Педагогика

Киреева И. А., Джабраилова В. С., Фомичева М. П. Лингводидактический потенциал электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 55–65. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность исследования проблемы в статье обусловлена необходимостью анализа процесса информатизации высшего инклюзивного образования в России. В этом плане обучение иностранному языку требует новых подходов к использованию лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения для развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач при обучении иностранным языкам. Цель настоящего исследования состоит в научном и практическом обосновании лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения (ЭСУН) при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и метод анализа иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного вуза. По результатам исследования в статье представлены научное обоснование, сущность и структура комплексного применения лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к проблеме лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании; выявлено и установлено содержание понятия «электронные средства учебного назначения» в системе социально-гуманитарного знания; конкретизирована характеристика ЭСУН. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что обозначены компоненты программно-методического обеспечения для использования лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Основные положения и выводы могут быть использованы в процессе подготовки научно-педагогических кадров и на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Коротаева И. Э., Чуксина О. В. Особенности учебных пособий для развития межкультурной профессионально-ориентированной компетенции авиационных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 44–54. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью поиска наиболее оптимального пути формирования межкультурной профессионально ориентированной компетенции у студентов технических вузов, и в частности у студентов аэрокосмических специальностей. Цель статьи заключается в изучении отечественного и зарубежного опыта составления учебных пособий для технических вузов, а также учебников для будущих авиационных специалистов. Авторы сравнивают тематику, содержание и компетенции, формируемые в процессе выполнения учебных заданий. В статье обобщается опыт использования профессионально ориентированных учебных пособий на занятиях по иностранному языку со студентами авиационного вуза. На основе контекстного подхода и соблюдения принципа преемственности профессиональной иноязычной подготовки разрабатываются учебные пособия на кафедре «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского авиационного института для бакалавров, специалистов, магистров. При этом достаточное внимание уделяется вопросам изучения грамматики английского языка в авиационном контексте и подчеркивается актуальность совершенствования грамматических навыков на всех ступенях обучения в вузе. Приводятся примеры авиационной терминологии и типы заданий, направленных на их изучение. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в условиях многопрофильной подготовки в технических вузах, а также с учетом возможных перспектив профессиональной мобильности будущих выпускников профессиональная направленность языкового обучения вызывает неоднозначное отношение. В связи с этим перспективным является создание некоторого универсального учебника для технических вузов, включающего как инвариантную общетехническую часть, так и вариативную, отражающую особенности специализации. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что в работе представлены этапы в изучении языка для специальных целей: от языка общетехнической тематики к авиационной и узкоспециальной. Доказана целесообразность изучения грамматики в профессиональном контексте. Практическое значение состоит в том, что показана эффективность разработки профессионально направленных учебных пособий на стыке лингвистики и спецпредметов и их постоянное обновление в соответствии с техническими инновациями и появлением новых терминов.
Дячук В. И. Определение критериев, показателей и уровней сформированности жизненной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 33–43. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181033.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается актуальная проблема формирования жизненной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности, заключающаяся в том, что одним из стратегических направлений реформирования образования на Украине является приведение отечественных критериев и стандартов в соответствие с европейскими требованиями, создание условий для овладения комплексом компетенций, которые предусматривают способность выпускника к решению жизненных задач, продуктивному осуществлению жизни как индивидуального проекта, устойчивой жизнедеятельности в условиях современного динамического пространства. Решение указанной проблемы стало основанием для поиска эффективных путей формирования жизненной компетентности выпускников учреждений общего среднего образования. Целесообразность исследования проблемы формирования жизненной компетентности старшеклассников определяется наличием противоречий, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне, в частности: между объективными потребностями украинского общества в высоком уровне сформированности жизненной компетентности выпускников учреждений общего среднего образования как определяющей личностно-общественного качества и недостаточным уровнем разработанности ее теоретико-методических основ; значительным образовательным потенциалом внеурочной деятельности в формировании жизненной компетентности старшеклассников и непоследовательностью и фрагментарностью его использования в практике педагогов. Целью проводимого теоретического исследования является изучение научных подходов ученых к раскрытию содержания и структуры категории «жизненная компетентность