Педагогика
Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду
Лашкова Л. Л., Шанц Е. А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 56–68. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181044.htm
ART 181044
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14918
Просмотров: 4150
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации конструирования дошкольников при использовании конструкторов нового поколения. В современной науке и образовательной практике сложился ряд противоречий: между признанием психолого-педагогической наукой возможности овладения детьми дошкольного возраста конструктивной деятельностью с элементами робототехники и отсутствием научно обоснованной методики реализации данного процесса в системе дошкольного образования; между значительным потенциалом конструкторов нового поколения для реализации процесса формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного дошкольного образования. Вместе с тем Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов детской деятельности. В статье представлены методологические и методические основы проблемы организации конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации. Методологические основания составляет совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, интегративного и ситуационного. Системно-деятельностный подход определяет структуру процесса формирования конструктивных умений у дошкольников и обеспечивает последовательность овладения ими детьми. Интегративный подход позволяет осуществлять выбор эффективных средств, форм и методов образовательной деятельности, объединенных по тематическому принципу; интегрировать разные виды детской деятельности. Ситуационный подход способствует рассмотрению процесса формирования конструктивных умений дошкольников в логике технологий проблемного обучения, проектирования и решения проблемных ситуаций. Статья имеет практико-ориентированный характер. В ней представлена образовательная деятельность по конструированию с элементами робототехники, организованная студентами Сургутского государственного педагогического университета в период педагогической практики. Обоснована методика обучения конструированию при использовании конструкторов нового поколения LEGO, Polydron, Engino Education и Engino Discovering Stem на занятиях и в свободной детской деятельности. Материалы статьи могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций как на занятиях, так и в режимных моментах; бакалаврами и магистрами педагогики при изучении методик обучения дошкольников конструированию и робототехнике; преподавателями педагогических университетов для презентации студентам, изучающим данную методику; педагогам организаций дополнительного профессионального образования в рамках подготовки к курсам повышения квалификации по представленному направлению образовательной деятельности.
Володина Е. В. Педагогические нововведения при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 43–55. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181043.htm
ART 181043
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14917
Просмотров: 2227
Подготовка специалистов нового поколения, владеющих компетенциями и готовых к инновационной деятельности в отношении объектов и видов профессиональной деятельности (создание инновационных продуктов, процессов, услуг и их коммерциализация), определяет конкурентоспособность не только специалистов на рынке труда, но и фирм и государств. Усиливается значение формирования готовности к коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности у специалистов различных направлений подготовки в техническом университете. Все более актуальным становится владение терминологической базой иностранного языка не только по специальности, но и для сферы инновационной деятельности. Это обусловливает актуальность исследования в части прикладного языкознания в области терминоведения для сферы инновационной деятельности и разработки учебно-методических пособий с целью активизации грамматического и лексического материала для профессионально ориентированного этапа обучения иностранному языку. Цель статьи – описать нововведения на профессионально ориентированном этапе обучения иностранному языку (английскому) для формирования у студентов готовности применять знания и умения в различных реальных условиях, в самых разнообразных профессиональных ситуациях. При проведении исследования были использованы компетентностный, коммуникативный, лингвосоциокультурный подходы. Использована логика компетентностного подхода, предполагающая формирование содержания в зависимости от результатов образования: приоритетное значение получают те образовательные результаты, которые связаны с овладением обучающимися «инструментами» деятельности и познания. В результате проведенного исследования нами разработаны учебно-методические пособия, представляющие универсальный модуль, содержащий терминологическую базу иностранного (английского) языка для сферы инновационной деятельности. Терминологический минимум является дополнением к терминологии по специальности. Авторские разработки внедрены в рабочие программы по различным направлениям подготовки в Московском политехническом университете. Статья может представлять интерес для педагогов-предметников (английский язык), занимающихся преподаванием профессионально ориентированного языка в высших учебных заведениях, и для студентов и аспирантов различных направлений подготовки.
Ключевые слова:
инновация, творческое мышление, самореализация, саморазвитие, нововведение, интеллектуальный потенциал, системность мышления
Елагина В. С. Формирование исследовательских умений у курсантов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 17–29. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181041.htm
ART 181041
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14915
Просмотров: 2204
Актуальность исследования проблемы формирования исследовательских умений у курсантов военного вуза объясняется повышением требований к уровню их военно-профессиональной подготовки, для которой характерно наличие не только глубоких теоретических знаний, но и умений использовать эти знания для решения военных задач исследовательским путем. Уже на этапе обучения в вузе курсант должен развивать исследовательские качества и умения, уметь генерировать новые идеи, владеть методикой научного поиска и организации опытно-экспериментальной работы, методами и средствами теоретического и эмпирического исследования. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали достаточно низкий уровень владения курсантами общеучебными и исследовательскими умениями. Кроме того, около половины опрошенных курсантов не проявляют интереса к исследовательской деятельности и не собираются заниматься этим видом деятельности ни в годы учёбы в военном вузе, ни после его окончания. В статье анализируется роль и значение исследовательских умений для военно-профессиональной деятельности будущих офицеров; рассматриваются различные подходы к определению сущности понятий «умение», «общеучебные умения», «исследовательские умения», а также приводятся разные подходы к их классификации. В статье уточняется определение понятия «исследовательские умения» применительно к специфике подготовки военных специалистов; выделяются группы умений (информационно-коммуникационные, теоретико-методологические и теоретико-эмпирические умения), формируемые в процессе учебной и научной деятельности курсантов; рассматривается методика поэтапного формирования учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Практика показала, что поэтапная организация исследовательской деятельности курсантов в военном вузе способствует формированию и развитию учебно- и научно-исследовательских умений, проявлению творчества, инициативы будущих офицеров, развитию их познавательного интереса и положительной мотивации. Формирование и развитие исследовательских умений осуществляется эффективно, если создать определенные педагогические условия: развитие у курсантов положительной мотивации, познавательного и профессионального интереса к исследовательской деятельности; создание образовательной исследовательской среды в вузе; организация совместных с преподавателями вуза исследовательских проектов; учёт специфических особенностей профессиональной подготовки военных специалистов; ориентация тематики исследовательских проектов на проблемы военной профессиональной деятельности курсантов; наличие высокого уровня сформированности у них учебных и интеллектуальных умений.
Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181040.htm
ART 181040
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14914
Просмотров: 2072
В контексте решения проблем разработки новых программ, подходов, моделей и форматов организации процесса повышения квалификации, обеспечивающих удовлетворение потребностей и инициирование различных видов активности педагогов в решении образовательных задач, реализации методической деятельности, приобщении к научно-исследовательской и инновационной работе, активно насыщается рынок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Однако спрос и предпочтения педагогами предлагаемых форматов повышения квалификации в связи с тенденциями развития этого рынка остаются неизученными, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его целей: 1) определить наиболее предпочитаемые педагогами форматы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»); 2) выявить динамику реализованных педагогами предпочтений форматов повышения квалификации. При проведении исследования были использованы методы социологического опроса (анкетирования), анализ эмпирических данных и документов. Рассмотрено изменение форматов реализации программ повышения квалификации в истории Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Представлено исследование предпочитаемых педагогами Красноярского края форматов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»). Исследовательские результаты отражают анализ эмпирических данных анкет педагогов, проживающих на разных территориях Красноярского края, различающихся по педагогическому стажу и статусу населенного пункта. Выделены предпочтения групп учителей, различающихся по преподаваемым дисциплинам, территории проживания (село/город), стажу работы: педагоги, преподающие гуманитарные дисциплины, в большей степени предпочитают повышение квалификации с использованием дистанционных технологий, чем учителя-предметники дисциплин естественно-научного цикла, как и учителя городских школ в сравнении с учителями, проживающими в сельской местности; у педагогов со стажем до 16 лет более выражено предпочтение этого же формата, чем у педагогов с более длительным стажем работы. По результатам анализа документов отражена динамика выбора и участия педагогов в реализации заочных программ повышения квалификации с использованием дистанционных технологий, ранее заявленных как предпочитаемые форматы дополнительного профессионального образования. Отмечен рост количества педагогов, повышающих квалификацию с использованием дистанционных технологий за три последних года. Однако уровень участия в таких программах (как обучающихся в институте повышения квалификации, так и обучающих), несмотря на постепенный рост, остается пока недостаточно высоким. Статья адресована исследователям дополнительного профессионального образования педагогических кадров, заинтересованным в разработке научно обоснованных стратегий повышения квалификации учителей и осуществлении оперативного реагирования региональных систем на тренды происходящих изменений в этом сегменте образования. Представленные в статье материалы дают возможность в исторической динамике сравнить вовлеченность учительства различных регионов России в процесс повышения квалификации различных форматов, в том числе с использованием дистанционных технологий; позволяют оптимистично прогнозировать повышение уровня участия педагогов в реализации программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.
Утёмов В. В., Горев П. М. Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 104–116. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181039.htm
ART 181039
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14501
Просмотров: 3675
Одним из наиболее важных аспектов развития системы образования является способность делать обоснованные выводы о необходимости изменения используемых подходов или предпринимаемых действий. Образовательная система непрерывно создает и накапливает значительный объем данных, и вопрос о системной работе с этими данными широким кругом субъектов образования сегодня можно назвать одним из значимых. Большие данные (Big Data) могут стать мощным инструментом для преобразования обучения, переосмыслить подходы, сократить давние пробелы и адаптировать опыт для повышения эффективности самой образовательной системы. Весьма актуальной остается задача описания технологии оперирования большими данными, направленная на развитие образовательных систем через выявление сформированных закономерностей в системе образования. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации технологии оперирования большими данными в образовании. Ведущим подходом при этом выступает моделирование развития образовательной системы с включением в неё мер регулирования по итогам анализа выявленных сформированных закономерностей. В результате проводимого исследования авторами статьи охарактеризована технология Big Data как средство развития образовательных систем, в том числе выявлены отличительные признаки технологии Big Data, структурированы процессы управления системой, направления сбора данных в образовании и определены свойства собираемой базы Big Data в образовании. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об использовании Big Data в целях повышения эффективности развития образовательных систем. Практическое использование результатов исследования позволяет внедрить Big Data в систему управления образованием посредством выявления и учета закономерностей системы образования. Статья может представлять интерес для лиц, занимающихся вопросами управления в системе образования.
Ключевые слова:
педагогическая технология, большие данные, технология big data, образовательные системы