Педагогика
Коровин А. Ю., Заббарова М. Г. Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 140–153. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231039.htm
ART 231039
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11039
Просмотров: 1434
В настоящее время система среднего профессионального образования как неотъемлемая часть российского образовательного пространства претерпевает значительные трансформации, благодаря которым улучшается качество учебно-воспитательного процесса. Одной из тенденций является использование средового подхода к организации внеурочной деятельности студентов профессионального колледжа. Среда учебного заведения обладает значительным потенциалом в формировании не только профессиональных, но и общих компетенций (ОК), которые указаны в качестве результата обучения по направлениям подготовки студентов профессионального образовательного учреждения. Одной из важнейших ОК для будущего специалиста является социокультурная, в основе которой − принятие многокультурного мира, что позволит работнику успешно взаимодействовать с представителями различных этнических групп (коллегами, руководством, потребителями) в процессе профессиональной деятельности. Целью настоящего исследования является теоретический анализ концепта «социокультурная среда» профессионального колледжа, определение структуры данной среды, характеристика её основных компонентов. С позиции средового, компетентностного и практико-ориентированного подходов авторами был проведён анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвящённых организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа, что позволило определить сущность исследуемого феномена, выявить и охарактеризовать компоненты данной среды. Пространственно-сематический компонент – материально-техническое обеспечение и оформление аудиторий − способствует формированию эстетического сознания, необходимого для восприятия культурных ценностей. Информационно-виртуальный компонент, совокупность программного обеспечения, позволяет реализовать учебно-воспитательный процесс в дистанционном режиме. Коммуникационно-организационный компонент − социальное партнёрство с культурно-досуговыми организациями – формирует и удовлетворяет социокультурные потребности студентов. Методический компонент, организационные формы и методы, направленные на формирование социокультурной компетентности обучающихся, позволяет качественно реализовать учебно-воспитательный процесс. Содержательная разработка данных компонентов среды позволит педагогическому составу при проведении внеурочных мероприятий акцентировать внимание студентов на нормах культурного общения и ценностях культуры. Теоретическая значимость данного исследования состоит в обосновании необходимости организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа. Практическая значимость заключается в возможности использования его результатов методистами и педагогами системы СПО при разработке структурных компонентов среды, способствующих формированию социокультурной компетентности у студентов.
Закиева Р. Р. Анализ качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 126–139. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231038.htm
ART 231038
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11038
Просмотров: 1217
Актуальность исследования обусловлена противоречием между ориентацией высшей школы на компетентностную парадигму образования, в русле которой должно обеспечиваться комплексное, непрерывное, практико-ориентированное оценивание компетенций, формируемых у студентов в процессе освоения ОПОП, и недостаточной разработанностью научных представлений о сущности компетентностной системы оценочных средств, обеспечивающей возможность такого оценивания. Администрация высших учебных заведений, преподавательский состав и студенты столкнулись с целым рядом трудностей, связанных с потребностью в интегративном (непрерывном, поэтапном, междисциплинарном, комплексном) оценивании результатов образования студентов вуза на различных этапах освоения образовательной программы. Данная актуальность позволила определить проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности технологий и методик интегративной оценки профессионального развития студента с целью получения информации, значимой для корректировки содержательных и процессуальных компонентов обучения в техническом университете. Цель исследования заключалась в анализе качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника на примере Казанского государственного энергетического университета. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования. Для получения информации и её дальнейшей обработки применялся аппаратно-программный комплекс с использованием элементов искусственного интеллекта, решающего задачи распознавания и категоризации образов. Полученные факты обрабатывались с помощью специальной компьютерной программы (свидетельство о государственной регистрации № 2022680850 от 2022 г.), хранение, поиск и обработка которой реализованы в информационной системе интегративной оценки профессионального развития студентов. Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты вносят вклад в развитие теоретических основ профессиональной подготовки специалиста за счет расширения представлений о возможностях управления качеством образования на основе его информатизации, цифровизации педагогических измерений, применения аппаратно-программного комплекса и статистических методов анализа, в том числе численных методик. Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета, основанной на понимании компетентности как высшей степени владения профессиональной деятельностью. Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально обоснованы критерии сформированности профессиональной компетентности студентов технического вуза; детально раскрыто содержательное наполнение каждого индикатора, и установлена корреляция этих критериев и индикаторов между собой; раскрыто содержание уровней и средств оценки сформированности профессиональной компетентности. Сделан вывод о том, что компетентностно ориентированная система оценочных средств направлена на реализацию стратегий контрольно-оценочной деятельности, а разработанная и обоснованная технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета позволяет добиться последовательной, поэтапной организации процесса выявления фактической и логической информации о профессиональном развитии студента в соответствии с определенными критериями и индикаторами.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 108–125. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231037.htm
ART 231037
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11037
Просмотров: 1583
Развитие навыков креативного письма нередко имеет не только методическую, но и психологическую ценность. Работа над развитием навыков креативного письма косвенно закреплена как в общепрофессиональных, так и в универсальных компетенциях, отражая способность обучающихся к созданию текстов в рамках реализации мягких навыков будущих профессионалов. Креативное письмо (аналог – творческое письмо) – многогранный термин, включающий в себя большое разнообразие форм и форматов, объединенных художественностью, оригинальностью и индивидуализацией. Креативное письмо может практиковаться с обучающимися разного уровня, быть частью группового проекта или индивидуального задания, может осуществляться спонтанно (реактивно) или быть результатом длительной подготовки (экстенсивно). Цель статьи – описание приемов развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей. Отметим, что обозначенные методы могут быть адаптированы под разные уровни владения иностранным языком. Приведенные в работе приемы базируются на опыте авторов, а также являются результатом анализа отечественной и зарубежной методической литературы. Научно-методические работы по изучению и анализу креативного письма выявляют широкий спектр его изучения: философские основы, психолого-методические аспекты, историю развития, креативное письмо как один из профессиональных навыков и др. Традиционные техники творческого письма (сочинения различных типов и жанров) редко когда находят эмоциональный отклик у обучающихся, в связи с чем авторами предлагаются альтернативные формы работы с использованием вспомогательных средств, интернет-технологий, искусственного интеллекта, практики по созданию коллажей, эмоционального коучинга и др. Теоретическая значимость работы заключается в относительно полном изображении многообразия точек зрения и подходов к осмыслению и исследованию креативного письма в целом. Описанные в статье приемы апробированы на обучающихся среднего/порогового (B1) и продвинутого/профессионального (С1) уровней на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». В выводах приводится обобщенная информация по рассмотренной теме.
