Педагогика
Баринова Д. О., Шакарикова А. А. Роль искусственного интеллекта в повышении академической успеваемости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 170–185. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241162.htm
ART 241162
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11162
Просмотров: 137
Технологии искусственного интеллекта проникают во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательный процесс. Применение искусственного интеллекта в учебной деятельности и ее организации может значительно повысить академическую успеваемость обучающихся, улучшить качество образования, подготовить студентов к постоянно изменяющимся условиям рынка труда, а также повысить мотивацию к обучению. Соответственно, более детальное изучение влияния технологий искусственного интеллекта на академические результаты студентов является актуальной задачей современных образовательных технологий и педагогики. Цель статьи состоит в изучении роли искусственного интеллекта в повышении академической успеваемости студентов. Ведущим методом исследования является анкетный опрос. В статье проводится теоретический анализ современного состояния интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс, оценивается степень влияния искусственного интеллекта на академическую успеваемость студентов различных направлений подготовки и курсов, с учетом предложений респондентов определяются основные направления и перспективы внедрения искусственного интеллекта в высшее образование, даются рекомендации по возможностям использования этих технологий в образовании. Результаты исследования подтверждают, что искусственный интеллект активно применяется студентами для решения различных учебных задач. Отмечается его положительное влияние на академическую успеваемость, что подчеркивает значимость его интеграции в образование. Анализ корреляции между использованием искусственного интеллекта и академической успеваемостью показал, что с увеличением курса больше студентов используют технологии искусственного интеллекта, их успеваемость также улучшается. Новизна исследования состоит в выделении необходимости использования комплексного подхода к внедрению искусственного интеллекта в учебную деятельность, включающего не только техническое обеспечение, но и образовательные инициативы по обучению студентов работе с этими технологиями, в целях повышения академической успеваемости и организации более эффективного образовательного процесса. Теоретическая значимость исследования – формулирование и описание возможных подходов и путей внедрения искусственного интеллекта в образование для повышения академической успеваемости. Практическая значимость – возможность использования результатов для организации более эффективного образовательного процесса, повышения академической успеваемости.
Борщенко Г. М., Рубцова А. В. Концептуальные основы применения микрообучения в иноязычном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 156–169. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241161.htm
ART 241161
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11161
Просмотров: 147
Несмотря на продолжительный период развития идей модульного и компьютеризированного обучения, концепция микрообучения в наибольшей степени является продуктом современности, отвечающим условиям социального взаимодействия, образу жизни современного человека, а также специфике его когнитивных процессов. Концепция микрообучения активно развивается в корпоративной среде, обладающей специфическими условиями с точки зрения организации обучения. Тем не менее исследователи отмечают рост числа попыток адаптации микроформата образовательными организациями, в частности на уровне высшего образования, в период постпандемии COVID-19. Весьма вероятно, что адаптация микроформатов в вузах в перспективе может трансформироваться в системную практику обучения, что указывает на актуальность исследования. При этом исследователи говорят о необходимости иной дидактической модели, трансформации методического мышления преподавателей, смены роли преподавателя и перехода к модерации деятельности обучающихся. Таким образом, целью исследования является систематизация различных способов реализации концепции микрообучения в практической деятельности. В ходе исследования проведен сопоставительный анализ различных типов микрообучения (порционное обучение, нанообучение, обучение по подписке, капсульное обучение, обучение «на ходу»). Источниками информации для анализа данных типов микрообучения стали материалы бизнес-сообщества и экспертов в области микрообучения, а также научные публикации российских и зарубежных исследователей в области иноязычного образования с использованием микрообучения и современных образовательных технологий. В результате проведенного анализа составлена матрица ключевых характеристик описанных типов микрообучения по таким критериям, как структура, ключевое преимущество для учащихся, особенности разработки контента, доступность контента, обратная связь, сроки обучения. Также можно сделать вывод о том, что термин «микрообучение» приобретает зонтичный характер, объединяя группу подходов к разработке контента, формату взаимодействия с обучающимися и организации процесса обучения. Дополнительно отмечается полисемия понятия «доступность материала» в контексте микрообучения: а) техническая доступность с помощью электронных устройств; б) дидактическая доступность, позволяющая максимально понятно и кратко сформулировать суть. Продолжая анализ типов микрообучения по указанным ранее критериям применительно к условиям иноязычного образования в вузе, авторы выявили, что в наибольшей степени условиям обучения в вузе соответствует порционное и мобильное обучение. Исследование способствует поиску методических решений для адаптации микрообучения в условиях иноязычного образования в вузе.
