Педагогика
Слепцова М. В., Слепцова Н. А. Педагогическая экспертиза: зависимость эффективности демоэкзамена от применяемого подхода к определению состава экспертной группы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 16–29. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251035.htm
ART 251035
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11035
Просмотров: 146
В настоящее время основной формой и методом оценки уровня сформированности компетенций выпускника образовательного учреждения является демонстрационный экзамен (демоэкзамен). Принципиальным вопросом здесь является оценка уровня сформированности необходимых для практической деятельности компетенций экспертной комиссией (группой). Таким образом, разработка научно обоснованной методики определения состава экспертной группы для оценивания уровня сформированности компетенций выпускника образовательного учреждения – актуальная педагогическая проблема. Целью проводимого исследования является совершенствование методов проведения педагогической экспертизы для повышения эффективности демоэкзамена. Для достижения поставленной цели разработан алгоритм формирования экспертной группы на основе метода «Снежный ком», при котором лицо, принимающее решение, выбирается на первой итерации самим учащимся. Определена педагогическая категория «эффективность» применительно к проведению демоэкзамена. Проведен педагогический эксперимент, получены количественные значения повышения эффективности образовательного процесса при формировании экспертной группы предложенным методом. Теоретическая значимость проводимых авторами исследований заключается в разработке научно обоснованного метода организации экспертных групп для оценивания уровня сформированности и развития у учащихся профессиональных компетенций, обеспечивающего существенное повышение эффективности образовательного процесса в целом. Практическая значимость проводимых авторами исследований заключается в разработке алгоритма формирования экспертных групп при проведении демонстрационного экзамена в образовательной организации, позволяющего оптимизировать количество итераций при выборе экспертов, повысить эффективность демонстрационного экзамена путем «принятия» учащимся оценочных шкал, его готовности к коррекции индивидуальной образовательной траектории на основе полученных оценок, т. е. превращения демонстрационного экзамена в прогностическую педагогическую экспертизу, результаты которой востребованы учащимся, позволяют эффективно формировать и развивать у него перспективные профессиональные компетенции, обеспечивающие его дальнейшую востребованность на рынке труда.
Русский язык как иностранный в техническом вузе: проблемы освоения курса в представлении обучающихся
Фесенко О. П., Лаухина С. С. Русский язык как иностранный в техническом вузе: проблемы освоения курса в представлении обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251034.htm
ART 251034
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11034
Просмотров: 246
Актуальность исследования связана с тем, что в современной России невероятно увеличился спрос на получение высшего технического образования иностранными гражданами. Вследствие этого многие вузы столкнулись с проблемой массовой подготовки поступающих в рамках освоения русского языка как иностранного. Наплыв студентов из Азии и Африки требует уточнения и оптимизации работы по обучению русскому языку. Для того чтобы такая работа была продуктивной, необходимо учитывать не только мнение самих педагогов, но и точку зрения студентов. Цель исследования – выявить наиболее важные для обучающихся трудности, возникающие в процессе освоения русского языка в технических вузах (с учетом мнения иностранных студентов). Для определения мнения обучающихся было проведено анкетирование выпускников Омского автобронетанкового инженерного института (37 курсантов из 17 стран ближнего и дальнего зарубежья) и Омского государственного университета путей сообщения (11 студентов из Китая). Подходы к данному вопросу среди методистов и студентов не совпадают. Педагоги утверждают, что наибольшие трудности связаны с мотивацией изучения русского языка и с освоением профильных «технических» тем и грамматики научного стиля. Как показали результаты анкетирования, мнение студентов и курсантов имеет свои особенности. Для обучающихся наиболее проблемным оказывается процесс культурной адаптации и привыкание к процессу обучения в вузе. При этом проблемы освоения самого русского языка обучающимися отмечаются регулярно и не зависят от того, в рамках каких тем и курсов это происходит. Кроме того, была выявлена зависимость мнения студентов об успешности обучения от возможности осваивать русский язык как иностранный на подготовительном курсе. Теоретическая значимость связана с ранжированием сложностей в освоении русского языка как иностранного. Практическая значимость обусловлена выявлением наиболее сложных составляющих успешного инженерного образования иностранных граждан в нашей стране (с учетом позиции не только педагогов, но и студентов).
