Педагогика

Исаева Т. Е. Методика проведения и тайм-менеджмент интерактивной дискретной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 70–87. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Необходимость модернизации дизайна и методики изложения лекции как основной организационной формы обучения признается подавляющим большинством отечественных и зарубежных ученых. Однако, ориентируя академическое сообщество на внедрение интерактивных лекций, в ходе которых планируется использовать различные задания для активизации познавательной деятельности обучающихся и формирования у них критического мышления, большинство исследователей ограничиваются рассмотрением теоретической составляющей данной проблемы, не предлагая каких-либо методических решений. Те же публикации, которые содержат описание ряда методических приемов, не могут претендовать на системное решение обозначенной проблемы. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью научно-педагогических кадров вузов в получении научно обоснованных и экспериментально апробированных методических рекомендаций по организации интерактивных дискретных лекций. Цель исследования заключается в разработке методики проведения интерактивной дискретной лекции на основе использования современных цифровых технологий и принципов тайм-менеджмента. Анализ научно-педагогической литературы убедил в том, что на сегодняшний день у многих ученых имеется определенный опыт использования таких технологий, как «перевернутый класс», «проблемное обучение» и другие, а также различных цифровых программ, обеспечивающих формирующий контроль и обратную связь со слушателями в ходе чтения лекции. Однако этот материал нуждается в систематизации и трансформации в методически обоснованную и экспериментально апробированную систему разработки и проведения интерактивной лекции в современных условиях университета. Сформулированные в данной статье рекомендации по дизайну структуры дискретной лекции, а также использованию цифровых и проблемных методов в ходе изложения учебной информации опираются на результаты опытно-экспериментального исследования, благодаря которому удалось определить причины редкого использования интерактивных заданий в ходе лекций, отношение лекторов к данной проблеме, а также наиболее эффективные формы активизации мыслительной работы слушателей, позволяющие повысить внимание обучающихся, что не замедлило сказаться на запоминаемости и применении полученных знаний в решении практических задач. Методические рекомендации затрагивают такие вопросы, как тайм-менеджмент лекционного занятия, требования к составлению электронной презентации, использование специализированных цифровых программ для организации формирующего контроля, приемы проблемного обучения в ходе лекции и др.
Причинин А. Е. Модели управления рисками образовательных проектов в структуре образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 52–69. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Становление конструкта «проектирование» в качестве одного из ведущих видов деятельности в современном образовании актуализирует исследования «рисков», «управления рисками», так как объем возможных негативных исследований в случае реализации рисков в условиях увеличивающегося числа и масштабов проектирования в образовании может превысить положительные результаты. Постепенно изменяется отношение к управлению рисками в системе образования – концепция «нулевого» риска сменяется концепцией «допустимого» риска. Риски и их последствия становятся значимой категорией в проектировании и реализации образовательных проектов. Риски образовательных проектов в условиях создания и реализации крупных общегосударственных проектов (национальных образовательных проектов) масштабируются на всю страну. Результаты образовательных проектов влияют на жизненный путь большого количества людей длительное время, при этом жизненный цикл риска образовательного проекта сокращается. Процесс управления рисками в образовании постепенно институционализируется – разрабатываются правила и нормы управления рисками образовательных проектов, что находит свое отражение в принятых профессиональных стандартах педагогических работников. Цель данной статьи – выявление моделей управления рисками образовательных проектов. Автором предпринята попытка обобщить известные модели управления рисками образовательных проектов в структуре образовательной организации и выявить особенности различных моделей управления. Исследование проводилось методами рефлексивной проблематизации, моделирования, анализа и синтеза. Как показало исследование, в теории и практике управления образовательными проектами управлению рисками уделяется недостаточное внимание, оно в основном реализуется по совмещенной модели (при этом реализуется множественное совмещение). Исследование показало, что возможны модели управления рисками образовательных проектов, основанные на функциональном и процессном подходах, при этом выбор модели и подхода к управлению рисками детерминирован факторами масштаба и инновационности образовательного проекта. Как показало исследование, дальнейшее изучение моделей управления рисками образовательных проектов может снизить объем и масштаб последствий реализовавшихся рисков, что, в свою очередь, укрепит доверие общества к развитию системы образования, повысит значимость и вклад образовательной системы в формирование личности обучающегося.
Кузёма Т. Б., Вишнякова А. В. Функциональный потенциал фасилитативных технологий при организации со студентами групповых видов работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 32–51. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена очевидной в сложившихся условиях модернизации высшего образования необходимостью поиска новых продуктивных форм, методов, средств обучения, отвечающих требованиям современной личностно ориентированной образовательной парадигмы, среди которых фасилитативным технологиям отводится значимая роль. Знание педагогом-фасилитатором алгоритмов организации различных видов фасилитации, в частности базовой и развивающей, понимание дифференцирующих признаков командной и коллаборативной групповой работы студентов, умение использовать в процессе фасилитации с группой эффективные личностно ориентирующие фасилитативные техники (Work Out, Future Search, Open Space, Polarization of opinion, Brainstorming) являются обязательными компонентами педагогического и профессионального мастерства современного преподавателя вуза. Цель данного исследования – рассмотреть функциональные возможности фасилитативных технологий при их реализации в групповой работе студентов. Научная новизна заключается в том, что авторами исследуется функциональный потенциал использования уже успешно показавших свою эффективность на практике фасилитативных технологий при организации групповой работы студентов в вузе. Авторы устанавливают характерные особенности командной и коллаборативной групповой работы студентов при реализации в ней фасилитативных технологий, отмечают широкий учебно-формирующий потенциал такой деятельности, описывают возможные форматы ее организации. На данном этапе развития теоретических исследований в области фасилитации можно выделить два ее вида: педагогическую и социальную. В рамках первой рассматривается повышение продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет стиля общения и личностных особенностей педагога, в то время как вторая акцентирует внимание на повышении эффективности в аспекте скорости и продуктивности деятельности личности через актуализацию в ее сознании образа человека-соперника или человека-наблюдателя. В исследовании предпринимается попытка оценить преимущества коллаборативной групповой работы студентов вузов. Также авторы раскрывают процесс фасилитативного взаимодействия не только между педагогом и учащимися вуза, но и внутри самой группы. В статье обосновывается идея о том, что правильная коммуникация является одним из важных ключевых жизненных навыков и необходима при групповой работе студентов. Выясняются основные требования к улучшению навыков общения среди студентов группы, знание которых необходимо педагогу-фасилитатору. Авторы приходят к закономерному выводу о широком функциональном потенциале фасилитативных технологий при организации со студентами групповых видов работы. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении авторами научных представлений о возможностях фасилитативных технологий в системе высшего образования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений Российской Федерации в практической деятельности при организации различных видов групповой работы студентов в проектной деятельности, на лекционных и практических занятиях.
