Педагогика

Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В контексте решения проблем разработки новых программ, подходов, моделей и форматов организации процесса повышения квалификации, обеспечивающих удовлетворение потребностей и инициирование различных видов активности педагогов в решении образовательных задач, реализации методической деятельности, приобщении к научно-исследовательской и инновационной работе, активно насыщается рынок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Однако спрос и предпочтения педагогами предлагаемых форматов повышения квалификации в связи с тенденциями развития этого рынка остаются неизученными, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его целей: 1) определить наиболее предпочитаемые педагогами форматы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»); 2) выявить динамику реализованных педагогами предпочтений форматов повышения квалификации. При проведении исследования были использованы методы социологического опроса (анкетирования), анализ эмпирических данных и документов. Рассмотрено изменение форматов реализации программ повышения квалификации в истории Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Представлено исследование предпочитаемых педагогами Красноярского края форматов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»). Исследовательские результаты отражают анализ эмпирических данных анкет педагогов, проживающих на разных территориях Красноярского края, различающихся по педагогическому стажу и статусу населенного пункта. Выделены предпочтения групп учителей, различающихся по преподаваемым дисциплинам, территории проживания (село/город), стажу работы: педагоги, преподающие гуманитарные дисциплины, в большей степени предпочитают повышение квалификации с использованием дистанционных технологий, чем учителя-предметники дисциплин естественно-научного цикла, как и учителя городских школ в сравнении с учителями, проживающими в сельской местности; у педагогов со стажем до 16 лет более выражено предпочтение этого же формата, чем у педагогов с более длительным стажем работы. По результатам анализа документов отражена динамика выбора и участия педагогов в реализации заочных программ повышения квалификации с использованием дистанционных технологий, ранее заявленных как предпочитаемые форматы дополнительного профессионального образования. Отмечен рост количества педагогов, повышающих квалификацию с использованием дистанционных технологий за три последних года. Однако уровень участия в таких программах (как обучающихся в институте повышения квалификации, так и обучающих), несмотря на постепенный рост, остается пока недостаточно высоким. Статья адресована исследователям дополнительного профессионального образования педагогических кадров, заинтересованным в разработке научно обоснованных стратегий повышения квалификации учителей и осуществлении оперативного реагирования региональных систем на тренды происходящих изменений в этом сегменте образования. Представленные в статье материалы дают возможность в исторической динамике сравнить вовлеченность учительства различных регионов России в процесс повышения квалификации различных форматов, в том числе с использованием дистанционных технологий; позволяют оптимистично прогнозировать повышение уровня участия педагогов в реализации программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.
Утёмов В. В., Горев П. М. Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 104–116. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одним из наиболее важных аспектов развития системы образования является способность делать обоснованные выводы о необходимости изменения используемых подходов или предпринимаемых действий. Образовательная система непрерывно создает и накапливает значительный объем данных, и вопрос о системной работе с этими данными широким кругом субъектов образования сегодня можно назвать одним из значимых. Большие данные (Big Data) могут стать мощным инструментом для преобразования обучения, переосмыслить подходы, сократить давние пробелы и адаптировать опыт для повышения эффективности самой образовательной системы. Весьма актуальной остается задача описания технологии оперирования большими данными, направленная на развитие образовательных систем через выявление сформированных закономерностей в системе образования. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации технологии оперирования большими данными в образовании. Ведущим подходом при этом выступает моделирование развития образовательной системы с включением в неё мер регулирования по итогам анализа выявленных сформированных закономерностей. В результате проводимого исследования авторами статьи охарактеризована технология Big Data как средство развития образовательных систем, в том числе выявлены отличительные признаки технологии Big Data, структурированы процессы управления системой, направления сбора данных в образовании и определены свойства собираемой базы Big Data в образовании. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об использовании Big Data в целях повышения эффективности развития образовательных систем. Практическое использование результатов исследования позволяет внедрить Big Data в систему управления образованием посредством выявления и учета закономерностей системы образования. Статья может представлять интерес для лиц, занимающихся вопросами управления в системе образования.
