Педагогика

Одарюк И. В., Котляренко Ю. Ю., Николаева Е. А. Перспективы применения иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 137–151. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования определяется возрастающей потребностью в цифровой трансформации современного образования, поскольку именно в таких условиях возможно эффективное развитие профессиональных умений и навыков у обучающихся, в том числе и в обучении иностранным языкам. Цифровые технологии являются бесспорным помощником в процессе развития коммуникативных способностей, обогащения межкультурного опыта и обеспечения легкой адаптации обучающихся к новым языковым средам. Целью исследования является анализ перспектив применения иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических вузов. Приведен сравнительный анализ существующих подходов к определению понятия «иммерсивные технологии», их классификации и выявлению дидактического потенциала на основе мирового и зарубежного опыта. Представлены основные составляющие иммерсивной образовательной среды и ее преимущества. Обосновано применение иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам. Определен круг проблем, связанных с реализацией иммерсивных технологий в педагогической практике российских вузов. Сделан вывод о необходимости разработки методического сопровождения для успешной реализации иммерсивных технологий в учебном процессе. С помощью метода опроса преподавателей кафедры иностранных языков выявлено их отношение к иммерсивным технологиям. Теоретическая значимость статьи видится в детальной разработке основных положений иммерсивного подхода в образовании, что, без сомнения, способствует расширению знаний педагогического сообщества в области цифровой методологии. Практическая значимость связана с перспективностью применения данных технологий в учебном процессе вузов и возможностью приложения результатов исследования для создания методического обеспечения дисциплин, в том числе и иностранных языков. Именно в этом направлении планируется дальнейшая работа авторского коллектива. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу ученых, учителям и преподавателям иностранных языков и применимы при чтении курсов по актуальным проблемам прикладной лингвистики, а также методики преподавания иностранных языков.
Нонь Н. А., Позднякова Е. В., Фомина А. В. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов в системе бакалавриата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 119–136. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования перед образовательными организациями встает задача внедрения эффективного инструментария для системного познания мира и критического анализа объективной реальности, решения комплексных проблемных задач будущих специалистов. Исследования в сфере становления процессов и развития информационно-математической компетентности могут помочь в решении поставленной задачи. Целью исследования является модельное представление информационно-математической компетентности студентов-бакалавров, а также иллюстрация некоторых элементов методики формирования и оценивания такой компетентности с привлечением регионального компонента. Методом теоретического анализа уточнены процессы формирования как математической, так и информационной компетентности в системе основного, среднего общего и высшего образования в условиях интеграции с другими компетентностями студентов вузов. Определена необходимость корректировки структуры, содержания и модели формирования информационно-математической компетентности в условиях цифровой трансформации общества в целом. Информационно-математическую компетентность бакалавра определяют через совокупность компетенций, ее структурные компоненты рассматриваются с точки зрения деятельностного подхода. Таким образом, полученные данные будут являться основой для проектирования модели. Выстраивая методику формирования информационно-математической компетентности на основе интеграции компетентностного, практико-ориентированного и личностного подходов, вводим в содержание компетентностно-ориентированных заданий региональный компонент, когда представленная в задании проблемная ситуация не только является характерной для повседневной учебной и внеучебной жизни обучающегося, но и отражает особенности его региона (культурно-исторические, социально-экономические, экологические, природные и т. д.). Средствами педагогического эксперимента проведена оценка эффективности групповой работы с авторским кейс-заданием, содержащим региональный компонент, для комплексного и дифференцированного оценивания уровня сформированности ИМК. Иллюстрируя элементы экспериментальной методики, делаем вывод о перспективности дальнейших исследований в области формирования информационно-математической компетентности.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Фоменко И. М. Возможности включения мультимедийных историй в обучение педагогов-хореографов для развития их эмоционального интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 100–118. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает новые перспективы использования цифровых технологий для повышения качества обучения педагогов-хореографов. Применение мультимедийных сервисов (Power Point, Piktochart, AhaSlides, Google-презентаций и др.) удовлетворяет как требованиям к программам подготовки специалистов, занимающихся постановкой танцев, так и требованиям к уровню развития навыков, составляющих основу эмоционального интеллекта личности. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности включения цифрового сторителлинга в хореографическое образование. Цель исследования – изучить возможности применения мультимедийных историй в обучении педагогов-хореографов для развития их эмоционального интеллекта. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал использования мультимедийного сторителлинга в подготовке специалистов по хореографии для развития эмоционального интеллекта. Теоретическая значимость: выявленные дидактические возможности поддерживаются коммуникацией в межкультурном образовательном пространстве для обеспечения благоприятного эмоционально комфортного климата в танцевальном коллективе. Мультимедийный сервис – MS Power Point. Задействовано 62 студента Орловского государственного института культуры. Направление подготовки: 52.03.01 – Хореографическое искусство (уровень – бакалавриат). При статистической обработке данных использован критерий χ2-Пирсона. Оценка уровня эмоционального интеллекта выполнена на основе материалов опросника К. Барчард. Мультимедийный сторителлинг рассматривается как инновационная повествовательная практика, в основе которой – создание эмоциональных историй средствами цифровой технологии. Описана система работы по созданию мультимедийных историй: изучение цифрового сервиса, его возможностей; разработка концепции; сбор и анализ информации; создание истории и реализация в цифровом формате; презентация и последующее применение на практике. Особенность программы – адаптация ее содержания под специфику направления подготовки. В заключении делаются выводы о том, что применение мультимедийных историй способствует развитию эмоционального интеллекта за счет социального характера деятельности, многослойности и нелинейности обращения, мультимодальности, поддержки эмоционально комфортной атмосферы. Выделены и трудности: низкий исходный уровень цифровых навыков; разная мотивация; специализация по танцевальному направлению. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки хореографов, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по хореографическому образованию.
