Педагогика

Ваганова О. И. Формирование технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения в ходе учебной практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 24–33. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191067.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Требования к подготовке педагогов профессионального обучения с каждым годом возрастают. На сегодняшний день в высших педагогических образовательных учреждениях возросла роль реализации современных педагогических технологий. Технологическая компетентность стала неотъемлемым элементом подготовки педагога. Одним из наилучших способов формирования технологической компетентности является практика, поскольку формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования технологической компетентности у студентов педагогического вуза для удовлетворения потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах. Цель статьи заключается в установлении системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения в вузе в ходе учебной практики. В процессе прохождения практики обучающиеся проводят анализ учебных занятий в профессиональных образовательных организациях, исследуют образовательно-проектировочную деятельность в профессиональных образовательных организациях, изучают и реализуют личностно ориентированные и профессионально ориентированные технологии и методики обучения, выделяют проблемы профессионального образования в области учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности. В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования технологической компетентности использована концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Исследование основано на таких теоретико-методологических подходах, как системный, личностно ориентированный и деятельностный. В ходе работы нами была установлена система формирования технологической компетентности педагога и определено, что практика – одна из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту реализовать имеющиеся знания и опыт в профессиональной деятельности.
Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Теория и практика процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 1–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191066.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье подчеркивается актуальность проблемы формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Авторы исследования показывают, как применение коммуникативно-деятельностного подхода дает возможность реализовать процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основополагающих принципах развивающего обучения (обучение на высоком уровне трудности, осознание учащимися процесса учения, высокий темп изучения материала, научности и системности и др.). Цель статьи – дать анализ теории и практики процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов Российской армии, а также охарактеризовать путь и условия его эффективного осуществления. Наиболее перспективным авторам статьи представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. В качестве результата процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению выступает уровень сформированности у курсантов военных вузов культуры деловой речи (репродуктивный, продуктивный, творческий), а также группы умений обучающихся (имитативных, моделирующих и спонтанных). В статье дана характеристика особенностей исследуемого педагогического процесса и показана соотнесенность приобретенных курсантами умений, знаний и навыков, полученных в процессе формирования культуры деловой речи, с организационно-мыслительным, организационно-коммуникативным и организационно-деятельностным этапами обучения. Авторы приводят примеры использования различного рода деловых игр, которые способствуют совершенствованию речевой деятельности курсантов в условиях военно-профессионального делового общения. При этом в статье особо отмечается соответствие приобретенных военнослужащими знаний нормативному, коммуникативному и этическому аспектам культуры деловой речи. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», «деловая игра», «коммуникативно-деятельностный подход к обучению». Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования.
Воронова А. А., Кравец К. К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 52–64. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях информатизации и глобализации общества особую актуальность приобретает формирование медиаграмотности у детей средствами образования. В Декларации ООН по правам человека отмечено, что медиаграмотность составляет важную часть компетенций современного человека. Кроме этого Международная академия медиаисследований отмечает, что медиакомпетентность необходима для сохранения исторически точной информации. Средства массовой информации, компьютерные технологии и глобальная сеть Интернет играют важную роль в жизни современного человека. Любой образовательный процесс всегда обращается к медиа: будь то книги, фильмы или современные компьютерные технологии, включая Интернет. Большой поток разнообразной и не всегда корректной и достоверной информации, распространение таких явлений, как кибермошенничество, интернет-зависимость, сайтов, пропагандирующих девиантное поведение, – негативные стороны повсеместного распространения медиапродуктов. Особо уязвимой категорией являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Медиаграмотность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – важная составляющая на пути их личностного развития, социализации, будущей самостоятельной жизни в обществе. Цель статьи: на основе теоретического анализа литературы и педагогического опыта выявить трудности и условия для успешного формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье авторы, анализируя труды отечественных и зарубежных исследователей, обращаются к понятию «медиаграмотность». Данное понятие имеет терминологическое разнообразие и рассматривается исследователями с разных точек зрения. Авторы обосновывают актуальность мало изученной наукой проблемы формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзии. Особое внимание в статье уделяется трудностям, с которыми сталкиваются педагоги инклюзивных классов, и возможностям их преодоления в процессе формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущими в исследовании выступают концепции Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе. Авторы выделяют три блока условий, необходимых для организации данного процесса при работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра. При описании комплекса условий, способствующих формированию медиаграмотности, авторами учитываются следующие аспекты: социальный заказ общества; специфика учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде. Статья может представлять интерес для учителей общеобразовательных школ, студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», аспирантов.
