Педагогика
Мирошниченко А. А., Иванова Н. П., Баженова В. В. Воспитательные ситуации, актуальные для классных руководителей: взгляд из школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 77–95. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241139.htm
ART 241139
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11139
Просмотров: 463
Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Актуальность данной проблемы объясняется изменениями, происходящими в системе воспитания, такими как введение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»; возвращение общественно полезного труда в школах; создание общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» и др. Введение указанных преобразований способствует росту новых для педагогов воспитательных ситуаций. Отдельного внимания требует вопрос определения перечня воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя. Цель исследования – формирование банка воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя и требующих подготовки для их разрешения. Процесс формирования банка воспитательных ситуаций включал решение следующих задач: 1. Конкретизировать роль воспитательной ситуации в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации. 2. Разработать инструмент, позволяющий в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций. 3. Сформировать банк воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и провести его анализ. В статье приведены эмпирические данные анкетирования педагогов с целью определения актуальных для них воспитательных ситуаций. Представленный анализ результатов ранжирования предложенных воспитательных ситуаций позволил выявить наиболее проблемные ситуации, требующие отдельного внимания и дополнительной подготовки классных руководителей. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности применить метод групповых экспертных оценок для разработки инструмента, позволившего сформировать банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций; в выявленном распределении воспитательных ситуаций по группам, внутри группы, по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить результаты исследования при проектировании и анализе рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций, для повышения квалификации классных руководителей. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы, подготовки классных руководителей, будущих учителей к воспитательной работе.
Калина Н. Д. Конструктивистский подход к оптимизации учебного процесса в образовании архитектора и дизайнера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 55–76. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241138.htm
ART 241138
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11138
Просмотров: 430
В образовании архитектора и дизайнера существует противоречие между профессиональной направленностью на конструктивизм и натуралистическим подходом к изображению. Актуальной становится оптимизация учебного процесса. Цель статьи – исследовать преимущества построения изображений объектов на основе научных знаний и конструктивных методов в отличие от сенсуализма. В теоретическом исследовании проблемы оптимизации образования ведущим становится конструктивистский подход. Результаты исследования научных источников определили систему междисциплинарных условий оптимизации изобразительной деятельности. Оптимизируется содержание обучения в познании взаимосвязей, исследовании объектов и построении пространственной или художественной структуры формы и методов: системно-геометрический конструктивизм приводит студентов к адаптации в алгоритмическом построении обобщенных моделей – используется при включении научного понятия перспективы в знаково-символические средства визуального языка; возможный художественно-интерпретационный конструктивизм позволяет личности студента самореализоваться – применяется при выявлении содержания образов и стилевых конструкций, в этом процессе сохраняется пространственная структура формы объектов; поисково-исследовательский метод применяется в поиске взаимосвязей между частями композиции. Результаты статьи несут существенные изменения в образование архитекторов и дизайнеров, в повышении визуальной грамотности и художественно-эстетической культуры изображения. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется условиями оптимизации образования: применение знаково-символического способа изображений, в отличие от опоры на чувственное восприятие, не вызывает психофизических детерминаций, – способствует обучению всех студентов с разными когнитивными стилями познания; педагог как фасилитатор предоставляет регулятивную визуализацию обобщенных знаний и проводит в интерактивном обучении дискуссии – коллективные методы стимулирования и активизации самостоятельного осмысления студентами концептов построения моделей объектов; педагог также применяет индивидуальные методы сотрудничества со студентами и консультирует их; конструктивный потенциал визуального восприятия и системного мышления как высших когнитивных процессов формируется в проблемном обучении учащихся при изменении по этапам содержания, методов и структуры учебного процесса.