Цао Ч. Трансформация стандартов компетенций владения китайским языком // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 18–31. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность настоящей статьи обусловлена интенсивным развитием экономических, политических, культурных и образовательных связей между Россией и Китайской Народной Республикой (КНР). В настоящее время растет количество русскоязычных студентов, изучающих китайский язык. При этом в связи со сложностью освоения китайского языка обучающиеся сталкиваются с немалыми трудностями в его изучении. Главная проблема заключается в том, что большинство авторов учебников при их разработке основываются на Общеевропейских стандартах владения иностранным языком и ориентированы на формирование иноязычной (межкультурной) компетенции, включающей социальную, стратегическую, компенсаторную и другие компетенции. При этом не учитываются стандарты владения китайским языком, разработанные в КНР. Структура и содержание данных стандартов постоянно развиваются и совершенствуются со дня выпуска первого стандарта в 1988 году. В настоящее время в Китае действует Стандарт 3.0, включающий три уровня и девять подуровней, которые необходимо учитывать при обучении и проектировании учебников китайского языка. Стандарт 3.0 четко определяет цели и содержание обучения, темы общения, аспекты языка, лингвокультурные знания и др. Цель статьи – выявление сущности, структуры и содержания стандартов компетенций владения китайским языком и определение значения для обучения китайскому языку русскоязычных обучающихся. Материалами исследования стали публикации российских и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы компетенций китайского языка. Исследование базируется на использовании таких методов, как теоретический анализ, синтез, систематизация и сравнение полученных результатов. Автор пришел к выводу, что использование Стандарта компетенций по китайскому языку при проектировании учебников позволит лучше адаптировать образовательный процесс к потребностям обучающихся и повысить качество подготовки специалистов в России в области китайского языка. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны для развития теории и методики обучения китайскому языку русскоязычных обучающихся; при разработке программ и учебно-методических комплексов.
Соловьёв Г. Е., Белокрылова Н. В. Педагогическое отношение и воспитание молодых правонарушителей: А. С. Макаренко и Г. Ноль // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241079.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заключается в том, что в нем дается целостное представление о педагогическом отношении как ключевом понятии в педагогике и аспекте педагогической деятельности и его роли в перевоспитании малолетних правонарушителей в творчестве А. С. Макаренко и Г. Ноля. Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние научного знания в области изучения феномена педагогического отношения как фундаментального понятия педагогики и аспекта педагогической деятельности и его роли в воспитании и перевоспитании малолетних преступников в концепциях А. С. Макаренко и Г. Ноля. Настоящее исследование базируется на положениях, сформулированных в работах ведущих российских историков педагогики, посвященных характеристике методологии и теории историко-педагогического знания, а также интерпретации отечественными и западными педагогами педагогического наследия великих педагогов. Раскрыты сущность педагогического отношения и психолого-педагогические условия для его создания. Также показано влияние среды (политико-экономических, социокультурных условий, педагогических идей) на становление и функционирование воспитания и перевоспитания беспризорников в практической и теоретической деятельности А. С. Макаренко и Г. Ноля. Выделены и аргументированы как общие черты в раскрытии педагогических отношений у двух педагогов, так и различия в их взглядах. Обосновывается специфика коллективного воспитания малолетних правонарушителей, и рассматриваются стратегии взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обобщении идей и понятий, сформулированных в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики XX века, которые позволяют совершенствовать концептуальные основы воспитания детей и подростков. Теоретические положения, сформулированные в исследовании, дополняют и уточняют сущность педагогического отношения как ключевого понятия в педагогике, способствуют более полному осознанию проблемы воспитания и перевоспитания молодежи в современных условиях. Практическая значимость исследования заключается в том, что взгляды и идеи А. С. Макаренко и Г. Ноля в области педагогики могут быть применены для совершенствования современной образовательной системы и могут быть использованы в преподавании различных дисциплин: социальной педагогики, истории педагогики, психологии, антропологии. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дается целостное представление о проблеме педагогического отношения как фундаментального понятия педагогики. Осуществлена попытка реализации подхода к исследованию педагогического отношения в контексте воспитания и перевоспитания малолетних воспитанников в концепции А. С. Макаренко и Г. Ноля. Впервые осуществляется сравнительный анализ теоретических позиций по ключевым проблемам воспитания у выдающихся педагогов прошлого столетия.