Педагогика

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ реализации сюжетно-деятельностной педагогической технологии «Международный образовательный коворкинг по развитию креативных индустрий Кавказских Минеральных Вод (от идеи к стартапу)» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 24–35. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы продиктована тенденциями формирования глобального образовательного пространства, а также возрастающей ролью информационных коммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения в образовательной практике. В сложившихся условиях в системе образования требуется создание организационно-образовательной структуры, специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций под названием «образовательный коворкинг», анализу которой посвящена настоящая статья. Целью исследования является анализ функционирования научно-исследовательского образовательного пространства коворкинга и его цифровой версии как проектно-сетевой площадки кооперации молодых ученых, педагогов-новаторов, российских и зарубежных ученых и экспертов, функционирующей на базе Пятигорского государственного университета. Исследование проводилось с использованием метода сравнительного анализа проектирования пространств коворкинга в экономических системах, социологических исследованиях, бизнес-образовании. В исследовании авторы используют метод концептуального моделирования образовательного полипозиционного пространства соорганизации субъектов научно-образовательного процесса в вузе. Результатом проведенного анализа стала формулировка ключевых характеристик модели образовательного пространства коворкинга. Модель образовательного пространства коворкинга позволяет обеспечить удовлетворение образовательных и адаптационных потребностей личности участников пространства, предприятий реального сектора экономики, потребностей современного общества с использованием потенциальных возможностей образовательного пространства региона Кавказские Минеральные Воды. Практическая значимость полученных результатов заключается в описании социальных технологий, направленных на развитие и совершенствование практики обучения студентов, магистрантов, аспирантов основам проектной деятельности; описании алгоритма использования дистанционных образовательных технологий в электронной версии пространства коворкинга; описании технологий создания преподавательско-студенческо-экспертных сообществ в вузах.
Кирин Н. А. Реализация принципа преемственности и использование интегративного подхода на примере изучения вопросов ортогональности семейств кривых второго порядка в рамках дисциплины «Дифференциальные уравнения» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 13–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данной работы определяется необходимостью реализации принципа преемственности в образовании не только в рамках перехода школа – вуз, но и в рамках изучения отдельных математических дисциплин. Это обеспечивает установление прочных межпредметных связей и является одной из важнейших составляющих в формировании компетенций будущего выпускника вуза, так как это максимально способствует широкому применению полученных знаний в самых разных областях. Эта проблема рассмотрена на примере изучения вопросов ортогональности кривых второго порядка в рамках дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными». С темой «Кривые второго порядка» учащиеся знакомятся начиная с 7-го класса, при этом к ней непрестанно возвращаются на протяжении всего школьного курса математики, а в рамках вузовской программы расширяют свои знания о свойствах этих кривых и изучают их канонические уравнения. При этом целостная картина у учащихся начинает складываться лишь при изучении дифференциальной геометрии и применении математического анализа для решения ряда задач, связанных с нахождением касательных и нормалей к линиям на плоскости, а также с нахождением расстояния от точки до кривой. Целью данной статьи является раскрытие возможностей дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными» для обобщения знаний учащихся по теме «Кривые второго порядка» на примере понятия «ортогональность плоских кривых». Главным аргументом является то, что в рамках данной дисциплины можно объединить и геометрический, и функциональный подходы, а также использовать инструменты математического анализа. В статье даются рекомендации в рамках методики преподавания данной дисциплины по достижению указанных целей, а именно: приведена серия задач по теме «Ортогональные траектории», позволяющая ещё раз вернуться к кривым второго порядка, систематизировать и расширить ранее имеющиеся у учащихся знания. При этом решение этих задач дает возможность отработать необходимые навыки в рамках самой дисциплины на доступном материале, который позволит легко проиллюстрировать полученные результаты и показать их непротиворечивость ранее известным фактам из школьного и вузовского курса математики. Одним из ведущих подходов к исследованию данной проблемы является интегративный подход, который помогает обеспечить целостность и преемственность содержания образовательной программы при переходе от школьной математики к высшей. Также он помогает установить прочные межпредметные связи между разными разделами высшей математики. В статье изучаются возможности дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными» для установления межпредметных связей внутри математических дисциплин, таких как геометрия, аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия и математический анализ, на примере темы «Кривые второго порядка». Практическая значимость статьи заключается в том, что приведен ориентировочный список практических заданий с решениями, который может быть использован в процессе преподавания данной дисциплины для достижения указанных выше целей.
