Педагогика
Алексеева Е. А., Алексеева Г. И. Сущность и содержание понятия цифровая грамотность в современных педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 20–32. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251212.htm
ART 251212
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11212
Просмотров: 208
Актуальность исследования цифровой грамотности обусловлена стремительной цифровой трансформацией всех сфер жизни, которая требует от личности не только технических навыков, но и способностей критически оценивать информацию, соблюдать этические нормы и адаптироваться к постоянно меняющимся технологиям. В условиях глобализации и увеличения объема цифровых данных формирование цифровой грамотности становится основой для успешной социализации и профессиональной деятельности. Однако отсутствие единого подхода к определению и структуре цифровой грамотности затрудняет разработку эффективных педагогических стратегий и методов ее оценки, что делает систематизацию существующих концепций важной научной и практической задачей. Цель статьи заключается в анализе существующих подходов к определению цифровой грамотности, выявлении ее структурных компонентов и уровней сформированности, а также обосновании ее роли как основы для развития цифровой компетентности. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы использованы теоретический анализ научных концепций, сравнительно-сопоставительный метод для выявления общих и отличительных черт в структуре цифровой грамотности, а также структурно-функциональный подход при выделении ее ключевых компонентов. Основные результаты исследования включают авторское определение цифровой грамотности: это интегративное динамическое качество личности, раскрывающееся как высокий уровень мотивации, готовность и способность эффективно и ответственно использовать цифровые технологии для работы с информацией, общения и решения задач в профессиональной и повседневной жизни с помощью освоенных знаний и умения определять достигнутый уровень на основе рефлексии. С учетом анализа отечественных и зарубежных исследований предложена структура цифровой грамотности, состоящая из пяти взаимосвязанных компонентов: мотивационного, информационно-когнитивного, технологического, коммуникативного и рефлексивно-оценочного. Разработана трехуровневая система оценки сформированности цифровой грамотности (низкий, средний, высокий уровни), которая может служить основой для диагностики и дальнейшего развития цифровых компетенций. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации современных подходов к пониманию цифровой грамотности и уточнении ее структурных компонентов, что вносит вклад в развитие педагогической теории. Практическая ценность исследования связана с возможностью применения полученных результатов при разработке учебных программ, методик развития цифровой грамотности с учетом возрастных и профессиональных особенностей человека. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется адаптация предложенной модели к региональным особенностям образовательных систем.
Полюдова Е. Н., Овчинникова Н. Д., Астафьева М. А. Система проведения входного и итогового тестирования по английскому языку в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251211.htm
ART 251211
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11211
Просмотров: 248
Актуальным вопросом в современном высшем образовании при обучении английскому языку в техническом вузе является противоречие между необходимостью систематического контроля развития языковых компетенций и неэффективностью традиционных методов оценивания, занимающих большую часть учебного времени и не позволяющих адаптировать образовательную траекторию под индивидуальные потребности студентов. Целью данного исследования является апробация динамического подхода для разрешения противоречия: оценка развития уровня владения английским языком студентов технического вуза на основе результатов входного и итогового тестирования для повышения эффективности контроля усвоения языковых компетенций. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) Проанализировать теоретические аспекты тестирования как инструмента оценивания. 2) Описать этапы и специфику проведения входного и итогового тестирования в Российском университете транспорта (МИИТ). 3) Проанализировать результаты входного и итогового тестирования студентов I курса кафедры «Иностранный язык» РУТ (МИИТ). 4) Оценить эффективность применяемого формата тестирования и определить перспективные направления для его совершенствования. Результаты тестирования свидетельствуют об эффективности применяемого формата и его соответствии поставленным целям. Использование систематического входного и итогового тестирования позволяет эффективно отслеживать динамику развития уровня владения английским языком студентов технического вуза, что способствует адаптации учебных материалов под индивидуальные потребности студентов и, как следствие, повышает эффективность обучения. На основе детального анализа результатов тестирования были обнаружены зоны для дальнейшего развития, в частности, необходимость корректировки методики преподавания для уровня B1. Теоретической значимостью работы является анализ современных методов тестирования студентов технических вузов при преподавании английского языка, а также выбор наиболее релевантных методов проверки динамики усвоения материалов. Практической значимостью работы является анализ результатов тестирования, проведенного в течение двух лет, который показал положительную динамику продвижения студентов с уровнями А1 и А2 на более высокие уровни и заметное повышение уровня владения языком у значительной части студентов, а также переход студентов начального уровня А0 на более высокий уровень владения языком.
