Педагогика

Вакулова Т. В., Ковалёва Н. С. Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обосновывается необходимостью применения новых подходов в педагогических исследованиях. Цивилизационный подход, в отличие от формационного и других научных подходов, активно применяется не только в философско-исторических исследованиях, но и в педагогических. Теоретические основания данного подхода помогают глубже проникнуть в суть изучаемых педагогических проблем. Научная новизна исследования состоит в раскрытии основных положений цивилизационного подхода и применения их в педагогике. Это обусловлено кардинальными изменениями, происходившими в ХХ веке во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования и гуманитарных наук. Необходимость применения новых подходов в педагогических исследованиях продиктована также развитием самой педагогической науки и накоплением новых знаний, возросшим интересом общества к воспитанию и образованию молодого поколения. Поскольку цивилизационный подход включает в себя основополагающие характеристики культуры определенной цивилизации, особенности процесса воспитания и образования внутри самих цивилизаций, то использование подхода будет способствовать повышению качества образования, получению прочных знаний, развитию исследовательских компетенций обучающихся, формированию культурно-исторического пространства Российского государства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется необходимость перехода от формационного к цивилизационному подходу, а также разработки и использования подхода в педагогике. Применение подхода научно-педагогическим сообществом показывает разнообразие развития педагогических систем и обществ в рамках мировых цивилизаций. Цель исследования связана с выделением основных характеристик цивилизационного подхода в методологии педагогических исследований и общих и различных характеристик понятия «цивилизация», с определением возможности использования цивилизационного подхода для более полного изучения педагогических проблем. Авторы раскрывают особенности интерпретации понятия «цивилизация», открывающие его смысл в использовании применительно к педагогике. В работе рассматриваются похожие и различные значения понятия «цивилизация» в педагогике и истории, а также уникальные особенности формирования российской цивилизации и воздействие этих особенностей на развитие педагогических изысканий. Подчеркивается, что в педагогике длительное время применялся исключительно формационный подход, но после распада мировой биполярной системы, в конце ХХ века, ученые стали применять и цивилизационный подход. Авторы обосновывают применение данного подхода в педагогике как высшей, так и средней школы не только созданием важнейших предпосылок для воспитания школьников и студентов, но и сохранением исторической и коллективной памяти в общественных системах. Считают, что использование цивилизационного подхода в педагогических исследованиях способствует изучению различных процессов с учетом специфики социальных и культурных оснований общества, в которых протекают педагогические процессы. Подход увеличивает потенциал научного исследования, поскольку изучаются особенности образования и воспитания, созданные внутри цивилизаций. Педагогические парадигмы и образовательные модели, которые встраивались в социокультурные основания цивилизаций, были непосредственно сплетены с воспроизводством определенного типа личности, этноса, находящегося в единстве с традициями общества и доминирующей в нем системой культурно-религиозных ценностей. Авторы считают, что применение цивилизационного подхода в педагогике, в процессе образования и воспитания, может быть действенным и существенным условием как для профессионального роста, так и для личностного формирования.
Ковалёва Н. С., Вакулова Т. В. Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению проблемы самостоятельной работы обучающихся в аспекте эффективности её организации и реализации. С изменившейся обстановкой во всём мире, где пандемия внесла свои корректировки, меняются формы взаимодействия участников процесса обучения в вузе – преподавателя и студента. Традиционное для педагогики понятие «самостоятельная работа» потребовало качественно нового осмысления в кризисных условиях современных вызовов. В обществе уже наметилось противоречие между востребованностью специалистов, ориентированных на самообразование, и слабой разработанностью в теории педагогики проблемы организации самостоятельной работы на основе передовых технических средств, информационных и педагогических технологий. Целью данной статьи является освещение основных педагогических условий эффективности самостоятельной работы в вузе. Ведущими в исследовании обозначенной проблемы стали теоретические методы исследования, а также метод наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса и анализ преподавательской практики авторов статьи. Самостоятельная работа осмыслена авторами в системе расширительных представлений как императив в формировании творческой независимости будущих специалистов и в тесном соотношении с самостоятельностью как личностным качеством. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах самостоятельной работы в высшей школе, как широкое поле её внедрения на всех уровнях и этапах обучения, необходимость варьирования в зависимости от сложности заданий и форм их выполнения. Авторы статьи отстаивают точку зрения, что главным направлением самостоятельной работы обучающихся является формирование творческой самостоятельности, позволяющей готовить специалистов-профессионалов, обладающих высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования. Положения и наблюдения статьи совершенствуют теоретические представления о самостоятельной работе как форме учебно-познавательной деятельности, способствуют повышению эффективности практической реализации данного процесса в систему образования в условиях современных профессиональных требований.
