Педагогика

Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики действий нравственно-этического оценивания на основе морального выбора и моральных норм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 58–69. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
На современном этапе социальной жизни нравственное, интеллектуальное и психическое развитие человека сопряжено с влиянием позитивных и негативных факторов, в их числе – отсутствие возрастного ценза и наличие информации, лишенной этики и морали, в материалах средств массовой информации и коммуникации. Чаще всего содержание информации в таких источниках и, как следствие, ложное восприятие окружающей действительности оказывает негативное влияние на интеллектуальную и нравственную сферы подрастающего поколения. Современная молодежь переживает нравственный кризис, преодоление которого напрямую зависит от воспитания и образования, и в частности от формирования и развития действий нравственно-этического оценивания. Семейное воспитание является основой освоения моральных норм, осознания важности осуществления выбора и принятия решения, но стоит отметить и вклад педагогов и учителей в воспитание детей и их поддержку в процессе нравственного становления и роста школьников, что говорит об актуальности проводимого исследования. Таким образом, цель данной статьи – анализ морального аспекта понятия нравственно-этического оценивания, систематизация категорий «нравственность», «оценивание», «моральные нормы», «моральный выбор» и «поступок». Ведущим методом является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов. В результате проведенного исследования нами обобщена специфика таких категорий, как нравственность, оценивание, моральные нормы, моральный выбор и поступок. Безусловно, все категории являются философскими понятиями, изучаемыми с разных аспектов психологией и педагогикой. Общим в результатах исследования является необходимость формирования и развития компонентов действий нравственно-этического оценивания и формирование данных действий в целом как потребность воспитания нравственно развитой личности школьника. Оценка действий и поступков относительно нравственных норм есть определение соответствия действий нормам и ожиданиям общества. Данное соответствие или несоответствие определяет социум либо сам человек. В случае позитивной оценки действия человека одобряются и поощряются, в случае негативной оценки – действия осуждаются вплоть до применения санкций. Немаловажный компонент оценки – самооценка человеком собственных мотивов, поступков, последствий с учетом ценностного отношения к явлениям и событиям действительности. Следует понимать, что оценивается не само действие как таковое, а его мотивы, цели деятельности и результаты. Статья может представлять интерес для будущих и практикующих учителей, воспитателей образовательных организаций.
Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н. Особенности работы в системе Moodle как средства развития информационной компетентности в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
На практике использование информационных технологий в учебном процессе становится обязательным элементом различных форм обучения, направленным на повышение эффективности данного процесса. В работе затрагиваются вопросы оптимизации учебного взаимодействия между преподавателем и студентами в вузовской системе образования на примере виртуальной обучающей системы Moodle, которая используется для поддержки и соединения обучения по принципу «преподаватель – студент». На основе обзора понятий «информационные технологии» и «информационная компетентность» дана попытка определения специфики электронной обучающей платформы Moodle, осмысления ее возможностей и перспектив. Авторами поставлена цель: поделиться опытом использования указанной платформы в учебном процессе. По результатам опроса студентов и преподавателей представлен анализ недостатков и преимуществ учебной платформы Moodle. Исследуются возможности и способы использования ресурса «Тест», даются рекомендации по его применению в качестве средства контроля знаний студентов. Затрагиваются вопросы более масштабного использования возможностей системы Moodle не только в рамках субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, но и всего образовательного учреждения, а именно администрации, менеджеров, тъюторов в виртуальной системе, например, о зачислениях, отчислениях, переводах, назначениях стипендий – информации, которая для студента достаточна важна, и обеспечение ее своевременности, прозрачности и доступности подтвердит мобильность руководства всех уровней. Другими словами, грамотное использование всех возможностей системы Moodle позволит добиться рейтингового уровня предоставления широкого спектра образовательных услуг.
Поваляев В. В. Основы педагогического сопровождения творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 2 (февраль). – С. 63–74. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Приоритет развития творческих способностей, критического мышления, активизации и популяризации занятий творческой деятельностью в настоящее время входит в число основных долгосрочных задач российского образования. К числу актуальных проблем такого порядка относится педагогическое сопровождение творческой деятельности студентов колледжа. В качестве доступного и эффективного средства формирования творческой личности автор предлагает использовать занятия декоративно-прикладным искусством. Цель данной статьи – описание и обобщение опыта организации занятий декоративно-прикладным искусством со студентами. При разработке модели педагогического сопровождения мы использовали такие теоретические подходы к работе, как системный, обеспечивающий целостность, иерархичность и логику построения педагогической модели; личностный, направленный на создание педагогического процесса, обеспечивающего раскрытие творческого потенциала личности; праксиметрический, направленный на сравнительно-сопоставительный анализ по обобщению массового и новаторского педагогического опыта; творческий, способствующий формированию эстетического восприятия мира, продуктивной деятельности и развитию критического мышления. В качестве диагностических методов исследования при работе со студентами контрольной и экспериментальной групп мы использовали тестирование, анкетирование, исследовательскую беседу, педагогическое наблюдение, интервьюирование. В статье представлены результаты положительной динамики формирования творческой деятельности студентов колледжа, основанные на исследовании ряда критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного, креативного и эмоционального. Тем не менее проблема формирования творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства в современной педагогике изучена недостаточно хорошо. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении таких понятий, как творческая деятельность, феномен декоративно-прикладного искусства и педагогическое сопровождение.