Ключевые слова:
контроль, тестирование, английский язык, оценивание, технический вуз, формирующее оценивание, суммативное оценивание
Мубаракшина Л. Р. Мониторинг формирования универсальных компетенций молодых педагогов в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 308–319. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251210.htm
ART 251210
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11210
Просмотров: 118
В условиях обновления содержания образования и повышения требований к профессиональной деятельности учителя особую актуальность приобретает формирование универсальных компетенций у молодых педагогов. Одной из эффективных форм профессионального сопровождения выступает командное наставничество, способствующее успешной адаптации и профессиональному росту начинающих специалистов. При этом важную роль играет мониторинг, позволяющий выявлять профессиональные дефициты и управлять качеством образовательного процесса. Целью настоящего исследования является представление результатов диагностики уровня сформированности универсальных компетенций у молодых педагогов в ходе опытно-экспериментальной работы, реализованной на базе образовательных организаций города Омска. В исследовании приняли участие 144 педагога, находящихся на начальных этапах профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступил личностно ориентированный подход, обеспечивающий учет индивидуальных особенностей и профессиональных потребностей педагогов. Диагностике подвергались ключевые универсальные компетенции: командная работа и лидерство, коммуникативная компетентность, способность к самоорганизации и саморазвитию. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития указанных компетенций у участников, вовлеченных в модель командного наставничества. Эмпирические данные показывают эффективность данной модели как средства поддержки и развития педагогов на старте профессионального пути. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятийного аппарата и подтверждении продуктивности личностно ориентированного подхода в контексте наставничества. Практическая значимость состоит в возможности адаптации предложенного диагностического инструментария для оценки и сопровождения начинающих педагогов в различных образовательных организациях. Результаты исследования могут быть использованы руководителями и методическими службами при планировании программ наставничества и повышения квалификации.
Логинова М. В. Методологический потенциал курса «Философия искусства» в обучении студентов творческих специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 295–307. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251209.htm
ART 251209
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11209
Просмотров: 106
Актуальность исследования заключается в гуманитарной составляющей образования для формирования компетенций, необходимых студентам творческих специальностей, посредством обращения к искусству. Целью статьи является обоснование методологического потенциала курса «Современная философия искусства», который внедрен в практику преподавания Института национальной культуры ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». В статье определен междисциплинарный характер философии искусства (теория и история искусства, эстетика, философия, педагогика, социология и др.), способствующий формированию целостного отношения студентов к искусству. Основной исследовательский подход – онтологический, который определяет искусство как необходимое условие бытия человека в мире и является значимым для формирования целостного представления о гуманитарной составляющей в современном образовании. Предложенные исследовательские методы к изучению междисциплинарности, гуманитарной составляющей процесса образования для студентов творческих специальностей, проблематики философии искусства и другие определили новизну авторского курса «Современная философия искусства»: методологическое значение оппозиции «классическое – неклассическое» заключается в определении специфики классического и современного искусства; топологические (граница, сдвиг, дорога, путь, лестница и др.) и хронологические концепты (возращение, круг, жизненная траектория, интермедиальность и др.) определяют специфику хронотопа современной философии искусства. Методологическое значение курса «Современная философия искусства» заключается в определении аксиологического (обоснование смысловой направленности художественного произведения и его онтологического значения в контексте современного искусства); художественно-эстетического (определение базовых концептов классического и современного искусства, отражающих изменения в художественной картине мира); мировоззренческого (формирование аналитического и контекстуального отношения к современному искусству) потенциала. Имеющийся у автора опыт преподавания курса «Современная философия искусства» может быть использован педагогическим сообществом для формирования гуманитарной составляющей процесса образования у студентов творческих специальностей.
Царская Т. С. Культурно-коммуникативные практики формирования умений иноязычного общения у обучающихся в системе непрерывного образования «школа-вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 275–294. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251208.htm
ART 251208
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11208
Просмотров: 128
Актуальность данного исследования обусловлена стремительным развитием международных сообществ в цивилизованном мире, требующих наличия гибкой коммуникации для эффективного коммуникативного взаимодействия. В условиях глобализации практика иноязычного общения становится все более востребована тем, кому приходится интегрироваться в академические программы, культурно-образовательные, профессионально ориентированные проекты, проходить стажировку с представителями разных народов. Сконцентрировать коммуникативный потенциал обучающихся, скоординировать учебно-познавательные действия на результативное овладение умениями иноязычного общения посредством применения педагогических ресурсов, конструктивно обеспечивающих данный процесс, – актуальная задача для преподавателей иностранного языка. Целью исследования является разработка культурно-коммуникативных практик в качестве средств педагогического обеспечения формирования умений иноязычного общения у обучающихся в системе непрерывного образования «школа – вуз». Методология исследования базировалась на коммуникативном, аксиологическом, ситуационном подходах. Ведущими методами исследования являлись: изучение и анализ нормативных документов; обобщение научно-педагогического отечественного и зарубежного опыта. Разработаны и внедрены в процесс обучения школьников и студентов культурно-коммуникативные практики: 1) клуб дебатов «Спикер»; 2) конференция на иностранном языке; 3) квазиситуация иноязычного общения; 4) библиовстреча; 5) литературные чтения. Полученные результаты исследования могут быть востребованы лицами, чьи научные изыскания сфокусированы в области преподавания и популяризации иноязычной коммуникации среди обучающихся среднего и высшего образования, в частности, при разработке и проведения курсов, занятий, внеучебных мероприятий по иностранному языку. Теоретическая значимость исследования определяется конкретизацией понятия «культурно-коммуникативные практики формирования умений иноязычного общения у обучающихся в системе непрерывного образования “школа – вуз”»: это комплекс упорядоченных действий, направленных на организацию обмена иноязычной информацией в условиях определенной культурной среды посредством применения различных интерактивных форм, методов обучения в коммуникативных практиках. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации культурно-коммуникативных практик, которые могут педагогически обогатить современный процесс обучения иностранному языку и знакомства с культурой другой страны в школе и вузе.
Е. А. Алексеева