Педагогика

Воронова А. А., Сень Е. А. Готовность педагога к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 170–184. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251202.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях активной цифровизации образования особое значение приобретает взаимодействие педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность цифровой социализации детей и подростков, выделяют ее особенности, ее компоненты, педагогические аспекты ее осуществления на практике. Цель данной статьи – выявление готовности педагога к данному взаимодействию согласно аспектам, выделенным на этапе теоретического изучения проблемы на основе анализа отечественных и зарубежных источников. В исследовании используется системный подход, позволяющий изучать явления педагогической практики как системы, состоящие из различных компонентов, взаимосвязанных между собой. Среди методов исследования используются анализ, обобщение и систематизация результатов теоретического изучения проблемы, а также опрос, направленный на выявление разных сторон готовности педагогов к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Метод опроса был выбран как наиболее эффективный способ получения репрезентативных данных о реальной педагогической практике обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях РФ. На основе анализа результатов опроса педагогов разных российских регионов в статье представляются актуальные вопросы взаимодействия учителей и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это и организационно-методические вопросы, и вопросы содержательные. Результаты исследования показали, что важными факторами, препятствующими успешной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выступают недостаточная компетентность педагогов в области цифровой социализации и отсутствие систематичной работы, направленной на информирование родителей по вопросам цифрового воспитания и обучения. Теоретическая значимость статьи раскрывается в линиях обобщения актуальных аспектов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам цифровой социализации, уточнения значимых сторон этого взаимодействия в настоящее время. Практическая значимость результатов исследования, представленных в статье, заключается в определении векторов выстраивания взаимодействия педагогов и родителей для организации эффективной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные будут полезны учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработчикам курсов повышения квалификации, ученым, проводящим исследования в направлении профессионального развития учителей.
Рерке В. И., Бубнова И. С. Критерии и показатели проявления информационно-психологической безопасности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 149–169. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251201.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Создание информационно-психологической безопасности обучающихся – одна из важных задач общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации и внедрения технических новшеств в сферу образования, где каждый субъект имеет безграничные возможности в получении и использовании информации в интернет-пространстве. Сказанное побудило провести исследование с целью установления критериев и показателей проявления информационно-психологической безопасности обучающихся. Исследование проведено на основе методологических подходов (культурно-исторического, личностно ориентированного, комплексного) и принципов (научности, результативности, учета индивидуальных особенностей, систематичности, последовательности). Экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 44» г. Иркутска (N = 60). Установлены критерии проявления информационно-психологической безопасности: критическое мышление, ассертивность, локус контроля, помехоустойчивость. В практической части исследования проанализированы основные показатели информационно-психологической безопасности обучающихся: способность определять информационно-психологическое воздействие и противостоять ему; самоуважение, низкая восприимчивость к влиянию социума; уверенность; аргументированное обоснование собственных успехов и неудач от внутренних и внешних факторов; умение определять информационно-психологическое воздействие и самостоятельно выбирать стратегию поведения. Определен уровень информационно-психологической безопасности обучающихся. На основании полученных данных составлена программа развития информационно-психологической безопасности подростков. Представлена структура развития информационно-психологической безопасности, которая включает блоки работы с потребностно-мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами. Результаты исследования были обработаны с помощью применения критерия φ* Фишера. Доказана эффективность реализации данной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в концептуальном обосновании информационно-психологической безопасности обучающихся. С практической точки зрения статья представляет интерес для исследователей сферы образования, учителей, классных руководителей и представителей управленческого звена в контексте развития информационно-психологической безопасности обучающихся.
Стефанова Н. Л., Фролова М. В. Метод неосократического диалога как элемент предметно-коммуникативной культуры современного учителя математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 135–148. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251200.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме расширения представления о предметно-коммуникативной культуре современного учителя математики, работающего прежде всего в классах с углубленным изучением математики. Предлагается дополнить ее приемами ведения неосократического диалога. Актуальность проблемы исходит из теоретически выделенных и обоснованных в ходе ранее проведенного исследования потенциальных возможностей, которые имеет метод неосократического диалога при обучении геометрии, в первую очередь при работе со сложными геометрическими задачами, и невозможности их реализовать в процессе обучения детей в связи с тем, что действующие учителя имеют крайне смутные представления о сократическом (неосократическом) диалоге, способах его организации и его образовательных возможностях. Целью статьи является выделение и обоснование на основе результатов проведенного исследования сложностей, которые возникают у действующего учителя математики, по применению метода неосократического диалога в процессе обучения учащихся математике (геометрии). В статье приведены результаты анализа концептуально-нормативных и научных источников по выделенной проблеме, которые свидетельствуют о том, что умение использовать неосократический диалог и ценность его использования для повышения качества математического образования исследованы недостаточно. Опытная работа с действующими учителями и магистрантами, работающими в школе в качестве учителей математики, показала, что они не знакомы с особенностями сократического диалога, испытывают значительные затруднения в процессе его применения при обучении учащихся, хотя и видят его потенциальные возможности для повышении качества обучения учащихся математике, прежде всего в классах ее с углубленным изучением. Намечены пути повышения уровня владения действующими учителями математики методом неосократического диалога. Теоретическая значимость статьи состоит в выделении предметно-коммуникативной культуры учителя математики как составной части его профессиональной культуры и включении в нее владения методом сократического диалога. Кроме того, выделены основные моменты и специфика построения неосократического диалога в процессе обучения математике. Практическая значимость состоит в обосновании необходимости включения в содержание повышения квалификации учителей математики теоретических вопросов и практических приемов организации неосократического диалога при реализации программы углубленного уровня.