Ольков А. С., Костикова Л. П., Федотова О. С. Научно-исследовательская деятельность аспирантов и адъюнктов: результаты онлайн опроса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 139–155. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241160.htm
ART 241160
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11160
Просмотров: 164
Возрастающая потребность государства в новейших научных исследованиях и разработках влечет за собой необходимость активизации научно-исследовательской деятельности современных университетов. На практике наблюдается противоречие между необходимостью повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров и недостаточно высоким уровнем подготовки выпускников аспирантуры/адъюнктуры, что обусловило исследовательскую проблему. Цель исследования – выявить мнение аспирантов/адъюнктов об их научно-исследовательской деятельности в ходе онлайн-опроса, проанализировать полученные результаты и сделать выводы о возможных путях совершенствования подготовки кадров высшей квалификации. Исследование базируется на субъектно-деятельностном методологическом подходе, позволяющем рассматривать научную деятельность аспирантов/адъюнктов с позиций творческого взаимодействия, рефлексии, индивидуального самонаучения и саморазвития. В исследовании принимали участие аспиранты и адъюнкты выпускных курсов вузов г. Рязани, осуществлявшие исследования по различным научным специальностям: техническим, медицинским, естественно-научным, социальным, гуманитарным и военным. Всего в опросе приняли участие 68 респондентов в возрасте от 25 лет и до 41 года и старше. 27 человек из них составляли женщины и 41 человек – мужчины. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении и анализе мнения и оценок аспирантов/адъюнктов выпускного курса, характеризующих их понимание трудностей обучения в аспирантуре/адъюнктуре. Теоретическая значимость заключается в обогащении методологии и технологии профессионального образования в части подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в современном университете. Перспективы дальнейших исследований заключаются в научном обосновании путей совершенствования подготовки научных и научно-педагогических кадров в гражданских и военных университетах, в улучшении качества научного руководства, в рассмотрении возможностей использования технологий искусственного интеллекта в процессе проведения научных исследований.
Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность, аспиранты, онлайн-опрос, кадры высшей квалификации, адъюнкты
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Трудности в обучении и стратегии их преодоления у современных школьников цифрового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241159.htm
ART 241159
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11159
Просмотров: 166
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением и анализом причин трудностей в обучении, стратегий их преодоления у современных учащихся. На основе рассмотрения психолого-педагогической литературы проводится анализ понятия трудностей в обучении с исторической и современной точек зрения. Представлены результаты авторской анкеты – первого раздела – изучение трудностей в обучении у подростков и старшеклассников. Раскрываются основные причины их возникновения, пути преодоления школьных проблем в период обучения. Цели исследования: выявить основные категории трудностей, стратегии их преодоления у современных школьников – представителей цифрового поколения в учебе, разработать содержание уроков «PRO умение учиться» для учащихся подросткового и старшего школьного возраста. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области учебной деятельности, педагогической и возрастной психологии. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (анкетирование); методы количественного и качественного анализа. В исследовании приняли участие 1664 подростка и старшеклассника образовательных организаций города Тулы и Тульского региона
(5–11 е классы). Диагностическая программа включала авторский опросник, содержащий вводную информацию и три раздела: трудности в обучении, общении и социализации. В данной статье представлен анализ результатов анкетирования подростков и старшеклассников по проблемам трудностей в обучении. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия «трудности», в выявлении особенностей школьной неуспешности современных детей. Новизна публикации связана с разработкой концепции уроков «PRO умение учиться» с использованием инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на преодоление трудностей в обучении. Практическая значимость состоит в том, что полученные опытно-экспериментальные данные и разработанные уроки можно использовать для улучшения предоставления психолого-педагогической помощи учащимся, организации профилактики и коррекции трудностей в обучении. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам, социальным педагогам, советникам по воспитанию, родителям.
Ключевые слова:
учебная деятельность, подросток, старшеклассник, трудности обучения, причины трудностей
Гусева Т. А., Мамырина Н. С., Бессонова А. В. Творческая проектная деятельность как инструмент патриотического воспитания молодежи на примере реализации проекта «ПРОСТО ИСТОРИЯ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 109–124. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241158.htm
ART 241158
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11158
Просмотров: 157
Актуальность проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе развития общества не вызывает сомнения, поскольку патриотизм является одной из главных нравственных ценностей личности, что отражается в поступках и действиях человека. При сохранении лучших отечественных традиций образовательных практик сегодня требуются новые эффективные инструменты патриотического воспитания, которые отвечали бы ориентирам российской государственной политики, требованиям инновационной образовательной практики и социальным запросам современной молодежи. Один из таких эффективных инструментов – творческая проектная деятельность, которая стала предметом исследования, представленного в данной статье. Цель статьи – показать опыт реализации патриотического воспитания молодежи через творческий проект «#PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ)», поддержанный Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Ведущие методы в исследовании: проектирование и опросные методы (интервью, мобильные опросы). В статье показаны основные этапы реализации творческого проекта, описывается мобильная выставочная экспозиция и ее цифровой аналог, приводятся данные опроса и интервьюирования участников интенсива и зрителей выставки, а также полученные результаты, выраженные в социально значимом эффекте: в охвате более 10 000 участников из 29 регионов России, Республики Беларусь и Казахстана; в создании готового продукта творческой деятельности (творческого и информационного контента, мобильной выставочной застройки, виртуальной экспозиции, мультимедийного цифрового издания). Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как при теоретическом изучении проблемы формирования патриотизма современной молодежи, так и при организации мероприятий патриотической направленности.