Педагогика

Парц О. С. Родительская поддержка развития одаренных детей: содержание понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 220–233. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241187.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Тема исследования является актуальной по следующим причинам. Во-первых, родительская поддержка является значимым условием социального развития одаренных детей, поэтому современная школа заинтересована в расширении взаимодействия с родителями. Во-вторых, родители одаренных детей нуждаются в психолого-педагогической помощи образовательного сообщества, потому что для продуктивной поддержки развития одаренных детей нужны специальные знания и понимание специфики детской одаренности. В-третьих, появилась потребность в разработке теоретических аспектов понятия «родительская поддержка развития одаренных детей». Целью данной статьи является уточнение теоретических аспектов понятия «родительская поддержка развития одаренных детей» и содержания родительской поддержки развития одаренных детей. Исследование опирается на положения феноменологического и социокультурного подходов, что позволяет рассмотреть взаимосвязь развития детской одаренности и родительской поддержки одаренных детей в контексте гармонизации их социального развития. Для реализации данного исследования использовались следующие теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение данных научных трудов и литературы по рассматриваемой проблеме. В результатах исследования формулируется понятие «родительская поддержка развития одаренных детей», предлагаются принципы родительской поддержки, уточняется содержание и ценность деятельности родителей по поддержке развития данной категории детей. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности понятия и содержания родительской поддержки развития одаренных детей. В исследовании подчеркивается, что на качество поддержки влияет знание родителями психолого-педагогических особенностей развития детской одаренности, понимание потребностей своих детей, готовность и способность поддержать их. В практическом аспекте результаты исследования могут быть использованы учителями для совершенствования взаимодействия с родителями, а также разработчиками учебных программ для создания эффективных курсов, ориентированных на подготовку к сопровождению развития одаренных детей в образовании.
Барахсанова Е. А., Прокопьев М. С., Спиридонова М. Е. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с учётом специфики регионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 204–219. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241186.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы заключается в исследовании формирования коммуникативной компетенции обучающихся вуза при изучении английского языка, ориентированной на освоение культуры, языка и истории народа саха, способствующей ведению успешного диалога с представителями других национальностей, учитывающей специфику регионального образования. Цель исследования заключается в формировании коммуникативной компетенции обучающихся вуза в процессе изучения английского языка на основе использования этнокультурных традиций народа саха. Для достижения цели исследования перед нами стоит задача уточнения и определения сущностных характеристик коммуникативной компетенции, выявления ее компонентной структуры с учетом специфики регионального образования, определения уровня ее сформированности при изучении английского языка на основе использования лингвострановедческого материала. В исследовании был использован метод анализа психолого-педагогической литературы, направленный на уточнение сущности понятия «коммуникативная компетенция» с учетом специфики регионального образования. Научная новизна полученных результатов определяется следующим: разработана идея структурирования компонентов формирования коммуникационной компетенции обучающихся вуза при изучении английского языка на основе использования в образовательном процессе этнокультурного потенциала традиций народа саха, представлен анализ понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, определен уровень и компоненты коммуникационной компетенции с учетом специфики регионального образования. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных знаний в области регионализации образования посредством теоретического обоснования значимой научной проблемы формирования этнокультурной компетенции обучающихся в современных условиях и ее реализации с учетом использования потенциала этнокультурных традиций народа саха при изучении английского языка. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработан и применен диагностический инструментарий, включающий совокупность методик, которые позволяют оценить уровень сформированной коммуникативной компетенции обучающихся, а также содержательно обогащен учебный материал дисциплины «Иностранный язык», способствующий поэтапному формированию всех компонентов исследуемой компетенции. Представленные данные экспериментальной работы демонстрируют положительную динамику сформированности коммуникативной компетенции обучающихся при изучении английского языка с учетом специфики регионального образования. Разработанный лингвострановедческий материал может быть использован при формировании коммуникативной компетенции обучающихся в вузе.
Вагаева О. А., Саратовцева Н. В. Традиционные духовно-нравственные ценности в преподавании дисциплины «Основы российской государственности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 186–203. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241185.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Испытания последних лет, которые проходит Россия и весь мир, заставляют человека принимать решения и делать ценностный выбор. В связи с этим очень важно, какой набор ценностей будет определяющим для личности, особенно для находящейся на стадии своего становления. Одной из мер, которые могут предпринять вузы по решению проблемы формирования ценностных ориентаций современной молодежи, является внедрение в учебные планы дисциплины «Основы российской государственности». Цель публикации заключается в возможности обмена первым опытом преподавания и одновременно новым взглядом на комплексную проблему российской государственности. Исследование проводилось методом теоретического анализа имеющегося методико-педагогического и мировоззренческого опыта духовно-нравственного воспитания. Также авторами был использован метод анкетирования. В настоящей статье осуществлено толкование категорий «ценности», «традиционные российские духовно-нравственные ценности», поскольку для любых общественных знаний крайне важна точность определения смысловой нагрузки основных понятий. На основе проведенного анализа выделены признаки понятия «ценности». Сделан акцент на том, что содержательное наполнение традиционными ценностями новой дисциплины подразумевает их тщательное и глубокое изучение вне зависимости от направления вуза и его географической расположенности. Отмечено, что во время преподавания дисциплины необходимо постоянно проводить связи между пятью тематическими блоками. Одним из объединяющих элементов между тематическими блоками курса стоит использовать традиционные ценности. Авторы показали возможности содержательного наполнения традиционными ценностями структуры курса и его эффективной реализации на примере такой системообразующей ценности, как крепкая семья. Представили ряд упражнений и заданий, направленных на понимание важнейшей роли семьи в современном обществе и государстве. Теоретическая значимость исследования заключается в представлении и особой роли традиционных духовно-нравственных ценностей в преподавании дисциплины «Основы российской государственности» и особом взгляде на семью и семейные ценности в контексте укрепления государственных основ. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в практике преподавания расширенных знаний о ключевых понятиях курса, использовании методических приемов, упражнений при изучении отдельных тем, которые были наработаны его авторами в процессе преподавания и представлены в этой статье.
Одинокая М. А., Жеребкина О. С., Смольская Н. Б. Технология иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента развития иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 167–185. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241184.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность научного исследования обусловлена необходимостью использования и внедрения цифровых технологий в образовательную среду университета. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения авторской технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента развития иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров в образовательной среде университета. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов-магистрантов, а также анализ результатов опроса. Результаты исследования позволили выявить, что технология иммерсивной песочной анимации позволяет более детально ознакомиться с учебным контентом при изучении иностранного языка, а также является одним из современных инструментов действенной методической поддержки. Использование технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта способствует развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предпринята попытка уточнить термины «иммерсивная песочная анимация», «прикладной искусственный интеллект», «иноязычная эмотивная компетенция». Сформулировано содержание иноязычной эмотивной компетенции. Выявлен дидактический потенциал использования технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта. Описаны дидактические преимущества использования технологии иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта; обоснована необходимость ее использования в образовательной среде университета. Практическая значимость состоит в том, что предложена и внедрена технология иммерсивной песочной анимации с использованием прикладного искусственного интеллекта как инструмента, способствующего развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров в образовательной среде университета. Разработан и интегрирован комплекс проблемно ориентированных кейсов в целях развития иноязычной эмотивной компетентности. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта. Предложен алгоритм организации работы по развитию иноязычной эмотивной компетентности студентов-магистров с применением комплекса специализированных стимулирующих кейсов.
Бермус А. Г., Сизова Е. В. Педагогические, лингводидактические и психологические условия использования ChatGPT в системе высшего образования: систематический обзор // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 150–166. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241183.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей в образовательных целях – актуальная тенденция сегодняшнего дня. С того момента, когда в ноябре 2022 года компанией OpenAI был запущен чат бот Chat-GPT, представляющий собой большую языковую модель как тип генеративного искусственного интеллекта, педагоги-исследователи, психологи и представители других областей гуманитарного и естественно научного знания из разных стран обратились к анализу технологических функций, дидактического потенциала, преимуществ, недостатков и рисков его практического применения. Число исследований по этой тематике с каждым годом неуклонно возрастает. Цель публикации – выявить педагогические, лингводидактические и психологические условия эффективного и безопасного применения Chat-GPT в системе высшего образования. Ведущими методологическими подходами, на которые опирались авторы, являются системный подход, экспресс-обзор и критический анализ научных источников, а также элементы библиометрического анализа. Материалом для обзора послужили 150 публикаций российских и зарубежных авторов, освещающих разнообразную проблематику и масштабы использования данного чат-бота в области образования. В результате были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы применения Chat-GPT как образовательной технологии. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе анализа большого объема научных источников за последние два года (2023–2024 годы) систематизированы мнения зарубежных и российских педагогов, касающиеся рисков использования нейронных сетей в образовании, и предложены рекомендации по оптимизации образовательной деятельности посредством применения чат-ботов с генеративным искусственным интеллектом в вузовской практике. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и классификации ключевых проблем, связанных с внедрением и апробацией Chat-GPT в образовательном процессе, а также в описании ряда значимых педагогических, лингводидактических и психологических факторов, позволяющих предотвратить либо устранить отрицательные последствия применения чат-ботов и других нейронных сетей в высшей школе. С практической точки зрения статья представляет интерес для педагогов-исследователей и представителей управленческого звена сферы образования, а также для широкой педагогической и академической аудитории, заинтересованной в реализации новейших информационно коммуникационных технологий и продвижении цифровой трансформации образования и науки.