Белинова Н. В. Модель профессиональной подготовки педагога в вузе к внедрению инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный образовательный процесс строится преимущественно на принципах стандартизации и поиска оптимальных технологических решений для обеспечения качества образования. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в этой связи вполне обоснованной представляется апробация использования инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО (2014 год) в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации реализуются пять образовательных областей, включая область «Речевое развитие». В рамках настоящего исследования актуализируются два аспекта реализации этой области: определение инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста и профессиональная подготовка педагога в вузе к использованию этих технологий непосредственно в работе с детьми. Предварительно нами был осуществлен отбор инновационных технологий речевого развития на основе анализа ведущих образовательных трендов (цифровизация и информатизация, экологизация, визуализация, здоровьесбережение, комплексность и интегративность и прочее). В данный ряд были включены информационно-коммуникационные технологии, моделирование, мнемотехника, интеллектуальные карты, синквейн, телесно ориентированные технологии и су-джок-терапия. Организационные условия внедрения и использования этих технологий, а также изучение готовности педагогов к работе с ними были описаны нами в предыдущих исследованиях. Целью настоящей статьи является описание модели профессиональной подготовки педагога в условиях вуза (уровень магистратуры) к внедрению инновационных технологий речевого развития дошкольников. В исследовании описываются целевой, мотивационный, содержательный, методический и результативный компоненты предлагаемой модели. Линейная реализация модели осуществляется на протяжении нескольких этапов: ориентировочного, познавательно-действенного, моделирующего и рефлексивного. Реализация модели направлена на формирование социально-педагогической компетенции педагога – готовности к внедрению инновационных технологий речевого воспитания детей в образовательный процесс. Данная компетенция является профессиональной, ее включение в образовательный процесс в педагогическом вузе соответствует идеологии высшего образования, поскольку стандарты высшего образования регламентируют отбор и формулирование профессиональных компетенций образовательной организацией с учетом социокультурного, регионального контекста, а также исходя из достижений научно-методических школ. Ведущим форматом в обучении педагогов является научно-исследовательский семинар.
Мамаева Е. А. Использование интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 13–28. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возможностями применения интерактивных рабочих листов для активизации познавательной деятельности обучающихся в школьном курсе математики и повышения эффективности применения технологии «Перевёрнутый класс». Проблема исследования определяется противоречиями: между возможностями интерактивных рабочих листов для поддержки познавательной активности обучающихся в процессе решения практико-ориентированных задач по технологии «Перевёрнутый класс» и применяемыми образовательными организациями формами обучения; между необходимостью обеспечения ресурсов для автоматизации вычислений, решения задач проблемного характера в условиях цифровой трансформации общества и недостаточным уровнем математической компетентности выпускников. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс». Методологию исследования составляют анализ научных работ и интерактивных сервисов образовательного назначения, обобщение результатов обработки эмпирических данных и материалов, связанных с интерактивными ресурсами. Исследование проводилось в школах г. Кирова с углублённым изучением отдельных предметов. В эксперименте были задействованы 100 школьников 5–6-х классов на протяжении 2019–2020 годов. Интерактивные рабочие листы реализованы в сервисе Wizer.me – бесплатном ресурсе, поддерживающем обратную связь и отображение результатов работы в электронном журнале. Статистическая проверка достоверности полученных результатов реализована с использованием критерия Фишера. Автором выполнено уточнение сущности понятия «интерактивный рабочий лист» и описаны особенности реализации технологии «Перевёрнутый класс» при изучении математики. Выявлен потенциал интерактивных рабочих листов для формирования математической компетенции, получения практики вычислительной деятельности, поддержки познавательной активности в рамках технологии обучения «Перевёрнутый класс». Возможности интерактивных листов раскрываются на примере решения практико-ориентированных задач в основной школе. В работе обобщается дидактический потенциал использования интерактивных рабочих листов при реализации технологии «Перевёрнутый класс» для активизации взаимодействия и познания при формировании востребованных в цифровом обществе компетенций. Материалы статьи могут быть применены для поддержки познавательного интереса, вовлечения обучающихся в математическую исследовательскую деятельность, контроля оценки их действий.
Минина Д. А. Сфера повседневного общения иностранных военнослужащих в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цель статьи – познакомить преподавателей русского языка как иностранного со спецификой сферы повседневного общения иностранных военнослужащих – курсантов, обучающихся в российских вузах. Коммуникативная методика преподавания иностранных языков предполагает изучение сфер общения и коммуникативных потребностей обучаемой группы. Вследствие этого описание сферы общения такого многочисленного сообщества, как военнослужащие, становится весьма актуальным, а создание учебных материалов с учетом специфики изученных сфер – насущной необходимостью. Независимо от профиля обучения и получаемой специальности военных инженеров и медиков объединяет образ жизни воинского сообщества. Курсанты, изучающие русский язык как иностранный, в отличие от гражданских студентов, параллельно с учебным процессом несут службу и выполняют повседневные воинские обязанности, что требует от них владения несколько иным языковым материалом. В ходе исследования по выявлению наиболее типичных ситуаций, регламентированных Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и определяющих специфику сферы повседневного воинского общения, были использованы следующие методы: контент-анализ текста Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; наблюдение за процессом повседневного общения в рамках военного учебного заведения; опросы курсантов и офицеров ряда высших военных учебных заведений. Материалом исследования послужили ситуации повседневного общения, имеющие место между иностранными курсантами, офицерами и служащими вуза, носителями русского языка. В результате исследования были выделены и систематизированы ситуации повседневного общения и установлены ситуации, вызывающие наибольшие трудности у иностранных военнослужащих. Выделенные ситуации могут быть объединены в тематические группы и использованы на занятиях по русскому языку как иностранному в военных вузах. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей, работающих в военных вузах, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих. Знание специфики сферы общения обучающихся является одной из методических основ преподавания иностранных языков, а ее учет позволяет сделать обучение более мотивированным и эффективным.