Педагогика
Миронов Е. А. Диагностика уровня мотивации к занятиям настольным теннисом в спортивной школе олимпийского резерва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 136–152. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251063.htm
ART 251063
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11063
Просмотров: 125
Актуальность исследования определяется значимостью формирования у детей, начиная уже с дошкольного возраста, мотивации к занятиям спортом, поскольку физическое воспитание с юных лет должно проходить комплексно и последовательно. Спортивная школа олимпийского резерва по настольному теннису является одним из способов формирования и развития необходимого фонда умений и двигательных навыков ребенка. Цель исследования состоит в определении уровня мотивации детей к занятиям в СШОР по настольному теннису. Для достижения цели исследования были использованы системно-деятельностный подход, теоретические методы (обобщение научно-методических исследований, анализ научной литературы по теме), эмпирические методы (анкетирование и анализ его результатов). В проведенной опытно-экспериментальной работе участвовали 32 воспитанника государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы спортивной школы олимпийского резерва «Московское городское физкультурно-спортивное объединение» Департамента спорта города Москвы (ГБУ ДО «МГФСО»), на базе которого проходило исследование. В практической части работы нами выделены последовательные этапы: 1) составление анкеты с формулировкой вопросов и вариантов ответов; 2) рассылка анкеты лично действующим спортсменам СШОР по настольному теннису; 3) анализ результатов исследования и на его основе формулировка выводов по уровню мотивации занимающихся настольным теннисом в ГБУ ДО «МГФСО». Кроме того, наше исследование заключалось в диагностике уровня мотивации учащихся различных возрастов к тому, чтобы записаться в спортивную школу по настольному теннису, а также в изучении факторов, влияющих на мотивацию занимающихся. Теоретическая значимость исследования и новизна состоят: 1) в анализе факторов развития мотивации к занятиям в СШОР по настольному теннису; 2) установлении различий между мотивационной сферой, самой мотивацией и мотивами деятельности, их иерархией; 3) изучении мотивации в контексте набора воспитанников в спортшколу по данному виду спорта; 4) диагностике изменения уровня мотивации занимающихся в ходе тренировок. Практическая значимость работы состоит в разработке ряда технологий по развитию мотивации к посещению тренировок по настольному теннису в спортивной школе, которые можно применять при работе с недостаточно мотивированными воспитанниками, а именно: технологии личностно ориентированной тренировки, игровой технологии, технологии интерактивной тренировки и др.
Пазухина С. В., Миронов А. С. Инновационная программа профориентационной работы с обучающимися цифрового поколения для повышения мотивации выбора профессии психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 120–135. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251062.htm
ART 251062
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11062
Просмотров: 122
Актуальность поиска инновационных вариантов проведения профориентации с обучающимися цифрового поколения обусловлена спецификой их гибридной социализации, сочетающей в себе воздействие реальной и виртуальной среды на интересы подрастающего поколения, представления старшеклассников о модных и востребованных профессиях. В статье отражены результаты теоретического изучения особенностей современных школьников, которые приводят к искажению их представлений о собственных способностях и делают затруднительным процесс их личностного и профессионального самоопределения. Одним из главных факторов, обусловливающих проблемы профессионального выбора даже у обучающихся психолого-педагогических классов, является несформированность у детей цифрового поколения соответствующей мотивации и ограниченность знаний, касающихся современных профессий, в частности разновидностей профессии психолога. В связи с этим целью работы стал поиск эффективных форм и апробация инновационной программы профориентационной работы с обучающимися цифрового поколения для повышения мотивации выбора профессии психолога. В основу исследования положен личностно-деятельностный подход. Использовались организационные, теоретические, эмпирические методы, количественный и качественный анализ данных и их интерпретация. Эмпирические результаты были получены с помощью стандартизированных методик диагностики мотивов выбора профессии, определения готовности к выбору профессии, выявления осознанности, устойчивости ориентации и склонности к определенному типу профессий. Разработка и апробация инновационной профориентационной программы, базирующейся на идее совместного участия в анализе особенностей профессии психолога, его профессионального инструментария, видов деятельности, функций, обязанностей в игровых и интерактивных форматах с погружением в реальную среду университета позволили существенно повлиять на мотивационные детерминанты выбора школьниками профессии психолога. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании нового подхода к профориентации обучающихся на основе эмоционально-деятельностного погружения в реальную среду университета, совместного участия школьников, студентов, преподавателей в выявлении особенностей будущей профессии в игровых и интерактивных форматах, а также в обоснованном подборе и разработке наиболее отвечающих данному подходу форм и методов профориентации на профессию психолога, отвечающих специфике именно данной сфере трудовой деятельности и обладающих высоким мотивирующим потенциалом. Практическая значимость обусловлена действенностью предложенных методов профориентации на профессию психолога, показавших свою эффективность при апробации.
