Педагогика

Гончарова О. В., Забровская О. В. Традиции воспитания детей в казачьей семье и общине как основа для создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 80–97. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Проблема духовно-нравственного кризиса, назревшего в обществе, связана с нарастанием жестокости, равнодушия и деградации человека. В качестве путей ее преодоления и прогрессивного развития общества рассматривается необходимость воспитывать подрастающее поколение с опорой на мудрые, проверенные временем традиции народа. С этой целью авторами предлагается использовать богатое духовное наследие предшествующих поколений, оставивших богатый опыт воспитания детей. В частности, анализируются базовые принципы и подходы к обучению и воспитанию детей, исторически выработанные российским казачеством. При этом отмечается, что система воспитания казаков, основанная на народных и православных корнях, постулирующая ценности свободного развития личности, служения Отечеству, является одним из базовых компонентов традиционной казачьей культуры. Казаки старались развивать у подрастающего поколения традиционные черты национального самосознания: гордость за Родину; осознание своего исторического долга и важность сохранения преемственности поколений и чистоты человеческих помыслов; ценность семьи как частицы рода, как духовной крепости. Воспитание детей в казачьей семье и общине осуществляется в деле и труде, что обеспечивает органичную интеграцию казачьей системы воспитания в современную педагогическую теорию и практику обучения, воспитания, социализации детей через реальную личностно значимую педагогически организованную деятельность как в образовательных учреждениях, так и в семье. Изучение, возрождение и развитие казачьей системы воспитания будет не только способствовать сохранению и развитию традиций, но и создаст основу для организации воспитательно-образовательной работы с детьми, а также поможет бороться с нравственной деградацией общества, внесет вклад в качественное обновление системы образования как базового социального института, актуализирует аксиологическую и культурно-историческую составляющие воспитательно-образовательного процесса.
Ферзалиева А. Т., Зырянова С. М. Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 69–79. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181063.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью раннего выявления и развития детской одаренности. В настоящее время общество нуждается в людях, обладающих неординарными способностями, креативностью, нестандартным мышлением, так как именно от них зависит повышение интеллектуально-творческого потенциала страны. Творческую элиту общества в будущем будут представлять люди, наделенные художественной одаренностью. Музыкальная одаренность – один из видов художественной одаренности, признаки которой проявляются уже на этапе дошкольного детства. Мы предполагаем, что для детей дошкольного возраста оптимальными условиями развития музыкальной одаренности могут быть программы дополнительного образования, реализуемые на базе дошкольных образовательных организаций. Таким образом, целью исследования является изучение содержания дополнительных общеразвивающих программ, а также различных форм организации детской деятельности, направленных на развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Ведущие методы при подготовке данной статьи – теоретический анализ и сравнение различных подходов и концепций развития музыкальной одаренности детей, с помощью которых изучались сущностные характеристики понятия «одаренность», уточнялась структура музыкальной одаренности. Метод обобщения педагогического опыта позволил сформулировать выводы о необходимости разработки специальных программ, реализация которых будет способствовать развитию музыкальной одаренности. В статье представлена авторская дополнительная общеразвивающая программа «Радуга талантов», особенностью которой является направленность на развитие всех компонентов музыкальной одаренности детей дошкольного возраста (музыкальных способностей, интереса и инициативы к музыкальной деятельности, творческих проявлений). В рамках реализации программы предлагаются различные формы организации детской деятельности. Совместная музыкальная деятельность ребенка со взрослым строится на партнерских взаимоотношениях и предполагает как групповые формы (тематические музыкальные занятия, музыкальные гостиные, вечера досугов и т. д.), так и индивидуальные (индивидуальные развивающие музыкальные занятия). Для развития каждого компонента музыкальной одаренности подобраны различные дидактические средства, упражнения, игры-импровизации, творческие задания, а также примерная тематика проектов, направленная на развитие интереса к музыкальному искусству. В отличие от основной программы, программа дополнительного образования позволяет удовлетворять индивидуальные предпочтения детей за счет разнообразных форм организации деятельности детей. Реализация предложенной дополнительной общеразвивающей программы позволяет повысить уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, что в комплексе будет способствовать увеличению количества детей с признаками музыкальной одаренности, выявленными на этапе дошкольного детства. Статья может представлять интерес для практических работников дошкольных образовательных организаций: педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей.
