Педагогика
Илакавичус М. Р. Способы оптимизации краткосрочной профессиональной подготовки на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 95–108. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241157.htm
ART 241157
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11157
Просмотров: 139
Социально-экономические условия постиндустриального общества определяют нестабильность рынка труда, что влияет на рост востребованности краткосрочной профессиональной подготовки. Подобные программы реализуют организации формального образования в областях, испытывающих кадровый голод. К ним относятся профессии высокой социальной значимости: младший медицинский персонал, сотрудники органов внутренних дел рядового и младшего начальствующего состава и т. п. Проблема проектирования профессиональной подготовки таких лиц состоит в необходимости научно обоснованной оптимизации процесса обучения в соответствии с идеей, высказанной Ю. К. Бабанским, то есть достижения максимально возможных результатов обучения в области знаний, умений и ценностей профессии при затрате необходимых и достаточных ресурсов. Цель данной статьи – описание варианта ее решения на основании гуманитарно-антропологической методологии. Автором проведен анализ теории и практики проектирования краткосрочной профессиональной подготовки в России и за рубежом, выявлены основные тенденции их развития. Выбранная методология позволяет определить основной способ оптимизации краткосрочного учебно-воспитательного процесса на примере обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Он реализует идею событийной опоры темы как синкретичного конструкта содержания образования, в котором объединены знаниевая и эмоционально-ценностная составляющие новой для обучающихся информации. Событийность сокращает время ее усвоения за счет возникновения впечатлений от культуросообразных норм профессиональной деятельности, их осмысления на основе имеющегося опыта и самоопределения. Представлена последовательность этапов проектирования краткосрочной профессиональной подготовки. Диагностический этап нацелен на сбор и анализ данных, значимых для составления педагогическим работником представлений как о коллективном, так и об индивидуальных субъектах будущего образовательного взаимодействия. Этап структурирования содержания образования предполагает создание событийных опор – аутентичных служебных ситуаций выбора действий на основе ценностей профессии. На третьем этапе осуществляется выбор конкретных методов и форм предъявления событийных опор. Критерии выбора – диалогичность, рефлексивный потенциал. Заключительный этап предполагает создание итогового образовательного продукта (мини-текста, схемы, алгоритма, формулы действия по теме занятия), который будет опорой при актуализации нового знания. К сложностям реализации предложенного варианта проектирования относится наличие у него андрагогической компетенции. Перспектива исследования – выявление путей оптимизации профессиональной подготовки на иных методологических основаниях, с помощью иных способов трансформации содержания, механизмов их сочетания с андрагогическими дидактическими методами.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Разговорная грамматика английского языка: направления исследования и способы обучения студентов языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241156.htm
ART 241156
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11156
Просмотров: 165
Обучение разговорной грамматике носит как практический, так и теоретический характер: необходимость владения разговорным регистром иностранного языка закреплена в предъявляемых требованиях ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, так же как и способность дескриптивно анализировать языковые явления с точки зрения языковых теорий. Кроме академической необходимости владения разговорной грамматикой, очевидна и непосредственно ее практическая роль. Цель исследования – обзор и описание способов обучения студентов языковых специальностей разговорной грамматике английского языка. Предложенные способы являются результатом анализа литературы и авторского педагогического опыта. Приведен анализ англо- и русскоязычных публикаций по теме исследования за 1962–2024 годы. Заделом для расширения исследований разговорной грамматики стал переход на дескриптивное обучение английскому языку и развитие корпусных технологий: становится понятным, что синтаксическая вариативность – результат изменения типа дискурса. Особую актуальность несет изучение разговорной грамматики в стране изучаемого языка, в других случаях акцентируется внимание на активном использовании аутентичных материалов (реклама, подкасты, чат-боты и др.). К основным элементам разговорной грамматики английского языка традиционно относятся опущения, дискурсивные маркеры, маркеры хезитации, вставки, эмфазы, инверсии, маркеры обратной связи и др. Обобщая анализ, можно отметить, что разговорная грамматика может рассматриваться как составляющая прагматической компетенции и имеет высокую теоретическую и практическую значимость в изучении иностранного языка. Научная новизна заключается в анализе и выделении научных приоритетов в изучении разговорной грамматики, а также в обобщении и выделении приемов работы над разговорной грамматикой иностранного языка (английского) у обучающихся языковых специальностей. В выводах авторы резюмируют основные аспекты темы.
Богомолова Е. В., Краснобаев П. И. Сущность, структура и содержание компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 64–79. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241155.htm
ART 241155
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11155
Просмотров: 162
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у курсантов военных вузов компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности в связи с тем, что на современном этапе развития Вооруженных сил России все активнее применяются формализованные методы обработки информации и моделирования. Целью исследования является обоснование сущности, структуры, содержания компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов, определения критериев и показателей уровня сформированности компонентов данной компетенции. Теоретическую основу исследования составили работы российских и зарубежных исследователей, раскрывающие понятия «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетенция курсанта», труды в области подготовки курсантов и офицеров к применению моделирования. Методологическую базу исследования составляет системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (в нашем случае таким объектом является понятие «компетенция моделирования»). Данный подход позволил на основе анализа научно-педагогической литературы и деятельности офицеров в области применения моделирования в профессиональной деятельности, принципов целостности, иерархичности, системности определить понятие «компетенция применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов». Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа понятий «модель», «моделирование», «моделирование в военном деле», «компетентность», «компетенция», «компетентность офицера», «компетенция курсанта», а также изучения деятельности офицеров по моделированию и практическому применению моделей в профессиональной деятельности дано определение компетенции применения моделирования, раскрыта ее сущность и структурный состав, описаны показатели сформированности компонентов компетенции по уровням (низкому, достаточному, повышенному). Теоретическая значимость статьи заключается в расширении авторами научных представлений о компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями военных вузов Российской Федерации в практической деятельности в процессе формирования военно-профессиональной компетентности курсантов.
