Педагогика
Носова М. Б. Результаты разработки методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 51–64. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201005.htm
ART 201005
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11005
Просмотров: 1634
В статье изложены результаты теоретического исследования проблемы формирования дискурсивной компетенции военнослужащих, изучающих русский язык как иностранный. Современные методические тенденции в обучении иностранным языкам заключаются в поиске способов повышения эффективности обучения, один из которых, по нашему мнению, необходимость формирования дискурсивной компетенции. В методике обучения иностранным языкам процесс формирования дискурсивной компетенции изучен недостаточно глубоко, неупорядоченно и фрагментарно. Считаем, что формирование дискурсивной компетенции в процессе обучения иностранным языкам имеет фундаментальное значение, являясь одним из актуальных направлений повышения эффективности обучения. Формирование дискурсивной компетенции должно быть профессионально ориентированным и максимально детально учитывать специфику обучающихся. Цель исследования заключается в разработке методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. В результате проведенного теоретического исследования были охарактеризованы основополагающие понятия проектирования методической системы; на основе данных понятий с учетом методических особенностей формирования дискурсивной компетенции в условиях медиаобразовательной среды военного вуза была разработана структура методической системы. Методическая система преследует конкретные цели и выполняет задачи обучения в данных условиях с учетом особенностей обучающихся. Установлено, что повышению эффективности обучения иностранных студентов в военных вузах России способствует узконаправленное профессионально и тематически ориентированное обучение. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке профессионально ориентированной методической системы по обучению определенной группы иностранцев; уникальность этой системы заключается в ее узкой направленности, тематической организованности и вариативности, учете социального института и категории обучающихся. Узкая специфика разработанной системы не ограничивает сферу ее применения; результаты разработки методической системы могут быть применены при обучении иностранным языкам. Практическая значимость заключается в том, что в результате теоретического исследования, описанного в данной статье, было осуществлено практическое воплощение методической системы в практике преподавания русского языка как иностранного в военном вузе.
Байдикова Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 39–50. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201004.htm
ART 201004
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11004
Просмотров: 2492
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью преодолеть разрыв между стремительным ростом индустрии электронных средств обучения и недостаточным дидактическим обоснованием их использования в процессе обучения. Цель данной статьи – выявить параметры для построения технологической модели смешанного обучения для организации учебной деятельности обучающихся с использованием электронных средств обучения. В исследовании применен общенаучный системный подход, в соответствии с которым обучение рассматривается как сложная динамическая многоуровневая система, а также дидактический подход технологического проектирования и моделирования образовательных систем. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что существующие технологические модели смешанного обучения основаны на соотношении онлайн-обучения дома и «лицом к лицу» в классе, причем параметры моделей жестко привязаны друг к другу, что ограничивает дидактические возможности применения таких моделей. На основе анализа сущностных характеристик смешанного обучения предложена цикличная модель смешанного обучения, разработанная в русле технологического подхода. Цикличная модель состоит из трех компонентов: 1. Целевой компонент: (1) ознакомление с материалом; (2) его отработка; (3) контроль сформированности знаний, умений и навыков. 2. Средства обучения (электронные или не электронные. 3. Место обучения (в учебном заведении или вне его). Три составляющие целевого компонента отражают логику учебного процесса и образуют один цикл. Циклы следуют друг за другом непрерывно по восходящей спирали. Две составляющие из второго и третьего компонентов цикличной модели могут комбинироваться между собой в любых сочетаниях и свободно применяться на любом из трех этапов цикла. Модели присущи такие характеристики, как целенаправленность, последовательность, вариативность и гибкость. На ее основе можно построить разнообразные варианты обучения для учебной группы в целом, сочетая компоненты в зависимости от конкретной дидактической задачи, состава группы, обеспеченности образовательного учреждения электронными средствами и других условий обучения. Кроме того, цикличная модель может служить инструментом для построения индивидуальных образовательных маршрутов отдельных обучающихся. Модель носит общепедагогический характер и может быть применена в преподавании любой дисциплины.