Егорова С. И., Савинов А. М. Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 57–68. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181062.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях кризиса идей в отечественной легкой промышленности конструктору необходимо обладать компетенциями, позволяющими находить новые проектные решения, новые идеи, использовать спектр знаний о мировой культуре, социологии и этнографии, уметь общаться с заказчиками. Активизации творческого мышления, синтеза гуманитарных знаний и улучшению коммуникации с заказчиком помогает способность качественно выполнять проектные эскизы. Следовательно, при обучении конструкторов изделий легкой промышленности важно уделять внимание художественно-графической подготовке студентов. Несмотря на большое количество исследований, связанных со специализированным рисунком у промышленных дизайнеров и архитекторов, обучению эскизной графике конструкторов изделий легкой промышленности уделено недостаточное внимание в силу инженерной направленности их деятельности. При этом работа конструкторов в современных условиях непосредственно связана с созданием визуального образа потребителя, чему должен предшествовать поиск с использованием выразительных средств графики. Цель исследования – выявить основные проблемы художественно-графической подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» и определить эффективные способы повышения качества подготовки студентов. Основными методами исследования являются: анализ работ студентов, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент. Основные результаты: определена специфика художественно-графической деятельности в области конструирования изделий легкой промышленности, разработаны критерии оценки творческого эскиза костюма, выявлены основные проблемы художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», разработаны задания, способствующие повышению уровня технических навыков и творческих способностей студентов, проведена проверка эффективности разработанных заданий. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании необходимости художественно-графической подготовки конструкторов для повышения конкурентоспособности отечественной легкой промышленности, выявлении основного направления художественно-графической подготовки конструкторов. Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев оценки творческого эскиза костюма, а также в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых апробирована в процессе проведения педагогического эксперимента.
Ильина М. О., Михайлова Н. В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 47–56. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181061.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышение защитных сил организма, воспитание стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, гибкость, выносливость), формирование культуры здоровья. Актуальность данной темы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность старшего дошкольника с целью развития самостоятельности, инициативности, целеустремленности, решительности, дисциплинированности. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. Целью работы является исследование методов и приемов организации игровой деятельности старших дошкольников для формирования их волевых качеств. Воля – это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой сложные цели, достигать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Человек не рождается с сильной волей, она вырабатывается на протяжении жизни. Предметом нашей работы являются методы и приемы организации игровой деятельности на занятиях по физическому развитию дошкольников в целях формирования волевых качеств. Методы работы: теоретический анализ психологической и методической литературы; наблюдение, эксперимент, беседа; метод количественной и качественной обработки данных. Изучение волевой сферы детей старшего дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться правилам, требованиям. Формирование волевых качеств у старших дошкольников ведет к развитию способности к саморегуляции. Теоретическое значение работы состоит в том, что ее результаты расширяют представления о взаимосвязи физического и волевого воспитания детей старшего дошкольного возраста; доказана возможность эффективного формирования волевых качеств под влиянием целенаправленных педагогических воздействий в процессе двигательной деятельности. Практическое значение работы заключается в том, что на основе результатов исследования разработаны практические рекомендации по отбору и использованию двигательных заданий для оценки уровня развития самостоятельности и инициативности, по воспитанию этих качеств воли путем применения комплекса физических упражнений, преимущественно направленных на формирование целеустремленности, решительности, дисциплинированности. Результаты работы по формированию волевых качеств у старших дошкольников на констатирующем эксперименте показали, что в основном преобладают дети с низким уровнем – 57%; со средним – 34% и высоким – всего 9%. Работа на этом не заканчивается, для эффективного формирования волевых качеств мы реализовали специально созданные педагогические условия, которые в дальнейшем помогут повысить уровень формирования волевых качеств у старших дошкольников. Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что разные виды игр на физкультуре оказывают влияние на формирование самостоятельности у детей, дисциплинированности, решительности, инициативности, целеустремленности. Они воспитывают стремление довести начатое дело до конца, воспитывать в себе умение продолжить деятельность, даже если нет желания ею заниматься или если есть более интересная деятельность. Иными словами, все виды игр направлены на формирование волевых качеств личности. Наблюдение за испытуемыми показало, что дети стали охотнее заниматься физической культурой. Это еще раз подтверждает эффективность подвижных, спортивных игр, игр-эстафет в развитии интереса к физкультурным занятиям.
Долгова В. И., Кондратьева О. А., Сенчева Л. А. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 39–46. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181060.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Моделирование используется в любой профессиональной деятельности, это классический метод получения, описания и использования знаний, однако в доступной нам литературе модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа выявить не удалось. Поэтому цель исследования – разработать модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов, составить и апробировать программу её реализации в образовательной среде колледжа. Осуществленное моделирование обусловлено выявлением особенностей, принципов, классификаций, требований, этапов моделирования. Использованы три методики: тест К. Томаса, «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова, «Модульный социотест» А. Я. Анцупова. Опытно-экспериментальной базой исследования выбраны студенты I курса КГКП «Лисаковский технический колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (N = 25). Для реализации исследуемой модели создана и применена программа педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа. После реализации программы доминирующей стратегией поведения в конфликте стало сотрудничество, более всего проявляется средний уровень конфликтности; уравнялись отношения в диадах «студент – группа» и «нравственность – профессионализм». Студентам удалось развить умения конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексии, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и поведения. Проведенное исследование показало, что обсуждаемое моделирование и созданная для его реализации программа способствуют положительной динамике основных критериальных показателей успешной педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа.