Педагогика

Краснов Т. Э., Челнокова Т. А. Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 281–293. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Электросетевой комплекс играет огромную роль в экономике страны. Эффективность его деятельности зависит от многих факторов. Одним из них является степень готовности сотрудников компании решать сложные производственные задачи. В связи с этим огромное значение приобретает создание и развитие системы внутрифирменного обучения, подготовка собственных сотрудников для осуществления педагогической деятельности. Представляя опыт по организации обучения сотрудников методам и инструментам бережливого производства, авторы статьи стремятся обобщить его для определения теоретической основы развития внутрифирменного производства. Проблема исследования связана с поиском ответов на вопрос о методах отбора кандидатов, средствах и методах подготовки ведущих сотрудников компании к организации ими образовательного процесса внутри фирмы для максимально мобильного решения вопросов повышения квалификации ее сотрудников без отрыва от производства. Цель исследования: на основе теоретического анализа научной литературы по вопросам внутрифирменного обучения выявить и описать условия подготовки ведущих специалистов компании к педагогической деятельности. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективная организация внутрифирменного обучения сотрудников компании инструментам и методам бережливого производства будет обеспечена, если осуществлен целенаправленный отбор и подготовка ведущих специалистов компании к организации образовательного процесса с учетом развитости их коммуникативных умений и навыков коммуникаций; организовано их целенаправленное погружение в педагогическую теорию, в проблемное поле образовательной задачи, которую необходимо решить для развития производства; ими осознана сущность и значимость возложенной на них функции и сформирована готовность к ее выполнению. Методологической основой исследования был обозначен акмеологический подход, с опорой на него обосновывались особенности подготовки кадров к педагогической деятельности для решения внутренних проблем компании. Представленный опыт ее организации может быть полезен для всех производственных объединений, стремящихся ускорить процесс интеграции новых знаний и навыков в деятельность своих сотрудников.
Сергеева М. Г., Симонова Н. М. Управление конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе как фактор создания комфортной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 265–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В процессе обучения и воспитания возникают регулярные педагогические конфликты, обусловленные противоречиями, которые свойственны образовательному процессу. Целью статьи является изучение, профилактика и разрешение педагогических конфликтов с участием его непосредственных субъектов: конфликты, зарождающиеся в рамках учебно-воспитательной деятельности в качестве реакции на затруднение реализации ее основных или дополнительных задач (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «деловых» взаимосвязей); конфликты неоправданных ожиданий, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в качестве реакции на действия, расходящиеся с установленными правилами взаимодействия педагогов и учащихся, расходящиеся с тем обоюдным результатом, на который они закономерно рассчитывают (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «ролевых» взаимосвязей); конфликты, связанные с психологической несовместимостью, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в связи с индивидуальной спецификой педагога и его подопечных, не вполне гармоничным сочетанием их темпераментов и характеров. Основной результат статьи – рассмотрение конфликта педагогического характера как особого явления, а также его сторон и функциональных свойств, которое позволяет заключить, что данный тип межличностных столкновений представляет собой обязательный элемент системы образования и в эту конфронтацию может быть вовлечен кто угодно – от педагогов и представителей руководства до учащихся и членов их семей. Степень отрицательного воздействия конфликта на тех, кто в нем участвует, находится в непосредственной зависимости от такой личной характеристики, как конфликтность, присутствующей в одних обучающихся, но отсутствующей в других. Кроме того, большое значение имеет потребность в преодолении разногласий у каждого из оппонентов. Данные факторы весьма значимы для проводимого нами исследования. В рамках нейтрализации конфликтной ситуации важную роль играет осуществление сценария сотрудничества (взаимодействия, партнерства), для которого свойственны высокая степень вовлеченности всех участников конфликта в процесс его преодоления, стремление к компромиссу, уравновешиванию притязаний, осознание значимости взаимной коммуникации. Главный поведенческий алгоритм призван учитывать подходы к урегулированию конфликтов на разных стадиях в контексте действующей конфликтологической модели, базирующейся на принципах медиации. Комплексное использование коммуникативных, административных, медиационных, лидерских навыков педагогических работников представляет собой первостепенный фактор, оказывающий влияние на управление конфликтами.