Маргарян И. А., Трикула Л. Н., Кролевецкая Е. Н. Мем-арт технология как средство повышения учебной мотивации школьников в обучении географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 284–298. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251033.htm
ART 251033
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11033
Просмотров: 183
Современное научное знание, социальная картина мира диктуют новые цели и выявляют новые ценности образования. Постнеклассическая наука, философский и культурный постмодернизм, социологический постматериализм и медиасреда являются следствием многовекового процесса эволюции природного и социального в человеке, захватывающего все его окружающее пространство. Тенденция медийного развития социокультурной среды запустила процесс снижения уровня учебной мотивации подростков в рамках школьного географического образования. Это требует организации уроков географии с учетом мотивационного компонента, в частности повышения уровня учебной мотивации через развитие опыта личностного самосознания, формирование культурной и географической картины мира. На основании этих рассуждений можно выдвинуть новую форму единства постнеклассического образования и культуры в сознании обучающегося – арт-мемы в рамках мем-арт-технологии. Цель исследования – оценить эффективность внедрения мем-арт-технологии для повышения учебной мотивации школьников на уроках географии. Методами исследования явились: теоретический анализ, синтез, моделирование; анкетирование, педагогический эксперимент; методы математической статистики; диагностический инструментарий – «Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы (для учащихся 9-го класса)» (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина). Методика применения мем-арт-технологии, ориентированной на повышение учебной мотивации школьников, апробирована в условиях педагогического эксперимента на базе МБОУ «СОШ № 2» п. Чернянка Белгородской области. Формирующий этап педагогического эксперимента позволил доказать эффективность мем-арт-технологии в повышении уровня учебной мотивации школьников к изучению курса географии. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании внедрения мем-арт-технологии в учебный процесс по географии, учитывающей особенности подросткового возраста и поколения Z. Практическая значимость работы состоит в возможности использования учителями географии разработанных материалов при подготовке к урокам и внеурочным занятиям.
Утёмов В. В., Суслонова И. В. Конструирование с обучающимися настольных игр как условие развития гражданской идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 270–283. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251032.htm
ART 251032
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11032
Просмотров: 252
Современная сфера образования России нацелена на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей. Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 особое место среди них занимают следующие ценности: гражданственность, высокие нравственные идеалы и историческая память, что является основой для осознания школьником своей принадлежности к гражданскому сообществу и культурному базису страны – основой его гражданской идентичности. Но опыт существования государственно-административной системы российского общего образования демонстрирует необходимость методической проработки условий для реализации школьником своей гражданской идентичности, где условия должны поддерживать деятельность обучающегося, когда ребенок не только формирует представление о ценностях, но и присваивает их. Цель статьи – описание технологии конструирования с обучающимися настольных игр как условия развития их гражданской идентичности. Ведущим подходом к конструированию с обучающимися настольных игр является представление о человеке как социальной единице и уникальной личности, обладающей способностью к идентификации и обособлению. Авторы статьи в описываемой технологии выделяют четыре взаимосвязанных блока: блок формирования возможностей для реализации школьником своей гражданской идентичности; блок, описывающий этапы и ключевые вехи по конструированию с обучающимися настольных игр; модель настольной игры и оценочно-демонстративный блок. Для подтверждения эффективности предлагаемой технологии был реализован проект «Вятка глазами детей» с 2023 по 2024 учебный год. В результате проведенного исследования авторами устанавливается положительная связь деятельности по конструированию с обучающимися настольных игр с развитием их гражданской идентичности. Теоретическую значимость статьи составляет вклад авторов в разработку научных представлений об условиях развития гражданской идентичности школьников. Практическое применение технологии конструирования с обучающимися настольных игр в образовании позволяет достичь наиболее эффективных результатов в развитии гражданской идентичности школьников.
Эфендиева Н. Д., Сергеева М. Г. Особенности формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 256–269. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251031.htm
ART 251031
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11031
Просмотров: 163
Экономические процессы неотделимы от жизни каждого человека, потому так важно формирование экономической культуры у студентов, молодых людей, которые живут в изменчивых социально-экономических условиях. Чтобы принимать рациональные экономические решения, полезные как для них самих, так и для государства, членами которого они являются, необходимо владение культурой такого рода деятельности. В конечном итоге от степени сформированности или, напротив, несформированности экономической культуры у граждан будет зависеть динамичность и устойчивость развития экономики всего государства, его благосостояние, уровень жизни. Поэтому на плечи педагогов ложится непростая задача по экономическому образованию и просвещению российского студенческого сообщества. Цель статьи состояла в изучении и анализе взглядов отечественных и зарубежных авторов на сущность понятий «культура» и «экономическая культура», определении структурных элементов последней и обобщении ее особенностей формирования у студентов вуза. Исследование проблемы осуществлялось с помощью таких методов, как анализ, синтез, обобщение. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников позволил выявить сущностные характеристики экономической культуры, ее компоненты, на их основании сформулировать авторское определение данного понятия. Также в результате нашего исследования были обобщены характерные особенности процесса формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе взглядов отечественных и зарубежных авторов на сущность понятий «культура» и «экономическая культура», определении ее структурных элементов, практическая – в обобщении особенностей формирования экономической культуры у обучающихся высших учебных заведений, которые необходимо учитывать педагогам при разработке и реализации образовательных программ, а также внеаудиторной работы со студентами. Среди них были определены следующие: непрерывность и системность, базовые экономические дисциплины, составляющие ядро образовательного процесса, междисциплинарный подход, активное обучение, интеграция теоретических знаний с практическим опытом, влияние цифровой грамотности и международного сотрудничества, значимая роль педагогов и образовательных программ, регулярная оценка результатов.
Ключевые слова:
высшее образование, культура, студенты, экономическая культура, особенности формирования