Педагогика

Сафонов В. И., Сафонова Л. А. Изучение эффективности использования среды моделирования Logisim при обучении студентов вуза архитектуре вычислительных систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 217–232. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251068.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В рамках информатизации образования применяется широкий набор цифровых инструментов, среди которых выделяются средства компьютерного моделирования, позволяющие не только изучать теоретические основы, но и реализовывать полученные знания на практике. Актуальность исследования определяется необходимостью использования моделирующих программ для проектирования и симуляции цифровых логических схем для обучения студентов вуза в области архитектуры вычислительных систем. Это позволяет визуально представлять цифровые схемы, создавать и тестировать их в реальном времени, что помогает лучше понять, как работают логические элементы и более сложные конструкции, составленные из них. Целью данного исследования было изучение эффективности использования инструмента для разработки и моделирования цифровых логических схем Logisim на занятиях по изучению архитектуры вычислительных систем. В нем доступна обширная библиотека логических элементов и схем. Logisim позволяет пользователям запускать симуляции своих схем в реальном времени. Пользователи могут импортировать и экспортировать схемы в различных форматах, что упрощает совместную работу и обмен проектами. Основными подходами к исследованию выступили анализ работ российских и зарубежных исследователей, относящихся к проблематике применения виртуальных лабораторий, для моделирования и исследования цифровых схем электронных устройств, а также статистический анализ результатов, полученных в результате применения программы Logisim. Кроме того, материалы исследования опираются на опыт преподавания авторами архитектуры вычислительных систем. К основным результатам исследования можно отнести: описание функционала инструмента для разработки и моделирования цифровых логических схем Logisim; демонстрацию этапов проектирования и симуляции цифровых схем с его использованием; определение критериев оценки качества программы Logisim. Результаты исследования показали, что возможности Logisim были высоко оценены студентами, использующими ее на практических занятиях по изучению архитектуры вычислительных систем. В качестве теоретической значимости выступают разработанные критерии оценивания качества программного продукта. Практическая значимость определяется описанием возможностей и оценкой качества программы Logisim: отмечены ее надежность, наличие необходимых компонентов и функций для моделирования объектов предметной области, а также наличие доступной и понятной справочной документации.
Клюшникова Е. А. Несостоятельность педагогической стратегии «мода на трезвый образ жизни». Категориально-системное представление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 202–216. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251067.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы формирования трезвого мировоззрения у подрастающего поколения являются актуальнейшей проблемой не только России, но и всего человечества. Проалкогольные убеждения в современном обществе сформированы давно, и их позиции постоянно укрепляются всевозможными методами, маркетинговыми приемами и способами. Палитра средств профилактики употребления психоактивных веществ в разы беднее. Сегодня практикам не хватает теоретических разработок по утверждению и сохранению трезвости. Не борьбы с злоупотреблением и алкоголизмом, а именно утверждения и сохранения трезвости. Проблема состоит в том, что сегодня теоретико-методологическая база воспитания трезвого мировоззрения в современных социально-культурных условиях почти не разработана. Ощущается и недостаток современной литературы по теории и методике процесса утверждения и сохранения трезвости. Целью исследования является разработка теоретических основ воспитания трезвости. Отсюда вытекают задачи данной работы: 1) теоретическое обоснование несостоятельности некоторых имитационных форм работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательной среде, а именно «формирование моды на трезвый образ жизни»; 2) критическая оценка «педагогической» стратегии – формирование моды на трезвый образ жизни. В рамках теории динамических информационных систем на основе категориально-системной методологии, используя метод «Ряд информационных критериев», мы рассмотрели два объекта: «трезвость» и «мода». Выявили фундаментальные информационные критерии этих объектов; построили типологическую модель объекта «мода»; провели сравнительный анализ фундаментальных качеств объектов. Результаты исследования наглядно показали, что популистский лозунг «формирование моды на трезвый образ жизни» несостоятелен в качестве педагогической стратегии. А инструменты воспитания трезвого образа жизни требуют нового теоретико-методологического осмысления. Данная работа может быть полезной при создании методических рекомендаций по формированию трезвого мировоззрения.
Симашенков П. Д. Цифровой гуманизм и обучение студентов-юристов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 187–201. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251066.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы определена современным сочетанием курсов на инноватику и на сохранение лучших отечественных университетских традиций. По мнению автора, координаты модного «цифрового гуманизма» во многом не совпадают с ориентирами образовательной системы. Цель исследования обозначена как анализ влияния нейросервисов на профессиональные установки будущих юристов, объект – перспективы внедрения основ цифрового гуманизма в правоведение; предметом послужили педагогические модели и методики, реализуемые в юридических вузах. Автор предпочел аксиологический подход (как наиболее приемлемый в педагогике) и проверенные временем методы оценки доказательств, реализуемые в юриспруденции. Принципиальная разница функционирования искусственного интеллекта и человеческого мышления в том, что люди оперируют не информацией, а впечатлениями от нее. Для подтверждения тезиса был проведен стресс-тест нейросетей ruGPT и NiceBot, в ходе которого выяснилось, что на юридическом поприще их возможности весьма скромны, более того – чреваты роковыми ошибками в правовой оценке полученных данных. В связи с этим автор предлагает сместить фокус с вульгарного потребительски-ресурсного подхода на смысло-ориентированное обучение, под которым понимается проверенный веками путь интеллектуального развития, немыслимого без элементарной начитанности. Сама постановка вопроса в духе цифрового детерминизма антигуманна. Требуется не приспосабливать людей к опциям нейросетей, а облагородить гуманизмом склонное к умственному и нравственному вырождению информационное общество. Акцент на исследовательской деятельности способен не только открыть студентам секреты профессии, но и прояснить, что значит соответствовать призванию, быть на своем месте. Научная новизна исследования состоит в критическом анализе «цифровой будущности» юриспруденции. Теоретическая значимость работы – в поиске критериев разграничения человеческого мышления и его компьютерного суррогата. Практическая значимость исследования состоит в попытке найти педагогические приемы, способные если не противостоять, то хотя бы компенсировать деструктивное влияние цифровизации на профессиональное становление юриста.