Александрова С. Э. Работа с текстовой информацией при проведении исследований на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 102–119. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251061.htm
ART 251061
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11061
Просмотров: 126
Читательская грамотность на современном этапе развития образования рассматривается как основа успешности выпускников школы, залог дальнейшего самообразования и саморазвития, социализации в обществе. База для формирования читательской грамотности закладывается уже в начальной школе. Большинство учителей организует работу с текстом на уроках по учебному предмету «Литературное чтение», реже – на уроках по предмету «Окружающий мир». В основном работа проводится с художественными текстами, учебными статьями, иногда – с научно-познавательными текстами. Однако, как правило, такая работа не носит системный характер. Поэтому важно искать новые эффективные подходы, позволяющие построить систему работы по развитию читательской грамотности младших школьников. Цель данной статьи заключается в рассмотрении возможностей развития читательской грамотности при проведении исследований на уроках в начальной школе через работу с текстовой информацией. В соответствии с целью поставлены задачи: охарактеризовать читательскую грамотность как ключевое новообразование современного школьника; рассмотреть проведение исследований на уроках в начальной школе как продуктивный способ организации работы с текстовой информацией; проанализировать возможности использования разных видов чтения: просмотрового, поискового, ознакомительного, изучающего – на уроках-исследованиях в начальной школе; разработать подход к работе с текстовой информацией при проведении исследований, позволяющий развивать группы читательских умений, лежащих в основе читательской грамотности младших школьников. Для решения поставленных задач использованы теоретические методы: анализ государственных и международных документов, отечественной и зарубежной научно-методической литературы, синтез, обобщение. В основе исследования – системный подход, теория деятельности, общие подходы к формированию функциональной грамотности, теоретические подходы к читательской грамотности школьников, научные подходы к понятию «исследовательская деятельность». В результате проведенной работы представлен новый подход к работе с текстовой информацией при проведении исследований на уроках в начальной школе. Теоретическую значимость статьи мы видим в рассмотрении исследований, организованных на уроках, как продуктивной формы учебной деятельности для развития читательской грамотности. Также виды чтения проанализированы нами с точки зрения развития читательских умений. Обоснована практическая значимость их использования в зависимости от целей поисковой деятельности при работе с текстовой информацией. Данное решение может быть полезно учителям начальных классов для системной работы по развитию читательских умений, лежащих в основе читательской грамотности школьников.
Эбель Н. В., Мелех Н. Н. Теоретические аспекты эффективности применения технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении студентов языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 86–101. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251060.htm
ART 251060
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11060
Просмотров: 118
Актуальность исследования эффективности применения технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) в обучении иностранным языкам студентов языковых специальностей определяется растущим и усиливающимся внедрением ИИ в образовательный процесс, а также недостаточной проработанностью методических основ его использования. Цель работы – определить перспективные сценарии интеграции генеративного ИИ в подготовке студентов языковых специальностей с учетом специфики их обучения и возможных ограничений технологии. В основу исследования положены методы анализа научной литературы, систематизации, а также обобщения данных для выработки рекомендаций по применению ИИ в образовании студентов языковых специальностей. В ходе исследования проведен обзор современных подходов к технологизации образования, рассмотрены тенденции цифровизации и внедрения ИИ в процесс подготовки студентов языковых вузов. Выявлены ключевые возможности и ограничения применения генеративного ИИ, связанные с автоматизацией рутинных задач в обучении, персонализацией, поддержкой мультилингвального образования, анализа языкового материала, его генерацией для обучения. Особое внимание уделено рискам, связанным с зависимостью от ИИ и злоупотреблением им, в особенности со стороны студентов; отмечаются риски возможных ошибок в генерируемых данных, а также проблемы контроля использования студентами для проведения самостоятельной работы. Также на основе проведенного анализа литературы выявлено, что работа обучающихся с ИИ не всегда оказывает положительное влияние на их готовность к использованию полученных знаний на практике. В совокупности данные проблемы предопределяют необходимость осторожного и контролируемого применения ИИ. Сформулированы рекомендации по использованию ИИ в обучении студентов языковых специальностей, направленные на балансирование цифровых технологий с традиционными методами преподавания. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов к применению ИИ в языковом образовании и оценке его влияния на подготовку студентов языковых специальностей (с учетом специфики такой подготовки). Практическая значимость работы заключается в создании методических рекомендаций для преподавателей, ориентированных на продуктивное использование ИИ в учебном процессе при сохранении высокого уровня качества подготовки обучающихся.
Позднякова Е. В. ТРИЗ-технологии в модели смешанного обучения математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 71–85. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251059.htm
ART 251059
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11059
Просмотров: 123
Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, ориентируют систему школьного образования на развитие у обучающихся метапредметных умений, или «мягких навыков». В связи с этим приоритетные цели обучения математике лежат в области формирования не только центральных математических понятий, но и творческих способностей обучающихся, а также функциональной математической грамотности, основу которой составляют универсальные учебные действия. Это актуализирует проблему выбора образовательных технологий, позволяющих достигать заявленных целей в их единстве, учитывая при этом феномен цифрового поколения. Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о высоком потенциале ТРИЗ-технологий для достижения предметных и метапредметных образовательных результатов, развития креативности обучающихся, а специфика технологии смешанного обучения соответствует психолого-педагогическим особенностям поколения Альфа. Однако вопрос о применении ТРИЗ в условиях смешанного обучения математике изучен недостаточно. Целью статьи является исследование опыта реализации ТРИЗ-технологии в модели смешанного обучения математике учащихся основной школы. Для достижения поставленной цели был применен комплекс теоретических и эмпирических методов научного познания. Теоретические методы включали анализ и обобщение научно-педагогической и методической литературы, нормативной документации; систематизацию информации; моделирование. Среди эмпирических методов были применены анализ и оценивание диагностических работ учащихся; статистическая обработка данных, представление данных в графической форме. Теоретическая значимость исследования представлена моделью процесса организации познавательной деятельности школьников с использованием ТРИЗ-технологий и цифровых инструментов, построенной на основе личностно ориентированного и проблемного подходов. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации учебных занятий на основе интеграции технологий ТРИЗ и смешанного обучения математике. В качестве иллюстрации авторского подхода приведено содержание урока геометрии, построенного по модели «Ротация станций». Для проверки эффективности методики была проведена диагностика метапредметных умений обучающихся с помощью диадных учебных исследований. Анализ результатов с использованием статистического критерия однородности позволил автору сделать вывод о повышении уровня развития метапредметных умений в экспериментальной группе.