Педагогика

Мантуленко В. В. Влияние искусственного интеллекта на успеваемость, познавательную активность и качество обучения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 251–272. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251117.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблематика влияния искусственного интеллекта на успеваемость и качество обучения студентов приобрела особую актуальность в последние годы в связи с быстрым развитием данной технологии и ее широким использованием. Сегодня активно изучаются как положительные эффекты интеграции искусственного интеллекта в учебный процесс, так и возможные негативные последствия, включая снижение мотивации обучающихся и ухудшение качества усвоения знаний. Тем не менее среди исследователей и педагогов сохраняются разногласия относительно природы и последствий воздействия технологий на базе искусственного интеллекта на образовательный процесс. Основная цель данной работы – провести анализ ключевых аспектов влияния генеративного искусственного интеллекта на успеваемость, познавательную активность и качество обучения студентов. В задачи работы входили оценка текущего состояния использования искусственного интеллекта в образовании, выявление возможного влияния данной технологии на эффективность учебной работы и познавательной активности студентов и разработка рекомендаций относительно способов использования генеративного искусственного интеллекта в образовании. Работа основана на системном, компетентностном, аксиологическом и деятельностном подходах. К основным результатам данной работы можно отнести рекомендации по внедрению технологии генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс на основе анализа актуальных исследований по теме за последние пять лет, а также собственного эмпирического исследования. Полученные результаты показывают неоднозначность восприятия роли цифровых технологий последнего поколения в обучении, отсутствие единых критериев оценки воздействия искусственного интеллекта на учебный процесс и необходимость дальнейших научных и практических разработок в данной области. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении противоречий, касающихся использования генеративного искусственного интеллекта в образовательных учреждениях. Практическая значимость исследования выражается в предложенных мерах по оптимизации учебного процесса с учетом особенностей взаимодействия студентов с нейросетями, направленных на повышение качества образования и устранение потенциальных рисков.
Сорокина Е. В. Эволюция доминанты педагогического потенциала коммуникативных процессов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 235–250. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251116.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данной статьи продиктована требованиями времени, так как в ней находит отражение эволюция доминанты педагогического потенциала коммуникативных процессов в контексте эпох, посредством анализа трудов выдающихся мыслителей, характеристик образовательных систем, педагогического инструментария, культурных, образовательных задач, возможностей педагогики, образовательных целей и др. Цель данной статьи – рассмотрение воспитательных доминант педагогического потенциала коммуникации, их выявление, которые детерминировались в процессе формирования коммуникативных процессов. В работе определено содержание концептов, вынесенных в заглавие: коммуникация и педагогический потенциал. В статье в традиционной хронологии исследованы педагогические идеи, характерные для важнейших исторических эпох и времен, начиная от античности до актуализации доминантных идей педагогического потенциала современности. Для верного и точного понимания идей, изложенных в трудах выдающихся мыслителей, автор обращается к авторитетному мнению, исследуя труды отечественных и зарубежных ученых. Определено, что источники современной коммуникации можно не только объяснить, но и при необходимости корректировать в целях оптимизации педагогического потенциала, в частности, применительно к образовательному процессу в высшей школе. Не учитывать и тем более не использовать в образовательном процессе данный фактор нельзя: это одно из условий успешного обучения профессионала. Результатами работы следует считать детерминацию двух главных моделей коммуникации, которые и в настоящее время функционируют как «коммуникативная (гуманистическая)» и «корпоративная (рационалистическая)». Коммуникативная модель сопряжена с высокой степенью эмпатии, атенционной способности, ответственности, преодоленными кризисными явлениями в многоуровневой идентичности. Корпоративная тенденция характеризуется рациональностью, прагматичностью, низкой степенью эмпатии, готовностью к коммуникации с целью получения выгоды. Автор настоящей работы описал эту дихотомию ранее и изложил результаты исследования в диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (2005 год), однако рассмотрение доминанты в формате эволюции было проведено впервые. Необходимо отметить, что полученные результаты в настоящем исследовании полностью синхронизируются с данными наших прежних работ, прошедших апробацию. Практическая значимость настоящей статьи заключается в следующем: в работе находит подтверждение тот факт, что доминанты педагогического потенциала коммуникативных процессов имеют многовековую историю, прочную основу педагогических, философских, социологических идей. Таким образом, функционирование механизма педагогического потенциала и ответы на вопросы его оптимизации следует искать в том числе и в трудах мыслителей прошлых эпох.