Анисимова А. В. Модель формирования готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 33–54. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241137.htm
ART 241137
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11137
Просмотров: 337
Система профессионального образования переживает период своего динамичного развития. Реализация федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования связана с принятием компетентностного подхода, в соответствии с которым основным критерием оценки подготовленности выпускников становится освоение компетенций. Внедрение цифровых технологий во все сферы труда диктует необходимость поиска новых подходов к подготовке специалистов, готовых работать, с использованием цифровых технологий и оборудования. Актуальность темы исследования с позиции развития педагогической науки и решения практических задач образования обусловливается разработкой эффективной модели по формированию готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в современных условиях, а также выявлением критериев и уровней ее сформированности. Цель исследования – разработка модели формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования. Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и компетентностный подходы. Ключевая идея авторской модели состоит в том, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности должен соответствовать логике развития предложенных критериев. В процессе профессиональной подготовки студенты переходят от репродуктивного к частично продуктивному, а затем к продуктивному уровню. Данный переход возможен в условиях дуального обучения, позволяющего применять современное цифровое ветеринарное оборудование, например, для решения учебных ситуативных задач, дублирующих профессиональные функции ветеринаров, при работе в клиниках и на предприятиях. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении представлений о содержании и технологиях, применяемых в ходе подготовки будущих ветеринаров в условиях цифровой трансформации. Результаты исследования расширяют представления о современных моделях формирования готовности к профессиональной деятельности студентов в колледже. Практическая значимость исследования заключается в разработке онлайн-курсов по специальности «Ветеринария», реализованных на платформе «Цифровой колледж Подмосковья», используемых в образовательном процессе Волоколамского аграрного техникума «Холмогорка». Научная новизна исследования заключается в актуализации представлений о профессиональной готовности будущих ветеринаров с учетом цифровой трансформации аграрного образования, выделении состава и структуры критериев, а также условий ее сформированности.
Ковтун Н. В., Костикова Л. П., Федотова О. С. Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 19–32. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241136.htm
ART 241136
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11136
Просмотров: 377
В условиях роста глобальной конкуренции возникает острая необходимость в подготовке предпринимателей, способных к самостоятельной деятельности. Университеты третьего поколения уделяют самое серьезное внимание формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов, обучающихся на различных направлениях подготовки. Цель исследования – проанализировать формирование предпринимательских компетенций студентов в процессе работы над профориентационным проектом и выявить отношение студентов к предпринимательской деятельности. Исследование базируется на проектном методологическом подходе. Эмпирическая база исследования включает результат выполнения группового профориентационного проекта студентами ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», обучающимися по направлению подготовки 43.03.02 Туризм. Эмпирическими методами стали включенное наблюдение, анализ результатов деятельности студентов, онлайн-опрос и анализ рефлексивных нарративных эссе участников проекта. Результаты исследования подтверждают интерес студентов к предпринимательской деятельности. Получены данные об активном стремлении студентов к творческому воплощению идей, к созданию конкретного проекта в интересах повышения привлекательности университета для российских и зарубежных абитуриентов. Научная новизна исследования заключается в выявлении отношения студентов к предпринимательской деятельности и анализе их возможностей в повышении привлекательности университета. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных для развития предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки университета. Участие студентов в проектной деятельности профориентационной направленности способствует развитию их предпринимательских компетенций, а также повышению привлекательности университета. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в научном обосновании подготовки научных руководителей проектов, которые осуществляют консультирование и формируют цели и задачи проекта, оставляя за студентами возможность осуществления лидерства в проекте.
Бузинова Л. М., Парамонова Д. В. Обучение русскому языку как иностранному: исторический экскурс и современная лингводидактика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241135.htm
ART 241135
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11135
Просмотров: 450
Актуальность данного исследования обусловлена назревшей необходимостью сохранить и обобщить бесценный лингводидактический опыт прошлых поколений отечественных и зарубежных методистов в перспективной корреляции с инновационными подходами к преподаванию русского языка как иностранного. Поиск синергии традиции и современности является насущной задачей научного сообщества перед лицом возросшего количества недобросовестных методик преподавания иностранных языков, заявляющих о «чудотворных» результатах своей активности и затрудняющих правильный выбор в пользу адекватных и эффективных способов обучения. Цель работы – анализ истории развития лингводидактического отечественного и зарубежного опыта преподавания русского языка как иностранного. К одному из ключевых эпистемологических аспектов исследования относится дальнейшая разработка проблематики когнитивно-коммуникативной трактовки лингводидактического пространства как лингвокультурной целостности и ценности. К ведущему аспекту исследования заявленной проблематики относится дескриптивно-экспликативный подход к анализу экспериментальных методик обучения русскому языку. Важным моментом работы выступает обнаружение корреляций между языковым и культурным моделированием метакультурного знания, иными словами, между лингвистическим и концептуальным представлением и анализом материала в русле обзора методик аудиовизуального подхода. К основным результатам статьи можно отнести реконструкцию элементов лингводидактической картины мира в рамках представления ключевых концепций преподавания русского языка как иностранного. Теоретическая значимость исследования видится в конструктивной синергии методологических предпосылок традиционных и экспериментальных методик преподавания русского языка как иностранного, в раскрытии и полифункциональном освещении комплексных подходов к изучению материала в этом направлении. Практическая ценность работы обусловлена возможностью применения результатов исследования при разработке курсов переподготовки преподавателей иностранных языков.