Педагогика

Алференко Д. А. Человекосообразный подход как теоретико-методологическая установка для развития человеческого капитала студента колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 18–34. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241124.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современная детерминация среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала предполагает использование адекватных ей теоретико-методологических установок. В связи с этим научный интерес представляет человекосообразный подход, синтезирующим ядром которого выступает целостный разносторонний человек во множестве своих ипостасей (индивида, субъекта, личности, универсума) в современной жизнедеятельности. Целью исследования является научное осмысление, интерпретация и апробация этого человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа. Оно проводилось с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, наблюдения, опроса, экспертной оценки, диагностики, статистики. В результате: установлено состояние осмысляемой проблематики в современной образовательной практике и степень ее научной разработанности; определена методологическая и опытно-исследовательская база; раскрыта и интерпретирована сущность человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа; сформулированы рекомендации по его использованию. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые человекосообразный подход стал предметом научного осмысления и интерпретации в контексте развития человеческого капитала студента колледжа; выявлены его ведущие идеи, принципы, средства, обобщенный образ результативности и форматы диагностики в данном контексте. Теоретическая значимость результатов исследования представляет собой вклад в теорию среднего профессионального образования знаний об этом подходе как наиболее адекватной теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа в современных реалиях. А практическая значимость заключается в возможности использования в проектировании инновационных социально-педагогических систем и технологий развития человеческого капитала студента колледжа для модуляции на их основе отечественной системы среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала и модернизации образовательных программ соответствующей переподготовки профессионально-педагогических кадров и наставников.
Терехова Е. С., Пучкова Н. Н., Новикова Л. В. Анализ востребованности использования нейросетей для решения учебных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241123.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное образование находится в ключевой исторической точке, где технологические инновации стали неотъемлемой частью учебного процесса и имеют значительное влияние на его структуру и организацию. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта, которые открывают новые возможности для оптимизации обучения. Данная статья посвящена анализу востребованности использования инструментов, основанных на работе генеративно-состязательных сетей, в учебном процессе студентами Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Исследование проведено с целью проанализировать уровень востребованности нейросетевых инструментов у студентов и оценить возможность их использования для решения конкретных учебных задач. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов, а также сравнительный анализ результатов опроса и результатов аналогичных исследований. Результаты опроса показали, что студенты высоко оценивают потенциал нейронных сетей, активно используют данные технологии для решения учебных и творческих задач и продолжат их применять в профессиональной деятельности. К сожалению, обучающиеся не в полной мере способны осознать опасность увлечения сгенерированным контентом. Признавая необходимость использования возможностей искусственного интеллекта, считаем важным не только обучать студентов практическим навыкам работы с нейронными сетями, но и уделять внимание развитию критического мышления. Теоретическая значимость данной статьи заключается в расширении знаний о возможностях применения нейронных сетей в художественном образовании, а также в выявлении факторов, влияющих на эффективность их использования. Новизна исследования заключается в фокусе на применении нейросетей в области изобразительного искусства и дизайна. Результаты проведенного анализа выявили специфические проблемы и преимущества использования искусственного интеллекта в указанных областях. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как для оптимизации образовательной программы Института культуры и искусств, так и для развития стратегий по внедрению современных технологий в образовательный процесс в сфере художественного образования.
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Развитие изобретательского мышления студентов университета в процессе изучения естественно-научных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 332–346. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241122.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование развития мышления различных типов у студентов вузов сегодня достаточно актуально. В современных условиях быстро меняющейся реальности важна подготовка специалистов нового типа, способных действовать на основе гибких алгоритмов, самостоятельно проектировать новые методы, алгоритмы и виды деятельности. Развитие соответствующих навыков, умений определено наличием у специалистов особого типа мышления – изобретательского мышления, что требует применения новых подходов и методов в обучении. Развитие изобретательского типа мышления также может быть обусловлено и содержанием обучения. Представлена разработка проблемы развития у студентов университета изобретательского типа мышления, то есть мышления, которое позволяет критически оценивать поступающую информацию и преобразовывать ее, тем самым применяя новые алгоритмы деятельности, а не копируя имеющиеся. Актуальна подготовка кадров, которые могут оперативно решать сложные и нетривиальные задачи, преобразовывать имеющиеся алгоритмы и последовательности действий в рамках учебной, трудовой и иной деятельности. На современном этапе отмечается слабая методическая вооруженность педагогов, которые осуществляют подготовку студентов в образовательных организациях высшего образования, в части развития изобретательского типа мышления. Цель исследования – проанализировать условия развития у студентов образовательных организаций высшего профессионального образования изобретательского типа мышления, в том числе в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла. Решены следующие задачи: проанализированы подходы к проблеме развития изобретательского типа мышления; выявлены педагогические условия развития изобретательского типа мышления (организационные, условия содержания обучения, методологические условия). Проанализирован потенциал содержания естественно-научных дисциплин как одного из средств развития изобретательского типа мышления. В ходе решения поставленных задач выявлен комплекс педагогических условий, которые могут способствовать развитию изобретательского типа мышления. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы систематизированы подходы к определению и пониманию сущности изобретательского мышления. Представлен подход к пониманию изобретательского мышления: и как к интегративному качеству личности, и как к системе компетенций, формируемых в процессе учебной и иной деятельности. Выявлены основные условия развития изобретательского типа мышления. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что в ходе разработки проблемы даны рекомендации по развитию изобретательского мышления студентов в рамках подготовки в вузе.
