Педагогика
Парникова Г. М., Васильева А. А., Павлова Е. П. Воспитательные практики в контексте региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 41–50. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm
ART 181071
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18185
Просмотров: 2239
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Актуальность исследования продиктована вопросами активного промышленного освоения региона, влияющего на все сферы жизнедеятельности коренных народов республики, включая образование. В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов: системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования; интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования. Воспитательные практики в культурном контексте региона направлены на их соответствие планам участия региона и страны в глобальных процессах интеграции. В задачи исследования входит сохранение у обучающихся их национальной идентичности внутри общероссийского общества. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием. Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала республики, сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.
Ключевые слова:
образование, воспитательные практики, сохранение идентичности, северный регион, коренные народы якутии
Ходырева Е. А. Программы PhD в российских вузах: опыт и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181070.htm
ART 181070
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18184
Просмотров: 2358
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство и обеспечения экспорта российского высшего образования. Для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников российских вузов важна синхронизация образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом. Эта проблема особенно значима для программ PhD, которые широко распространены в зарубежных университетах, но не имеют официального статуса в Российской Федерации. Цель статьи – определить перспективы PhD-программ в Российской Федерации на основе изучения сущности и характеристик данных программ, реализуемых за рубежом, а также обобщения опыта их реализации в ряде российских образовательных организаций высшего образования. Ведущими методами исследования проблемы явились теоретический анализ и обобщение образовательной практики реализации PhD-программ, а также методы изучения информации, представленной на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования и анализа локальных нормативных правовых актов вузов в части позиционирования PhD-программ. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и характеристики PhD-программ, определены базовые принципы их реализации, выделены основные виды PhD-программ в соотнесении с программами подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На основе анализа информации о PhD-программах, представленной на официальных сайтах ряда образовательных организаций высшего образования, рассмотрены вид и характеристика данных программ; особенности их реализации; характеристика документов, выдаваемых после завершения программы. Определены перспективы PhD-программ, связанные с комплексной реализацией их потенциала (возможностей). Материалы статьи могут быть полезными для модернизации программ подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающих интеграцию российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.
Александрова С. Н. Педагогический потенциал учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании правовой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 18–28. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181069.htm
ART 181069
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18183
Просмотров: 2183
Актуальность проблемы формирования правовой культуры у воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена необходимостью формирования у них правового сознания, активной жизненной позиции, умения регулировать поведение во всех сферах общественной жизни. Воспитанники учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишенные родительской поддержки, в отличие от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных семьях, более подвержены негативному влиянию окружающей среды определенных членов социума, как сверстников, так и взрослых, что, в свою очередь, может создать условия для их асоциального поведения. Поэтому дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях данного типа, требуют к себе более внимательного отношения и всемерной поддержки педагогов в учебно-воспитательном процессе, в том числе и в сфере формирования их правовой культуры. С учетом социального статуса таких детей для формирования их правовой культуры необходима разработка технологии, способствующей успешному решению данной проблемы. Таким образом, цель настоящей статьи – раскрытие сущности и содержания правовой культуры, основных компонентов правовой культуры, педагогических условий, способствующих формированию правовой культуры в учебно-воспитательном пространстве учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методами исследования являются интервью, тестирование, наблюдение, а также педагогический эксперимент. В работе были проанализированы и использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, раскрывающие сущность и содержание правовой культуры, основные компоненты правовой культуры, обобщен передовой опыт многих практиков в области психологии и педагогики, занимающихся проблемой формирования правовой культуры. В статье определены компоненты правовой культуры: когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный и мотивационно-оценочный. Указанные компоненты соответствуют определенному уровню и показателю сформированности правовой культуры в контексте проблемы исследования. Результаты эксперимента, представленные в данной статье, вносят новые элементы в существующие подходы к проблеме формирования правовой культуры обучающихся, а также дополняют теорию и методику общего образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что был обобщен и систематизирован передовой опыт, полученные результаты могут быть использованы для решения проблемы формирования правовой культуры и внедрены в образовательный процесс учреждений различного типа.