Сивкова Ю. С., Симбирских Е. С. Педагогические условия методического сопровождения проектной деятельности в сетевом проектном офисе на примере непрерывного агротехнологического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 221–234. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251115.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность методического сопровождения проектной деятельности в системе непрерывного агротехнологического образования «школа – вуз» обусловлена высоким образовательным потенциалом данного направления, способствующим эффективному развитию обучающихся и укреплению связей между образовательными организациями разного уровня. Проектная деятельность выступает как инструмент формирования профессиональных компетенций, развития творческого мышления и междисциплинарного подхода, что особенно важно в условиях современных вызовов. Цель исследования заключается в разработке педагогических условий методического сопровождения проектной деятельности на примере сетевого проектного офиса ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ и МКОУ СОШ № 7 г. Слободского. Для достижения поставленной цели применялись общенаучные методы исследования, включая анализ научно-педагогической литературы, обобщение и синтез теоретических данных, а также анкетирование преподавателей Вятского ГАТУ и школы № 7 г. Слободского для выявления ключевых проблем организации проектной деятельности. В результате исследования установлены теоретические основы методического сопровождения, определены ключевые проблемы, возникающие у участников сетевого проектного офиса, такие как недостаточная координация действий между участниками, ограниченность ресурсов и методической базы, а также сложности в формировании мотивации обучающихся. Кроме того, был определен перечень педагогических условий, необходимых для успешного сопровождения проектной деятельности, создания структуры сетевого проектного офиса, формирования команды специалистов, организации продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, поддержания системы мотивации и развития профессиональной ориентации у обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в углублении понимания проблемы методического сопровождения проектной деятельности, а также в разработке научно обоснованной модели сетевого взаимодействия между школой и вузом. Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов для совершенствования практики организации проектной деятельности в условиях сетевого сотрудничества. Разработанные рекомендации могут быть использованы образовательными учреждениями для повышения эффективности проектной работы, усиления мотивации участников и обеспечения преемственности между уровнями образования. Предложенные подходы способствуют укреплению партнерских отношений между школами и вузами, что создает условия для подготовки высококвалифицированных специалистов агротехнологической отрасли.
Бахарева Е. А., Кусова М. Л., Королько В. А. Разработка диагностического инструментария для оценки начального уровня владения русским языком (А0) у иностранных слушателей подготовительных факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 207–220. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251114.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Глобализация образования и рост академической мобильности сделали подготовительные факультеты для иностранных граждан ключевыми структурными подразделениями российских вузов, способствующими интеграции обучающихся в российскую образовательную систему. Деятельность подготовительных факультетов направлена на формирование языковой, академической и социокультурной готовности к дальнейшему обучению в России. Следовательно, возрастает необходимость качественного определения уровня владения русским языком как иностранным, в частности, на нулевом (А0) уровне. Это обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса и повышение эффективности обучения. Цель статьи – разработка и апробация комплексного диагностического инструментария для определения начального уровня владения русским языком иностранцами, которые поступают на подготовительные факультеты. В основу методологической базы исследования вошли системно-деятельностный, аксиологический, коммуникативный и лингвокультурологический подходы. Эксперимент проводился на базе подготовительного факультета Уральского государственного экономического университета (далее – УрГЭУ). Перед проведением исследования был разработан диагностический инструментарий, который включал шесть блоков: фонетика, лексика, грамматика, чтение, письмо и лингвокультурологические знания. При проведении диагностики использовалась балльная система оценки, которая позволила установить уровень подготовки иностранных слушателей к дальнейшему освоению учебной программы по русскому языку, начиная с элементарного уровня (А1). Полученные результаты подтвердили необходимость применения комплексного подхода при оценке уровня языковой подготовки, который позволяет выявить индивидуальные особенности и трудности обучающихся на начальном этапе. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении критериев диагностики уровня А0 и расширении методических основ преподавания русского языка как иностранного (далее – РКИ). Практическая значимость заключается в возможности применения разработанной системы диагностики в образовательных организациях, которые реализуют программы довузовской подготовки, что способствует повышению эффективности обучения и успешной адаптации иностранных граждан в российской образовательной среде.
Курзаева Л. В. Конкурентоспособность обучающихся вуза: структурно-функциональный анализ понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 191–206. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251113.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях глобализации и стремительного развития технологий осмысление требований к конкурентоспособности обучающихся вуза становится особенно актуальным. Многочисленные исследования, направленные на рассмотрение данного феномена, определяют понятие «конкурентоспособность» с позиций разных научных направлений. Целью настоящей статьи является уточнение понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза», его структуры и функционального назначения его компонентов. Ведущим подходом к исследованию проблемы является системный подход, предоставляющий методы функциональной декомпозиции и структурно-функционального анализа. В ходе исследования произведен анализ подходов к определению понятия «конкурентоспособность» в экономике, психологии и педагогике. Выявлена диалектическая триада «стратегия, деятельность, результат» как паттерн для выявления функционального состава искомого качества личности и дальнейшей формализации понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза». Определено, что ведущей функцией рассматриваемого качества личности является мобилизационно-презентационная, направленная на самоорганизацию обучающегося для выстраивания и следования стратегии достижения успеха в профессиональной и личностной сферах и демонстрации этого через осуществляемую деятельность и ее результаты. Произведенная функциональная декомпозиция позволила определить четыре взаимосвязанных функциональных блока в структуре конкурентоспособности обучающегося: мотивационно-ценностный, когнитивный, профессионально-деятельностный, личностный. Попарная синергия выделенных блоков и их функций определяет наличие стратегической, тактической и операционной конкурентоспособности обучающегося вуза, соотносимых с компонентами выделенной диалектической триады. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза» на основе интеграции знаний из различных научных областей, что позволяет создать более полное представление о проблеме формирования искомого качества личности в процессе профессиональной подготовки. Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности и точности разрабатываемых методик и средств формирования и диагностики конкурентоспособности обучающихся вуза в процессе их профессиональной подготовки. Статья может представлять интерес для исследователей, научные интересы и работа которых направлены на повышение качества профессиональной подготовки и формирование конкурентоспособности обучающихся в вузе.