Педагогика
Сергеева М. Г., Си Ф. Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вузов в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 21–35. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251102.htm
ART 251102
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11102
Просмотров: 574
Под влиянием современных информационных технологий высшее образование вступило в эпоху цифрового образования. Подвергаются сомнению традиционно принятые отношения в вузе, когда студент представляет собой объект, а преподаватель является субъектом образовательного процесса. Структура взаимодействия и взаимоотношений между преподавателями и студентами в университетах претерпевает изменения. Если ранее взаимодействие педагога и студента ограничивалось пространством и временем, то в эпоху цифрового информационного образования эти ограничения могут быть сняты. До массового распространения сети Интернет также существовало дистанционное образование (посредством бумажных писем, видеокассет и т. д.), однако такое образование было эпизодическим, односторонним и не могло не только заменить, но также и полноценно дополнить традиционное классно-урочное высшее образование. Тем не менее в наши дни ситуация изменилась, и это актуально рассмотреть не только с точки зрения новых методов образования, но также с позиции изменения характера и направленности коммуникации между студентами и преподавателями как основными участниками образовательного процесса. Цель статьи – подробно раскрыть особенности изменений, технологические достижения и тенденции развития взаимодействия участников образовательного процесса в вузе в эпоху цифрового образования. Настоящая статья носит теоретический характер. В ней используются системный, культурно-исторический и коммуникативный подходы. Результаты исследования позволяют утверждать, что выбор электронных образовательных сред требует четкого соотнесения с форматом педагогической деятельности и ее целевыми установками. Moodle демонстрирует наибольшую эффективность в рамках системного обучения, рассчитанного на продолжительный срок; платформа обеспечивает детализированный контроль академических достижений обучающихся и структурированное накопление образовательной аналитики. В свою очередь, Zoom подходит для организации синхронных занятий: онлайн-лекций и семинаров, где важен немедленный обмен мнениями между участниками. Теоретическая значимость работы: статья вносит вклад в понимание функциональных особенностей цифровых образовательных платформ в контексте трансформации взаимодействия между студентами и преподавателем в наши дни. Практическая значимость работы: результаты исследования могут оказаться полезными для модернизации университетских программ за счет адресного внедрения технологий для корректировки педагогических подходов с учетом синергии асинхронных и синхронных форматов, для повышения качества дистанционного обучения. Новизна исследования состоит в том, что в работе рассматриваются особенности взаимодействия преподавателей и студентов в цифровом взаимодействии в контексте настоящего времени на конкретных примерах.
Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды как профессиональная компетенция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 1–20. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251101.htm
ART 251101
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11101
Просмотров: 649
Взаимодействие дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи как педагогическая проблема актуальна на протяжении многих лет, так как меняются поколения и, соответственно, взгляды на обучение и воспитание. В настоящее время интерес к обозначенной проблеме вызван тем, что современные условия развития общества требуют инновационных решений для организации взаимодействия участников образовательных отношений, так как традиционные формы не всегда позволяют сделать его продуктивным и комфортным для всех. Цель проведенного и представленного в данной научной статье исследования заключается не только в освещении проблемы взаимодействия ДОО и семьи, но и в анализе ее истоков, поиске вариантов ее решения. В качестве методов исследования был использован дистанционный опрос родителей воспитанников МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска, который проводился посредством Yandex Forms. В мероприятии приняли участие 182 родителя, генеральная совокупность респондентов составила 345 человек. Вопросы анкеты носили закрытый и открытый характер. Также использовался метод наблюдения за участниками образовательных отношений во время онлайн-встреч на платформе «Сферум», подготовки проектов совместно с детьми под наставничеством педагога, а также во время проведения интерактивного квеста в дошкольном учреждении. Информативной стала и беседа с родителями, организованная после каждого мероприятия. В статье предложены инновационные технологии взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, такие как конкурс проектов, разработанный на основе цифровых решений, консультация на платформе «Сферум», семейный интерактивный квест. Особый акцент сделан на профессиональную компетентность педагога детского сада, который должен владеть не только знаниями и умениями в области дошкольной педагогики и психологии, но и цифровыми компетенциями, которые позволяют ему организовывать конструктивное взаимодействие и с детьми, и с их родителями в условиях детского сада. Педагогические работники выступают не только пользователями цифровых продуктов и интерактивного оборудования – они сами становятся его разработчиками. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении научного опыта по вопросу взаимодействия ДОО и семьи, в обобщении существующих подходов не только в России, но и за ее пределами; в представлении мнения родителей о степени их включенности в образовательный процесс детей и эффективных форм взаимодействия. Практическая значимость состоит в демонстрации апробации инновационных форм интерактивного характера, основанных на использовании искусственного интеллекта и нейросетей в проектной деятельности, а также цифровых решений при организации интерактивного семейного квеста.