Баканова И. Г., Капустина Л. В., Александрова Е. В. Трансформация подходов к обучению магистров в условиях непредсказуемого и беспощадного мира SHIVA // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 168–186. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251065.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное развитие общества, обусловленное автоматизацией, цифровизацией, научно-техническим прогрессом, с одной стороны, а также высокой динамичностью, непредсказуемостью – с другой, бросает вызов компетенциям и навыкам, необходимым для того, чтобы выжить в этом ужасном, невообразимом мире SHIVA. Добавляют уязвимостей и реалии функционирования производственных и бизнес-процессов, ориентированных на цифровую и инновационную экономику, кастомизацию и массовую уникальность, экономику партнерства и открытости. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на широкое обсуждение формирования навыков XXI века у обучающихся магистратуры, уровень и формат их развития требуют дальнейшего анализа и пересмотра. Следовательно, целью данного исследования является поиск ответа на вопрос «чему и как учить?», чтобы «портфель» компетенций и навыков XXI века у выпускников магистратуры – будущих инженерных кадров позволял им идти в ногу со временем. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу акцентирует внимание на востребованности дизайн-мышления как нестандартного, эвристического способа решения проблем в условиях неопределенности, как подхода к генерированию инновационных решений, ориентированных на человека, как возможности анализа ситуации с нескольких точек зрения. Таким образом, результатом данной работы является обоснование и применение методики дизайн-мышления в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности применения данной методики для освоения вышепредставленного предмета, так как имеет более практико-ориентированный характер, повышает навыки диалоговой речи и монологического высказывания в академических и профессиональных контекстах, улучшает грамматические навыки и аудирования, развивает навыки работы с аутентичным текстом. Кроме того, методика дизайн-мышления способствует развитию конвергентного и дивергентного мышления, так как студенты учатся анализировать, предлагать творческие решения для прототипирования уникального продукта с учетом ценностей и запросов аудитории, проявлять гибкость и адаптивность. Практическая значимость опыта заключается в том, что магистры – будущие инженерные кадры могут использовать свои проекты в качестве составляющей квалификационной работы, а также применять полученный опыт для работы над другими проектами.
Масалимова А. Р., Хватова М. А., Тарарина Л. И. Дефицитарное наставничество как средство повышения квалификации педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 153–167. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме повышения педагогического мастерства в процессе предупреждения, выявления и устранения профессиональных дефицитов в условиях стремительных перемен, необходимости постоянного обновления образования и повышения квалификации педагогов. В этом – актуальность исследования. Цель статьи – актуализация проблемы повышения квалификации педагога в условиях дефицитарного наставничества на основе комплексного, системно-деятельностного, квалиметрического и личностно ориентированного подходов. Очевидно, что обновление образования возможно лишь в условиях выявления и оперативного устранения возникающих профессиональных дефицитов работников сферы образования, чему способствуют наставничество и взаимонаставничество, стимулирующие мотивацию самосовершенствования педагога. Наставничество для педагога, в высокой степени владеющего основными психолого-педагогическими компетенциями и нацеленного на системное саморазвитие, становится одним из средств выявления возникающих профессиональных дефицитов. Важность выявления профессиональных дефицитов связана с тем, что современному педагогу необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, компетенциями с целью совершенствования педагогического мастерства. Показано, что одним из средств решения этой задачи является дефицитарное наставничество, суть которого заключается в том, что такие партнерские отношения взаимополезны и способствуют повышению квалификации у всех задействованных сторон. Проанализированы особенности основных видов наставнической деятельности, средств повышения квалификации педагогов, и обосновано, что дефицитарное наставничество обеспечивает повышение квалификации педагогов в условиях возникающей ситуации неопределенности, необходимости освоения новых знаний, компетенций. В целях обоснования актуальности рассматриваемой проблемы были проведены беседы с преподавателями Института психологии и образования Казанского федерального университета (г. Казань), Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (г. Москва), Московского государственного физико-технического института (г. Москва), Российского государственного социального университета (г. Москва). На основании результатов опроса было выявлено, что проблема повышения квалификации в условиях наставничества является актуальной и становится востребованной в условиях системного саморазвития педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе понятия «дефицитарное наставничество» и особенностей взаимодействия сторон такого вида наставничества. Практическая значимость в том, что представленные рекомендации способствуют повышению эффективности взаимодействия сторон наставничества в целях предупреждения, выявления и устранения профессиональных дефицитов как одного из ключевых средств повышения квалификации педагога.