Педагогика

Гордиенко О. В. Креативные методы и приемы развития лингвометодического мышления студента-филолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 82–93. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Для постоянно обновляющегося российского образования, стремящегося отвечать всем социальным запросам современного общества и быстро реагировать на системное технологическое и научно-методическое развитие в сфере образования, необходима подготовка учителей-профессионалов, не просто владеющих набором специальных знаний и профессиональных умений, но и готовых быстро находить новые оригинальные разрешения профессионально ориентированных проблем, принимать взвешенные решения на основе имеющихся профессиональных представлений, умений, опыта и ценностных установок, то есть специалистов с хорошо сформированным профессиональным мышлением и развитыми креативными способностями. Таким образом, актуальность темы развития креативных способностей будущих учителей русского языка на занятиях лингвометодического цикла обусловлена запросами общества к школе выпускать гармонично развитую личность, умеющую находить креативные решения. И от методической подготовки учителя, у которого хорошо развито профессиональное мышление и который умеет подбирать методы и приемы для развития креативности у своих учеников, зависит решение задач развития современного общества. Целью данной статьи является разработка и описание креативных методов и приемов формирования лингвометодического мышления будущего учителя русского языка как одного из важнейших средств развития его креативных способностей. Методологическими основами послужили положения следующих исследовательских направлений в лингвометодике: системное, личностно-деятельностное, креативное, аксиологическое и функциональное. В результате проведенного исследования нами была создана и описана система приемов, которые могут быть интересны и полезны преподавателям методических дисциплин в вузах, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования.
Кириллина Е. В., Лысанова Н. В., Протопопова Т. А. Связь национального менталитета и изучения иностранного языка в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 72–81. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191076.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема овладения иностранными языками студентами неязыковых вузов имеет множество аспектов рассмотрения и новых подходов, но остается до конца не изученной. Один из таких подходов связан с национальным менталитетом обучающихся. Актуальность данного исследования заключается в том, что связь между менталитетом и языком с научной точки зрения исследуется недавно. Несмотря на имеющиеся исследования в этой области, данный вопрос еще недостаточно изучен. Отсюда можно заключить, что менталитет и усвоение иностранных языков взаимосвязаны и требуют изучения. Цель данного исследования – изучение влияния национального менталитета на овладение иностранным языком студентами неязыковых вузов (на примере менталитета народа саха). Ведущими подходами для достижения целей исследования являются: лингвокультурологический подход, который поможет определить влияние живого национального языка, материальной и духовной культуры на языковые процессы; процессный подход, определяющий совокупности непрерывно выполняемых ментальных процессов при овладении иностранным языком для моделирования результатов данной деятельности; ситуационный подход, выявляющий возможность улучшить освоение иностранного языка с учетом влияния национального менталитета обучаемого. В результате исследования будет определен уровень влияния национального менталитета на изучение иностранного языка. Будут выявлены национально-специфические особенности менталитета представителей якутской и английской лингвокультурных общностей, определены пути их влияния на процесс обучения иностранному языку. Проведение сопоставительного анализа особенностей якутского и английского национальных менталитетов (национальный характер, соционические типы и концептосферы якутского и английского языков) способствует разработке модели обучения иностранному языку, учитывающей особенности менталитета обучаемых или студентов с целью преодоления ими затруднений в овладении иностранным языком. Предлагаемый нами подход к определению влияния национального менталитета на овладение иностранным языком студентами неязыковых вузов даст возможность для разработки модели эффективного обучения иностранному языку с учетом особенностей национального менталитета, а именно менталитета народа саха.
Толмачева В. В. Диагностика сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 59–71. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191075.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики реализации экологического образования в высшей школе с учетом принципа междисциплинарности. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на формировании у будущих педагогов универсальных компетенций, заключающихся в том числе в способности поддерживать определенный уровень подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности, а также создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности. При этом практика высшего образования показывает, что интеграция содержания дисциплин, умение решать профессиональные задачи с опорой на знание комплекса смежных научных областей не изменились в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих формированию интегративных профессионально значимых характеристик. Одной из таких характеристик является социально-экологическая готовность будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Цель нашего исследования – разработка основных подходов к диагностике уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. В статье раскрывается авторский взгляд на критериально-уровневую систему оценки, а также показаны содержательные характеристики уровней сформированности изучаемого вида готовности: адаптивно-репродуктивного, интерпретирующе-конструктивного и преобразующего. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать содержательную сторону процесса диагностики сформированности социально-экологической готовности будущего педагога, конкретизацию компонентного состава, соответствующие критерии и показатели сформированности готовности. Проведенный анализ диагностической работы в рамках обозначенной цели позволяет сделать вывод о состоянии исследуемой проблемы в практике высшего педагогического образования, определить наиболее проблемные аспекты для проектирования соответствующей работы по повышению уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Описанная форма работы может стать основой изменения в условиях высшей педагогической школы теории и практики формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста.