Очача М. В., Шуаипова А. А., Абрамова О. А. Реализация компетентностно-ориентированного подхода в системе профессиональной подготовки психологов в англоязычных странах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 369–386. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251100.htm
ART 251100
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11100
Просмотров: 487
Актуальность исследования обусловлена современными изменениями в системе высшего образования, направленными на переход от традиционной передачи знаний к компетентностно-ориентированному подходу. В профессиональной подготовке психологов в англоязычных странах наблюдается повышение требований к формированию у специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и практических умений, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к самостоятельному решению профессиональных задач. Такой подход обеспечивает адаптацию выпускников к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и способствует их конкурентоспособности на рынке труда. Целью статьи является анализ особенностей реализации компетентностно-ориентированного подхода в системе подготовки психологов в англоязычных странах, выявление эффективных образовательных стратегий и методов, способствующих развитию профессиональных компетенций, а также определение перспектив дальнейшего совершенствования учебных программ. В работе рассматриваются системный и компетентностный подходы, которые позволяют рассматривать подготовку психологов как комплексный процесс формирования необходимых знаний, умений и личностных качеств. Используется сравнительно-аналитический метод для сопоставления различных моделей и практик обучения в ведущих университетах англоязычных стран. В качестве методов исследования применен анализ нормативных документов, образовательных программ, а также интервью с преподавателями и студентами, что позволяет получить всестороннее представление о реализуемых подходах. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации современных знаний о компетентностно-ориентированном обучении в психологии и разработке концептуальных основ его внедрения в профессиональную подготовку. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов для совершенствования учебных программ, повышения качества подготовки специалистов и адаптации образовательного процесса к требованиям профессиональной среды. Полученные результаты могут быть применены образовательными учреждениями для разработки и реализации компетентностно-ориентированных программ подготовки психологов, а также для повышения эффективности педагогических практик и мотивации студентов. Это способствует формированию у будущих психологов ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Галынчик Т. А., Данилова С. В., Агеев Я. Д. Реализация программы «Стартап как диплом» в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 352–368. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251099.htm
ART 251099
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11099
Просмотров: 582
Реализация программы «Стартап как диплом» привела к созданию более устойчивого осознания необходимости формирования системы компетенций у студентов высшей школы, отвечающих не только за понимание и навыки проектной деятельности, но и, в соответствии с запросами российской экономики и общества, потребности динамичного развития студенческого предпринимательства, которое сможет удовлетворить запросы общества в новых технологичных продуктах и услугах. Актуальность настоящей работы подтверждается целями и задачами национальных проектов РФ, реализуемых с января 2025 года, которые четко конкретизируют необходимость функционирования не только технологического предпринимательства, но и, как его проявления, студенческого стартап-проектирования. Студенческие стартап-проекты, продолжающиеся в формате выпускных квалификационных (дипломных) работ, обеспечиваются информационной, консультационной, технологической и финансовой поддержкой как от высших учебных заведений, так и от бизнес-сообщества, то есть данный вид предпринимательской (проектной) деятельности востребован и интересен обучающимся. Цель исследования – проанализировать современный механизм выполнения студентами высшей школы выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом», что подразумевает применение обучающимися различных алгоритмов, в том числе командную (проектную) работу, и использование ими методов системного и стратегического анализа. Основными, примененными при выполнении настоящего исследования, подходами стали анализ и синтез, так как сформировалась необходимость в сборе значительного массива информации по теме исследования в целях выявления основных закономерностей во внутривузовской реализации студенческих стартапов, в том числе и в форме диплома, а также последующего объединения полученных данных как комплекса массива информации о студенческом стартап-проектировании. Результатом проведенного исследования является четкое формирование бизнес-процесса реализации внутривузовской программы «Стартап как диплом». Научная новизна исследования заключается в обосновании роста популярности студенческого предпринимательства, а также в необходимости разработки выпускных квалификационных работ в формате стартапа. Теоретическая значимость статьи состоит в структурировании и обобщении существующих методик, которые возможно применить при разработке стартапов. Практическая значимость сводится к реальному процессу внедрения студенческого стартап-предпринимательства в систему высшего образования, которое будет способствовать общему развитию экономики государства через популяризацию малого и среднего бизнеса среди обучающихся высшей школы.
Оптимизация обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе: новый взгляд, новые возможности
Кошелева И. Н. Оптимизация обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе: новый взгляд, новые возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 336–351. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251098.htm
ART 251098
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11098
Просмотров: 584
Актуальность исследования заявленной темы продиктована потребностью пересмотреть традиционные подходы к обучению грамматике английского языка в условиях неязыкового вуза. Это связано с тем, что нерешенными остаются вопросы следующего характера: недостаточное количество часов, отводимых на изучение данного аспекта языка, из-за наполненности учебных программ и другими аспектами, например экономическим переводом, домашним чтением, практикой письменной речи; ограниченность взаимодействия обучающихся с контентом на английском языке во внеучебное время; большой разрыв между имеющимися у студентов знаниями на теоретическом и практическом уровнях, создающий проблему инертного знания, когда владение правилами английской грамматики далеко не всегда обеспечивает свободное, эффективное общение на этом языке. Соответственно, целью статьи является упорядочение наиболее эффективных способов работы с грамматическим материалом в контексте неязыкового вуза. Исследование выполнено в русле подхода, ориентированного на использование языка. Также в работе нашли применение следующие теории, гипотезы и принципы: гипотеза осознанного внимания, гипотеза взаимодействия, принцип адекватной переносу обработки, гипотеза отложенных эффектов. Изучение ведущих тенденций в области преподавания иноязычной грамматики на материале научных трудов отечественных и зарубежных авторов позволило сформулировать ключевые принципы работы с грамматическим аспектом языка: презентация материала, иллюстрирующего употребление грамматических конструкций, отработка грамматических форм, рециркуляция изученного материала. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении рамок научных представлений о преподавании грамматики английского языка, переосмыслении эффективности традиционных подходов, а также исследовании возможностей применения искусственного интеллекта в работе с грамматическими элементами. Практическая значимость статьи определяется тем, что предложенные принципы работы с грамматическим материалом могут обогатить методический инструментарий преподавателей. Помимо этого продемонстрированные способы взаимодействия с грамматическими единицами могут быть адаптированы для работы в различных учебных контекстах с учетом потребностей обучающихся.
М. Г. Сергеева