Педагогика

Шабалина Д. А., Ян Г. , Лубнина А. В. Особенности «веб-квеста» как игровой технологии обучения в условиях цифровой школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 72–88. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201074.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Включение игровых элементов в познавательную деятельность обучающихся – актуальное направление модернизации современной образовательной системы. Квест как игровая форма обучения и средство реализации является одним из вариантов геймификации цифровой среды. Авторами исследуется проблема выявления особенностей реализации образовательного веб-квеста как целенаправленной деятельности, предоставляющей в игровой форме всем участникам необходимые знания, ресурсы для решения дидактических и профориентирующих задач цифрового пространства. Цель исследования – выявить особенности проектирования образовательного веб-квеста на основе современных цифровых технологий для формирования востребованных soft skills. Методология основывается на анализе и систематизации научно-исследовательских работ, значимость которых в дидактике, геймификации обучения, использовании цифровых образовательных технологий признана научным сообществом. Эффективность предлагаемого подхода подтверждена педагогическим экспериментом, в ходе которого результат когнитивной деятельности обучающихся оценивался по комплексу критериев, соответствующих сущности компетентностей профессий будущего и приоритетам проекта «Цифровая школа». В качестве результатов описаны идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения поддержки познавательной деятельности обучающихся ресурсами мобильных игровых приложений в жанре «квест». Представлены уровни дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей участников разработки, выбора цифровых средств. В заключении делается вывод о том, что применение веб-квеста как эффективной образовательной технологии для формирования компетенций, востребованных цифровой средой, имеет определенные особенности при включении в процесс обучения современных программных инструментов и технологий. Полученные результаты могут быть использованы для организации познавательной исследовательской деятельности обучающихся; в практике школы наставничества для планирования и реализации игровых форм с выделением умений и навыков, необходимых для социализации личности в цифровом обществе и получения навыков, востребованных на рынке труда; для проектирования и создания инструментами цифровых технологий персонально ориентированного образовательного пространства с элементами геймификации.
Куликова Ю. Н. Универсальные компетенции в системе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре США // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 60–71. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201073.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Аспирантура готовит будущих специалистов в области науки, мобильных, креативных, способных быстро ориентироваться в условиях постоянно меняющейся действительности. На основе проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы очевидным представляется тот факт, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре является одним из приоритетных направлений для большинства высших учебных заведений как внутри нашей страны, так и за рубежом. В связи с тем что основными источниками в процессе исследования выступали учебные планы и рабочие программы различных вузов США, а также оригинальные работы зарубежных ученых на иностранном языке, методология исследования строится на использовании герменевтического подхода. Цель статьи – выявить, ранжировать и проанализировать универсальные компетенции, заложенные в основу аспирантских программ, реализуемых за рубежом, на примере США. После анализа оригинальных документов и обобщения полученной информации была предложена градация универсальных компетенций по степени важности (компетенции начального и продвинутого уровней). Выявлены и обоснованы группы универсальных компетенций (менторские, исследовательские, управленческие компетенции, «сократическое портфолио»), раскрыта их содержательная база, что составляет теоретическую базу исследования. Автор также обращает внимание на вопросы, возникающие в процессе изучения компетенций в рамках аспирантских программ США. В период все возрастающего внимания к программам наставничества в исследовательской сфере для студентов аспиранты должны быть готовы консультировать не только студентов, но и младших коллег, а также других аспирантов. На основе проведенного анализа акцентируется внимание на том, что при планировании программ подготовки аспирантов необходимо учитывать весь спектр компетенций, включая понимание аспирантами разнообразия и целостности академической жизни, в которой им предстоит участвовать в процессе работы над диссертацией и после окончания обучения в аспирантуре. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и сформулированные выводы создают предпосылки для разработки учебных планов и программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре путем интеграции конструктивного зарубежного опыта и могут быть внедрены на практическом уровне в отечественную систему.
Купцова С. А. Педагогическое просвещение как способ воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 44–59. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201072.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Состояние физического и психического здоровья подрастающего поколения вызывает сегодня особую тревогу. В современной социокультурной реальности обсуждаются вопросы здорового и безопасного образа жизни, но этого сегодня крайне недостаточно. Важно объединить усилия науки и практики в направлении уточнения сущностной, понятийной составляющей культуры здорового и безопасного образа жизни личности, а также в направлении проектирования и внедрения образовательных дисциплин с целью формирования, сохранения и дальнейшего созидания здоровья обучающихся. Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, учебные программы/модули, посвященные готовности к здоровьесберегающей, здоровьесозидающей деятельности будущих профессионалов, не учитывают особенности формирования представлений об окружающем мире и собственном организме и их связи. В них не отражены конкретные психолого-педагогические рекомендации. На сегодняшний день существует недостаток учебно-методических рекомендаций для педагогов, психологов и преподавателей, раскрывающих содержание, формы и средства психолого-педагогического воздействия на будущих специалистов, возможности использования различных видов деятельности в целях готовности к здоровьесберегающей деятельности. Цель – выявление возможностей использования педагогического просвещения как способа воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса. В данном случае речь идет о воспитании культуры здорового и безопасного образа жизни педагогов разной профессиональной направленности, других сотрудников образовательных учреждений (социальных работников, логопедов, дефектологов, тьюторов и др.) и самих учащихся. В этом контексте педагогическое просвещение включает разработку и последующее внедрение образовательных программ, способствующих защите и укреплению здоровья, профилактике заболеваний, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, самоорганизации безопасной жизнедеятельности. В статье представлены образовательные программы на основе междисциплинарного, личностно-деятельностного подходов, концепции здоровьесбережения и здорового образа жизни субъектов образования для подготовки будущих педагогов, психологов, социальных работников, повышения квалификации действующих педагогических кадров. Дальнейшая разработка и внедрение таких программ в современной системе непрерывного образования будут способствовать формированию, поддержанию, созиданию здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса и всего общества в целом. Материалы статьи могут использоваться для педагогической поддержки процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образования в современном обществе.
