Педагогика

Зимин П. М., Чернякова Ю. С. Роль технологии eduScrum в развитии креативности у обучающихся старшей школы на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 177–190. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251112.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью поиска педагогом эффективных способов раскрытия творческих возможностей современных обучающихся. Целью исследования выступает выявление и оценка потенциала eduScrum как инновационного пути развития креативности у обучающихся старшей школы на уроках английского языка. Центральным методом исследования является формирующий эксперимент, в ходе которого было определено влияние педагогической технологии нидерландского преподавателя-новатора Вилли Вейнандса (колледж Ашрам, г. Алфен-ан-ден-Рейн) на развитие креативности у обучающихся 10А класса МОУ «Лицей № 23» г. Белоозерский. К прочим методам, использованным в процессе организации и проведения исследования, относятся: наблюдение за учащимися на различных стадиях эксперимента, сравнительно-сопоставительный анализ уровня креативности до и после внедрения педагогической технологии eduScrum, рефлексивное анкетирование обучающихся. Исследование носит предварительный характер, формируя практический базис для дальнейшего, более масштабного изучения перспектив использования eduScrum. Обобщая результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что технология eduScrum сыграла положительную роль в повышении уровня креативности у обучающихся старшего звена в рамках учебного предмета «английский язык». В частности, было выявлено позитивное влияние педтехнологии В. Вейнандса главным образом на развитие оригинальности и сопротивления замыканию. Рефлексивное анкетирование показало, что сами учащиеся также позитивно оценивают вклад eduScrum в развитие их креативности. Теоретическая значимость настоящего исследования выражается в обобщении и систематизации информации о технологии eduScrum применительно к учебному предмету «английский язык». Практическая значимость исследования, изложенного в данной статье, заключается в выявлении эмпирических аспектов, оказывающих непосредственное воздействие на эффективность применения eduScrum и заслуживающих пристального внимания со стороны сообщества учителей-практиков, работающих над развитием креативности у обучающихся старших классов.
Иванова С. В., Азархин А. В. Проблемы высшего образования в период трансформации общества и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 164–176. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251111.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена необходимостью внесения глобальных изменений в образовательный процесс высших учебных заведений, связанных с трансформационными процессами, происходящими в обществе. Целью статьи является определение проблем, возникших на пути трансформации образовательного процесса, и предложение путей их решения. Ведущими подходами к исследованию проблемы выступают мультимедийный, системно-деятельностный и контекстный подходы. Использование их принципов привело нас к следующим результатам. Выделены финансовые, организационные, психологические, инфраструктурные и содержательные проблемы, а также намечены пути решения некоторых из них. Финансовые связаны с быстрым темпом реализации новых проектов и внедрением дорогостоящих цифровых технологий; организационные – с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса; психологические вызваны расхождениями в содержании опыта работы действующих преподавателей и возможностей цифровых технологий, а также возникшими проблемами в познавательной сфере обучающихся; инфраструктурные проблемы есть следствие финансовых проблем и опережающего характера инновационных продуктов по сравнению с разработкой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность с их использованием; содержательные основаны на поиске баланса между традиционными и инновационными методами обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации основных трансформационных направлений, наблюдаемых в настоящее время в рамках образовательных процессов высших учебных заведений. Практическая значимость статьи состоит в определении путей решения обозначенных проблем: создание условий для использования традиционных методов обучения как основополагающих, а инновационных – как дополняющих их; формирование компетенций в сфере IT-технологий; исключение повторов в деятельности преподавателей за счет внесения изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие делопроизводство в вузе. Новизна исследования состоит в сопоставлении возможностей инновационных продуктов и методов с их использованием в решении конкретных проблем, возникших в образовательном процессе вуза.
Иванова Е. В., Шабалина О. В., Лунегова И. С. Исследование эффективности средств достижения метапредметных результатов в начальном общем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 143–163. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251110.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Важнейшей задачей современной начальной школы является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые выступают основой образовательного процесса. Особую группу познавательных УУД образуют умения работать с информацией. На уровне начального образования это проявляется в выборе источников для получения информации, нахождении и анализе информации в соответствии с учебной задачей; распознавании достоверной и недостоверной информации; представлении информации с помощью схем и таблиц, преобразовании текстовой информации в графическую модель. Работа с моделью при изучении новых объектов и их свойств часто используется на уроках предмета «Окружающий мир». Существенные признаки и связи, обнаруженные при моделировании, становятся ясно осознаваемыми и наглядно представляемыми для обучающихся. Целью данного исследования является изучение возможностей формирования у младших школьников универсальных учебных действий группы «Работа с информацией» на уроках предмета «Окружающий мир» при помощи опорных конспектов. Базой исследования стала МБОУ «Гайнская СОШ» Пермского края, общее количество участников педагогического эксперимента – 50 обучающихся. В ходе исследования использовались методы: теоретический и сравнительный анализ источников, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов. Авторами выявлена положительная динамика сформированности у младших школьников умений работать с информацией после целенаправленного применения опорных конспектов на уроках. В статье определены педагогические условия эффективного применения опорных конспектов для формирования умений работать с информацией. Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в уточнении ключевых понятий исследования, определении педагогических условий применения опорных конспектов на уроках предмета «Окружающий мир». Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы подтверждают эффективность опорных конспектов как средства формирования у младших школьников умений работать с информацией; разработанные варианты конспектов и описанные приемы могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов.