Терещенко О. В. Методы работы с разными категориями детей в инклюзивной среде муниципального образования сельской территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 50–63. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241154.htm
ART 241154
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11154
Просмотров: 141
Данная тема является особо актуальной в период ведения специальной военной операции и в сложившейся социально-политической обстановке. Опыт применения методов педагогической работы с разными категориями детей в сельской местности на примере работы образовательных организаций Неклиновского района Ростовской области стал практическим материалом для коллег с вновь присоединенных территорий, сотрудничающих с районной системой образования. Сельский район является площадкой для обеспечения равных воспитательных возможностей не только для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), но также и для детей из семей группы риска, в которую входят дети, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции, проживающие в пунктах временного размещения на территории приграничного района. Целью данного исследования является изучение применения методов в системе сельского муниципального образования «Неклиновский район» для обеспечения равных возможностей для детей с ОВЗ, детей из семей группы риска (детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции). Задачи исследования: рассмотреть преимущества использования методов в системе сельского муниципального образования «Неклиновский район»; проанализировать особенности применения методов в сельской местности и рассмотреть примеры успешной практики. В данном исследовании используются индивидуальный подход с учетом потребностей каждого ребенка при создании условий для его участия в общественной жизни и коллективный подход как сотрудничество и взаимодействие между различными группами детей, педагогов, родителей, местным сообществом и участие всех заинтересованных сторон. Результатом работы является описанный опыт системы образования и практика приема пострадавшего населения приграничных территорий в 2014 и 2022 годах, который может быть использован в деятельности сельских общеобразовательных организаций. В ходе исследования достигнуты поставленные цель и задачи, изучены публикации и исследования известных педагогов и психологов, проведено анонимное анкетирование педагогов, рассмотрены анкеты, проанализированы особенности применения методов в сельских школах на территории приграничного муниципального района. Данная тема изучена, несет теоретическую значимость расширения и дополнения анализа научных характеристик применяемых методов в инклюзивной среде и практическую значимость: описанный практический опыт может рассматриваться как программа мероприятия для муниципальной образовательной системы в сельской местности, направленная на формирование доступной образовательной среды не только для детей с ОВЗ, но также и для детей из семей группы риска, в которую входят дети, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции, с участием административных, культурных и иных сотрудников для достижения общей цели включения прибывших детей в местное общество. Научная новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа опыта педагогов Неклиновского района, расширении количества и категорий участников форума «Шаг в будущее», увеличении количества положительных отзывов детей, родителей, приглашенных гостей в ходе взаимодействия.
Невзорова А. В. Дифференциация образовательных сред в контексте жизни современного человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 31–49. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241153.htm
ART 241153
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11153
Просмотров: 143
Актуальность проблемы дифференциации образовательных сред обусловлена тем, что при достаточно полной и глубокой изученности такого педагогического явления, как образовательная среда, остается невыясненным вопрос о систематизации и обобщении научного знания об отдельных видах образовательных сред относительно специфики современной ситуации социокультурного развития человека и общества. Авторы публикаций по тематике образовательных сред в основном концентрируют свое внимание на изучении какой-либо конкретной образовательной среды, на конкретном образовательном уровне, ориентированном на достижение определенных образовательных результатов; кроме этого специфика научных представлений об образовательных средах в отечественных и зарубежных исследованиях не в полной мере соотнесена как в терминологическом, так и в содержательном плане. Целью статьи является обобщение научных представлений об образовательных средах, обоснование способа их дифференциации в непосредственной связи с контекстом современного бытия человека. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы дифференциации образовательных сред приняты системный и компетентностный подходы, поскольку: 1) опора на системный подход обеспечивает целостность, непротиворечивость логики исследования и обоснованность научных выводов; 2) компетентностный подход позволяет провести анализ существующих образовательных сред с точки зрения их влияния на формирование личности, с одной стороны, и возможностей приобретения индивидом новых компетенций благодаря вовлеченности в образовательную среду, исходя из своего экзистенциального выбора, – с другой. Основным результатом статьи стало представление нового трехуровневого подхода к дифференциации образовательных сред, являющегося попыткой охватить всю совокупность средового разнообразия современного транзитивного мира, в котором происходит развитие и становление личности, протекает жизнь современных людей. Теоретическая значимость статьи состоит в попытке совокупного применения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных образовательным средам, к решению проблемы дифференциации образовательных сред в контексте современного бытия. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученный научный результат может стать основой последующего изучения всего многообразия образовательных сред становления, профессиональной и личностной самореализации, жизнедеятельности современного человека.