Педагогика

Родионова О. В., Ситникова Л. Д. Формирование патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 66–86. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Информатизация общества, последующая глобализация обусловили необходимость формирования патриотизма у каждого члена современного социума. При этом осуществлять сегодня этот процесс необходимо с использованием ИКТ. Это особенно актуально для детей, которые каждый день встречаются с гаджетом, компьютером или телевизором. Программным средством, которому дети отдают наибольшее предпочтение, является комьютерная игра. Нами высказывается предположение, что компьютерные игры – это эффективное средство патриотического воспитания младших школьников. Огромный интерес к таким играм у детей, а также их наглядность и интерактивность позволяют вызвать у ребенка необходимые чувства, эмоции и направить на требуемые поступки. В статье представлен анализ работ по вопросам формирования патриотизма: изучены сущность патриотизма, патриотического воспитания; принцип природосообразности определен как основной в формировании патриотизма; с учетом его положений проанализированы подходы к определению цели, содержания, методов, форм и средств патриотического воспитания младших школьников. По результатам анализа сформулированы положения, на основе которых спроектирована шестикомпонентная теоретическая модель формирования патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр. Формирование патриотизма осуществляется в ходе патриотического воспитания. Этот процесс является непрерывным и осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными периодами жизни человека. В теоретической модели представлена цель с учетом ФГОС начального общего образования. На основе цели и компонентного состава патриотизма определено содержание и диагностический инструментарий оценки возможного результата. Основным средством в модели выбраны компьютерные игры о родном крае и Отечестве. Описаны их возможности для реализации патриотического воспитания младших школьников. Формирование патриотизма средствами компьютерных игр может осуществляться с использованием различных методов в классно-урочной форме обучения в очном, дистанционном и смешанном форматах. Учитель сопровождает игру беседой с объяснениями и дополнениями. На основе теоретической модели была разработана методическая карта формирования патриотизма как любви к малой родине, Тульскому краю, у младших школьников. Разработанная карта содержит методическую поддержку для реализации процесса формирования патриотизма младших школьников средствами спроектированных компьютерных игр о Тульском регионе и может быть использована в школьной практике. Исследование носит теоретический характер и требует экспериментального подтверждения.
Федотенко И. Л., Тимохина А. В. Исследование рисков профессиональной направленности студентов в образовательном процессе университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 53–65. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема развития студента как субъекта достаточно традиционна для психолого-педагогического исследования высшей школы. Теоретические основы изучения деятельности студента заложены в работах отечественных и зарубежных ученых С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Э. Ф. Зеера, Д. Сьюпера, Дж. Холланда и других. Психологи и педагоги исследовали формирование студента как личности в процессе обучения в высших учебных заведениях. В результате выделялись последствия, которые могут возникнуть при необоснованном и случайном выборе студентом направления подготовки в вузе и негативно повлиять на его профессиональное самоопределение. Поэтому цель нашего исследования – рассмотреть теоретико-аналитические аспекты становления профессиональной направленности студентов в контексте образовательных рисков, возникающих в процессе обучения. Научная актуальность обусловлена дефицитом исследований данной проблематики, необоснованностью психолого-педагогических условий, повышающих эффективность формирования профессиональной направленности студентов, неразработанностью механизма присвоения ценностей выбранной профессии в образовательном процессе университета. В связи с этим в статье обсуждается вопрос об образовательных рисках, которые могут тормозить формирование профессиональной направленности студентов, что приводит к низкой познавательной и социальной мотивации. В результате у будущего специалиста возникает слабая профессиональная направленность, которая приводит к отсутствию интереса в овладении полученной профессией. Таким образом, на начальном этапе нашего исследования было проведено анкетирование студентов направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»), специалитета «Фармация», позволяющее определить образовательные риски и факторы, которые повлияли на выбор вуза, специальности. Полученные результаты помогут определить вариативность методов, технологий, сделать процесс формирования профессиональной направленности в области фармации более гибким.
