Педагогика

Алексеева Е. А., Ушницкая С. Е., Алексеева Г. И. Изучение готовности сельских учителей Республики Саха (Якутия) к применению технологий искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 91–104. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251197.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена стремительным внедрением технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) в образовательную сферу. При этом вопрос применения ИИ в условиях сельских школ остается недостаточно изученным. Особую значимость эта проблема приобретает в контексте Республики Саха (Якутия), где географическая удаленность и цифровое неравенство создают дополнительные барьеры для технологической модернизации образования. Вопрос готовности сельских педагогов к использованию этих технологий остается нерешенным, несмотря на признанный потенциал ИИ для персонализации обучения и автоматизации рутинных задач. Цель исследования заключается в выявлении уровня готовности учителей сельских школ Республики Саха (Якутия) к применению технологий ИИ в профессиональной деятельности. В работе используется комплекс методов: анализ теоретических источников, анкетирование 345 педагогов из 52 сельских школ, тестирование уровня знаний о нейросетях, а также методы математической статистики для обработки данных. Основные результаты исследования выявили противоречивую ситуацию: 78% учителей не используют ИИ в работе, при этом 36% выражают заинтересованность в курсах по нейросетям. Результаты опроса показывают расхождение во мнениях о целесообразности ИИ (47% за, 53% против) и осторожное отношение к его применению учениками (40% категорически против). При этом педагоги видят практическую пользу ИИ для составления планов уроков (32%), создания заданий (27%) и оценивания (18%). Тестирование выявило дефицит знаний: 89% учителей недостаточно знакомы с нейросетевыми технологиями. На основе полученных данных разработана четырехмодульная программа повышения квалификации, включающая: 1) основы ИИ, 2) применение для подготовки уроков, 3) инструменты оценивания, 4) профессиональное развитие педагогов. Программа реализуется в дистанционном формате с практико-ориентированным подходом и предусматривает создание банка методических разработок. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации знаний о возможностях и ограничениях ИИ в сельском образовании, а также в разработке концептуальных подходов к подготовке педагогов. Практическая ценность исследования проявляется в создании адаптированной программы повышения квалификации, которая может быть масштабирована на другие регионы с учетом местной специфики. Перспективы дальнейших исследований связаны с мониторингом эффективности внедрения программы, изучением долгосрочного влияния ИИ на качество образования и разработкой методических рекомендаций для использования технологий ИИ в педагогической практике сельских учителей.
Хусаинова Г. Р., Кузнецова М. Н. Опыт развития инновационных компетенций преподавателей для обучения студентов технологическому предпринимательству в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 77–90. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251196.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На сегодняшний день инновационные компетенции, включая предпринимательство, считаются ключевыми в технических вузах России и за рубежом. Целями исследования являлись нахождение эффективных способов развития инновационных и предпринимательских компетенций преподавателей и студентов, а также методов привлечения студентов в научное предпринимательство, изучение методов эффективной акселерации проектов студентов в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ). Задачи исследования: нахождение и изучение способов создания благоприятной среды для профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) в КНИТУ, обучение инициативных, активных, позитивных тренеров для привлечения магистров в стартапы в игровой форме, создание собственной акселерационной программы для применения в КНИТУ на основе полученных знаний и опыта внедрения. Научная новизна исследования заключается в формировании универсальной модели развития инновационных компетенций и предпринимательских навыков студентов и преподавателей, которую можно использовать в вузах любого направления подготовки. В ходе реализации проекта команда КНИТУ приобрела знания и умения в области эффективного привлечения студентов к участию в научном предпринимательстве, генерации идей для стартапов, знания в области методики работы по акселерации стартапов и содержания акселерационной программы, знания основных тем акселерационных программ: «Общий план работы и трекшн-карта проекта», «Поиск ресурсов: источники финансирования», «Unit-экономика» и др. Также произошел рост количества идей для стартапов, созданных студентами КНИТУ. В качестве позитивного долгосрочного результата можно отметить создание благоприятной среды для ППС в КНИТУ, так как многие преподаватели не участвуют в акселерационных программах и не знают о них или не заинтересованы в развитии технологического предпринимательства в университете. На Ученом совете КНИТУ была утверждена программа дополнительного профессионального образования «Придумай и создай свой стартап» (16 часов). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию и методику развития инновационных и предпринимательских компетенций преподавателей инженерных вузов и их студентов. Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами универсальной модели, содержащей новаторские разработки, для проведения акселерационных программ по развитию стартапов в вузах для студентов любых специальностей. Полученные в ходе исследования знания можно использовать в процессе изучения дисциплины «Управление проектами» и многих других для развития готовности ППС и студентов к инновационной деятельности.
