Педагогика

Кондрашова Н. В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 12–29. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Радикальные перемены, происходящие в отечественном образовании в условиях цифровизации и стандартизации, привели теоретиков и практиков к необходимости осмысления научно-теоретических основ и ценностно-целевых ориентиров формирования культуры личности в дошкольных образовательных организациях, поскольку отмечается изменение общей парадигмы воспитания дошкольников посредством использования современных технологий. Это обусловило цель исследования: определить современные подходы, ключевые ценности (цели, компоненты, критерии, механизмы, технологии) формирования культуры личности и особенности организации работы в этом направлении с детьми дошкольного возраста. Исследование основано на анализе, обобщении и систематизации современных достижений педагогической теории и практики дошкольного образования по вопросам воспитания основных слагаемых культуры личности с позиций аксиологического, комплексного, системного и культурологических подходов. Автором системно представлены основные компоненты общей культуры личности (культура деятельности, общения, речи, ведения разговора по телефону, поведения в общественных местах, еды и питания, быта, досуга, гендерного поведения, здоровья, информационная, экологическая и правовая культура), обоснован вариативный компонент, учитывающий временные и невременные приоритеты работы в этом направлении, а также прописана цель и основные ключевые критерии сформированности каждого компонента с учетом специфики дошкольного детства, требований федерального государственного образовательного стандарта и приоритетов развития информационного общества. В статье основательно представлены ключевые механизмы формирования культуры личности у детей дошкольного возраста (идентификации; подражания-имитации; интериоризации/экстериоризации этических понятий, формирования культурной конгруэнтности и нормативной диспозиции), а также обоснована значимость технологий деятельностного типа для успешной работы в этом направлении с учетом требований ФГОС и перспектив цифровизации (технология организации гостевых дней, культурных практик ребенка, игровые и интерактивные педагогические технологии, технология «Портфолио» и т. д.).
Глубоцкая Е. В. Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Ценностным фундаментом современного образования является воспитание социально зрелой личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим социумом, самоанализу и саморазвитию, способствующему расширению человеческого потенциала в позитивном преобразовании социально-экономической действительности. В связи с этим усиливается необходимость поиска новых возможностей для эффективной социализации личности в более ранний период – дошкольного детства. Несмотря на то что проблема социализации подрастающего поколения вызывает все больший интерес у научного сообщества, как у теоретиков, так и у практиков, до конца остается не раскрыта сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста как процесса и результата. В силу этого мы считаем важным провести дополнительный анализ зарубежных и российских исследований, выявить характерные черты социализации как процесса и результата; выявить ключевые факторы, влияющие на процесс социализации детей дошкольного возраста; рассмотреть основные критерии результативности социализации детей дошкольного возраста; опираясь на субъектно-деятельностный и компетентностный подходы, уточнить определение «социализация детей дошкольного возраста», выявить основные параметры результативности социализации детей дошкольного возраста. В результате проведенного исследования установлено, что эффективная социализация личности должна протекать в условиях субъектно-деятельностного подхода. Кроме того, семья и ближайшее окружение являются ключевыми звеньями процесса социализации детей дошкольного возраста. Разработаны критерии, параметры, уровни результативности социализации детей дошкольного возраста. Уточнено понятие «социализация детей дошкольного возраста». Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении социально-педагогической теории характеристиками социализации детей дошкольного возраста с применением двухстороннего подхода. Практическая значимость статьи выражена в возможности использования результатов исследования для методического обеспечения диагностического инвентаря исследователей и педагогов по выявлению результативности социализации детей дошкольного возраста.
Ананьев С. М. Методика изучения «Печальной страны» И. Ф. Анненского на уроках литературы в старшей школе: контекстуальный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 89–101. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время отношение современных учащихся старших классов к поэзии русского символизма носит дискогнитивный характер. Это обусловлено рядом социокультурных противоречий, а также проблемами, связанными с информационной полисемией. В условиях современности перед учителем-словесником стоит глобальная задача – поиск и отбор необходимой информации с привлечением синтеза искусств на уроках литературы. Актуальность нашего исследования определяется в первую очередь требованиями, предъявляемыми к педагогу-словеснику в условиях постоянной информатизации, и необходимостью уточнения поставленной проблемы в методическом аспекте. При изучении поэзии русского символизма на уроках литературы в старшей школе необходимо использовать интегративный и дифференцированный подходы. В зависимости от уровня подготовки старших школьников учитель для раскрытия образной системы произведения, выступающей коррелятом к символу, может опираться на антиципационный инструментарий и эмотивный комплекс, что не будет эффективно работать в классах с низким уровнем подготовки. В профильном классе ядром концепта «символ» может выступать и само произведение представителя поэзии русского символизма, а его формирование будет осуществляться через предвосхищение культурно-исторического контекста эпохи. Важную роль играют психологические особенности восприятия учащимися творчества русских символистов. Цель исследования – создание методики изучения поэзии русского символизма, в частности при разборе произведений И. Ф. Анненского. В данной статье освещается опыт изучения поэзии русского символизма на примере анализа творчества И. Ф. Анненского в рамках методической и литературоведческой традиций с целью расширения интерпретационного потенциала обучающихся старшей и средней школы как на уроках внеклассного чтения, так и в условиях реализации ФГОС. По мнению автора научной статьи, на современном этапе развития методики преподавания литературы требуется дополнительное теоретико-литературное обоснование проблем, отражающих статус эпохи, продолжающей современность и заставляющей оглядываться назад не только исследователей, но и современных школьников, что, несомненно, говорит и о том, какой вектор был задан И. Ф. Анненским за довольно короткий промежуток времени, если учитывать влияние «последнего Царскосельского поэта» на становление философской концепции модернизма. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что произведена сегментация универсальных признаков, служащих для построения методической системы, на композиционном, интерпретационном, идейно-образном уровнях. Практическая значимость статьи обусловлена созданием объективных методических рекомендаций по изучению поэзии русского символизма в контексте духовно-нравственных исканий эпохи.
