Педагогика
Семенова В. А. Возможности использования программ искусственного интеллекта и технологии решения изобретательских задач для развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 38–53. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241062.htm
ART 241062
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11062
Просмотров: 447
Актуальность данного исследования обусловлена целями, заложенными в Федеральной образовательной программе начального общего образования (ФОП НОО) применительно к дисциплине «Иностранный язык» и направленными на формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), расширение лингвистического кругозора обучающихся за счет овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), внедрение в образовательный процесс упражнений изобретательского, исследовательского характера, а также использование цифровых электронных ресурсов в процессе выполнения заданий на иностранном языке. Цель исследования – представить возможности использования программ искусственного интеллекта и технологии решения изобретательских задач для развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов на уроках английского языка. Содержание современных учебников иностранного языка богато разнообразными методиками обучения, интерактивными упражнениями, аутентичными текстами, аудио- и видеоматериалами, что способствует более эффективному и увлекательному освоению языковых навыков, однако его можно дополнить еще цифровыми ресурсами. В статье подробно описаны структура и компоненты данного учебника, рассмотрены задания на развитие всех видов речевой деятельности, задачи, краткое содержание выбранных уроков. В результате установлено, что внедрение ТРИЗ-технологии совместно с ИИ (DALL-E, Google Cloud Speech-to-Text, Microsoft Azure Speech, IBM Watson Speech to Text) не только способствует улучшению речевых и языковых навыков обучающихся, но и стимулирует их творческое мышление. Грамотное применение синтеза технологии ТРИЗ и цифровых технологий в обучении иностранному языку не только служит формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, но и вдохновляет их на исследовательское мышление и креативное выражение своих мыслей. Теоретическая и практическая значимость статьи состоит в изучении и дополнении материалов учебника по дисциплине «Иностранный язык» для педагога в целях развития иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников средствами ТРИЗ с использованием цифровых технологий.
Бобунова А. С., Сергеева М. Г. Классификация и внедрение технологий на базе искусственного интеллекта в обучение иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 25–37. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241061.htm
ART 241061
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11061
Просмотров: 438
С внедрением технологий искусственного интеллекта в нашу жизнь образование стремительно начало менять свой формат. Традиционные методы преподавания видоизменяются, чтобы не оставаться вне цифрового прогресса. Школьники и студенты уже активно используют искусственный интеллект и возможности chat-GPT в качестве помощника в учебе. Целью данной работы является разработка экспериментальной технологии внедрения средств искусственного интеллекта в образовательный процесс обучения иностранному языку. В задачи данного исследования входят библиографический обзор имеющихся образовательных программ на базе искусственного интеллекта и экспериментальная апробация разработанной технологии. Обзор научной литературы был проведен по статьям, посвященным использованию искусственного интеллекта в обучении иностранному языку, следствием чего стало определение перспективных методических разработок и нахождение слабых сторон, негативно влияющих на обучение иностранному языку. Далее последовала разработка трехэтапной технологии использования программ на базе искусственного интеллекта в формировании различных аспектов иноязычной речи у обучающихся. Исследовательская база для проведения экспериментальной работы включала 50 студентов I курса медицинского факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Обучение происходило в течение первого академического семестра с сентября по декабрь 2023 года. Участники контрольной группы (25 студентов) изучали иностранный язык (английский) по стандартной программе, обучение экспериментальной группы с тем же количеством участников проходило с внедрением пошагового алгоритма применения искусственного интеллекта на уроках и использованием программ на базе искусственного интеллекта для самостоятельной работы. Результаты проведенной работы: наблюдалось повышение мотивации обучающихся к выполнению учебных заданий, более активное вовлечение в учебный процесс. Сравнение данных итоговых тестирований показало значительное повышение фонетической развитости речи. Экспериментальная группа почти в два раза превзошла контрольную группу про правильности произношения лексических единиц (56% против 25%). Развитие лексических навыков и грамматической стороны речи не показало больших различий между группами. Принимая во внимание изложенные результаты, мы можем сделать вывод, что использование искусственного интеллекта в рамках языковых программ обучения студентов при поэтапном внедрении технологии искусственного интеллекта имеет большой потенциал в формировании различных аспектов речи, особенно ее фонетической стороны.
