований ФГОС ВО и специфики технического университета. Авторы руководствовались аналитическим методом исследования (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций). Результаты представлены в виде сформулированных критериев к структуре и содержанию современного УМК, положительных аспектов УМК отечественных и зарубежных авторов, рекомендаций по их использованию. Практическая значимость исследования заключается в попытке поиска решения проблемы выбора УМК для успешного формирования иноязычных, общекультурных и профессиональных компетенций будущих инженеров.
Елагина В. С., Рогожин В. М. Образовательная исследовательская среда как фактор саморазвития курсантов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 21–31. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181089.htm
ART 181089
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11089
Просмотров: 1627
Организация исследовательской деятельности в военном вузе актуализировала необходимость выявления педагогических условий, которые бы способствовали развитию и саморазвитию личности курсантов. Одним из таких условий, на наш взгляд, является создание в вузе образовательной исследовательской среды. Творческая исследовательская среда должна быть ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого курсанта, участвующего в исследовательской и экспериментальной деятельности. Цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости создания образовательной исследовательской творческой среды, в условиях которой у курсантов военного вуза формируются исследовательские умения, поисково-исследовательские способы овладения учебно-познавательной информацией, коммуникативные способности, деловые отношения, методологическая культура. Теоретико-методологическую основу исследования составили совокупность взаимосвязанных между собой методологических подходов: личностно ориентированного, сущность которого определяется философией индивидуального выбора человеком своего профессионального пути; аксиологического как необходимого условия развития и саморазвития личности; индивидуально-творческого, позволяющего каждому курсанту осознать себя как развивающуюся, творческую личность; деятельностного, создающего условия, в которых активная исследовательская и познавательная деятельность курсантов является средством их развития. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к созданию образовательной среды в образовательных организациях, в том числе в военных вузах, в процессе организации исследовательской деятельности курсантов. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложен алгоритм моделирования и проектирования исследовательской среды военного вуза, в условиях которой организуется и осуществляется исследовательская деятельность курсантов. Публикация может быть полезна для педагогов военных образовательных организаций, педагогов-исследователей, занимающихся проблемой выявления педагогических условий организации исследовательской деятельности обучающихся, одно из которых – создание образовательной исследовательской среды в военном вузе, способствующей развитию и саморазвитию личности курсантов.