Педагогика

Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Оптимизация методики и технологии процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе мотивации обучающихся к самостоятельной работе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 66–83. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов дало возможность авторам статьи выдвинуть и экспериментально-опытным путем доказать гипотезу о том, что для эффективного проектирования и реализации данного педагогического процесса необходима оптимизация его методики и технологии за счет мотивации обучающихся к самостоятельной работе. Цель статьи – проанализировать роль и значение мотивации курсантов к самостоятельной работе и условия ее формирования при обучении культуре деловой речи. По мнению авторов статьи, мотивация к самостоятельной работе вызывает у курсантов позитивное восприятие изучаемого материала, активизирует у них приобретение опыта самоактуализации развития речевой деятельности, способствует стремлению к самостоятельному поиску и творческому подходу в процессе формирования культуры деловой речи. Авторы статьи считают, что для создания мотивации к самостоятельной работе курсантов необходимы следующие условия: учет внутренних и внешних мотивов обучающихся и формирование команды педагогов, способствующих формированию мотивации обучающихся. Самостоятельная учебная работа курсантов рассматривается как особый вид речевой деятельности, который требует не только развития определенных личностных свойств и качеств, но и формирования системы взглядов, убеждений, потребностей и психологических установок, т. е. мотивации. В исследовании авторы опираются на коммуникативно-деятельностный подход в обучении курсантов военных вузов культуре деловой речи. В статье не только обозначены сложности оптимизации методики и технологии преподавания культуры деловой речи в условиях современной высшей военной школы, но и даны конкретные рекомендации по решению указанной проблемы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования текста статьи учеными, проводящими исследования в сфере деловой коммуникации и военно-профессионального образования для оптимизации методики и технологии обучения на основе мотивации обучающихся к самостоятельной работе.
Ефремова Е. А., Михалёва У. А. Применение дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы во время прохождения учебной практики студентов технических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 53–65. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201027.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Подготовка высококвалифицированных специалистов всегда являлась и является приоритетной задачей высшего образования. В современных условиях выпускники вузов должны обладать большим набором профессиональных компетенций. Для приобретения набора профессиональных компетенций студентами недостаточно аудиторных занятий в университете. Процесс обучения должен включать самостоятельное изучение дисциплин для получения более глубоких знаний, самостоятельный поиск информации и анализ найденного материала, творческий подход к решению поставленных задач, вопросы организованности времени и заинтересованности в профессиональном росте. Правильная организация самостоятельной работы студентов (СРС) преподавателями высшего образования требует создания вузом педагогических условий. Для организации СРС применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) уже не является нововведением, и эффективность применения ДОТ по разным направлениям обучения в университете исследуется давно. В данный момент применение ДОТ для организации СРС во время прохождения учебной практики является актуальной задачей, так как в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) 3++ по итогам учебной практики студент должен освоить определенные навыки и компетенции, а время для ее прохождения ограничено. Цель данной статьи – выявление и систематизация педагогических условий для организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий для повышения эффективности прохождения учебной практики. Методы исследования: анализ научно-методической информации по вопросам организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ). На основании анализа литературы и рефлексии собственного опыта авторами получены следующие результаты: выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) при прохождении учебной практики. Также разработаны мероприятия по внедрению рассмотренных педагогических условий. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены педагогические условия для организации СРС с применением ДОТ. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в организации учебной практики студентов, обучающихся по направлению 11.03.02 ИТСС. Разработанная рекомендация способствует целенаправленному развитию трех основных компонентов готовности преподавателя (руководителя учебной практики по направлению 11.03.02 ИТСС) к организации СРС с применением ДОТ во время учебной практики: мотивационного, методологического и технологического, а также дает возможность повторения данного опыта для организации СРС с применением ДОТ во время учебной практики по другим направлениям обучения. Новизной работы является обоснование педагогических условий, при реализации которых применение ДОТ в организации самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики позволяет повысить эффективность приобретения необходимых компетенций за счет наглядности, доступности и системности изложения необходимого материала, последовательности выполнения индивидуальных заданий, привития эффективного распределения времени студента.
