Педагогика

Суворова Т. Н., Михлякова Е. А. Применение технологий 3D-моделирования для персонализации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 110–129. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена дидактическими возможностями средств 3D-моделирования для персонализации обучения и осознанного включения обучающихся в решение проблемных задач созидательного характера как важного условия повышения качества образовательных результатов и подготовки выпускников. Проблема исследования определяется противоречием между возможностями 3D-технологий для повышения качества образования за счет учета индивидуальных особенностей личности обучающегося, познавательных интересов, профессиональных стремлений и применяемой в образовательных организациях моделью обучения. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологий 3D-моделирования для персонализации и повышения качества обучения. Методология исследования основывается на анализе и обобщении литературы зарубежных и отечественных авторов по вопросам персонализации обучения, применения средств 3D-моделирования для проектирования образовательного пространства. Оценка качества обучения, анализ трехмерных моделей, наблюдение, обобщение полученных результатов выполнялись в ходе педагогического эксперимента. Статистическая проверка достоверности полученных результатов выполнена с использованием критерия Манна – Уитни. Авторами выполнено уточнение понятий «персонализация обучения», «созидательная деятельность» с учетом вызовов к цифровой образовательной среде и с ориентацией на подготовку востребованных специалистов будущего. Выявлены проблемы персонализации обучения (осознанность выбора, градация системы задач), содержание которых описано с позиций педагогов и обучающихся. Исследован потенциал 3D-технологий в отношении повышения качества подготовки выпускников за счет возможностей учета в персонализированной образовательной программе их индивидуальных возрастных и психологических особенностей. Особенности персонализированного обучения на базе технологий 3D-моделирования раскрываются авторами на примере осознанного выбора обучающимися программного средства, изучения теоретических основ и инструментов трехмерного моделирования, решения структурированных задач созидательного характера, конструирования проектных решений. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для обеспечения персонализации обучения в ходе творческой созидательной деятельности обучающихся по созданию 3D-моделей; во-вторых, для поддержки профессиональной ориентации и самореализации личности с учетом приоритетов цифровой экономики.
Абрамовских Н. В., Асланова А. Т. Сущностная характеристика процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 94–109. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современной системе образования особую актуальность имеют вопросы организации технологического образования, в том числе включающие подготовку обучающихся к выполнению задач конструкторско-технологической деятельности, в силу приоритетности данного направления развития экономики страны, что говорит об актуальности проводимого исследования. В связи с этим усиливается необходимость поиска подходов к системному формированию соответствующих умений, в том числе на ступени начального общего образования. Решение конструкторско-технологических задач обучающимися начальной школы можно рассматривать как ведущее средство развития творческой личности и формирования мотивации к профессиональной деятельности конструкторско-технологической направленности в будущем. Обучение современным методам создания новых технических решений оказывает развивающее влияние на личность младшего школьника, поскольку способствует изменению собственного восприятия технических объектов, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решимость и воля при постановке и достижении целей. Система формирования и развития конструкторско-технологических умений обучающихся должна быть непрерывной, начиная со школьного возраста и заканчивая самообразованием после обучения в вузе. Несмотря на достаточно большой интерес в теории и практике к разработке изучаемого аспекта, необходимо более детально рассмотреть сущностную характеристику процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи у детей младшего школьного возраста. С опорой на положения деятельностного подхода рассматриваются особенности конструкторско-технологических задач как одного из видов учебных задач, решаемых в рамках технологического образования обучающихся в начальной школе. Таким образом, целью статьи было раскрытие сущностных характеристик процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи, которыми необходимо обладать обучающимся начальных классов для результативного освоения соответствующих видов деятельности. Проанализированы основные подходы к формированию рассматриваемых умений у детей младшего школьного возраста, выделены основные этапы организации данного процесса. Содержание статьи будет полезно для работы учителей начальных классов в процессе планирования учебных занятий с обучающимися, разработки заданий технической направленности, в том числе в рамках организации внеурочной деятельности, а также для педагогов дополнительного образования.
Семенец Т. А. Экспериментальная оценка эффективности использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 78–93. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Познавать окружающий мир ребенок начинает через ощущения и восприятие с первых дней жизни, и по мере взросления этот процесс приобретает все большую значимость. Накапливая определенный багаж сенсорных знаний, ребенок учится оперировать ими, классифицировать, соотносить, применять в реальной жизни, и таким образом закладывается основа для развития памяти, мышления, речи, т. е. сенсорное развитие образует ту базу, на которой будет строиться дальнейшее интеллектуальное развитие личности. Это объясняет необходимость специально организованной целенаправленной работы по его развитию, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день существует несколько известных систем сенсорного воспитания, которые в той или иной степени используются в образовании дошкольников. Среди зарубежных это в первую очередь система М. Монтессори, в отечественной педагогике довоенного периода следует отметить разработки Е. И. Тихеевой. Современная российская система сенсорного воспитания дошкольников основывается на психологической теории восприятия, и в первую очередь на трудах Л. А. Венгера, идеи которого были развиты такими педагогами, как А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, В. И. Логинова. При этом, вне зависимости от методологических подходов, и теоретики и практики сходятся в мысли, что одним из наиболее эффективных инструментов развития сенсорного восприятия дошкольника являются дидактические игры. Целью данной работы стала экспериментальная оценка эффективности использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития сенсорного восприятия, проведенных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, доказал эффективность разработанной и реализованной программы, поскольку уровень сенсорного восприятия детей экспериментальной группы, куда целенаправленно отбирали детей с более низким уровнем сенсорного развития, существенно возрос, при этом отмечена статистически значимая отрицательная динамика числа детей с низким уровнем сенсорного развития. Полученные результаты доказывают эффективность использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия младших дошкольников.
Робаре С. Х., Левченко В. В., Киреева И. А. Психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 65–77. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Поиски путей оптимизации обучения профессионально ориентированному иностранному языку в последнее время стали более активными. В этом плане особый интерес представляет изучение теории и практики применения ряда интенсивных психолого-педагогических методик и применение инноваций в традиционной методике обучения профессионально ориентированному иностранному языку. В связи с этим данная статья посвящена такой актуальной теме, как создание психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Цель настоящего исследования – разработка психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Основные методы исследования: изучение и теоретический анализ научных трудов по психологии и педагогике; анализ программ и учебно-методической литературы российских и зарубежных университетов, традиционной и интенсивной методик обучения профессионально ориентированному иностранному языку; обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта; анкетирование, наблюдение, беседы, ролевые игры и ситуации, тестирование; педагогический эксперимент в условиях реального обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах; статистическая обработка результатов эксперимента. По результатам работы теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена эффективность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена действенность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка введены в конкретный учебно-воспитательный процесс обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах. Подготовлены методические рекомендации по использованию разработанных психолого-педагогических условий для преподавателей иностранных языков.
Громова Т. В. Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 56–64. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из приоритетных задач российского образования, реализующего инфокоммуникационные, цифровые технологии, признано широкое использование дистанционного обучения, которое приравнивается к традиционному. Актуальность работы резко возрастает в связи с тем, что в условиях распространения коронавируса и роста реальной опасности заражения им практически все образовательные заведения переходят на режим дистанционного обучения. Ключевой фигурой в решении обозначенной проблемы выступает преподаватель, от уровня подготовки которого в значительной степени зависит результативность всего процесса дистанционного обучения. Цель исследования – повышение качества подготовки преподавателей вуза к деятельности в режиме дистанционного обучения посредством поэтапного формирования профессионально значимых качеств. В работе использовались как теоретические (выявление противоречий рассматриваемой проблемы, анализ, синтез, сравнение и др.), так и эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, мониторинг и др.) методы исследования. Главные результаты исследования: всесторонний анализ источников по обозначенной тематике; на основе ранее разработанной технологии подготовки преподавателей дистанционного обучения определены этапы технологии и дана характеристика информационного этапа; представлены средства, методы и методики, используемые на данном этапе обучения, показана деятельность руководителя курса и преподавателей. Теоретическая значимость состоит в определении термина «технология», требований к разрабатываемым технологиям дистанционного обучения, проектировании информационного этапа технологии подготовки преподавателей дистанционного обучения. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования в процессе подготовки/переподготовки преподавателей дистанционного обучения. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при повышении профессиональной готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения в образовательных заведениях разного профиля.