Паатова М. Э. Социально-личностная жизнеспособность подростков: технология формирования в общеобразовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 32–43. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201071.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Российское государство испытывает острую необходимость в жизнеспособном подрастающем поколении – способном к конструктивному самоопределению в новых предъявляемых условиях «роста неопределенности общества». Формирование жизнеспособной личности приобретает все большую социальную значимость и становится необходимым условием для успешной адаптации подрастающего поколения в социуме, что обусловливает актуализацию исследований педагогических аспектов формирования жизнеспособности подростков для успешного функционирования их в социуме. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать технологию формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с учетом социально-культурных и организационно-педагогических особенностей общеобразовательной организации. В статье представлены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента по выявлению особенностей проявления социально-личностной жизнеспособности у подростков, обучающихся в общеобразовательной организации. В исследовании социально-личностная жизнеспособность подростков рассматривается как педагогический феномен, который является интегративным личностным качеством, характеризующим готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Экспериментальная работа была проведена на базе общеобразовательных организаций среди подростков, обучающихся в 5–9-х классах (по параллелям 5–6-е, 7–8-е и 9-е классы). Теоретическая значимость результатов исследования позволяет решать актуальные проблемы теории проектирования педагогического процесса в результате введения новой категориально-понятийной базы (социально-личностная жизнеспособность подростков); уточнения принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков; выявления закономерностей формирования социально-личностной жизнеспособности подростков, которые раскрывают специфику данного процесса в общеобразовательных организациях; проектирования технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков. Практическая значимость исследования заключается в том, что опора на установленную логику формирования социально-личностной жизнеспособности подростков содействует повышению эффективности методической рефлексии педагогов при организации процесса социализации подростков.
Радыгина Е. Г. Технологические аспекты формирования личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений в процессе обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 19–31. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В связи с активным освоением постпандемического пространства, вхождением всех сфер жизни общества в новую цифровую реальность значительные изменения происходят и в сфере высшего образования. Складывающаяся ситуация требует изменения форм взаимодействия с обучающимися, применения новых педагогических технологий, создания новых условий обучения и воспитания. Распространение цифровых технологий в сфере услуг требует формирования профессиональных компетенций, знаний, умений и опыта деятельности, применимых в новой реальности. Способность студентов быстро адаптироваться к новым условиям во многом определяет успешность не только учебной, но и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, становится актуальным изучение технологических аспектов развития личностного адаптационного потенциала будущих специалистов сферы сервиса. Личностный адаптационный потенциал специалиста понимается как способность эффективно выполнять профессиональные задачи в экстремальных и стрессовых ситуациях. Развитие личностного адаптационного потенциала студентов обеспечивает формирование профессиональной конкурентоспособности. Цель статьи – выявить механизмы развития личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений в современных условиях. В статье изучаются элементы личностного адаптационного потенциала и педагогические условия, способствующие его развитию. Научная новизна и теоретическая значимость заключается в выявлении технологических условий, способствующих развитию личностного адаптационного потенциала студентов вуза. Практическая значимость состоит в использовании результатов эмпирического исследования для выявления педагогических условий развития личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений подготовки и разработки рекомендаций. Методология исследования основывается на системно-деятельностном, компетентностном и технологическом подходах. Методы исследования включают: анализ научных публикаций, включенное наблюдение, моделирование педагогического процесса, анкетные методы и тестирование. Для проведения эмпирического исследования использовались методики Е. А. Климова, К. Замфир, А. А. Реана, А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Педагогическая технология представляет собой совокупность форм, методов, способов и приемов обучения, направленных на развитие личностного адаптационного потенциала студентов, и включает в себя описание целей, задач, методов педагогического воздействия, используемых методических материалов, требований к результатам обучения – характеристик профессиональных компетенций. Технологический подход к развитию личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений подготовки предполагает построение алгоритмов будущей профессиональной деятельности. Конструирование образовательного процесса происходит на основе принципов целесообразности, процессуальности, нормализованности, воспроизводимости, системности и эффективности. Сущность предложенной технологии развития личностного адаптационного потенциала базируется: на формировании мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере сервиса; организации эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в учебной и внеучебной деятельности; включении студентов в процесс планирования своего профессионального развития и карьерной траектории, формирования реперных точек и их достижения в процессе обучения в вузе; межпредметных связях и применимости результата в различных предметных областях.