Ключевые слова:
электронные средства обучения, онлайн обучение, смешанное обучение, перевернутый класс, цикличная модель
Зацепина Е. А., Белянский Р. Г., Киреева И. А. Методика интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 25–38. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201003.htm
ART 201003
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11003
Просмотров: 1795
Актуальность исследования определяется: недостаточной изученностью в отечественной методике теоретических вопросов, связанных с обучением коммуникативной грамматике студентов неязыковых вузов; необходимостью разработки методики интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка и создания соответствующей модели с учетом систематизации методических приемов и средств. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование методики интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: когнитивно-обобщающие; проведение анализа лингводидактических требований к содержанию программы подготовки студентов неязыковых вузов по иностранному языку; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование студентов, групповые и индивидуальные беседы); прогностические методы; проведение опытного обучения с целью проверки эффективности предлагаемого комплекса коммуникативных грамматических заданий; математические методы (тестирование студентов, качественно-количественный анализ полученных данных). По итогам исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости разработки методики интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе. Теоретическая значимость исследования заключается в научно-практическом обосновании интерактивной модели обучения студентов коммуникативной грамматике английского языка. Педагогическая модель включает: этапы формирования и развития коммуникативных грамматических навыков и умений; функционально систематизированные приемы обучения; критерии отбора и организации учебного грамматического материала с учетом специфики условий обучения; критерии оценки уровней сформированности коммуникативных грамматических навыков и умений. Практическая ценность исследования заключается в создании интерактивной модели обучения коммуникативной грамматике с опорой на алгоритм формирования коммуникативных грамматических навыков и умений на базе комплекса грамматических заданий, которые реализуют методику исследования.
Патяева Н. В., Дарьенкова Н. Н. Воспитание культуры речи у студентов неязыковых специальностей в процессе профессионально-иноязычной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 13–24. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201002.htm
ART 201002
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11002
Просмотров: 1596
В статье рассматриваются вопросы воспитания коммуникативной культуры в ходе профессионально-иноязычной подготовки студентов технических вузов. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что общество нуждается в специалистах, чьи компетенции (профессиональные, общепрофессиональные и универсальные) соответствуют требованиям национального и международного рынков труда и способствуют последующему успешному трудоустройству выпускников технического вуза. Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в современных условиях формирование универсальных (общекультурных) компетенций играет большую роль, так как основной целью образовательного процесса является не только подготовка конкурентоспособных специалистов, но и формирование у них системы ценностей и моральных качеств. В связи с этим на кафедре иностранных языков Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось повышение уровня коммуникативной культуры студентов неязыковых специальностей. Для реализации поставленной цели были использованы следующие теоретические методы: систематическое изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов международных научно-практических конференций, обобщение, сравнение; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, оценка и самооценка, анализ результатов педагогического эксперимента, их психолого-педагогическая интерпретация. Разработан (и частично внедрен) ряд мероприятий, направленных на повышение уровня общей культуры студентов и культуры речи в частности. Основные результаты проведенной работы: на занятиях и в беседах с преподавателем студенты более грамотно (в соответствии с нормами литературного русского языка) излагают свои мысли, что положительно сказывается и на процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов; увеличилось число студентов, которые негативно относятся к употреблению мата в общественных местах, активно отстаивая свою точку зрения в дискуссиях; повысился общекультурный уровень студентов благодаря проведенным внеаудиторным мероприятиям, которые стимулировали рост интереса студентов к истории, культуре нашей страны и стран мира. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, ведущих подготовку специалистов инженерного профиля.
Тестов В. А. Принцип природосообразности и его применение в методике обучения математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201001.htm
ART 201001
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11001
Просмотров: 1949
В настоящее время в преподавании математики имеется много проблем, связанных со снижением мотивации учащихся, отсутствием у многих из них понимания изучаемого материала. Одной из основных причин такого положения является опора в обучении не на природные особенности восприятия математических знаний детьми разного возраста, а чаще всего на принцип научности обучения и на чисто логическую последовательность изложения материала. В советских методиках обучения из идеологических соображений была ограничена ориентация на природные особенности учащихся. Это привело к тому, что высокий теоретический уровень преподавания математики в школе сочетался с усложнением учебных программ, абсолютизацией теоретического мышления по сравнению с образным мышлением, ущемлением наглядности обучения. Цель статьи – разработка новых подходов в методике обучения математике, основанных на принципе природосообразности – одном из наиболее известных педагогических принципов. Этот принцип рассматривает отношение к человеку при обучении как к части природы, предусматривает опору на его собственные силы и задатки, данные ему от рождения. Для такого предмета, как математика, который изучается с 1-го по 11-й класс, а затем еще и в вузе, принцип природосообразности реализуется прежде всего через поэтапность, многоступенчатость получения учащимися новых математических знаний. Показывается необходимость наличия предварительных этапов, ступеней в изучении основных математических понятий. Поэтапность получения знаний рассматривается на примере формирования важнейшего алгебраического понятия группы и такой порядковой структуры, как скалярная величина. Эти два понятия пронизывают весь курс школьной математики и некоторые вузовские курсы. Рассмотрен также новый подход к изучению принципа и метода математической индукции на основе более ясного для понимания школьниками условия минимальности. Приводятся примеры применения данной формы индукции к решению задач.