Ключевые слова:
обучение иностранному языку, искусственный интеллект, фонетические навыки, чат-бот, chat-gpt
Методика и практика обучения русскому языку как иностранному в образовательном процессе университета
Барашян В. К., Кононенко А. П., Недоспасова Л. А. Методика и практика обучения русскому языку как иностранному в образовательном процессе университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 12–24. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241060.htm
ART 241060
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11060
Просмотров: 406
Международное сотрудничество с китайскими вузами развивается быстрыми темпами в России из-за экономического и политического взаимодействия. Такое сотрудничество двух стран ускорило развитие и в области образования. Актуальность представленной методики обучения русскому языку как иностранному заключается в ее результативности и совершенствовании организации учебного процесса, которое продиктовано новыми международными образовательными стандартами. Проблема обучения русскому языку как иностранному рассмотрена на материалах зарубежных и отечественных ученых. В статье проводится анализ методов преподавания русского языка как иностранного для китайских студентов по направлению «Системное программирование и технологии искусственного интеллекта». Проанализированы существующие учебно-методические материалы с учетом этнической направленности студентов. Цель исследования состоит в обобщении методики и практики обучения русскому языку как иностранному в образовательном процессе университета. Выделены требования к организации образовательного процесса, к воспитательному обучению и к формированию языкового обучения с учетом национальной языковой специфики студентов. Дана характеристика работ по рассмотрению русского языка как иностранного в социокультурном контексте. В статье предложен вариант учебного процесса, который делится на четыре этапа обучения с постепенным погружением в социальную среду. Каждый этап дополняется предметной направленностью с учетом коммуникативного подхода. Системность обучения вкупе с коммуникативной направленностью обеспечивает получение качественных результатов в приобретении языковых, коммуникативных и социокультурных умений. Описан практический опыт преподавания русского языка как иностранного с элементами воспитательной, учебной и социально ориентированной направленности, полученный в течение нескольких лет на базе Ростовского государственного университета путей сообщения. Проанализированы существующие проблемы изучения русского языка как иностранного, в том числе современные подходы к формам и методам усвоения лексики, грамматики и разговорной речи. С учетом полученных положительных результатов методики можно выделить ее целесообразность и эффективность. Статья может представлять практическую значимость для преподавателей русского языка как иностранного, которые не имеют опыта работы с китайскими студентами и могут использовать предложенную методику в процессе обучения.
Борщенко Г. М. Ключевые принципы реализации микрообучения иностранному языку в контексте компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241059.htm
ART 241059
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11059
Просмотров: 474
Микрообучение – современный тренд, стремительно набирающий популярность не только в сфере корпоративного обучения, но и в системе образования. Однако отсутствие системной дискуссии и различные подходы к определению данной концепции затрудняют разработку эффективных методических решений. Цель данной статьи – выявить и установить ключевые принципы реализации микрообучения иностранному языку в контексте компетентностного подхода как основного в деятельности образовательных организаций. Для решения поставленной задачи используются теоретические и эмпирические методы исследования: анализ релевантных публикаций и мировых тенденций в условиях цифровой трансформации образования; сопоставительный анализ базовых элементов рассматриваемых концепций для определения их сочетаемости в образовательной деятельности. В ходе анализа публикаций в статье сопоставляются как сформировавшаяся зрелая концепция компетентностного подхода, доминирующего в современном образовании, так и получившая стремительное развитие в недавнем времени концепция микрообучения. В результате исследования составлена матрица соответствия базовых характеристик микрообучения принципам компетентностного подхода, а также сформулированы принципы микрообучения: принцип самодостаточности микромодулей; принцип сфокусированности; принцип субъективности времени; принцип интерактивности; принцип цифровизации и мобильности. Значительная степень соответствия концепции микрообучения компетентностному подходу позволяет сделать вывод о применимости микрообучения в образовательных организациях на разных уровнях, в частности для изучения иностранного языка. Однако также наблюдаются противоречия, возникающие на этапе практического внедрения элементов концепции микрообучения в процесс обучения в вузе. В наибольшей степени это затрагивает принципы самодостаточности микромодулей, субъективности времени, интерактивности, что связано с организационными факторами, сопровождающими учебный процесс. Перспективы дальнейшего исследования – поиск методических решений и дидактических ресурсов, соответствующих указанным ранее принципам, и их внедрение в педагогическую практику.
Полумордвинова А. А. Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 294–310. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241058.htm
ART 241058
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11058
Просмотров: 385
Актуальность статьи обусловлена проблемой модернизации литературного образования в цифровом мире. Процесс реконструкции классической методики обусловлен быстро меняющейся реальностью, которая также заставляет перестраиваться сознание учащегося (развитие медиаобразования и пр.). Последний, как показывает практика, перестал активно вовлекаться в образовательный процесс, исключающий применение цифровых технологий. Внимание ученика ищет элементы новой действительности в школе. Именно изменения уроков, вбирающие в образовательный процесс достижения новой эпохи, реконструирующие привычные методы, способы и приемы, могут помочь учителю литературы заинтересовать школьника на занятиях. Цель исследования – выявить сигналы, на которые современному учителю литературы следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся XXI века на уроке и не позволить им погрузиться в интересующие обучающихся достижения эпохи цифровизации, забыв при этом об образовательных задачах. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, междисциплинарный, комплексный. На основе анализа научной литературы, форумов учителей и родителей, федеральных документов, проведенных опросов и других источников показана необходимость поиска ответа на вопрос «Как не “потерять” ученика?», выявления проблем, волнующих субъектов образовательного процесса, и их решений. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования и устного опроса). Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам цифровизации образования, воображения, восприятия читателя-школьника, обучения литературе в контексте современного медиапространства и др. Сформулирован ряд выводов, позволяющих определить, как в XXI веке нужно модернизировать уроки литературы, чтобы ученики нового поколения не растеряли мотивацию к обучению, заинтересовались образовательным процессом. Предложенные решения по модернизации учебного процесса, в которых представлены векторы развития современного литературного образования, могут быть использованы учеными для многогранного исследования выявленных проблем и поиска новых путей их решения, а также учителями школ и преподавателями педагогических университетов для коррекции работы с обучающимися в контексте цифровой эпохи.