Семенова Л. А. Проблемы преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 79–88. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы подготовки конкурентоспособного специалиста всегда были актуальными, но особенно остры они в последнее время в связи с технологическими и экономическими изменениями в промышленности. Горное производство является одной из наиболее сложных сфер. Предприятия горной промышленности столкнулись за последние десятилетия с рядом проблем, требующих незамедлительного решения. Одним из глобальных вопросов всех ведущих горнодобывающих компаний России является так называемый «кадровый голод». Актуальность представленной статьи обусловлена несоответствием уровня подготовки специалистов в области горного дела в профессиональных учебных заведениях требованиям производства. Цель данной работы – выявление основных проблем при осуществлении преемственности для подготовки конкурентоспособного специалиста в области горного дела. В настоящей статье автор делится личным опытом работы в рамках подготовки техников в Железногорском горно-металлургическом колледже по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых» и горных инженеров (специалистов) направления подготовки 21.05.04 «Горное дело» (Юго-Западный государственный университет). Ведущие методы исследования эмпирические (наблюдение, опрос, беседа и т. п.). Автор представляет опыт формирования системы преемственности между разноуровневыми учебными заведениями и работодателем в процессе профессиональной подготовки специалиста в области горного дела. В результате проведенного исследования автором были определены основные проблемы преемственности в профессиональной подготовке специалистов в области горного дела. Это, прежде всего, отсутствие интегрированного образовательного пространства между выпускниками заведений среднего профессионального образования (СПО) – высшего образования – работодателем; неготовность выпускников учебных заведений к требованиям, предъявляемым работодателем, и снижение мотивационного компонента у выпускников системы СПО для продолжения обучения в вузах. В статье подчеркивается: при решении вышеперечисленных проблем мы должны помнить о том, что подготовка специалистов по горному делу идет в рамках обучения в колледжах и вузах, и это определяет требования к подготовке специалистов и созданию преемственности между разноуровневыми учебными заведениями. Особо стоит сказать о результатах опроса работодателей, который позволил автору сформулировать требования, предъявляемые к выпускникам колледжей и вузов в области горного дела. Это, в свою очередь, даст возможность в дальнейшем продолжить исследования по данной проблеме и наиболее точно сформулировать профессиональные компетенции для подготовки специалиста в области горного дела. Статья может представлять интерес для преподавателей и руководителей учебных заведений, готовящих специалистов в области горного дела, а также ученых, ведущих исследования в области преемственности профессиональной подготовки кадров.
Мамонтова Т. С. Особенности развития креативности старшеклассников средствами математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 65–78. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) развитие креативности старшеклассников становится одной из основных задач школьного образования. У большинства детей с раннего детства имеется предрасположенность к творчеству, но традиционные условия обучения в школе не предусматривают развития данной способности. Одним из благоприятных возрастных периодов развития креативности является подростковый, поскольку подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им легче оперировать действиями воображения, устанавливать новые связи между объектами, переосмысливать события и явления действительности. Однако пока вопросу развития креативности старшеклассников в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. Необходимо, прежде всего, пересмотреть традиционную методику преподавания школьных предметов с ориентацией на «среднего» ученика, учитывать личностные особенности развития каждого подростка и включать в содержание предмета нестандартные задачи, направленные на развитие креативности учащихся. Таким образом, цель статьи состояла в изучении понятия креативности, выявлении условий и особенностей развития креативности старшеклассников на предметном содержании школьного курса математики. Основными методами в исследовании были теоретико-методологический анализ и обобщение содержания научной литературы, а также педагогический эксперимент по внедрению авторского комплекса математических задач, направленных на развитие креативности учащихся. В результате проведенного исследования был выполнен анализ подходов к определению понятия «креативность» по отношению к школьному образованию, обобщены результаты исследований по вопросу развития креативности учащихся, выявлены условия развития креативности на предметном содержании школьного курса математики. Проведенный анализ стал отправной точкой для углубленного изучения данной проблемы и разработки собственного комплекса креативных заданий по математике. Задания составлялись с опорой на наглядно-образное мышление, самостоятельный познавательный поиск, творческое самовыражение, фантазию, проявление индивидуальности, внутренней мотивации, интереса, самоцели. В ходе педагогического эксперимента на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» (2018/2019 учебный год) города Ишима Тюменской области нами был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов. Эксперимент подтвердил, что систематическое использование заданий, требующих от учащихся нестандартных подходов к решению, воображения, фантазии, дивергентного мышления, способствует развитию креативности учащихся. Результаты исследования дополняют теорию развития креативности учащихся общеобразовательных школ. Статья может представлять интерес для практикующих педагогов, учителей математики, студентов педагогических вузов математических профилей подготовки.