Колосова Н. Н., Давкуш Н. В. Супервизия как инструмент непрерывного профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 127–142. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251109.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях динамичных изменений в образовании, технологиях, обществе от современных педагогов требуется гибкость и готовность к постоянному развитию, обновлению знаний, умений и компетенций. Однако для того, чтобы соответствовать этим требованиям, педагогам часто нужная профессиональная поддержка и помощь, которую может оказать супервизор. Как профессионал супервизор решает ряд задач: помощь педагогу в четком определении целей и приоритетов работы, осознании всех аспектов проблемы и собственной роли в ее решении, в управлении эмоциями; формирование положительного отношения к профессиональной деятельности, готовности брать на себя ответственность за ее результаты. Цель статьи – выявить возможности супервизии в контексте обеспечения непрерывности профессионального развития педагога. В ходе исследования использовались общенаучные теоретические методы (анализ, синтез, сравнение и обобщение научной информации), было организовано проведение экспериментальной работы по внедрению супервизии в образовательных организациях г. Евпатории Республики Крым. Результатом проведенного исследования стало понимание того, что в основе супервизии в образовании находятся такие направления работы, как профессиональное консультирование; создание психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности; организация продуктивного социального межгруппового и внутригруппового взаимодействия; диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов; профилактика профессионального выгорания и корректирование профессиональных ошибок; содействие в развитии и саморазвитии образовательной организации и отдельных работников. Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в выявлении специфики реализации этих направлений в условиях педагогической практики. Практическая значимость статьи состоит в экспериментальном изучении влияния супервизии на профессиональное развитие педагогов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и осуществления эффективной супервизии в условиях образовательных организаций, для обеспечения непрерывного профессионально-педагогического образования.
Воронцова Е. В. Система приемов по обучению лексике иностранного языка с использованием технологии микрообучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 113–126. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251108.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное иноязычное образование сталкивается с необходимостью повышения эффективности формирования лексической компетенции студентов, для которых характерны клиповое мышление, многозадачность и ориентация на быстрый результат, в условиях ограниченного времени и интенсивной учебной нагрузки. Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации приемов микрообучения, направленных на оптимизацию процесса формирования лексической компетенции студентов-лингвистов. Целью работы является разработка и экспериментальная проверка эффективности системы приемов микрообучения в формировании лексической компетенции. Методологическую основу составляют компетентностный, коммуникативный и системно-деятельностный подходы, концепция микрообучения, теория коммуникативного обучения и теория поэтапного формирования умственных действий. Эмпирическая часть реализована посредством педагогического эксперимента с участием 112 студентов-лингвистов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы с эквивалентным начальным уровнем владения лексическими навыками. В результате исследования разработана и теоретически обоснована система приемов микрообучения, включающая четыре взаимосвязанных блока: семантизацию, активизацию, автоматизацию и интеграцию лексических единиц. Системообразующими факторами данной системы выступают технологическая интеграция, методическая преемственность, адаптивность и интервальность, реализуемые через единую цифровую экосистему. Эксперимент подтвердил статистически значимое преимущество экспериментальной группы по всем ключевым параметрам лексической компетенции (p < 0,01), включая объем активного словарного запаса, точность использования лексического материала, скорость актуализации лексики и устойчивость сформированных навыков. Дополнительно отмечены повышение мотивации студентов, снижение языковой тревожности и оптимизация временных затрат как для обучающихся, так и для преподавателей. Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о механизмах формирования лексической компетенции в цифровой образовательной среде и детализации психолингвистических аспектов микрообучения. Практическая значимость состоит в разработке конкретных приемов и алгоритмов их интеграции в образовательный процесс высшей школы, которые могут быть адаптированы для различных образовательных контекстов.