Педагогика
Соболева Е. В., Суровцева В. А. Применение мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 1–22. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201023.htm
ART 201023
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11023
Просмотров: 2163
Актуальность исследования обусловлена дополнительными возможностями повышения качества обучения математике в цифровой школе, поддержки познавательного интереса и решения практико-ориентированных задач за счёт включения в математическую деятельность мобильных сервисов. Проблема исследования определяется противоречиями: между возможностями современных цифровых технологий в плане развития познавательной активности, повышения качества математической подготовки и реализуемой образовательными организациями моделью обучения; между необходимостью обеспечения ресурсов для решения задач социально-экономического характера в условиях четвертой промышленной революции и недостаточным уровнем математической грамотности выпускников. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач. Методологию исследования составляет анализ литературы зарубежных и отечественных авторов, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом. Исследование возможностей мобильных технологий для развития познавательной активности проводилось при помощи метода анализа конкретных разработок учителей-предметников, научно-методической литературы по вопросам использования цифровых средств в обучении. Затем с помощью метода прогнозирования был определен потенциал мобильных технологий для организации деятельности учащихся по решению практико-ориентированных задач, сформулирована гипотеза относительно качественных изменений в результатах обучения математике. Метод систематизации и обобщения фактов позволил сформулировать базовые понятия, дидактические принципы. Методологической базой исследования для формирования востребованных компетенций специалистов будущего выступили основные положения системно-деятельностного подхода. На этапе педагогического эксперимента применялись эмпирические методы: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся. Авторами выполнено уточнение сущности понятий «познавательная активность», «математическое мышление», «математическая грамотность» для цифровой школы. Исследованы возможности использования мобильных технологий для развития познавательной активности. Сформулированы дидактические принципы и проблемы включения мобильных технологий в персонализированную среду по решению практико-ориентированных задач. Предложенные конкретные материалы для совершенствования методов, средств, организационных форм обучения, ориентированного на формирование математического мышления, определяют практическую значимость представленного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что авторами описаны базовые идеи методического подхода к применению мобильных технологий для развития познавательной активности учеников при решении практико-ориентированных задач в процессе разработки «умных» проектных решений, которые соответствуют вызовам глобальной цифровой трансформации. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для обеспечения персонализации математического обучения в ходе творческой, междисциплинарной, познавательной исследовательской деятельности учащихся по разработке мобильных приложений, социальной интеграции и профессиональной ориентации; во-вторых, для изменения концепции математического образования в школе; в-третьих, при совершенствовании реализуемой модели обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов профессий будущего «новой» промышленности.
Латышева А. И., Светлакова С. А., Разумов А. И. Траектория педагогических инноваций (экономико-статистический проект “DIGITAL 20\20”) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3 (март). – С. 69–85. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201022.htm
ART 201022
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11022
Просмотров: 1443
Современное общество способно жить в быстро меняющемся мире, который определяет развитие цифровой экономики. Новая траектория развития создает благоприятные условия для специалистов, владеющих психолого-педагогическими знаниями, инновациями, способных поддержать молодого человека, помочь ему найти себя в «цифровой среде», стать более уверенным. Такой специалист – это личность, увлекающаяся не только своим предметом, имеющая широкий кругозор; одним словом, наставник с ярко выраженной индивидуальностью. И только он может организовать молодых людей для нахождения и выбора нужных знаний из огромного массива информации. Дальнейшее совершенствование технологии наставничества в век цифровых преобразований особенно важно. Это еще раз подчеркивает актуальность научных исследований в данном направлении. Таким образом, целью научной статьи является изучение воздействия цифровизации на траекторию педагогических инноваций. Цифровой формат Всероссийской переписи населения 2020 года позволяет с элементами эксперимента всесторонне исследовать проблемы педагогических инноваций и наставничества, творчески подойти к подготовке молодежи к предстоящему мероприятию и помочь ей с дальнейшим самоопределением. Основной методологической базой исследования является изучение инновационных подходов, как наиболее эффективных в решении поставленных задач, так и опирающихся на рефлексивно-деятельностные методики. На основании анализа научной литературы и рефлексии собственного опыта авторов получены оригинальные результаты, когда цифровые технологии сочетаются с инновационной педагогикой. Адаптация студенческой молодежи осуществляется различными средствами и в различных формах в зависимости от стиля и опыта наставника. Инструментом с элементами эксперимента выступает проект “DIGITAL 20\20” (помощь в создании цифрового будущего в рамках переписи 2020 года). По результатам проведенных исследований наставнический метод в проектной деятельности зарекомендовал себя положительно. Благодаря наставничеству появилась возможность быстро передать знания, навыки молодым специалистам. Практическая направленность данной работы подчеркивает её значимость при подготовке молодых специалистов в условиях цифровой экономики.