Кондрашова Н. В. Научно-теоретические основы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181068.htm
ART 181068
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18182
Просмотров: 2834
Наступивший ХХI век является столетием инновационного развития системы дошкольного образования, когда качество образования обусловлено и во многом определяется уровнем инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций. Радикальные перемены, происходящие в отечественном дошкольном образовании, поставили перед теоретиками и практиками необходимость осмысления инновационных процессов и определения научно-теоретических основ управления инновациями в дошкольных образовательных организациях. Это обусловило цель исследования: определить особенности, современные подходы, принципы и механизмы управления инновационными процессами в современных дошкольных образовательных организациях. В статье представлен обзор основных достижений педагогической теории и практики по вопросам управления инновациями в области дошкольного образования, автором систематизирован материал об основных моделях возникновения и ценностно-целевых ориентирах непрерывного развития инновационного процесса в дошкольной образовательной организации с позиций системного, процессного и квалиметрических подходов, описаны основные функции (информационно-аналитическая, проектировочная, инструктивно-методическая, организационная, мотивационно-целевая, контрольно-диагностическая и прогностическая) и принципы управления (директивной регламентации прав и параметров дошкольной организации как инновационной системы, интеграции, комплексности, креативности и гибкости, маркетинговой ориентации, управляемости, системности и контекстности, функциональности). Автором представлены основные подсистемы инновационной дошкольной организации (объекты и субъекты управления, информационный продукт как результат инновационной работы), новые механизмы управления инновационными процессами в детском саду (инновационный менеджмент и маркетинг, инновационная методическая работа, инновационные управленческие технологии и управленческие нововведения, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые использующиеся в конкретной образовательной организации, например трехуровневая технология управления инновационной деятельностью, технология квалиметрического оценивания и пр.).
Ключевые слова:
управление, инновация, инновационная деятельность, дошкольная образовательная организация
Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности
Утёмов В. В., Симонова Г. И. Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 128–143. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181067.htm
ART 181067
DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16657
Просмотров: 3034
Развитие регионального педагогического сообщества является одним из направлений стратегии образования в Российской Федерации. Так, с одной стороны, прогнозная численность обучающихся и педагогического персонала в прогнозе до 2030 г. в сравнении с 2018 г. говорит о росте численности обучающихся и педагогов в среднем на 20% как в России, так и в Кировской области. С другой стороны, специфика педагогического сообщества по сравнению с любым другим трудовым коллективом определенно существует, поскольку педагогический коллектив развивается в единстве с ученическим. В таком ракурсе рассмотрения свойство возрастной гетерогенности приобретает особую актуальность. В связи с этим ключевым моментом в управлении развитием регионального педагогического сообщества является использование результатов анализа существующей возрастной структуры педагогических работников по каждому школьному предмету. Пренебрежение анализом возрастных характеристик педагогических работников может привести к неэффективности реализации программы развития региональной системы образования. В первую очередь увеличивается риск нехватки учителей-предметников в ближайшей перспективе. Поэтому весьма актуальным остается анализ возрастной структуры педагогических работников системы образования региона. Соответственно, целью статьи является анализ и прогнозирование развития гетерогенности возрастной структуры педагогического сообщества Кировской области. На основе анализа данных экспертно-аналитической оценки кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области авторами статьи обосновывается необходимость принятия управленческих решений в кадровой политике в сфере образования Кировской области. Ведущими подходами при этом выступают методология нормального и естественного распределения возрастных групп в структуре педагогического сообщества региона. В результате проведенного исследования авторами статьи констатируется: средний возраст педагогов Кировской области выше на 5 лет среднего возраста педагогов по РФ; существенный дефицит педагогов в возрасте от 30 до 45 лет; неприемлемое состояние по возрастному составу педагогов наблюдается среди учителей физики, математики, биологии и химии; средняя ставка школьного учителя по одному предмету равна 0,70; наибольшую учебную нагрузку имеют учителя математики, начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка и физической культуры. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о возрастной гетерогенности педагогического коллектива в общеобразовательных организациях. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить траектории развития педагогического сообщества Кировской области на основе реализации комплекса управленческих и организационных мероприятий по достижению нормального состояния возрастной структуры педагогического сообщества региона.
Г. М. Парникова