Киреева И. А., Семёнова О. В., Сидоркина Л. С. Модификация образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модификация образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа требует выработки принципиально новых подходов к организации учебной деятельности, которая позволяет учитывать максимальное количество разнообразных факторов, оказывающих то или иное влияние на протекание учебной деятельности по иностранному языку в колледже, на ее качество и результаты. В настоящее время очень незначительное число научных работ посвящено исследованию изменений образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа. При этом становится все более очевидным, что повышение качества профессионального образования в процессе обучения иностранному языку может быть достигнуто только путем активизации всех факторов образования, охватываемых образовательным пространством, их интеграции в гармоничное единство и соответствующей модификации. Эти обстоятельства и обусловливают актуальность темы исследования. Цель исследования в статье – выявить и установить направления модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение и метод анализа образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов в условиях ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва). По результатам исследования в статье представлены направления модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа, сущность и способы реализации модифицированного образовательного пространства в соответствии с различными задачами при обучении иностранным языкам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы и обобщены основные методологические положения по проблеме организации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования (СПО). Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что обозначены ключевые факторы, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся и препятствующие продуктивной учебной деятельности в определенных учебных помещениях при обучении иностранным языкам в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров. Выявлены и установлены ключевые направления модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа. Основные положения и выводы могут быть использованы при подготовке научно-педагогических кадров и на курсах повышения квалификации преподавателей колледжей.
Сауров Ю. А., Уварова М. П. Образование как конструирование реальности мышления и деятельности (К 90-летию Г. П. Щедровицкого) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 73–91. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современной научной и образовательной деятельности, шире – жизнедеятельности, востребованы как коллективная, кооперированная деятельность учебной (и иной) группы, так и мыслительная и рефлексивная деятельность индивида. Эта практика в разных предметных областях и соответствующие качества субъекта образования во многом определяют уровень университетского образования. В целом его совершенствование ведется по классическим направлениям: организационно-экономическое и нормативно-правовое обеспечение, развитие кадрового потенциала, совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности в университете. Но, на наш взгляд, собственно процессуальным аспектам образовательной деятельности и их обеспечению уделяется недостаточное внимание, в том числе из-за формально модной тенденции к сокращению аудиторной нагрузки. А так важно не упрощать, а углублять интеллектуальную деятельность студентов! Отсюда актуальность исследования состоит в поиске инструментов построения духовной реальности как онтологии обучения, как фундамента для организации практики образовательной деятельности в школе и вузе. Цель статьи – на платформе текстов Георгия Петровича Щедровицкого организовать в пространстве-времени диалог о профессиональной жизни преподавателя, принципах, позициях, действиях для себя и других. И здесь интеллектуальные размышления не уход от реальности, не украшательство, а может быть, ведущий инструмент понимания объективного мира и самого себя. Предмет деятельности мы видим в систематизации и аргументации небольшого числа идей-оснований как ориентировки для совершенствования преподавательской деятельности. Ведущий метод исследования – это анализ доступных литературных источников. В статье представлены фрагменты диалога-размышления на методологических семинарах по проблемам образовательной деятельности, освоения мышления, поисков оснований в дидактике и психологии. В них идеи Московского методологического кружка (далее – ММК) – ресурс в построении содержания и формы деятельности учения и преподавания. Основной результат статьи заключается в инициировании рефлексивной деятельности специалистов в научно-исследовательской и образовательной областях. Ее творческий результат – конструирование интеллектуального поля (некой деятельностной картины мира) для современной по разным чертам профессиональной деятельности любого субъекта в образовании.
Разумовская Е. А. Реализация лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 62–72. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Владение английским языком становится насущной необходимостью во всех сферах профессиональной деятельности, но вместе с тем определенной суммы знаний и соответствующих навыков, связанных с различными аспектами языка, явно недостаточно для полного владения языком в гуманитарных вузах, в частности в театральном вузе. Использование лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в театральном вузе помогает развитию и совершенствованию у обучаемых лингвокультуроведческой мотивации, воспитанию обучающихся в контексте диалога культур. Этот подход обеспечивает устойчивый результат в области практических навыков и умений по применению языка как средства межкультурного общения, содействует приобретению обширных культуроведческих знаний, которые становятся составной частью международной профессиональной деятельности обучающихся, что определяет актуальность темы исследования в статье. Цель исследования – выявить и установить истоки методологии и методических перспектив процесса реализации лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение и метод анализа процесса обучения сценической речи на английском языке студентов Театрального института им. Б. Щукина (г. Москва). По результатам исследования в статье представлена методология использования лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке и методы ее реализации в гуманитарном вузе. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы и обобщены основные методологические и методические положения по проблеме организации процесса обучения сценической речи на английском языке в системе высшего образования. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения на практике основных положений, выдвинутых автором. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию методов преподавания сценической речи на английском языке в театральных школах России, что позволяет сформулировать конкретные рекомендации для речевого обучения будущих актеров в направлении международной профессиональной деятельности.