Педагогика
Бойкова И. В. Технология формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума в условиях современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8 (август). – С. 37–52. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181051.htm
ART 181051
DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15647
Просмотров: 1942
Актуальность исследования качества и возможностей формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума в структуре современного образования определяется условиями продуктивного поиска оптимальной модели социализации и самореализации обучающегося. Специфика формирования культуры самостоятельной работы личности студента техникума детализируется через реализацию технологии формирования культуры самостоятельной работы студента техникума, основы построения и уточнения которой являются продуктом поиска акмеверифицированных результатов развития и саморазвития педагогической деятельности как гаранта и механизма самосохранения и самоорганизации качества продуктивных решений в микро-, мезо-, макромасштабах поиска. Цель исследования – возможность моделирования и использования технологии формирования культуры самостоятельной работы личности студента техникума в системном выборе моделей и конструктов профессиональной педагогики, гарантирующей повышение качества решения задач развития личности в структуре профессионального образования и профессионально-трудовых отношений. В структуре анализа сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся СПО выделены: компоненты формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума (обучающегося СПО) – личностный, профессиональный, социальный; критерии сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося техникума (обучающегося СПО) – продуктивность, гибкость, креативность; показатели сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося техникума (обучающегося СПО) – качество формирования компетенций обучающегося техникума, востребованность и конкурентоспособность специалиста, рейтинговая оценка специалиста по уровню и профилю подготовки. Выделены варианты работы с обучающимися по технологии формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума: 1) адаптивный; 2) среднестатистический; 3) акмепедагогический. Адаптивность в решении задач формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума определяется коллективным выбором, где каждый член коллектива через творчество и сотрудничество продуцирует социально и профессионально востребованные объекты ведущей деятельности. Успешность решения задач сотрудничества и самовыражения личности в модели адаптивного воспроизводства лежит на тех обучающихся, которые строят свой путь и выбирают два других варианта формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума. Среднестатистический вариант детерминации и решения задач формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума определяется качественными формами решения задач успешно детализированных направлений поиска, все обучающиеся выборки самостоятельно выделяют и решают задачи продуктивного поиска и решения задач совместной деятельности и сотрудничества. Акмепедагогический вариант детерминации и решения задач формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума – реализация максимально результативного выбора решений, определяющих в своих достижениях и новообразованиях конструктивные и конкурентоспособные способы и конструкты поставленных условий и механизмов оптимизации задач развития и самоорганизации.
Кутузова З. Ю. Экспериментальная работа по формированию профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса (на примере изучения иностранного языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8 (август). – С. 26–36. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181050.htm
ART 181050
DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15646
Просмотров: 2100
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью повышения уровня формирования профессиональной компетентности у студентов в педагогическом колледже. В современной образовательной системе придается всё большее значение информационным технологиям, поэтому важность представленной статьи состоит в том, что информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в педагогическом колледже оказывает положительное влияние на качество обучения. Статья посвящена результатам опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса. Целью статьи является описание экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса на примере изучения иностранного языка. В исследовании применялся экспериментальный метод с системой следующих общенаучных принципов: объективности, всесторонности рассмотрения исследования, комплексного подхода к исследованию. С опорой на имеющиеся научные принципы, для проверки эффективности информационно-технологического обеспечения обучения студентов иностранному языку в педагогическом колледже в условиях сочетания с традиционным обучением была проведена опытно-экспериментальная работа. В ходе экспериментальной работы проверялись выявленные педагогические пути повышения эффективности информационно-технологического обеспечения обучения студентов иностранному языку: оптимизация структуры и содержания, внедрение дидактического комплекса информационного обеспечения. С этой целью была разработана педагогическая модель формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса. Таким образом, в статье раскрывается материал, отражающий ход экспериментальной проверки педагогической модели формирования профессиональной компетентности и доказывающий, что информационно-технологическое обеспечение учебного процесса способствует повышению уровня подготовки студентов не только по специальным дисциплинам, но и в области изучения иностранного языка.
