Педагогика
Полумордвинова А. А. Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 294–310. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241058.htm
ART 241058
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11058
Просмотров: 425
Актуальность статьи обусловлена проблемой модернизации литературного образования в цифровом мире. Процесс реконструкции классической методики обусловлен быстро меняющейся реальностью, которая также заставляет перестраиваться сознание учащегося (развитие медиаобразования и пр.). Последний, как показывает практика, перестал активно вовлекаться в образовательный процесс, исключающий применение цифровых технологий. Внимание ученика ищет элементы новой действительности в школе. Именно изменения уроков, вбирающие в образовательный процесс достижения новой эпохи, реконструирующие привычные методы, способы и приемы, могут помочь учителю литературы заинтересовать школьника на занятиях. Цель исследования – выявить сигналы, на которые современному учителю литературы следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся XXI века на уроке и не позволить им погрузиться в интересующие обучающихся достижения эпохи цифровизации, забыв при этом об образовательных задачах. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, междисциплинарный, комплексный. На основе анализа научной литературы, форумов учителей и родителей, федеральных документов, проведенных опросов и других источников показана необходимость поиска ответа на вопрос «Как не “потерять” ученика?», выявления проблем, волнующих субъектов образовательного процесса, и их решений. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования и устного опроса). Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам цифровизации образования, воображения, восприятия читателя-школьника, обучения литературе в контексте современного медиапространства и др. Сформулирован ряд выводов, позволяющих определить, как в XXI веке нужно модернизировать уроки литературы, чтобы ученики нового поколения не растеряли мотивацию к обучению, заинтересовались образовательным процессом. Предложенные решения по модернизации учебного процесса, в которых представлены векторы развития современного литературного образования, могут быть использованы учеными для многогранного исследования выявленных проблем и поиска новых путей их решения, а также учителями школ и преподавателями педагогических университетов для коррекции работы с обучающимися в контексте цифровой эпохи.
Краснов Т. Э., Челнокова Т. А. Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 281–293. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241057.htm
ART 241057
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11057
Просмотров: 376
Электросетевой комплекс играет огромную роль в экономике страны. Эффективность его деятельности зависит от многих факторов. Одним из них является степень готовности сотрудников компании решать сложные производственные задачи. В связи с этим огромное значение приобретает создание и развитие системы внутрифирменного обучения, подготовка собственных сотрудников для осуществления педагогической деятельности. Представляя опыт по организации обучения сотрудников методам и инструментам бережливого производства, авторы статьи стремятся обобщить его для определения теоретической основы развития внутрифирменного производства. Проблема исследования связана с поиском ответов на вопрос о методах отбора кандидатов, средствах и методах подготовки ведущих сотрудников компании к организации ими образовательного процесса внутри фирмы для максимально мобильного решения вопросов повышения квалификации ее сотрудников без отрыва от производства. Цель исследования: на основе теоретического анализа научной литературы по вопросам внутрифирменного обучения выявить и описать условия подготовки ведущих специалистов компании к педагогической деятельности. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективная организация внутрифирменного обучения сотрудников компании инструментам и методам бережливого производства будет обеспечена, если осуществлен целенаправленный отбор и подготовка ведущих специалистов компании к организации образовательного процесса с учетом развитости их коммуникативных умений и навыков коммуникаций; организовано их целенаправленное погружение в педагогическую теорию, в проблемное поле образовательной задачи, которую необходимо решить для развития производства; ими осознана сущность и значимость возложенной на них функции и сформирована готовность к ее выполнению. Методологической основой исследования был обозначен акмеологический подход, с опорой на него обосновывались особенности подготовки кадров к педагогической деятельности для решения внутренних проблем компании. Представленный опыт ее организации может быть полезен для всех производственных объединений, стремящихся ускорить процесс интеграции новых знаний и навыков в деятельность своих сотрудников.
Сергеева М. Г., Симонова Н. М. Управление конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе как фактор создания комфортной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 265–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241056.htm
ART 241056
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11056
Просмотров: 451
В процессе обучения и воспитания возникают регулярные педагогические конфликты, обусловленные противоречиями, которые свойственны образовательному процессу. Целью статьи является изучение, профилактика и разрешение педагогических конфликтов с участием его непосредственных субъектов: конфликты, зарождающиеся в рамках учебно-воспитательной деятельности в качестве реакции на затруднение реализации ее основных или дополнительных задач (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «деловых» взаимосвязей); конфликты неоправданных ожиданий, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в качестве реакции на действия, расходящиеся с установленными правилами взаимодействия педагогов и учащихся, расходящиеся с тем обоюдным результатом, на который они закономерно рассчитывают (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «ролевых» взаимосвязей); конфликты, связанные с психологической несовместимостью, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в связи с индивидуальной спецификой педагога и его подопечных, не вполне гармоничным сочетанием их темпераментов и характеров. Основной результат статьи – рассмотрение конфликта педагогического характера как особого явления, а также его сторон и функциональных свойств, которое позволяет заключить, что данный тип межличностных столкновений представляет собой обязательный элемент системы образования и в эту конфронтацию может быть вовлечен кто угодно – от педагогов и представителей руководства до учащихся и членов их семей. Степень отрицательного воздействия конфликта на тех, кто в нем участвует, находится в непосредственной зависимости от такой личной характеристики, как конфликтность, присутствующей в одних обучающихся, но отсутствующей в других. Кроме того, большое значение имеет потребность в преодолении разногласий у каждого из оппонентов. Данные факторы весьма значимы для проводимого нами исследования. В рамках нейтрализации конфликтной ситуации важную роль играет осуществление сценария сотрудничества (взаимодействия, партнерства), для которого свойственны высокая степень вовлеченности всех участников конфликта в процесс его преодоления, стремление к компромиссу, уравновешиванию притязаний, осознание значимости взаимной коммуникации. Главный поведенческий алгоритм призван учитывать подходы к урегулированию конфликтов на разных стадиях в контексте действующей конфликтологической модели, базирующейся на принципах медиации. Комплексное использование коммуникативных, административных, медиационных, лидерских навыков педагогических работников представляет собой первостепенный фактор, оказывающий влияние на управление конфликтами.