Проценко А. И. Развитие исследовательских умений студентов средствами ИКТ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3 (март). – С. 57–68. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201021.htm
ART 201021
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11021
Просмотров: 1573
Развитие современной российской системы образования, обусловленное введением новых образовательных стандартов, влечет за собой необходимость разработки качественного методического обеспечения. Системно-деятельностный подход лежит в методологической основе ФГОС СПО и определяет результаты обучения и воспитания, а именно развитие коммуникативного, познавательного, личностного и социального аспектов. Повсеместная информатизация общества обусловливает смену ценностей и выводит понятие «самообразование» на первый план. Общество нуждается в специалистах, чувствующих себя уверенно в информационном пространстве, способных четко формулировать и определять цели и задачи профессиональной деятельности, планировать этапы их реализации. Обозначенные умения необходимо развивать и у будущих учителей, так как работодатели желают получить сотрудника готового и способного к самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом, приоритетным в ФГОС СПО становится развитие исследовательских умений обучающихся и эффективная организация исследовательской деятельности. В связи с этим усиливается необходимость поиска эффективных средств развития исследовательских умений обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений. Цель нашего исследования – осуществление поиска эффективных средств ИКТ для развития исследовательских умений обучающихся педагогического колледжа. Для определения педагогического инструментария был проведен анализ зарубежных и отечественных источников. В проводимом исследовании «исследовательские умения» понимаются как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности. Результаты исследования показали, что средства ИКТ могут эффективно использоваться для развития исследовательских умений студентов в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Теоретическая значимость статьи заключается в определении компонентного состава исследовательских умений, раскрытии позиции и роли субъектов взаимодействия в образовательном процессе, определении аспектов организации учебного процесса, выявлении характеристики этапов развития исследовательских умений на основе рассматриваемого определения. Практическая значимость статьи заключается в представлении научных основ и опыта реализации средств ИКТ в процессе исследовательской деятельности в рамках личностно-центрированного подхода и рассмотрении возможностей развития исследовательских умений студентов педагогического колледжа средствами ИКТ на примере дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности».
Капустина Л. В. Анализ современных тенденций в применении цифровых технологий при обучении иностранным языкам (на материале обучающих Web-сайтов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3 (март). – С. 48–56. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201020.htm
ART 201020
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11020
Просмотров: 2053
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы невозможно представить себе обучение иностранным языкам без использования цифровых технологий, и педагогическому сообществу необходимо следить за новыми трендами в их развитии. Сегодня в помощь преподавателям предлагается большое количество обучающих сайтов и CD-ROM для отработки рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (письмо, устная речь) компетенций. Их использование представляет собой неоспоримое преимущество в овладении иностранными языками. Цель данного исследования – анализ литературы по заявленной теме и выявление современных тенденций в применении цифровых технологий в обучении иностранным языкам с использованием web-сайтов. Методической базой проведенного исследования являются анализ научной литературы по теме, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания. Сравнительный анализ помог исследовать имеющиеся подходы в обучении иностранным языкам. Дедуктивный метод позволил, с опорой на выводы российских и зарубежных ученых, провести собственную исследовательскую работу в рамках заявленной темы. Автором исследования был проанализирован контент ряда обучающих сайтов с целью выявления последних тенденций в их развитии, влияющих на обучение иностранным языкам. Автор работы пришел к выводу о том, что применение проанализированных web-сайтов при обучении иностранным языкам имеет ряд преимуществ как для обучающихся, так и для обучаемых, а также выявил современные тренды в развитии обучающих сайтов. Рассмотренные особенности использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам на материале обучающих web-сайтов способствуют лучшему пониманию потребностей обучающихся и позволяют преподавателям грамотно выстраивать линию обучения в соответствии с поставленными задачами. Данная статья будет полезна преподавателям иностранных языков, поскольку отражает последние изменения в контенте и способах использования цифровых технологий при обучении иностранным языкам, а также молодым ученым, только начинающим свои диссертационные исследования.
Громова Т. В. Использование личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3 (март). – С. 40–47. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201019.htm
ART 201019
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11019
Просмотров: 2763
Проблема заключается в несоответствии системы образования вызовам современной цифровой экономики, которой требуются грамотные специалисты, способные пользоваться мобильными устройствами, ориентироваться в огромном потоке информации с целью структурировать, анализировать и выбирать необходимую. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий в рамках дистанционного образования в контексте личностно ориентированного подхода представляется вероятным решением данной проблемы. Целью исследования выступает содействие повышению эффективности обучения студентов вуза посредством использования личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении. Личностно ориентированный подход считается доминирующей парадигмой современного образования, в процессе которого взаимодействие субъектов обучения направлено на профессиональный рост будущих специалистов. Новые подходы к образованию требуют и наличия преподавателей нового поколения, владеющих методиками личностно ориентированного подхода, с одной стороны, и способных и готовых к использованию дистанционных технологий и разработке интерактивных учебных материалов – с другой. В связи с этим целесообразной представляется специальная подготовка/переподготовка/повышение квалификации преподавателей вузов. В исследовании использовался личностный подход, признающий личность субъектом, целью и результатом обучения, и антропологический подход, учитывающий данные всех наук о человеке. Основными результатами исследования стали: всесторонний анализ литературы по теме исследования; комплексное рассмотрение вопроса обучения в вузе с применением дистанционных образовательных технологий; выявление преимуществ и недостатков использования личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении, обоснование условий использования дистанционного обучения в вузе. Теоретическая значимость состоит в выявлении отличий личностно ориентированного от так называемого традиционного подхода в обучении и отличий преподавателей традиционной и дистанционной систем обучения; элементов работы преподавателя дистанционного обучения. Практическая значимость – в использовании выводов исследования и ранее разработанных электронных курсов и пособий в учебном процессе.