Педагогика

Сергеева М. Г., Си Ф. Эффективные методы группового взаимодействия на занятиях по русскому языку как иностранному на примере парной, групповой и проектной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 170–187. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251221.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы объясняется тем, что в настоящее время меняются подходы к изучению иностранных языков. Если в прежние эпохи акцент было принято делать на совершенствовании лексических и грамматических компетенций обучающихся, то в настоящее время люди изучают язык в качестве инструмента коммуникации. В этом процессе более актуальным становится развитие группового взаимодействия между обучающимися на занятиях, ведь таким образом могут более эффективно развиваться коммуникативные навыки на изучаемом языке. Особенно это важно в аудитории китайских студентов, которые часто испытывают реальные трудности с разговором при изучении иностранных языков в связи с особенностями китайской системы образования, ориентированной главным образом на успешную сдачу экзамена, а не на обучение студентов эффективной коммуникации. Цель статьи – рассмотрение методов группового взаимодействия на занятиях по русскому языку как иностранному (далее – РКИ). Ведущими подходами к исследованию проблемы являются системный и сравнительный анализ. В работе перечислены теоретические положения и принципы группового взаимодействия на занятиях по РКИ. Это принцип коммуникативной направленности, принцип целесообразности и уровня сложности, принцип четкости инструкций и постановки задачи, принцип управляемой автономии, принцип психологической комфортности и учета индивидуальных особенностей, принцип рефлексии и языковой поддержки. Кроме этого в рамках настоящей статьи также выделены некоторые методы группового взаимодействия (парная, групповая и проектная работа), разобраны возможные проблемы (языковой барьер, участие в коммуникации одних и тех же студентов параллельно с исключением остальных, отсутствие коммуникации в конкретных парах или группах) и методы их решения. Теоретическая значимость статьи заключается в выделении и сравнительном анализе основных методик группового взаимодействия, а также в описании существующего потенциала их применения в студенческой аудитории. Практическая значимость статьи состоит в возможности применения ее результатов в процессе преподавания русского языка для аудитории иностранных студентов. Также возможно практическое использование результатов для проведения дальнейших исследований в области преподавания иностранных языков, включая русский язык как иностранный.
Ван Ш. , Золотых Л. Г., Космачёва О. Ю. Лингводидактическое моделирование и патриотическое воспитание: интеграция в аспекте серии учебников «Знакомство с современным Китаем» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 153–169. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251220.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Направленность исследования на представление интегрированного подхода в преподавании русского языка как иностранного в китайской аудитории, объединяющего в учебной программе формирование ценностей, передачу знаний и развитие способностей с учетом различных стилей обучения и потребностей обучающихся, мотивирована актуальностью теоретических и практических аспектов учебно-воспитательной работы, ориентированных на реализацию современных концепций формирования патриотизма. Цель статьи – представить опыт патриотического воспитания студентов на факультете русского языка Сычуаньского университета (Китай) посредством внедрения в обучение устной форме речевого общения лингводидактических моделей, определенных идеологемами серии учебников «Знакомство с современным Китаем». В работе комплексно использованы базовые подходы исследования в преподавании иностранного языка: коммуникативный, социокультурный, проблемный; ведущими методами стали дискурс-анализ и метод моделирования процесса обучения русскому языку как иностранному. Результаты эмпирического исследования иллюстрируются на разных этапах обучения. Лингводидактические модели на основе учебных текстов представлены фрагментами высказываний студентов I–II курсов как коммуникативных единиц дискурса. Проектное моделирование показано в репрезентации концепта «малая родина» на II–III курсах. Конструктивно-моделирующая функция прослеживается в модели урока «Прекрасный Китай» и монологах студентов III–IV курсов, показывая динамику процесса интеграции лингводидактического моделирования и патриотического воспитания в аспекте серии учебников «Знакомство с современным Китаем». Преподавание русского языка вне языковой среды имеет ряд нерешенных проблем, выделяющих перспективные направления лингводидактического моделирования в связи со спецификой обучения устной форме речевого общения в концепции серии учебников «Знакомство с современным Китаем». Это определяет теоретическую значимость исследования системы интернационализованного обучения, глобальный и долгосрочный характер которого устремлен на подготовку высококвалифицированных кадров в секторе международных отношений. Интерпретация практической значимости в виде лингводидактических моделей, репрезентирующих динамику формирования умений и навыков устной речи в подготовке лингвистов-переводчиков, определяет потенциал разработки системы взаимодействия лингводидактики и учебно-воспитательных аспектов.
Парц О. С. Досуговая деятельность как средство социального развития одаренных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 141–152. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251219.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы данного исследования обусловлена потребностями образовательной практики в определении ресурсов социального развития одаренных детей, одним из которых является досуговая деятельность. Автор рассматривает данную проблему на основе нескольких значимых аспектов. Во-первых, обращается внимание, что проявление одаренности у детей имеет свои особенности, что отражается на поведении детей в социуме; поэтому одаренные дети в процессе взросления испытывают трудности социального взаимодействия и нуждаются в поддержке учителей и родителей в освоении необходимого социального опыта. Во-вторых, характеристики досуговой деятельности рассматриваются с позиции обогащения социального опыта одаренных детей, необходимого для удовлетворения потребностей в развитии. В-третьих, в организации досуговой деятельности одаренных детей должны принимать активное участие как учителя, так и родители, координация их действий будет способствовать социальному развитию одаренных детей. Цель данной статьи – определение сущности понятия «досуговая деятельность одаренных детей» в контексте их социального развития, актуализации использования данного понятия в теории и практике педагогики детской одаренности. Исследование опирается на положения деятельностного, феноменологического и социокультурного подходов, позволяющих рассмотреть сущность досуговой деятельности как эффективного ресурса развития социального опыта одаренных детей, необходимого для гармонизации их социального развития. В результате исследования сформулировано понятие «досуговая деятельность одаренных детей» и определены ее качественные характеристики, которые способствуют социальному развитию одаренных детей; уточнено, что досуговая деятельность и взаимодействие социальных институтов образования и семьи в досуговой деятельности являются значимым ресурсом для развития социального опыта одаренных детей. Полученные результаты вносят вклад в развитие положений теории поддержки развития одаренных детей, а также позволяют наметить перспективы исследований социального развития одаренных детей. Данное исследование направлено на теоретическое осмысление ресурсов досуговой деятельности в социальном развитии одаренных детей и обновление образовательной практики досуговой деятельности одаренных детей.
Сартаева Л. И., Бакуменко О. Н. Экспериментальная работа по обучению этикетным формулам английского языка в 5-х классах общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 122–140. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251218.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается проблема обучения учеников 5-х классов английскому речевому этикету, в частности формулам приветствия и прощания, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования. Актуальность данного исследования определяется попыткой организации целенаправленного практического обучения школьников единицам английского речевого этикета и использованию их в речевой деятельности. Цель исследования – разработать и апробировать на уроках английского языка в 5-м классе комплекс упражнений, способствующих усвоению и закреплению обучающимися речевых формул, которые следует использовать в ходе приветствия и прощания в различных коммуникативных ситуациях с носителями речевой культуры Великобритании. Ведущими методами в предлагаемом исследовании стали анализ теоретических источников по теме, педагогическое моделирование и трехэтапный педагогический эксперимент. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных ученых, которые подчеркивают национально-специфический характер речевого этикета и его роль в межкультурной коммуникации. Делается вывод о необходимости интеграции культурологического компонента в процесс обучения иностранным языкам. В исследовании анализируются методические приемы, направленные на закрепление формул этикета, такие как ролевые игры и семиотический монтаж, реализуемые в формах коллективных, групповых и индивидуальных упражнений. Результаты экспериментальной работы, проведенной на базе средней школы с участием учащихся 5-х классов, показали, что использование в процессе обучения английскому языку комплекса упражнений, основанного на моделировании реальных коммуникативных ситуаций, способствует улучшению знаний и умений учащихся в аспекте англоязычных этикетных формул приветствия и прощания. В экспериментальном классе статистически зарегистрировано повышение среднего балла и сокращение числа неудовлетворительных оценок, т. е. доказывается эффективность применения предлагаемого комплекса. Теоретическая значимость исследования обусловливается тем, что в нем поднимается ряд методических проблем, связанных с обучением школьников среднего звена речевым англоязычным этикетным формулам; собран, систематизирован и проанализирован обширный научно-методический материал. Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования в преподавании английского языка на средней ступени.
Авчинникова С. О. Психолого-педагогическая поддержка надомного обучения в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 103–121. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251217.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена необходимостью полноценного включения обучающихся на дому в систему инклюзивного образования, повышения результативности процессов воспитания и социализации. Цель – определить специфику психолого-педагогической поддержки субъектов надомного обучения и разработать рекомендации, направленные на повышение реабилитационного потенциала семьи. Методологическую основу исследования составили положения о социализирующей функции госпитальной педагогики и надомного обучения детей; модели функционирования специализированных служб сопровождения инклюзивной школы в отечественной и зарубежной образовательной практике, ресурсно-потенциальный подход в рассмотрении семьи как ключевого участника социально-реабилитационных отношений. Материалы исследования включают результаты опроса детей и родителей (18 семей), практикующих надомное обучение. Проанализированы подходы к организации и сопровождению домашнего обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, описаны типичные ограничения и проблемы субъектов образовательного процесса на дому (обучающихся, обучаемых, членов семьи), выделены в передовом опыте взаимодействия с семьями детей, обучающихся на дому, релевантные идеи для дальнейшего развития инклюзивной практики. Установлено, что предоставляемая образовательными организациями психолого-педагогическая поддержка надомного обучения не в полной мере соответствует рамке инклюзивного образования; в организации сотрудничества школы с семьей преобладает учебная ориентация при недостаточном внимании к процессу социализации, ресурсы коллективного взаимодействия, онлайн-присутствия и психолого-педагогической помощи родителям реализуются не в полной мере, что сказывается на уровне развития социально-личностных компетенций и общей успешности обучающихся. Выявлено, что принадлежность отдельных учащихся к классному коллективу имеет формальный характер, поскольку отсутствуют дружеские и товарищеские межличностные отношения, включенность во внеурочную деятельность эпизодическая. Констатировано, что поддержка должна иметь комплексный характер: включать всех субъектов надомного обучения, учитывать конкретную жизненную ситуацию семьи и осуществляться мотивированной командой специалистов инклюзивной школы. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении проблематики инклюзивного образования. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, касающихся содержания и форм психолого-педагогической поддержки субъектов надомного обучения.