Францева М. В., Басова И. А., Коренев А. А. Стратегии построения доверительных взаимоотношений с обучающимся как часть профессионально-коммуникативной компетенции языкового педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 119–134. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251199.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается формирование стратегий построения доверительных взаимоотношений с обучающимися у учителей и преподавателей иностранного языка в рамках развития их профессионально-коммуникативной компетенции. Целью работы является изучение существующих подходов к исследованию данных стратегий, определение их содержательных элементов и создание номенклатуры образующих их умений, знаний и навыков. Для достижения поставленной цели в настоящей статье проводится анализ исследований в области психологии, педагогики, лингвистики и педагогической конфликтологии, посвященных причинам и специфике педагогических конфликтов. Актуальность работы обусловлена существующим разрывом между признанной центральностью доверительных отношений для качества образовательной коммуникации и отсутствием функциональной модели в структуре профессионально-коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка на фоне разрозненных междисциплинарных исследований. В рамках исследования определяется ключевая роль эмоционального интеллекта педагога для построения доверительных взаимоотношений в рамках учебного процесса. Также проводится сопоставление нескольких классификаций развития конфликтов, в результате чего было определено преимущество их ранней профилактики в контексте построения доверия с обучающимися. Педагогические способности рассматриваются как один из ключевых инструментов языкового педагога, обеспечивающих установление и поддержание доверительных отношений с обучающимися. Далее в статье представлены интерактивные стратегии установления межличностного взаимодействия с обучающимися как основной механизм предупреждения конфликтных ситуаций. В ходе исследования форм интеракции обучающего и обучаемого делается вывод о необходимости повышения осведомленности языкового педагога о существующих моделях взаимодействия и о роли обучающегося в данной коммуникации. Новизна исследования состоит в том, что впервые в статье формулируются три конкретные стратегии построения доверительных взаимоотношений с обучающимися (стратегия установления благоприятной атмосферы обучения, стратегия предотвращения конфликтных ситуаций и стратегия построения межличностного взаимодействия с каждым обучающимися) и определяются необходимые для их реализации знания, умения и навыки. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизированном обобщении существующих приемов и подходов к установлению доверительных отношений с обучающимися в процессе обучения иностранному языку. Практическая ценность состоит в разработанной оригинальной таксономии профессионально-коммуникативных стратегий построения доверительных отношений с обучающимися, предназначенной для подготовки студентов лингводидактических профилей.
Грехова Ю. Д., Габдуллина А. Ш. Принцип геймификации при формировании коммуникативной компетенции студентов лингвистических направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 105–118. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251198.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к качеству лингвистического образования, где формирование устойчивой коммуникативной компетенции студентов выступает одним из ключевых факторов их профессионального успеха и интеграции в глобальное образовательное и профессиональное пространство. Традиционные методы обучения иностранным языкам зачастую не обеспечивают достаточного уровня вовлеченности и мотивации обучающихся, что требует поиска новых педагогических стратегий. Одной из таких стратегий становится геймификация, позволяющая не только повысить мотивацию студентов, но и создать условия для активного, осмысленного и эмоционально насыщенного освоения языковых и коммуникативных навыков. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, выявлении и обобщении принципов геймификации как педагогической технологии, способствующей формированию коммуникативной компетенции у студентов лингвистических направлений подготовки. Для достижения цели были поставлены задачи анализа современного научного дискурса относительно геймификации, определения специфики ее применения в образовательном процессе, а также выработки практических рекомендаций по интеграции игровых методов в языковое обучение с учетом выделенных принципов. Методологическая основа исследования включает всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы в области методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии и игровых технологий. Проанализировано около 35 источников. К основным результатам работы относится обоснование шести ключевых принципов геймификации: аутентичности, интерактивности, контекстуализации, разнообразия, обратной связи и эмоциональности, каждый из которых раскрыт с точки зрения его вклада в развитие коммуникативной компетенции. Научная новизна исследования состоит в структурном описании особенностей реализации каждого принципа, а также в предложении методических решений, описывающих варианты практического применения каждого принципа. Теоретическая значимость статьи определяется обобщением и систематизацией знаний о принципах геймификации в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов лингвистических специальностей. Практическая значимость выражается в разработке рекомендаций для преподавателей и методистов по реализации выделенных в результате исследования принципов геймификации с примерами их внедрения в образовательный процесс. Представленные результаты способны повысить эффективность языкового обучения, обеспечить устойчивый интерес и включенность студентов, а также облегчить преодоление языкового и психологического барьеров при формировании коммуникативной компетенции.