Маркова А. В. Гендерная компетентность педагога: типы и характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 60–76. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251195.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время, в условиях повышенного внимания к вопросам равенства и уважения в отношениях между полами, гендерная компетентность педагога признается существенным критерием профессионализма. Недостаточная гендерная компетентность педагога может негативно влиять на формирование культуры взаимоотношений полов у обучающихся, в то время как ее сформированность способствует созданию гендерно комфортной среды и развитию у школьников гармоничных, уважительных отношений. Цель статьи – выявление и обоснование типов гендерной компетентности педагога в контексте специфики гендерных характеристик личности и их проявлений в стиле педагогической деятельности. Для решения поставленных задач ведущим теоретическим подходом к исследованию являлись гендерный подход к обучению, индукция, дедукция проблемы исследования. Комплекс практических методов представлен наблюдением за педагогической деятельностью, гендерной экспертизой уроков, анкетированием и тестированием учителей с использованием различных методик. Для статистической обработки данных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования выделены два типа гендерной компетентности педагога: гендерно-стереотипный и гендерно-чувствительный. Установлено, что гендерно-стереотипный тип компетентности способствует воспроизводству патриархатных ценностей во взаимоотношениях полов и ограничивает развитие потенциала личности в зависимости от пола. Гендерно-чувствительный тип компетентности является ключевым фактором формирования культуры взаимоотношений полов на принципах эгалитаризма и развития потенциала каждого школьника вне зависимости от пола. Теоретическая значимость статьи заключается в углублении понимания качественной характеристики гендерной компетентности педагога. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов для проектирования образовательных программ, направленных на формирование гендерно-чувствительного типа компетентности педагога, а также разработки рекомендаций по созданию гендерно комфортной образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся уважительного отношения к представителям другого пола и раскрытию их индивидуального потенциала.
Быкова Е. Л. Модель непрерывного профессионального развития цифровых компетенций учителей труда (технологии) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 41–59. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251194.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена стоящими перед технологическим образованием вызовами, которые заключаются в том, что современные школьники на уроках труда (технологии) наряду с традиционными материальными технологиями должны изучать инновационные, связанные с аддитивным производством, робототехникой, автоматизированным проектированием и цифровизацией экономики в целом. На фоне нехватки высококвалифицированных специалистов для преподавания инвариантных модулей «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D моделирование, прототипирование, макетирование» особую значимость приобретает система повышения квалификации педагогических работников предметной области «Технология». Целью исследования является констатация проблемы с нехваткой знаний и навыков для преподавания вновь введенных инвариантных модулей, теоретическое обоснование, разработка модели непрерывного профессионального развития цифровых компетенций учителей труда (технологии). В ходе исследования использовались общенаучные теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение научной информации, а также эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение продуктов проектной деятельности учителей труда (технологии), экспертная оценка, опытно-экспериментальная деятельность, статистические методы обработки экспериментальных данных. Предложенная автором модель непрерывного профессионального развития цифровых компетенций учителей труда (технологии) – это совокупность различных форм и методов повышения квалификации, включающих в себя курсы повышения квалификации; проектную педагогическую деятельность; масштабные образовательные события и конкурсы; самодиагностику, самообразование и коммуникации по обмену инновационным опытом в сетевом профессиональном сообществе. Уровневый подход к организации обучения на основе входной диагностики цифровых компетенций создает условия для систематического и последовательного развития профессионализма педагогов в цифровой среде технологического образования. Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в разработанном диагностическом инструментарии по определению уровня цифровых компетенций учителей труда (технологии). Практическая значимость исследования состоит в гибкости и универсальности структуры модели, позволяющей адаптировать и тиражировать содержание и формы профессионального развития с учетом специфики, оснащения образовательных организаций и региональных особенностей.
Ланг П. П. Правовое образование в эпоху цифровизации: новые горизонты развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 27–40. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251193.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества правового образования в условиях цифровой трансформации общества и государства, поскольку в современных условиях правовая грамотность населения выступает ключевым фактором становления гражданского общества и укрепления государственности. В связи с этим особую значимость приобретает формирование целостной системы правового образования, способной обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в правовой сфере. Цель исследования заключается в разработке комплексной модели модернизации правового образования с учетом требований цифровой эпохи. Исследование направлено на выявление эффективных методологических подходов к организации образовательного процесса в системе юридического образования. Методологическая база исследования включает анализ традиционных и инновационных методов обучения, интегративный подход к организации правового образования, а также синтез классических педагогических технологий с современными цифровыми инструментами. Особое внимание уделяется исследованию когнитивного, аксиологического и прагматического компонентов правового образования. Основные результаты исследования демонстрируют эффективность комплексного подхода к организации правового образования, базирующегося на интеграции мультимедийных технологий, интерактивных форм обучения и практико-ориентированных методик. Выявлены ключевые компоненты формирования правовой культуры и правосознания обучающихся. Теоретическая значимость работы заключается в развитии методологии правового образования, уточнении теоретических основ формирования правовой культуры личности в условиях «повсеместной цифровизации». Автором предложена концептуальная модель интеграции традиционных и инновационных методов обучения в правовом образовании. Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса, внедрению современных образовательных технологий и методик. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, методических материалов и в практической деятельности образовательных организаций.