Макаренко Т. А. Организация методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 37–51. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Дополнительное образование детей (ДОД) помогает обучающимся развиваться в силу своих интересов и направленности, что в будущем может повлиять на их профессиональное самоопределение. Проблема недостаточности разработанного методического обеспечения в рамках профориентации детей позволяет нам поднять вопрос об организации методического сопровождения педагогов ДОД. Целью нашего исследования является моделирование и апробация процесса методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей. Термин «методическое сопровождение» нами определяется как взаимодействие методиста и педагога, направленное на преодоление у педагога возникающих затруднений в области профориентации обучающихся, реализующееся на основе компетентностного подхода, проектируемое с учетом индивидуального опыта педагога, который ориентирован на поиск оптимальных средств удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их потребностей в профессиональном самоопределении. Нами проведено несколько исследований посредством ранжирования и анкетирования родителей и преподавателей, которые определили приоритетные направления обучения детей в дополнительном образовании и основные затруднения преподавателей в профориентационной деятельности. Таким образом, основываясь на компетентностном подходе (практико-ориентированность в обучении, «знаю как…», «даю продукт»), приняв во внимание стандарт педагога дополнительного образования детей, проанализировав статистические данные занятости детей в Республике Саха (Якутии) в дополнительном образовании, изучив предпочтения родителей в ДОД, работу методистов и затруднения преподавателей, мы разработали функциональную модель методического сопровождения профориентационной деятельности педагогов ДОД. Функциональная модель включает: принципы построения методического сопровождения в профориентационной деятельности педагога (консультативности, практико-ориентированности, мобильности, сознательности); четыре этапа работы методиста с преподавателями (консультативный, разработка рекомендаций, планирование, мониторинг); поэтапные формы работы; критерии эффективности методического сопровождения профориентационной деятельности педагогов ДОД (готовность педагога ДОД осуществлять этот вид деятельности и умение преодолевать затруднения). Функциональная модель нацелена на формирование педагогических умений, необходимых для профориентационной деятельности педагога ДОД. Разработанная модель была апробирована на базе Детского (подросткового) центра (Д(П)Ц) г. Якутска. Результаты показали положительную динамику работы преподавателей в рамках профориентационной деятельности.
Землина Е. М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 26–36. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На сегодняшний день одним из главных направлений политики государства считается развитие университетского пространства для поддержания предпринимательских инициатив и создания условий для ведения бизнеса. Приоритетной задачей развития экономики Российской Федерации является в том числе создание благоприятной институциональной среды для ведения предпринимательской деятельности. Процессы трансформации системы высшего образования и экономика современного общества определяют запросы государства, рынка труда, а также систему подготовки кадров в нашей стране. Важно, что все инициативы по развитию молодежного бизнеса поддерживаются как Правительством Российской Федерации (РФ), так и Министерством науки и высшего образования РФ. В связи с этим ряд университетов, в том числе и Южный федеральный университет, активно реализуют новые модели профессиональной подготовки на уровне всех ступеней образования с привлечением предприятий реального сектора экономики, что говорит об актуальности проводимого исследования. В статье затронута проблема подготовки компетентных специалистов по запросу современного работодателя, обладающих предпринимательскими, управленческими компетенциями. Проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых, описывающие компетентностный подход к подготовке специалистов, а также рассмотрено определение «предпринимательская компетенция» и обоснована необходимость её формирования. Исследование проводилось на базе Южного федерального университета. Цель работы в данном направлении – показать, какие существуют тенденции работы федерального университета, влияющие на формирование у студенческой молодежи предпринимательских компетенций, с использованием в образовательном процессе современных форм работы со студенческими бизнес-проектами. При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ педагогической литературы, анкетирование и наблюдение за студенческими группами, прошедшими акселерационный интенсив, что является одной из последних инноваций в образовании. В результате проведенного исследования нами были выявлены основные тенденции работы федерального университета, влияющие на формирование у студенческой молодежи предпринимательских компетенций.