Кузьмичева Т. В., Морозова Д. А. Развитие человеческого потенциала студентов с инвалидностью в университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 48–58. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191074.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Инклюзивное профессиональное образование лиц с инвалидностью является одним из приоритетов современного общества, рассматривается как фактор их включения в социально-экономические процессы и достижения независимой жизни. Сегодня, несмотря на усиленное внимание к данной проблематике со стороны научного сообщества и практиков, остается много нерешенных вопросов, требующих поиска новых подходов к развитию человеческого потенциала студентов с инвалидностью в университетской среде. Цель исследования, результаты которого нашли отражение в статье, состоит в обосновании возможностей ресурсно-средового подхода к развитию человеческого потенциала студентов с инвалидностью путем позитивных трансформаций образовательной среды университета с использованием социально-образовательных практик. В статье анализируются и обосновываются возможности интеграции средового и ресурсного подходов для решения задачи развития инклюзивных процессов в вузе, создания инклюзивной образовательной среды, характеризующейся комфортностью и необходимым разнообразием условий включения студентов с инвалидностью в университетское сообщество. Авторы в статье осмысливают с научной точки зрения как отечественные, так и зарубежные подходы к категории среды во взаимосвязи с категорией ресурсов в междисциплинарной парадигме, что позволяет выделить феноменологические характеристики инклюзивной образовательной среды на примере вуза. Авторами на основе практического применения ресурсно-средового подхода предложена модель трансформации образовательной среды университета в направлении большего включения студентов с инвалидностью за счет ее обогащения социально-образовательными практиками, в содержательном ключе отражающими разные аспекты проблемы инклюзии. На основе результатов эмпирического исследования авторы делают вывод об эффективности данной модели для решения вопросов развития человеческого потенциала студентов с инвалидностью на этапе профессиональной подготовки. Теоретическая значимость статьи выражается в том, что показаны эвристические возможности интеграции средового и ресурсного подходов для создания условий развития в вузе человеческого потенциала обучающихся с инвалидностью. Практическая значимость статьи определяется тем, что предложенная модель трансформации образовательной среды может найти применение в ходе проектирования как организационно-управленческого, так и психолого-педагогического компонентов сопровождения инклюзивных процессов в университете.
Афонькина Ю. А. Инклюзивное образование в восприятии студентов с инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191073.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Инклюзивные процессы в профессиональном образовании на современном этапе развития общества рассматриваются в контексте построения инклюзивной вертикали. Они также понимаются как условие достижения людьми с инвалидностью независимой жизни, их профессиональной самореализации. Цель исследования, представленного в статье, состоит, во-первых, в анализе современных научных идей и подходов к проблеме инклюзивного образования, во-вторых, в выделении факторов и определяемой ими специфики понимания данной проблематики студенческой молодежью, а в-третьих, в выявлении особенностей репрезентации значимых аспектов инклюзивного образования в сознании студентов с инвалидностью, обучающихся в университете, с использованием метода полуформализованного интервью. На основе результатов эмпирического исследования показано, что ведущими аспектами инклюзивного образования для студентов с инвалидностью выступают гуманистические и отношенческие аспекты, в то же время характерна определенная недооценка ими профессиональной составляющей обучения. Риски, так же как и пути их преодоления, объективируются ими в сфере взаимоотношений, обеспечивающих общественное признание, и в области самоощущения, отражающего уровень учебных достижений и степень социальной востребованности, что подчеркивает приоритетную важность социально-психологического климата в конкретной студенческой группе для достижения подлинного включения. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что систематизированы современные подходы к инклюзивному образованию, в контексте которых интерпретированы значимые для развития инклюзивных процессов в профессиональном образовании аспекты, проблематизирована категория отношений как центральная для понимания перспектив и тенденций инклюзивного профессионального образования. Практическая значимость статьи состоит в том, что представленные результаты исследования могут составить научную основу для проектирования инклюзивной образовательной среды в вузе и определения направлений психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью для их социальной и профессиональной реализации.