Архипова Т. Н. Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 91–103. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Проблема формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов является одной из актуальных в системе высшего военного образования. В соответствии с положениями ФГОС ВПО последнего поколения выпускники военных вузов Российской армии должны владеть основами культуры деловой речи, способствующими формированию культуры делового общения и общей культуры военнослужащего в целом, что в дальнейшем обеспечит успешное осуществление их военно-профессиональной деятельности как офицеров. Цель статьи – дать обзор становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в отечественной психолого-педагогической литературе, сопоставить современный образовательный процесс в высшей военной школе с основами, заложенными в педагогике конца XIX – первой половины ХХ века, провести анализ научных исследований по указанной проблеме за последние десятилетия, с его помощью определить сущность, содержание и структуру процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также наметить пути и условия эффективного осуществления данного педагогического процесса. На основе теоретического анализа и обобщения научной литературы было отмечено, что процесс формирования культуры деловой речи с точки зрения его сущности, содержания и структуры рассматривался в работах современных отечественных ученых в разных аспектах: формирования культуры общения, речевой способности, навыков публичной речи, коммуникативной компетентности, становления речевой деятельности обучаемых как средних, так и высших образовательных учреждений. Результаты анализа психолого-педагогических исследований в высшей военной школе показали, что культурно-речевой аспект всегда был в центре внимания ученых и рассматривался при изучении разных проблем: от историко-педагогического анализа военного образования в России XVIII – начала XX века и его гуманизации до подготовки офицерского состава к достижению психологического и информационного превосходства над противником. Анализ разнообразных подходов исследователей к данной проблеме дал возможность обосновать авторский взгляд на сущность, содержание и структуру педагогического процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и определить пути и условия его эффективной реализации. Наиболее перспективным путем представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «деловая речь», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», и направлены на совершенствование образовательного процесса в военных вузах РФ в контексте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования в целом.
Ткаченко Н. В., Овчинникова Ю. С. Психолого-педагогическая подготовка полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 78–90. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
. В контексте развития поликультурного мира перед теоретиками и практиками встает вопрос о развитии психолого-педагогических технологий, направленных на исследование и познание других культур. В полевой практике инструментом познания культуры другого выступает сам исследователь – субъект познания. Анализ источников, посвященных проблеме подготовки собирателя, выявил высокую степень обеспечения образовательного процесса предметным материалом с сопутствующим инструментарием полевых методов и вместе с тем слабую разработанность проблемы психологической подготовки личности полевика. Сложности фиксации и интерпретации материала о традиционной культуре и ее представителях, а также проблемы, связанные с личностью собирателя, отмечаются многими отечественными и зарубежными учеными. Между тем в качестве предмета самостоятельного изучения целенаправленная психологическая подготовка полевого исследователя в условиях современного образования до настоящего времени еще не ставилась. Целями данной работы выступают: определение предметного поля психологической подготовки собирателя и описание первого опыта апробации данной идеи – развития познающего субъекта как инструмента познания. В статье представлен сценарий образовательной программы развития аффективного компонента личности полевого исследователя средствами традиционной музыки народов мира. Среди методик психолого-педагогической работы рассматриваются: совместная игра-импровизация на традиционных музыкальных инструментах народов мира с рефлексией и обсуждением полученного опыта, структурированное параметрическое наблюдение и наблюдение в свободной форме, слушание традиционной музыки изучаемого региона с проведением интервью и рефлексивным самоотчетом, звуковая прогулка, интроспективный дневник, стимулирующие упражнения. Теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы психологической подготовки полевого исследователя, в обосновании подхода к пониманию познающего субъекта (полевого исследователя) как к инструменту познания, в разработке психолого-педагогического инструментария развития аффективного компонента личности собирателя средствами традиционной музыки народов мира. Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в образовательной практике подготовки полевых исследователей в различных предметных областях (антропологии, психологии, этнографии, культурологии, музыковедении, фольклористике).
Успаленко В. Б., Плотникова Е. Г. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 66–77. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов определяются теми преобразованиями, которые происходят в последние годы не только в нашей стране, но и в мире. Государство не может считать себя защищенным, если обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка не соответствуют нынешним вызовам и угрозам, в связи с чем подготовка специалистов для войск национальной гвардии России является одной из важных задач современной России. Основополагающим фактором в успешном применении войск национальной гвардии России является эффективное управление войсками, а в современных условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий – автоматизированное управление войсками. Подготовка специалистов в области применения информационных технологий для войск национальной гвардии России предполагает организационные и содержательные изменения военного образования, чтобы повысить эффективность подготовки военных специалистов. Целью данного исследования является теоретическое обоснование содержания и структуры организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий. В ходе исследования применялся метод теоретического анализа педагогической литературы, формализация положений в области организации и управления подразделением и организацией, также использовался метод моделирования при построении структуры организационно-управленческой деятельности. В статье описаны функции, этапы, знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт деятельности и компетенции общие и применительно к организационно-управленческой деятельности военного специалиста. Показана роль требований нормативных правовых актов, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» и квалификационные требования, в формировании компетенций. Сформирована структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий с описанием взаимосвязей между её элементами. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста позволит построить модель её формирования и в дальнейшем выработать практические рекомендации по эффективному обучению курсантов – будущих офицеров.