Мантуленко В. В. Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 309–331. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241121.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы цифровой зависимости стали чрезвычайно актуальны в последнее десятилетие, в том числе в контексте образования, в связи со стремительным развитием технологий, активным внедрением искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности. В научной среде исследуются аспекты негативного влияния цифровизации, риски и последствия чрезмерного медиапользования. Однако до сих пор существуют различные, часто довольно противоречивые, мнения относительно сущности и показателей самого явления цифровой зависимости. Цель данной работы – определение ключевых аспектов педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи на основе анализа и обобщения мирового опыта изучения данного феномена и собственного диагностического исследования. В задачи работы входило: анализ существующих подходов к изучению явления цифровой зависимости, проведение диагностического исследования, направленного на выявление риска формирования цифровой зависимости молодежи в процессе применения цифровых устройств для выполнения учебных задач, выделение актуальных аспектов совершенствования педагогической работы в вузе по предотвращению формирования цифровой зависимости студентов. Основные выводы, к которым приходит автор в данной работе, касаются неоднозначности трактовок термина «цифровая зависимость», компонентов и критериев данного феномена, отсутствия уровня медиаграмотности поколения «цифровых аборигенов», достаточного для того, чтобы противостоять риску возникновения цифровой зависимости. В результате было конкретизировано понятие цифровой зависимости на основе анализа и сопоставления различных подходов к его интерпретации, в том числе как педагогическая проблема, выявлены некоторые противоречия, существующие в сфере вузовского обучения и способствующие формированию цифровой зависимости молодежи, из чего складывается теоретическая значимость данной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были сформулированы некоторые аспекты, требующие учета при планировании и организации педагогической работы в вузе по устранению негативных эффектов медиапользования и снижению риска формирования и развития цифровой зависимости молодежи.
Коврова М. А., Пагачева К. А. Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 295–308. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241120.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части направленности начального общего образования на формирование положительной мотивации в учебной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о формировании личностных результатов, связанных с проявлением познавательного интереса как компонента учебной мотивации в целом и на уроках русского языка в частности. С другой стороны, потребностью либо в пересмотре существующих методов и приемов формирования учебной мотивации на уроках русского языка, либо разработке новых, учитывающих особенности протекания психических процессов современных младших школьников, их интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям. Цель исследования – выявление педагогических условий развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе в процессе применения веб-квеста. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) методы и методы эмпирического исследования. Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования учебной мотивации, применения информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе, разработки теоретических и практических аспектов применения веб-квеста на уроках русского языка в начальной школе. Основным результатом статьи является обобщение информации, посвященной развитию учебной мотивации на уроках русского языка в начальной школе. Особое внимание уделено применению веб-квеста как эффективного средства развития учебной мотивации. Рассмотрены разные подходы к понятию «веб-квест», его структуре, педагогическим условиям применения на уроках русского языка в начальной школе, приведены результаты по созданию веб-квеста и его внедрению в учебный процесс во втором классе. Теоретической значимостью исследования являются результаты, которые расширяют представления о педагогических условиях развития учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка, попытка систематизации знаний о веб-квесте как средстве обучения. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации веб-квеста как одного из средств развития учебной мотивации второклассников на уроках русского языка. Полученные практические результаты могут быть использованы исследователями для дальнейшего изучения проблемы формирования учебной мотивации на уроках русского языка и поиска новых методов ее решения, учителями начальных классов для применения в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации на уроках русского языка.