старшеклассников». Исследование содержания понятия «жизненная компетентность» на теоретическом уровне моделируется автором как процесс теоретического анализа существующих научных подходов, многоаспектности изучаемого феномена как интегративного образования, в основе которого лежит комплекс взаимодополняющих друг друга подходов. Основные тенденции научного толкования понятия «жизненная компетентность» позволяют выделить проблему, а также обеспечить возможность ее целостного, многопланового и многоаспектного исследования на теоретическом и методико-праксиологическом уровнях. Благодаря использованию системного подхода понятие «жизненная компетентность» рассмотрено как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, которые обусловливают определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию. Деятельностный подход к исследованию понятия «жизненная компетентность» позволил разработать оценочно-критериальный инструментарий уровней сформированности жизненной компетентности старшеклассников. С учетом проведенного анализа основных подходов к определению структуры жизненной компетентности на теоретическом уровне в статье также представлен авторский подход к методике определения критериев, показателей и уровней сформированности жизненной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности на практическом уровне. Автором определены следующие компоненты в структуре жизненной компетентности старшеклассников: мотивационный, аксиологический, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный, на основании которых выделены критерии, показатели и три уровня сформированности жизненной компетентности старшеклассников: высокий, достаточный и средний. Представленное исследование вносит теоретический вклад в развитие новых научных подходов к уточнению структуры понятия «жизненная компетентность», а также позволяет осмыслить возможность его применения в педагогической практике учреждений среднего образования.
Паатова М. Э. Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 24–32. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181032.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост детско-подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности. Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме. В статье автором социально-личностная жизнеспособность рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, профессиональному, социальному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением является формирование их социально-личностной жизнеспособности. В качестве средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматриваются разнообразные по содержанию реабилитационно-воспитательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения которых будет определять возможности его возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации. Представлены результаты анкетирования педагогов специальных образовательных организаций закрытого типа, цель которого – определение уровня осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Раскрываются сущностные характеристики понятий «социально-личностная жизнеспособность подростков с девиантным поведением», «реабилитационно-воспитательная ситуация», «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением», обосновывается авторский взгляд на данную проблему. Представлена развернутая характеристика специфических принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.
Шевченко О. Н., Ваншина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования геометро-графической культуры бакалавров технических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 13–23. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профессиональные стандарты в части определения трудовых функций работников в различных областях производственной деятельности часто используют понятие профессиональной культуры, безусловным компонентом которой для инженерных профессий является уровень геометро-графической подготовки, способность визуализировать проблему, мысленно трансформировать объект. Обладание развитостью и подвижностью образного мышления, наличие сформированных пространственных представлений являются составляющими профессиональной базовой культуры личности инженера. В современных условиях основная общая образовательная программа школы не реализует развивающий потенциал геометро-графических дисциплин на уровне, соответствующем требованиям высшей школы. Систематически проводимый входной контроль на кафедре начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики подтверждает чрезвычайно слабую геометро-графическую подготовку в рамках основного общего образования и позволяет сформулировать задачи и цели так называемой «преддисциплинарной» подготовки к обучению графическим дисциплинам в вузе в условиях сокращения времени на изучение основных тем и задач по формированию геометро-графической культуры. Цель настоящей статьи – на основе теоретического анализа и изучения практического опыта преподавания геометро-графических дисциплин в вузе определить организационно-педагогические условия, которые бы позволили преодолеть пробелы довузовской подготовки и осуществить геометро-графическую подготовку на высоком уровне, обеспечивающем овладение профессией в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и реалий производственно-технической сферы. Организационно-педагогические условия, разработанные на основе принципов деятельностного подхода, личностно ориентированного образования, индивидуализации и дифференциации обучения, должны обеспечить эффективный процесс обучения графическим дисциплинам и формирования геометро-графической культуры будущего бакалавра. Методологическую базу исследования составляет деятельностный подход. Авторами сформулированы организационно-педагогические условия успешного обучения инженерной графике студентов первых курсов технических направлений подготовки. Результаты могут быть использованы при преподавании графических дисциплин в технических вузах.