Педагогика

Матвиенко Л. М. Раннее обучение детей иностранному языку: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит успешность будущего развития и обучения детей, что является залогом не только их конкурентной способности на рынке труда, но и их успешности в дальнейшей жизни в целом. В настоящий момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, так как многие родители стремятся начать данный процесс с 3–4 лет. Этот вопрос считается дискуссионным, так как условия формирования психологической готовности детей к раннему обучению хотя и сформулированы в целом, но в каждом отдельном случае являются уникальными и требуют индивидуального подхода, особенно в процессе раннего изучения иностранного языка. Таким образом, цель настоящей статьи – выявить основные компоненты психологической готовности ребенка к раннему обучению в целом и к раннему изучению иностранного языка в частности. В работе были использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению, обобщен опыт работы педагогов и психологов с использованием таких социально-психологических методов, как наблюдение, опрос и анкетирование. В статье выделяются основные компоненты психологической готовности детей к обучению: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и физиологический. Указанные компоненты представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала обучения по программе любой сложности, в том числе для изучения иностранного языка, с учетом особенностей данного процесса. Делается вывод о том, что целесообразность раннего начала изучения иностранного языка зависит не от возраста ребенка, а от его индивидуальных особенностей и степени готовности к обучению. В статье предлагаются практические советы для определения готовности ребенка к раннему обучению иностранному языку. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы как в профессиональной педагогической деятельности, так и родителями при решении данного вопроса.
Зиганшина Д. М. Готовность обучающихся старших классов общеобразовательной школы к формированию познавательной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – С. 51–64. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы подготовки обучающихся к формированию познавательной культуры в процессе обучения. Важной составляющей процесса обучения и воспитания современных школьников является технологическая подготовка, формирование у учащихся познавательной культуры. В условиях развития демократического государства одной из самых актуальных остается проблема постоянного повышения уровня образования и культуры народа. Поэтому так остро стоит сегодня задача – научить школьников учиться, самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. Новые программы общеобразовательной школы ориентируют учителя на необходимость формирования у учащихся комплекса предусмотренных для каждой возрастной группы межпредметных или общеучебных знаний, умений и навыков, составляющих основу познавательной культуры. Основной подход, который использовался для реализации поставленной цели, культурологический. Основной метод – проблемный; кроме этого использовались наглядно-словесные и практические методы. Анализировалась школьная программа, и выявлялись темы, в которые можно ввести познавательный материал для формирования познавательной культуры обучающихся. Рассматривались основные условия для подготовки обучающихся к формированию познавательной культуры в процессе обучения предмету. Результат данной исследовательской работы – выявление основных методов и форм для максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся. Проблема исследования заключается в осмыслении, теоретическом обосновании эффективных педагогических условий, которые будут способствовать формированию познавательной культуры учащихся. Необходимость разрешения данной проблемы, ее актуальность обусловили выбор темы исследования: «Готовность обучающихся к формированию познавательной культуры». Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия готовности обучающихся к формированию у них познавательной культуры. Объект исследования – процесс формирования познавательной культуры детей в школе. Предмет исследования – готовность обучающихся к формированию познавательной культуры. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ философских, психологических и педагогических научных работ, синтез, систематизация, классификация, обобщение.
Чудиновских А. В. Методология сравнительного исследования поликультурного образования в школах России и Канады // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – С. 40–50. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность исследования обусловлена ростом межэтнических конфликтов в регионах России. В современный период глобализации, информатизации, демократизации, интеграции в России открылись двери для взаимодействия с зарубежным культурным мировым сообществом. В связи с этим возникает противоречие между усилением степени поликультурности общества и подготовленностью индивида к этим переменам. Поэтому поликультурное образование все чаще становится центром внимания многих научных и политических дискуссий, что привело к тому, что это явление оказывается неизменяемой характеристикой современного мирового и российского пространства. В период глобализации исследование зарубежного образовательного опыта становится актуальным. Цель теоретического сравнительного исследования поликультурного образования в школах России и Канады – выявление перспектив развития поликультурного образования в российских школах. Цель данного исследования – на основе теоретического анализа источников определить методологию сравнительно-педагогического исследования поликультурного образования в школах России и Канады. Использованы теоретические методы анализа, систематизации, обобщения. В данной статье излагаются результаты теоретического анализа научно-педагогической литературы по методологии сравнительно-педагогических исследований. Было выявлено, что педагогическое исследование имеет четыре уровня методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. На философском уровне базисом исследования поликультурного образования является гуманистическая идея. Главная методологическая проблема сравнительного исследования – это соотношение категорий общего, единичного и особенного. На общенаучном уровне мы выделяем системный подход как ведущий. Были также обозначены общие принципы исследования поликультурного образования. На конкретно-научном уровне было выявлено, что основополагающим концептом исследования является мировое образовательное пространство; методологические принципы: принцип развития; принцип всеобщей связи; принцип активной личности; принцип вариативности; принцип когерентности; основные подходы: культурологический подход; комплексный подход; исторический подход; аксиологический подход; количественный и качественный подходы; междисциплинарный подход. На технологическом уровне исследования были описаны следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, общение, теоретический анализ, сравнительный анализ, интервью, опрос и анкетирование.