Ключевые слова:
иностранный язык, обучающиеся, письменная речь, приёмы, креативное письмо, культура речевого общения
Капустина Л. В., Баканова И. Г. Университетское образование как внешний детерминант предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 95–107. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231036.htm
ART 231036
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11036
Просмотров: 1263
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня в Российской Федерации не существует стандартного формата и структуры для обучения предпринимательству, а ведь предпринимательство в настоящее время имеет неизмеримое значение для достижения экономического роста и экономического развития страны. Государство предпринимает усилия для облегчения создания предприятий, в то время как действия, осуществляемые университетами, по-прежнему остаются в стадии зарождения. Бизнес и управленческое образование фокусируются только на подготовке студентов к тому, чтобы стать хорошими сотрудниками в организациях в качестве их единственного варианта карьеры. Большинство студентов не обучаются многим навыкам, которые нужны предпринимателям, включая нестандартное мышление, знание того, как приобретать и использовать ресурсы, способность создавать организации и эффективно работать в команде. Преподаватели не всегда осознают важность вопроса трансформации в направлении модели предпринимательского обучения. Но именно обучение предпринимательству в университете должно способствовать созданию новых рабочих мест, а не только поставлять на рынок труда соискателей. Поэтому обучение в вузе должно включать в себя бизнес-практики, способные помочь почувствовать и преодолеть трудности, возникающие в период роста новой компании. Целью данной статьи является описание роли университета как детерминанта акта предпринимательства. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: какие факторы необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса? Теоретическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития предпринимательства в высших учебных заведениях. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе подходов для популяризации концепции предпринимательства и ее внедрения среди студентов с целью сделать выпускников потенциальными предпринимателями. Авторы выделили и описали показатели, стимулирующие предпринимательство в целом. Практическая значимость исследования заключается в описании факторов, которые необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса.
Исупова Т. Н., Можарова Т. Н., Чаплыгина Е. В. Организация проектной деятельности студентов педагогических специальностей в цифровой образовательной среде как важное условие развития их творческого потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231035.htm
ART 231035
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11035
Просмотров: 1438
Развитие творческого потенциала обучающихся – одна из важнейших задач, которые стоят перед наставниками цифровой школы. Значимость творчества для выпускника обусловлена динамикой современной жизни, характером востребованных профессий, потребностями самого человека, общества. Авторами исследуется проблема организации проектной деятельности студентов педагогических специальностей в условиях информационной среды вуза на основе цифровых сервисов. Цель статьи – оценить влияние вовлечения будущих педагогов в проектную деятельность на уровень развития их творческого потенциала. Методология основывается на анализе дидактических возможностей проектной деятельности, инициатив ЮНЕСКО, государственных программ для развития педагогического образования. Программные средства: интерактивные тренажеры (ProProfs); ленты времени (Timeline JS); ментальные карты (MindMap); презентации (Prezi). Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности включения цифровых сервисов в проектную деятельность студентов педагогических специальностей, способствующие развитию таких качеств личности, как организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность проектной деятельности будущих педагогов по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса. В заключении делаются выводы о возможностях применения цифровых технологий для развития творческого потенциала личности будущего педагога: вариативность представления учебного материала; опыт профессионально ориентированной коммуникации; обогащение спектра инструментов деятельности; использование разных форм работы (индивидуальной, групповой); повышение мотивации, самоконтроля, способности к рефлексии. Также сформулированы трудности предлагаемых нововведений: как отслеживать и координировать ход творческой работы над проектом; каким образом разграничить текущий, промежуточный, итоговый контроль; какие цифровые сервисы выбрать и т. п. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами вузов для совершенствования своей профессиональной, творческой, самостоятельной, проектной деятельности.
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, проект, качества личности, электронный ресурс, цифровая школа
А. Ю. Коровин