Черноштан О. Н. Теория Стивена Крашена о понятном вводе при проектировании краткосрочных профессионально-ориентированных курсов по иностранному языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 83–99. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование теории Стивена Крашена о понятном вводе при дизайне краткосрочных курсов по иностранному языку для специальных целей приобрело особую актуальность в связи с недостаточным количеством контактных часов по иностранному языку во многих неязыковых вузах. Целью исследования является разработка модели организации процесса обучения по иностранному языку для специальных целей в неязыковом вузе, основанной на естественном методе изучения на доступном для понимания материале. Подобная модель могла бы служить эффективной альтернативой в значительной степени сохранившейся и не соответствующей современным условиям традиционной советской, ориентированной прежде всего на отработку конкретных умений. Автор предлагает лонгитюдное и дискретное усвоение иностранного языка в рамках серии специализированных курсов, следующих за прохождением соответствующего материала на родном языке при изучении профильных дисциплин. Утверждается, что изучение языка профессионального общения дискретно на старших курсах имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом, потому что педагог может опираться на фоновые представления студентов о будущей профессиональной деятельности, знание большого количества интернациональных терминов на родном языке и более высокую профессиональную мотивацию. Тексты, соответствующие по своему содержанию темам, уже пройденным на родном языке, отличаются всеми необходимыми характеристиками понятного ввода, потому что их логика и многие концепты априори известны обучающимся и представляют сугубо профессиональный интерес. Подход Стивена Крашена с акцентом именно на восприятии информации на языке, а не на активной речевой деятельности или теоретическом освоении языковых норм позволяет максимально эффективно ознакомить студентов с профессиональной терминологией в узких временных рамках. Результаты исследования, которые требуют дальнейшей апробации, могут впоследствии быть использованы для реформирования процесса изучения иностранного языка для специальных целей в неязыковом вузе с целью адаптации к вызовам современной высшей школы, когда цели и задачи изучения иностранного языка остаются неизменными, а учебная нагрузка нередко сокращается. Однако реализация данной модели невозможна без информационной поддержки преподавателя по иностранному языку специалистами-предметниками и целостным профессиональным сообществом вуза.
Никифорова Т. И. Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 71–82. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241033.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» обозначена задача обеспечения конкурентной способности российского образования в мировом масштабе и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Кроме того, требуется добиться повышения его доступности гражданам с использованием достижений инновационного развития экономики. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость поиска новых технологий и способов для реализации поставленных целей. Процессы модернизации в любой области человеческой жизнедеятельности направлены на улучшение сложившейся ситуации посредством отказа от старых стереотипов и перехода к новым формам работы. Современные геополитические обстоятельства предполагают необходимость модернизации современной системы образования в сторону ее тотальной цифровизации. Цифровизацию образования нужно рассматривать как инструмент для расширения учебного пространства, выбора индивидуальной траектории образования, выстраивания собственного сценария обучения. Целью данного исследования было изучение возможности использования форм распределенного образования в профориентационной работе со школьниками в рамках проекта «Учитель Арктики в Республике Саха (Якутия)». Описывается опыт работы Якутского педагогического колледжа в использовании цифровых образовательных ресурсов как возможности работы со школьниками из труднодоступных арктических и северных населенных пунктов республики. Рассказывается о создании в рамках содействия развитию проекта «Учитель Арктики» и поднятия престижа педагогической профессии среди молодежи педагогических классов при колледжах (Якутский, Намский, Вилюйский). Освещается деятельность Малой педагогической академии для школьников, где проводятся различные мероприятия, конкурсы. Приведены промежуточные итоги: так, выпускники Малой педагогической академии проявляют профессиональную ориентированность, успешно проходят адаптационный период обучения в колледже, владеют образовательными платформами, проявляют лидерские черты.