Польская С. С. Преподаватель вуза: поддержка выбора профессиональных траекторий обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 251–264. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность осуществления профессорско-преподавательским составом университетов поддержки обучающихся в осуществлении выбора профессионального пути обусловлена назревшей необходимостью изменений в деятельности высших учебных заведений и тех, кто работает в сфере высшего образования, при этом такого рода деятельность должна быть направлена не только на абитуриентов или выпускников университетов, но и на тех, кто находится «между» этими двумя категориями. Целью нашего исследования было выявить, как сами преподаватели университета относятся к данному вопросу, в какой форме видят осуществление такого рода поддержки, а также какие аберрации возможны в ходе этого процесса. Посредством использования педагогического, психологического и акмеологического подходов могут быть сформулированы возможные алгоритмы подобного взаимодействия между преподавателем и студентом. Проведенный нами экспертный опрос показал, что большинство участников такового демонстрирует положительное отношение к осуществлению этой поддержки в рамках своей деятельности в качестве преподавателя университета, допуская возможность инкорпорирования элементов профессионального ориентирования в процесс преподавания своего предмета и показывая понимание того, в каких формах это может осуществляться. При этом в процессе глубинных интервью рядом участников экспертного опроса были изложены потенциальные проблемы и барьеры воплощения задачи такого рода. Практическая значимость нашего исследования заключается в появлении возможности внедрить модель педагогической поддержки в работу университетских преподавателей, что позволит внести качественные изменения в подготовку получающих высшее образование, благодаря чему на рынок труда впоследствии выйдут индивиды, четко осознающие свои профессиональные цели и осуществившие осознанный выбор трудовой деятельности.
Галимуллина Н. М., Вагаева О. А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высший школы: восприятие обучающимися и методика преподавания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 235–250. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Начиная с 2023/2024 учебного года основные образовательные программы всех направлений подготовки вузов России включают дисциплину «Основы российской государственности». Она призвана помочь обозначить своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политики России, способствовать формированию у студентов чувства гражданственности и патриотизма, что является важной задачей на высшем государственном уровне. Цель статьи – исследование особенностей внедрения новой дисциплины в образовательный процесс высшей школы, ее восприятия обучающимися, их отношения к ней, описание методических наработок из опыта преподавания предмета. Для проведения исследования были использованы общетеоретические методы (анализ, синтез, обобщение теоретических сведений по проблеме) и эмпирический метод – анкетирование в онлайн-формате. Базой исследования выступила группа студентов первого курса технических вузов Пензы и Казани в количестве 173 человек. Исследование позволило выяснить отношение первокурсников к дисциплине в целом, к ее отдельным разделам, педагогическим средствам и методам, примененным в ходе преподавания данного курса. Более половины опрошенных ответили, что полностью удовлетворены полученным на занятиях результатом. Студенты отметили важность личностного взаимодействия с преподавателем в процессе проведения занятий, обратили особое внимание на интересное содержание дисциплины, выделив этот параметр как явное преимущество курса. Они определили самыми важными для изучения разделы дисциплины «Российское государство-цивилизация» и «Политическое устройство России». Наиболее эффективными средствами обучения студенты считают видеоролики, интерактивные онлайн-игры, лекции преподавателя и работу с картой. Считаем, что цели и задачи, поставленные в правовом поле и обозначенные в медийном пространстве перед вузами и конкретными преподавателями, были выполнены. Результаты опроса этот факт подтверждают. Большинство студентов убеждены, что основная польза от изучения предмета заключается в расширении имеющихся знаний по истории России, в то же время респонденты отметили в качестве значимого результата обучения формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, расширение имеющихся знаний по географии России, лучшее понимание геополитических процессов, происходящих сегодня. Дисциплина на практике способствует формированию у молодежи таких качеств, как гражданственность и патриотизм, которые определяют ценностное отношение личности к историческому прошлому своей страны, принадлежности к своему народу, чувство гордости за свое Отечество.
Савинов А. М., Сорокина Т. А., Савинова С. В. Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 219–234. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Студенты, обучающиеся художественной грамоте, должны уметь выполнять рисунок фигуры человека, свободно передавать движение фигуры, ее анатомическое и пространственное расположение. Это необходимо для будущей художественно-творческой деятельности. Без умения рисовать фигуру выпускник не будет готов к профессиональной деятельности как художник. Цель статьи – предложить разработанную серию заданий по выполнению набросков обнаженной фигуры человека с разными специально составленными задачами. Применены методы: анализ специальной литературы; анализ набросков студентов; педагогический эксперимент. Смысл заданий заключается в выполнении набросков обнаженной фигуры человека, начиная от простых движений и переходя к более сложным. Сначала предлагается выполнить набросок со статическим контрапостом фигуры стоя, далее переходить к сидящей фигуре человека в динамике, которая выражена поворотом плечевого пояса к тазовому поясу, чтобы было скручивание тела. Затем задачи усложняются до набросков фигуры человека в лежачем положении без ракурса, потом в сложном ракурсе, при этом рекомендуется находиться от модели на достаточном расстоянии, чтобы в набросках избежать искажения пропорций. И заканчивается серия заданий фигурой с задачей передачи в наброске графического художественного образа. Для решения этой задачи рекомендуется организовывать тематическую постановку. Выявлено, что разработанные задания положительно влияют на развитие навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека. Использование в учебном процессе данных заданий позволяет достичь более высоких результатов в освоении художественной грамоты по рисунку. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании методики обучения студентов выполнению набросков фигуры человека. Практическая значимость исследования заключается в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых доказана в процессе педагогического эксперимента. Результаты исследования целесообразно применять в учебном процессе при обучении студентов академическому рисунку в разделе освоения фигуры человека.