Коновалова Л. И., Семенова Л. А. Сравнительный анализ ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 987 от 12 августа 2020 года утвержден Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Развитие современного техногенного производства, такого как горно-перерабатывающее, требует подготовки специалистов высокого уровня. Это накладывает отпечаток и на процесс их обучения, вектор которого определяется образовательным стандартом. Именно это делает вопрос анализа ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 актуальным: с одной стороны, в связи с введением данного стандарта, с другой – с отсутствием примерной образовательной программы по направлению подготовки. Цель работы – выявление основных факторов, обусловивших необходимость актуализации ФГОС, и ряда нововведений в ФГОС 3++. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретические (анализ педагогической литературы по проблеме) и интерпретационные методы. В статье представлен сравнительный анализ ФОГС 3+ и актуализированного ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Авторами проведено исследование изменений в структуре и содержании ФГОС по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело, требованиях к его реализации. В статье подчеркивается, что изменения ФГОС3++ по сравнению с ФГОС 3+ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело отражают преемственность между образовательными стандартами. Особо отмечено изменение в компетенциях специалиста: взамен общекультурных компетенций предложены универсальные компетенции, изменилась формулировка общепрофессиональных компетенций, профессиональные компетенции должны быть определены образовательной организацией с ориентацией на профессиональные стандарты. Авторами подчеркивается увеличившаяся роль работодателя при создании образовательной программы и разработке перечня профессиональных компетенций по исследуемому направлению подготовки. Практическая значимость работы состоит в том, что представленный анализ ФГОС 3+ и ФГОС 3++ не только выявил изменения в актуализированном стандарте, но и должен быть учтен при разработке ОПОП по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Статья может представлять интерес для преподавателей и руководителей образовательных организаций, готовящих специалистов в области горного дела, а также ученых, ведущих исследования в области преемственности профессиональной подготовки кадров.
Афонькина Ю. А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 27–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201079.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Инклюзивная образовательная среда предполагает формирование новой системы социального взаимодействия субъектов образовательных отношений. В ней формируются качественно иные взаимосвязи между субъектами, чем в других образовательных средах. Специфика этих отношений в значительной степени определяется трансформацией их привычных функций, обусловленной необходимостью все более существенного включения в решение задачи по индивидуализации инклюзивной образовательной среды. Цель статьи состоит в научном обосновании и эмпирической объективации путей для необходимых преобразований системы психолого-педагогического сопровождения в аспекте взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ на основе стимулирования их субъектной активности. Для достижения поставленной цели было предпринято исследование ожиданий родителей данной категории обучающихся в отношении их инклюзивного образования, результаты которого представлены в статье. Ведущим теоретическим подходом для нашего исследования является субъектный подход. А в качестве методического подхода к исследованию обозначенной проблемы выступила направленность на выявление оснований субъектной активности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проведенное эмпирическое исследование с помощью метода неструктурированного интервью позволило целесообразно и непротиворечиво типологизировать родительские ожидания. Оно показало, что в ожиданиях родителей обучающихся с ОВЗ отражаются их родительские позиции и потребности, а также раскрывается проблемное поле противоречий, требующих преодоления в процессе психолого-педагогического сопровождения. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении научных преставлений об особенностях и побудителях субъектной родительской активности в инклюзивной образовательной среде, о специфике и эффективных механизмах ее индивидуализации в условиях инклюзии на основе учета типологии родительских ожиданий. Практическая значимость полученных исследовательских результатов определяется разработкой рекомендаций по повышению субъектной активности родителей в данной среде с учетом выявленной типологии их ожиданий.
Корзникова Н. В., Газизова А. И. Основные аспекты управления качеством образования на примере учреждения дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 13–26. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что на данный момент главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Таким образом, в настоящее время в дополнительном образовании детей особенно остро стоит вопрос совершенствования работы по повышению качества образования, результативности педагогической деятельности, оценки качества работы педагогического коллектива. Управление качеством образования выступает стратегическим компонентом в системе деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также созданию гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Цель исследования, рассматриваемого в статье, – выявление системного подхода к управлению качеством образовательной деятельности в конкретном учреждении дополнительного образования. Вопрос качества образовательной деятельности рассматривается через содержание, особенности разработки и реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития «Октябрьский» (г. Ижевск), оцениваются итоги реализации программы «Мониторинг качества образовательной деятельности». Потребности детей и ожидания родителей в возможности и необходимости получения качественного дополнительного образования выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога, который оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса, поэтому особое внимание уделено описанию мобильной системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников с учетом новых тенденций в дополнительном образовании. Результаты исследования доказывают необходимость планомерной работы по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в создании гибких методик, позволяющих образовательному учреждению подобрать подходящую ему систему оценивания качества образования.