Педагогические науки

Селиванова О. Г., Санникова Н. И. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 9 (сентябрь). – С. 14–24. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201061.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена поисками новых форм повышения профессиональной компетентности педагогов в системе непрерывного образования в условиях современных требований к квалификации. Цель статьи состоит в изучении сущности исследуемого явления, описании характерных признаков корпоративного обучения как эффективного ресурса для развития как профессионально-личностных качеств отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований в статье приводятся результаты изучения корпоративного обучения учителя как педагогического явления, дается анализ применения данной формы в процессе повышения профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования. Ведущими подходами к исследованию проблемы являются компетентностный и командный подходы, обосновывающие необходимость формирования у педагогов общих методических подходов к педагогическому обеспечению достижения обучающимися результатов образования. В статье представлены результаты теоретического исследования развития профессиональных компетенций в условиях внутришкольной системы корпоративного обучения. Описывается модель повышения профессиональной компетентности педагога в условиях корпоративного обучения, включающая концептуальный, содержательный, технологический и рефлексивный компоненты, в рамках которых корпоративное обучение представляется системным основанием для профессионального совершенствования педагога в контексте эффективно организованной методической работы в условиях конкретной образовательной организации, в соответствии с ее особенностями и стратегическими направлениями развития. Обосновывается вывод о том, что возможности корпоративного обучения представляются многограннее традиционной методической работы для решения задачи развития профессиональной компетентности педагогов в условиях командного подхода и с учетом корпоративной культуры конкретной образовательной организации. В заключении делается вывод о возможности ресурса корпоративного обучения как для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, так и для реализации стратегии развития образовательной организации в направлении повышения качества образования в целом. Теоретическая значимость статьи заключается в актуализации возможности корпоративного обучения для повышения профессиональной компетенции педагогов. Практическая значимость статьи состоит в использовании результатов исследования для осуществления корпоративного обучения педагогов в конкретной образовательной организации.
Шакин И. Ю., Хрисанова Е. Г. Формирование культурологической компетенции как составляющей профессиональной коммуникации у студентов-бакалавров в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 9 (сентябрь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201060.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Тенденция мировой глобализации ставит перед системой российского образования новую цель – воспитать в человеке личность, способную к глобальному мышлению. Она подразумевает наличие у человека представлений о том, что он не только часть своей культуры, но также гражданин мира, активный участник межкультурного общения в целом и общения в профессиональной сфере в частности. Являясь основой интеграции человеческого общества, межкультурная коммуникация требует определенной подготовки для ее реализации, тем самым актуальной становится задача развития у студентов культурологической составляющей как важнейшего механизма профессионального и межгосударственного сотрудничества. В статье рассматривается сущность культурологической составляющей профессиональной коммуникации студентов-бакалавров вузов. Целью исследования является анализ состояния проблемы формирования культурологической составляющей обучающихся вуза в педагогической теории и практике. В статье проанализированы труды современных исследователей, посвященные культурологической компетенции. Изучены современные требования к подготовке бакалавров в процессе обучения в вузе. Определены сущность культурологической составляющей профессиональной коммуникации, способы и факторы ее формирования, успешного осуществления в профессиональной деятельности. Рассмотрены технологии и подходы к обучению иностранному языку и пути формирования культурологической компетенции бакалавров-лингвистов средствами иностранного языка. Показаны результаты опроса студентов первых курсов Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова для выявления уровня сформированности у них страноведческих знаний на начальном этапе обучения в вузе. Обоснован потенциал иностранного языка для формирования культурологической составляющей профессиональной коммуникации студентов-бакалавров.
Гиматдинова Г. Н. Возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 87–99. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201059.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Аннотация. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития образования является его информатизация, главная цель которой – улучшение качества образования. В качестве дополнения к традиционным средствам обучения предлагаются различные цифровые ресурсы. При их выборе каждое образовательное учреждение, а также учитель должны не только осмысленно включать ресурсы в учебный процесс, преобразовывать методы, технологии, методики обучения, но и ориентироваться на их возможность выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования как к предметным результатам, так и метапредметным, в частности регулятивным универсальным учебным действиям. Статья посвящена проблеме изучения возможностей использования онлайн-сервисов для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9-х классов. На основе опыта российских учителей в рамках данной статьи был выбран онлайн-сервис «ЯКласс», который является одним из перспективных образовательных ресурсов не только в России, но и за рубежом, предназначен для освоения обучающимися всех основных школьных предметов. Цель статьи – изучить возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7–9-х классов и апробировать их в образовательной практике. Методология исследования основана на системно-деятельностном, личностно ориентированном и цифровом подходах к обучению, анализе научных публикаций и инновационного опыта по обозначенной проблеме. В результатах исследования были выделены основные возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования всех компонентов регулятивных универсальных учебных действий, описан опыт автора и других педагогов, приведены некоторые эмпирические данные по использованию ресурса в образовательном учреждении. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении опыта зарубежных и отечественных исследователей по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс с целью формирования у обучающихся регулятивных умений. Статья может представлять интерес для учителей, студентов педагогических вузов, методистов, изучающих цифровые инструменты для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.