Ключевые слова:
образовательная среда, конфликт, управление конфликтами, педагогический коллектив, конфликтующие стороны
Польская С. С. Преподаватель вуза: поддержка выбора профессиональных траекторий обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 251–264. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241055.htm
ART 241055
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11055
Просмотров: 406
Актуальность осуществления профессорско-преподавательским составом университетов поддержки обучающихся в осуществлении выбора профессионального пути обусловлена назревшей необходимостью изменений в деятельности высших учебных заведений и тех, кто работает в сфере высшего образования, при этом такого рода деятельность должна быть направлена не только на абитуриентов или выпускников университетов, но и на тех, кто находится «между» этими двумя категориями. Целью нашего исследования было выявить, как сами преподаватели университета относятся к данному вопросу, в какой форме видят осуществление такого рода поддержки, а также какие аберрации возможны в ходе этого процесса. Посредством использования педагогического, психологического и акмеологического подходов могут быть сформулированы возможные алгоритмы подобного взаимодействия между преподавателем и студентом. Проведенный нами экспертный опрос показал, что большинство участников такового демонстрирует положительное отношение к осуществлению этой поддержки в рамках своей деятельности в качестве преподавателя университета, допуская возможность инкорпорирования элементов профессионального ориентирования в процесс преподавания своего предмета и показывая понимание того, в каких формах это может осуществляться. При этом в процессе глубинных интервью рядом участников экспертного опроса были изложены потенциальные проблемы и барьеры воплощения задачи такого рода. Практическая значимость нашего исследования заключается в появлении возможности внедрить модель педагогической поддержки в работу университетских преподавателей, что позволит внести качественные изменения в подготовку получающих высшее образование, благодаря чему на рынок труда впоследствии выйдут индивиды, четко осознающие свои профессиональные цели и осуществившие осознанный выбор трудовой деятельности.
Галимуллина Н. М., Вагаева О. А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высший школы: восприятие обучающимися и методика преподавания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 235–250. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241054.htm
ART 241054
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11054
Просмотров: 603
Начиная с 2023/2024 учебного года основные образовательные программы всех направлений подготовки вузов России включают дисциплину «Основы российской государственности». Она призвана помочь обозначить своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политики России, способствовать формированию у студентов чувства гражданственности и патриотизма, что является важной задачей на высшем государственном уровне. Цель статьи – исследование особенностей внедрения новой дисциплины в образовательный процесс высшей школы, ее восприятия обучающимися, их отношения к ней, описание методических наработок из опыта преподавания предмета. Для проведения исследования были использованы общетеоретические методы (анализ, синтез, обобщение теоретических сведений по проблеме) и эмпирический метод – анкетирование в онлайн-формате. Базой исследования выступила группа студентов первого курса технических вузов Пензы и Казани в количестве 173 человек. Исследование позволило выяснить отношение первокурсников к дисциплине в целом, к ее отдельным разделам, педагогическим средствам и методам, примененным в ходе преподавания данного курса. Более половины опрошенных ответили, что полностью удовлетворены полученным на занятиях результатом. Студенты отметили важность личностного взаимодействия с преподавателем в процессе проведения занятий, обратили особое внимание на интересное содержание дисциплины, выделив этот параметр как явное преимущество курса. Они определили самыми важными для изучения разделы дисциплины «Российское государство-цивилизация» и «Политическое устройство России». Наиболее эффективными средствами обучения студенты считают видеоролики, интерактивные онлайн-игры, лекции преподавателя и работу с картой. Считаем, что цели и задачи, поставленные в правовом поле и обозначенные в медийном пространстве перед вузами и конкретными преподавателями, были выполнены. Результаты опроса этот факт подтверждают. Большинство студентов убеждены, что основная польза от изучения предмета заключается в расширении имеющихся знаний по истории России, в то же время респонденты отметили в качестве значимого результата обучения формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, расширение имеющихся знаний по географии России, лучшее понимание геополитических процессов, происходящих сегодня. Дисциплина на практике способствует формированию у молодежи таких качеств, как гражданственность и патриотизм, которые определяют ценностное отношение личности к историческому прошлому своей страны, принадлежности к своему народу, чувство гордости за свое Отечество.