Козырева О. А. Педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8 (август). – С. 11–25. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181049.htm
ART 181049
DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15645
Просмотров: 1992
Актуальность представленного в статье материала определяет культуру самостоятельной работы личности одним из продуктов и условий оптимального развития личности и общества, гарантирует успешное проектирование и детализацию многомерных (полисистемных) моделей оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного профессионального образования как одной из ступеней непрерывного образования. Проблема оптимизации качества формирования и развития личности в конструктах культуры самостоятельной работы может быть определена в адаптивной, игровой, суггестивной, акмепедагогической и научно-педагогической формах постановки и решения задач развития личности. Специфика моделирования и решения задач развития личности в структуре непрерывного образования представляет интерес в процессе активизации внимания на целостном понимании важности решения задач «хочу, могу, надо, есть», определяющих через учет нормального распределения способностей и здоровья обучающихся возможность оптимизации поставленной задачи и соблюдения ценностей и конструктов гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности, конкурентоспособности. В таком ракурсе целью работы является систематизация и уточнение научно-педагогических основ формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного образования. Методологическая база исследования – персонифицированный, адаптивно-акмепедагогический, функционально-трудовой подходы. В работе выделены и уточнены педагогические условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности в модели дополнительного образования, которые определяются через системное использование научных знаний об основах развития личности и функционирования непрерывного образования в иерархии выполняемых задач и оптимизируемых способов решения традиционных ресурсов и механизмов самоорганизации и самосохранения ноосферного мышления и инновационного обновления ресурсов антропопространства. Способность уточнения и детализации способов обновления ресурсов и продуктов педагогической деятельности в структуре дополнительного образования повышается по качеству через учет уровня и модели формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности. Публикация может быть полезна для молодых педагогов и педагогов-исследователей, определяющих в конструктах педагогической деятельности адаптивные, игровые, суггестивные, акмепедагогические и научно-педагогические формы постановки и решения задач развития личности как ценности и продукта современного образования.
Черноталова К. Л. Практика разработки и внедрения игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8 (август). – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181048.htm
ART 181048
DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15644
Просмотров: 2446
Одной из основных задач совершенствования процесса преподавания инженерной и компьютерной графики в техническом вузе является усиление акцента на профессиональную подготовку будущих специалистов, которые будут способны решать профессионально ориентированные задачи. Актуальность представленного исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения инженерной и компьютерной графики с целью развития профессиональных компетенций на основе применения метода активного обучения – деловой игры. Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» имеет выраженный практико-ориентированный характер и предполагает формирование инженерно-графических компетенций (навыков и умений проектирования, моделирования и конструирования различных устройств). Таким образом, цель проводимого исследования – разработка и внедрение в учебный процесс игровых платформ, направленных на повышение уровня развития профессиональных компетенций. Ведущим подходом к исследованию проблемы выступает деятельностно-компетентностный подход. Методологию исследования составляет изучение источников методической и технической направленности, анализ методов активного обучения зарубежных и отечественных авторов. В экспериментальной части нашего исследования мы внедряли в учебный процесс технологию активного обучения – деловую игру «Ведущий конструктор», где моделируются ситуации, приближенные к работе инженера в конструкторском бюро, а именно разработка конструкторской документации. В статье проанализированы представления о специфике деловой игры как одного из методов активного обучения. Рассмотрены принципы имитационного моделирования, обеспечивающие целостное развитие личности студента. Также в статье показано, что обучение в игре является одним из главных условий освоения профессиональной деятельности. Представлен опыт разработки и внедрения деловых игр: сценарий и ход игры. Одним из важнейших факторов повышения эффективности формирования профессиональных компетенций у обучающихся является использование средств автоматизированных систем проектирования, дополняющих традиционные средства создания чертежа. Преимущество деловой игры в сравнении с другими организационными формами обучения состоит в интеграции теоретических знаний и практических умений и навыков в единый процесс. Тем самым деловая игра «Конструкторское бюро» обеспечивает единство содержательной и процессуальной сторон обучения, мыслительной и практической деятельности будущих специалистов.
Модель формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике
Николаева И. Б. Модель формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 91–100. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181047.htm
ART 181047
DOI 10.24422/MCITO.2018.7.14921
Просмотров: 2285
Преподавание физики в военном вузе характеризуется определенными профессиональными особенностями. Курс физики является базовым для дальнейшего качественного усвоения знаний профильных дисциплин. Учитывая сложность предмета, особенно для курсантов первого года обучения, требуется систематическая диагностика, развитие и оценка сформированности профессиональных компетенций курсантов в ходе учебного процесса. Целью статьи является описание опыта автора по разработке модели формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике. В статье рассматриваются следующие понятия: «компетенция», «компетентность». Анализируются ведущие подходы к исследованию данной проблемы в военной педагогике с точки зрения компетентностного подхода. На основе анализа теоретических источников по теме исследования в данной статье автор придерживается следующей позиции: профессиональная компетентность представляет собой набор компетенций, относящихся к профессиональной деятельности специалиста и отражающих совокупность его профессиональных теоретических знаний, практических умений, личностных качеств и установок по отношению к себе, другим, к своей деятельности. Автор предлагает модель формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза. Разработанная модель базируется на определении критериев их сформированности, индикаторов поведения по каждой компетенции, методов, форм и средств развития профессиональных компетенций и оценки уровня их сформированности согласно программе обучения физике в военном вузе. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе ведущих подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза. Практическая значимость статьи заключается в разработке модели формирования профессиональных компетенций в процессе обучения физике, определении критериев их сформированности, определении индикаторов поведения по каждой компетенции, определении методов, форм и средств развития профессиональных компетенций и оценки уровня их сформированности.
И. В. Бойкова