Суворова Т. Н., Мамаева Е. А. Особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 71–86. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201058.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена дидактическими возможностями средств 3D-технологий для подготовки востребованного «инженера будущего», обладающего навыками исследовательской работы и опытом интеллектуальной деятельности, поддержанной современными высокотехнологичными средствами. Проблема, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью формирования в условиях цифровой образовательной среды особого инженерного стиля мышления, предполагающего готовность к исследовательской работе, креативность, ответственность, интеллектуальные навыки. Цель исследования – выявление особенностей применения средств 3D-технологий для формирования инженерного мышления как важной компетенции востребованного специалиста цифрового общества. Методология основывается на теоретическом анализе и обобщении научных работ, значимость которых в области цифровизации образования, подготовки инженерно-технических кадров, трехмерного моделирования, применения программных средств для развития мышления признана научным сообществом. В работе уточняется сущность понятия «инженерное мышление» в контексте подготовки специалистов для Индустрии 4.0 и обосновывается потенциал 3D-технологий для формирования инженерного мышления как необходимого качества кадров цифровой экономики. Авторами формулируются принципы организации исследовательской деятельности обучающихся по 3D-моделированию. Оценка сформированности инженерного мышления, анализ проектных разработок обучающихся по применению средств 3D-технологий для решения всего спектра профессиональных задач специалиста будущего, обобщение результатов проектной деятельности выполнялись в ходе педагогического эксперимента. В качестве метода статистической обработки и проверки достоверности полученных результатов применялся критерий знаков G. В заключении обобщаются особенности формирования инженерного мышления средствами 3D-технологий в образовательном процессе. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для педагогической поддержки формирования инженерного мышления обучающихся в процессе конструкторской деятельности по разработке «умных» решений и проектирования 3D-моделей; во-вторых, для профессиональной ориентации, самоопределения личности с учетом вызовов будущего и требований Индустрии 4.0.
Муравьева Н. Г., Землянова М. П., Мелихова А. А. Формирование социокультурной компетенции студентов вуза через активизацию смыслообразования в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 57–70. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201057.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции студентов вуза определяется возрастающим в настоящее время спросом на квалифицированных специалистов, способных осмысленно использовать и развивать информацию применительно к различным социокультурным контекстам. Проектная деятельность, которая требует активного взаимодействия с информацией в ходе решения проблем, является одним из эффективных средств формирования социокультурной компетенции. Однако, чтобы перенести акцент с «потребления» информации на ее осмысление и развитие, проектная деятельность должна быть дополнена механизмом смыслообразования. Цель статьи – описать возможность формирования социокультурной компетенции через активизацию смыслообразования на основе социокультурных задач, интегрированных в проектную деятельность, и разработать типологию и содержание социокультурных задач посредством герменевтических, ролево-игровых и проблемных методов. Методической базой проведенного исследования является анализ современной научно-методической и психолого-педагогической литературы зарубежных и российских ученых. На основе психолого-педагогических закономерностей смыслообразования авторами статьи уточнено содержание понятий «социокультурная компетенция» и «социокультурная задача», что способствует упорядочиванию терминологической системы современной педагогики. Дополнены представления о способах организации проектной деятельности с использованием механизма смыслообразования и герменевтических методов, благодаря чему достигается высокий уровень личностно-смысловой вовлеченности обучающихся, активизация процессов понимания, интерпретации и осмысленного использования информации. Выделены основные принципы активизации смыслообразования в проектной деятельности: субъектности, интеграции, самостоятельности, индивидуальной направленности, личной направленности, диалогичности и контекстности. Ключевым результатом исследования является разработанная авторами типология социокультурных задач как смыслообразующего ком понента проектной деятельности. Типология социокультурных задач включает в себя мотивационные, смыслоактуализирующие, коммуникативно-деятельностные и рефлексивные задачи, которые встраиваются в разные типы проектов и способствуют личностно значимому осмыслению, развитию и использованию информации в разных социокультурных контекстах.