Кострюков А. В., Семагина Ю. В. Геометро-графический язык как основа организации учебного процесса при формировании графической культуры студента вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – С. 28–39. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181027.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Развитие геометро-графической компетентности требует на сегодняшний день фундаментализации геометро-графической подготовки, базисом которой является геометро-графический язык; овладение им вызывает определенные трудности, связанные как со слабой геометро-графической подготовкой в средней школе, так и со значительным уменьшением аудиторных учебных часов в вузе, что привело к критическому сокращению объема информации по начертательной геометрии и техническому черчению, получаемой студентами во время аудиторных занятий, в результате чего уменьшается возможность организации учебного процесса до уровня продуктивно-технической деятельности студентов, соответствующей уровню развития современных проектно-конструкторских технологий. Авторами была сделана попытка оценить сложившуюся ситуацию с преподаванием геометро-графических дисциплин как основы формирования геометро-графической технической компетентности будущих бакалавров – техники и технологии и определить возможные направления для корректировки подходов к обучению этим дисциплинам. Вполне обоснованно выдвигается на первый план задача построения педагогического взаимодействия на основе владения преподавателем умения конструирования вербального и невербального учебного процесса формирования терминологии геометро-графического языка и тезауруса. В исследовании рассмотрены признаки языковой структуры геометро-графического языка как выражения мысленного технического процесса для преобразования инженерной мысли в конкретные технологические изделия и технологии их воспроизведения. Выделены наиболее характерные функции чертежа: изобразительная, информационная, эстетическая и др. Определены уровни владения геометро-графическим языком и учебные временные объемы для овладения студентом необходимым (для эффективного использования в учебной и производственной деятельности) тезаурусом. Представлена десятибалльная шкала оценки уровня владения техническим языком, характеризующая активность участников учебного процесса. Показано, что формирование технической компетенции должно пониматься студентами как процесс самоактуализации для достижения целей личностного саморазвития и зависит от их отношения к изучению дисциплин геометро-графического цикла. Таким образом, геометро-графическая (техническая) компетентность является значимой составляющей профессионального компонента, уровень сформированности которого повышается за счет совершенствования методик преподавания графических дисциплин, на основе разработки дидактических материалов, содержание которых направлено, во-первых, на ликвидацию пробелов в школьном геометро-графическом образовании, во-вторых, на развитие самостоятельной и творческой учебной работы студентов за счет понимания студентами значимости изучения геометро-графического языка и владения техническим тезаурусом как основополагающим инструментарием современного технического специалиста и за счет изменения соотношения учебного времени, выделяемого на самостоятельную и аудиторную учебную работу, в пользу последней.
Кручинина Г. А., Пушкарева Е. А. Модель дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности у студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – С. 14–27. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181026.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Расширение профессионально-делового международного общения, работа с документацией на иностранном языке, возможность академической мобильности обусловили необходимость формирования у студентов инженерно-строительных направлений подготовки способности к вхождению в поликультурную деловую среду. Успешность профессионально-делового общения студентов определяется в значительной степени уровнем владения деловой иноязычной коммуникативной компетенцией в сфере профессиональной деятельности. Проблема достижения необходимого уровня деловой иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров и специалистов в области техники и технологий остается актуальной. В решении этой проблемы особую значимость приобретает интеграция в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды университета. Это обусловило цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета, экспериментальное исследование ее эффективности. В статье исследуются понятия компетенции и компетентности, дается определение деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности, анализируются возможности электронной информационно-образовательной среды университета по формированию данной компетенции. Авторами сконструирована модель дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета. Дидактическая система представлена рядом взаимосвязанных динамических элементов, органично интегрированных в образовательный процесс университета и позволяющих перенести акцент от управления к самоорганизующейся деятельности студентов. Продемонстрированы результаты экспериментального исследования, которые показали, что при реализации разработанной авторами дидактической системы обеспечивается повышение уровня сформированности деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессионально-иноязычной подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета.