Педагогика
Авчинникова С. О. Психолого-педагогическая поддержка надомного обучения в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 103–121. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251217.htm
ART 251217
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11217
Просмотров: 153
Актуальность статьи обусловлена необходимостью полноценного включения обучающихся на дому в систему инклюзивного образования, повышения результативности процессов воспитания и социализации. Цель – определить специфику психолого-педагогической поддержки субъектов надомного обучения и разработать рекомендации, направленные на повышение реабилитационного потенциала семьи. Методологическую основу исследования составили положения о социализирующей функции госпитальной педагогики и надомного обучения детей; модели функционирования специализированных служб сопровождения инклюзивной школы в отечественной и зарубежной образовательной практике, ресурсно-потенциальный подход в рассмотрении семьи как ключевого участника социально-реабилитационных отношений. Материалы исследования включают результаты опроса детей и родителей (18 семей), практикующих надомное обучение. Проанализированы подходы к организации и сопровождению домашнего обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, описаны типичные ограничения и проблемы субъектов образовательного процесса на дому (обучающихся, обучаемых, членов семьи), выделены в передовом опыте взаимодействия с семьями детей, обучающихся на дому, релевантные идеи для дальнейшего развития инклюзивной практики. Установлено, что предоставляемая образовательными организациями психолого-педагогическая поддержка надомного обучения не в полной мере соответствует рамке инклюзивного образования; в организации сотрудничества школы с семьей преобладает учебная ориентация при недостаточном внимании к процессу социализации, ресурсы коллективного взаимодействия, онлайн-присутствия и психолого-педагогической помощи родителям реализуются не в полной мере, что сказывается на уровне развития социально-личностных компетенций и общей успешности обучающихся. Выявлено, что принадлежность отдельных учащихся к классному коллективу имеет формальный характер, поскольку отсутствуют дружеские и товарищеские межличностные отношения, включенность во внеурочную деятельность эпизодическая. Констатировано, что поддержка должна иметь комплексный характер: включать всех субъектов надомного обучения, учитывать конкретную жизненную ситуацию семьи и осуществляться мотивированной командой специалистов инклюзивной школы. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении проблематики инклюзивного образования. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, касающихся содержания и форм психолого-педагогической поддержки субъектов надомного обучения.
Зубрилин А. А., Лайкова О. В. Формирование начальных профессиональных навыков у старшеклассников при подготовке к деятельности web-разработчика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 83–102. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251216.htm
ART 251216
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11216
Просмотров: 164
Актуальность исследуемой проблематики заключается в необходимости подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности, выявления оптимальных путей их профессионального самоопределения. Большими возможностями для этого обладают предпрофильная подготовка и профильное обучение, реализуемые в 9–11-х классах. В статье из всех возможных форм профессионального самоопределения выбраны элективные курсы, одной из разновидностей которых являются элективы, направленные на формирование начальных профессиональных навыков. Цель статьи – разработать систему заданий по формированию начальных профессиональных навыков старшеклассников по подготовке к деятельности веб-разработчика и провести ее апробацию. Основой послужили проектные задания, выполняемые школьниками по окончании каждого модуля элективного курса «Основы разработки веб-приложений». Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической литературы и нормативно-правовой базы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (разработка и апробация учебных материалов, в том числе проектных работ; педагогический эксперимент). В частности, из профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений» выделены обобщенные трудовые функции, которые могут быть сформированы при обучении информатике учеников 11-го класса. С учетом выделенных обобщающих трудовых функций разработан элективный курс: представлены его цели и задачи, выделен набор минимальных знаний и умений, необходимых для успешного прохождения, раскрыто содержание, описаны задания для всех видов контроля: входного, текущего, рубежного и итогового. Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший эффективность разработанных учебных материалов. Теоретическая значимость: определено, как при обучении информатике готовить выпускников школ к профессии веб-разработчика с учетом обобщенных трудовых функций соответствующего профессионального стандарта. Практическая значимость: разработка элективного курса с акцентом на рубежный и итоговый контроль, через которые определяется уровень овладения учебным материалом. Важность предложенных к выполнению заданий показали результаты проектных работ, представленные школьниками по окончании элективного курса. Новизна: доказано, что разработка и реализация элективного курса с учетом профессиональных стандартов позволяет грамотно формировать у старшеклассников начальные профессиональные навыки, готовя их к осознанному выбору профессии.
Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Моделирование как средство обучения младших школьников решению текстовых задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 65–82. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251215.htm
ART 251215
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11215
Просмотров: 166
Различные аспекты поиска эффективных средств достижения предметных результатов обучения прорабатываются в педагогической науке. Необходимость освоения большого объема информации предполагает владение обучающимися рядом умений, связанных со стратегией ее поиска, анализа, оценки, использования. Рациональным считаем организовывать на уроках в начальной школе работу, направленную на создание различных информационных моделей при решении текстовых задач, в частности табличных моделей. Моделирование позволяет не просто эффективно усваивать информацию, но и преобразовывать ее в новый результат. Целью исследования является обучение младших школьников решению текстовых задач при помощи табличного моделирования, способствующего поиску разных способов нахождения верного ответа. Анализ различных точек зрения ученых позволил обозначить операционный состав моделирования и представить некоторые аспекты методической работы при обучении младших школьников построению табличных моделей к задачам на пропорциональную зависимость между величинами. В качестве методических акцентов при работе с детьми можно выделить: наличие трех колонок в таблице, определенную последовательность расположения величин в колонках, возможность интеграции таблицы и чертежа в процессе решения задачи, поиск нескольких способов решения (если они допустимы). В 2024/2025 учебном году в образовательных организациях города Саранска и Республики Мордовия проводилось экспериментальное исследование. В ходе эксперимента, направленного на обучение младших школьников, проводилась работа над текстовыми задачами с использованием табличного моделирования. Результаты экспериментального исследования выявили положительную тенденцию формирования умения младших школьников решать текстовые задачи с помощью табличного моделирования и находить различные способы верного ответа. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методики формирования у младших школьников умений выстраивать алгоритм представления информации в табличной форме. Практическая значимость заключается в возможности использовать обозначенные методические аспекты при организации работы с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе.
Сувирова А. Ю. Педагогическая поддержка людей третьего возраста: зарубежные и российские практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 49–64. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251214.htm
ART 251214
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11214
Просмотров: 167
В статье представлены практики педагогической поддержки в трех регионах: России, Азии и Европе. Эти регионы имеют общие проблемы и решения в области поддержки старшего поколения в ответ на экономические и социальные запросы общества. В работе анализируются существующие государственные инициативы, проекты и практики, организации и программы формального и неформального образования для лиц третьего возраста в выбранных регионах. Цель работы: анализ современных практик педагогической поддержки людей третьего возраста и выявление потенциала для масштабирования лучших практик для отечественной системы образования. Методология исследования основана на систематизации и обобщении международных кейсов и научных публикаций, а также на использовании компаративного анализа существующих практик. В качестве информационных источников исследования использованы нормативно-правовые документы, научные статьи и материалы открытых источников сети Интернет. Результаты исследования актуализируют важность педагогической поддержки старшего поколения. Исследование актуальных кейсов педагогической поддержки позволило обозначить и сформировать пул ключевых успешных решений. Автором рассмотрен перечень существующих педагогических практик, выявлены точки соприкосновения и различия российского и зарубежного опыта. В России педагогические практики поддержки старшего поколения фокусируются на включении в активную жизнь в обществе и получении новых знаний и навыков для жизни и профессионального развития. В связи с этим создаются университеты третьего возраста, государственные инициативы и проекты. В Азии поддержка лиц третьего возраста регламентирована государством, сочетает конфуцианские ценности и современные требования к профессиональному и личностному развитию. В Европе обучение старшего поколения опирается на институциональные подходы с обширным финансированием и социальной инклюзией. Фиксируются общие тренды: наличие институциональных образований при поддержке государства (социальные центры, колледжи, институты третьего возраста, которые предлагают курсы профессионального и культурного развития, программы повышения квалификации и переподготовки), частных инициатив (сетевых организаций в коллаборации с организациями экономического сектора, предлагающих курсы и культурные мероприятия, позволяющие перенимать существующий опыт старшего поколения, и включать их в профессиональную и социальную жизнь стран). Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации существующих решений. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты позволят научно-педагогическому сообществу сформировать представление о реализуемых мерах поддержки старшего поколения.
Васина Ю. М. Современный взгляд на технологию обучения понимания речи дошкольниками с расстройствами аутистического спектра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 33–48. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251213.htm
ART 251213
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11213
Просмотров: 164
Актуальность исследуемой проблемы связана с увеличением количества детей с расстройствами аутистического спектра. Речевые нарушения у детей данной категории являются одной из закономерностей их развития. Цель исследования – разработать и апробировать авторскую технологию обучения пониманию речи дошкольниками с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области коррекционной педагогики и дефектологии. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ, обобщение и систематизации информации), эмпирические. Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-ДС № 2» (д/с № 120 компенсирующего вида), МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» города Тулы. В общей сложности в исследовании приняло участие 25 детей старшего дошкольного возраста с РАС. Диагностическая программа исследования включала комплексную методику Н. М. Трубниковой (обследование понимания речи у детей дошкольного возраста), содержащую следующие критерии: а) понимание номинативной стороны речи; б) понимание предложений; в) понимание грамматических форм. Согласно полученным данным, понимание речи у детей с РАС находится на низком уровне. Дошкольники не понимают качества и действия предметов, испытывают трудности при нахождении их по описанию. Просьбы выполняют, но частично, забывают или меняют порядок действий. Кроме того, они не понимают формы единственного и множественного числа существительных, предлоги. Дети испытывают негативизм к заданиям, они не заинтересованы, рассеянны. Активность проявляют крайне редко, часто нуждаются в помощи со стороны взрослого в виде многократного повторения инструкции. Новизна исследования состоит в разработке авторской технологии обучения, содержащей дидактический и стимульный материал, способствующий визуализации предъявляемой информации и развитию речевой активности ребенка. Теоретическая значимость работы состоит в изучении особенностей речевого развития у нормотипичных и аутичных детей, а также в ретроспективном анализе существующих дидактических средств развития понимания речи у детей рассматриваемой категории. Практическая значимость: результаты исследования могут быть положены в основу разработки психолого-педагогических программ, направленных на реализацию образовательной области «Речевое развитие».
С. О. Авчинникова