Зацепина Е. А., Апанасюк Л. А., Киреева И. А., Бойченко О. А., Панферова О. С. Формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 42–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201026.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Доминирование репродуктивно-информативных методов в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов и недостаточное использование технологий проектной деятельности на иностранном языке, позволяющих формировать коммуникативные умения как основу готовности будущих специалистов к межкультурной коммуникации, определило актуальность проблемы исследования в статье. Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-экспериментальным путем модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: анализ, анкетирование, собеседование, наблюдение, опрос, педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта, опытное обучение в студенческих группах, метод экспертных оценок, ранжирование, анализ продуктов проектной деятельности студентов, педагогический эксперимент, статистические методы. По итогам исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости разработки модели формирования коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определена структура коммуникативных умений при реализации проектной деятельности на иностранном языке; выявлены и обоснованы направления проектной деятельности на иностранном языке студентов неязыкового вуза, способствующие эффективному формированию у них коммуникативных умений при реализации проектной деятельности на иностранном языке. Практическая значимость результатов исследования: разработан комплекс учебных заданий, направленный на формирование коммуникативных умений у студентов неязыкового вуза при реализации проектной деятельности на иностранном языке; разработано содержание проектов для студентов неязыковых вузов; разработан комплекс диагностических материалов по оценке результатов проектно-ориентированной учебной деятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку.
Утёмов В. В., Асхадуллина Д. И. Формирование архитектуры проекта в образовательных системах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 33–41. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201025.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Соучаствующее проектирование является относительно новым методом проектирования организационных структур в педагогической среде. Оно направлено на вовлечение различных субъектов образовательных систем, в том числе представителей органов власти, бизнеса, локальных сообществ, активистов и других заинтересованных сторон, в процесс принятия организационных решений. С одной стороны, участие стейкхолдеров в педагогических проектах позволяет привлечь дополнительные ресурсы. С другой стороны, для их вовлечения и работы с ними необходимо иметь продуманную организационную структуру в образовательной системе. Под архитектурой проекта понимают совокупность всех объектов на какой-либо единице территории, с помощью которых создается организованная структура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности проекта. В таком ракурсе рассмотрение технологии формирования архитектуры проекта для партнеров в образовательных организациях и муниципалитета, зачастую как их учредителя, приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию комплексной деятельности по управлению организационной структурой, в котором все виды деятельности скоординированы на достижение поставленных задач. В результате проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку методических представлений о технологии формирования архитектуры педагогических проектов. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить работу по созданию эффективной организационной структуры проекта в образовательной системе.
Некрасова Г. Н., Михайлова Е. А. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в школьном технологическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 23–32. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201024.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цели и ориентиры современного образования перестали выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть обучающийся, и явились в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных, коммуникативных способностей, что обусловлено задачами формирования успешной конкурентоспособной личности. Подобные способности идентифицированы с метапредметными результатами школьников. Такой подход к обучению в общеобразовательной организации требует пересмотра структуры построения учебного материала и переосмысления системы оценки диагностики. На сегодняшний день у педагогов не возникает трудностей в формировании и развитии метапредметных результатов образовательной деятельности, но вопрос оценки и диагностики до сих пор остается открытым. Поэтому статья посвящена проблеме диагностики образовательных результатов обучающихся в процессе технологической подготовки в образовательной организации. Оценка метапредметных результатов осуществляется с помощью диагностических карт. Актуальность данной проблемы обусловлена вызовами современного образования, заключающегося в определении сущности и содержания метапредметных результатов обучающихся, а также способами и приемами, позволяющими осуществить диагностику новых образовательных результатов. Целью статьи является предоставление методического инструментария для осуществления диагностики регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся основной школы, которая прошла экспертную оценку. Оценка результатов осуществляется по итогам внедрения интерактивных практик на уроках технологии. Разрабатывая систему диагностики регулятивных УУД, мы использовали метод декомпозиции, где к каждой отдельной операции представлены дескрипторы, определяющие уровни владения определенными действиями. Таким образом, отработка каждой отдельной операции (умения) будет способствовать формированию и освоению действия в целом. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о диагностических материалах в области оценки метапредметных результатов. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке диагностики регулятивных УУД учащихся основной школы, что позволяет использовать ее учителям технологии, а также педагогам других предметных областей, работающим в основной школе.