Педагогика

Ли Л. Перспективы совершенствования системы высшего музыкального образования КНР на основе принципов целостности и культуросообразности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 234–249. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231121.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются современное состояние и перспективы совершенствования процесса подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования КНР. Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью разрешения существующих в настоящее время в системе высшего музыкального образования КНР проблем и противоречий на основе применения концептуальных положений, разработанных в современной российской и китайской педагогике. В качестве цели исследования рассматривается выявление и характеристика возможностей принципов целостности и культуросообразности в совершенствовании системы высшего музыкального образования Китая. Особенность представленной в статье авторской позиции состоит в том, что совершенствование системы высшего музыкального образования КНР рассматривается в неразрывной связи с формированием в Китае национальной музыкально-педагогической фортепианной школы. Ведущий методологический подход, позволивший получить представленные в статье новые научные результаты, – гуманитарно-целостный, в полной мере учитывающий специфику гуманитарного знания и рассматривающий образование как феномен культуры. В результате проведенного исследования выявлены специфические особенности применения принципов целостности и культуросообразности в системе высшего музыкального образования КНР. Установлено, что необходимым условием успешного решения стоящих перед системой высшего музыкального образования КНР задач является наличие в стране оригинальной национальной музыкально-педагогической школы, что позволит полноценно реализовать в образовательном процессе принципы целостности и культуросообразности. Доказано, что возможности принципа целостности в совершенствовании системы высшего музыкального образования КНР состоят в оптимальном разрешении противоречий на методологическом, теоретическом и методическом уровнях, достижении баланса между образовательной, воспитательной и развивающей функциями образовательного процесса. Принцип культуросообразности реализуется в первую очередь в области совершенствования содержания и средств профессиональной подготовки музыкантов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут стать основой для разработки эффективной модели подготовки музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов с учетом культурных особенностей и образовательных традиций страны. Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их применения в образовательном процессе музыкальных вузов, музыкальных факультетов педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов.
Ходырева Е. А. Оценка цифровых компетенций будущих педагогов в контексте обеспечения качества педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 220–233. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231120.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В эпоху трансформации педагогического образования, связанной с необходимостью обеспечения соответствия подготовки будущих педагогов требованиям индустрии 4.0, закономерен интерес образовательного сообщества к вопросам формирования, оценки и развития цифровых компетенций обучающихся по основным профессиональным образовательным программам укрупненной группы «Образование и педагогические науки». Цель исследования заключается в обосновании методологии компетентностного и ситуационного подходов к оценке цифровых компетенций будущих педагогов в условиях трансформации педагогического образования. Задачами исследования являются: обосновать сущность и особенности оценки цифровых компетенций будущих педагогов на основе компетентностного и ситуационного подходов; оценить уровень сформированности цифровых компетенций обучающихся на основе модели ключевых компетенций цифровой экономики и разработать рекомендации по совершенствованию оценки цифровых компетенций будущих педагогов. Ведущие методы исследования: педагогическое моделирование оценки цифровых компетенций; изучение нормативных правовых актов в сфере высшего образования; анализ локальных актов образовательных организаций в сфере оценки цифровых компетенций; опросные методы. Исследование проводилось на базе Вятского государственного университета. В эксперименте приняли участие студенты II–IV курсов, обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование». В целом предложенные подходы позволят выработать инновационные решения для повышения качества педагогического образования в условиях его трансформации. Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы руководителями основных профессиональных образовательных программ, научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования, экспертами, которые обеспечивают проведение оценки цифровых компетенций будущих педагогов, в том числе в условиях применения «смешанных» форматов обучения, а также вырабатывают инновационные решения для повышения качества педагогического образования в условиях его трансформации.
Гун Ф. , Чжао Х. Обучение русскому языку китайской аудитории с использованием вопросительных предложений: коммуникативные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 207–219. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231119.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение русскому языку как иностранному (РКИ) обязательно должно иметь коммуникативную направленность, нацеленность на формирование у студентов умения строить коммуникацию с носителями языка на самые разные темы, участвовать в диалоге друг с другом, с преподавателями, с носителями языка. Изучение вопросительных предложений будет способствовать повышению коммуникативных навыков обучающихся, формированию у них коммуникативной компетенции. Целью статьи стало выявление способов использования вопросительных предложений как средств формирования у китайских студентов коммуникативной компетенции. В статье представлены результаты теоретико-методического исследования, основанного на методах анализа научной и методической литературы, наблюдения, сопоставления, систематизации, а также на методе проектирования системы использования вопросительных предложений в коммуникативно ориентированном образовательном процессе. Отмечается, что вопросительные предложения являются действенным средством построения диалога с собеседником, поэтому выступают важными инструментами формирования коммуникативной компетенции. Выявлены ситуации обращения к вопросительным предложениям, способы их использования на занятиях по РКИ. Вопросительные предложения являются незаменимым ресурсом при работе с дополнительными аутентичными материалами на русском языке (кинофильмами, телевидением, мультфильмами и т. п.); при общении с носителями русского языка в условиях естественной и искусственной языковой среды; при знакомстве с правилами русского этикета; при освоении студентами такой формы учебной работы, как интервью и т. д. Преподавателю РКИ в ходе формирования у китайских обучающихся коммуникативной компетенции следует обратить внимание студентов на выражение с их помощью не только вопроса, но и просьбы. Также он должен учитывать культурные особенности китайских обучающихся, обусловливающие трудности при формировании у них коммуникативных навыков. Теоретическая значимость статьи заключается в формулировке необходимости системного подхода в освоении китайскими студентами вопросительных предложений русского языка. Практическая значимость состоит в подборе заданий на использование вопросительных предложений как средств формирования у студентов коммуникативной компетенции.
Гаибова В. Е. Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 195–206. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231118.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цифровизация образования – актуальное направление в течение последних 15–20 лет. Новый виток в развитии этой идеи пришелся на период пандемии, когда было важно научиться работать (обучать и воспитывать подрастающее поколение) на расстоянии, не выходя из дома. В современных документах также отражена необходимость использования различных интернет-ресурсов и цифровых средств в рамках воспитательной работы с обучающимися, например в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная проблема в настоящее время является актуальной, что отражают многочисленные исследования в данной области. Цель исследования – проверка положения о том, что реализация некоторых воспитательных технологий будет эффективнее при применении цифровых средств, так как виртуальное пространство является для подрастающего поколения такой же частью жизни, как и реальность. Ведущий метод – опытно-экспериментальная работа, а также методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: цифровизация воспитания действительно является актуальной проблемой образовательного процесса в целом; работа по созданию цифрового контента для воспитания подрастающего поколения ведется во многих учебных учреждениях, но в разных направлениях; обучающиеся охотнее воспринимают виртуальные экскурсии, нежели идут на обычные; мотивация в освоении информации, которую однокурсники создали самостоятельно, выше, чем аналогичная, предложенная преподавателем. Теоретическая значимость нашего исследования представлена как анализом проблемы использования различных цифровых средств в рамках воспитательной деятельности при работе с обучающимися, так и обоснованием положительных и негативных сторон использования цифровых средств. Автором предложены варианты применения некоторых воспитательных технологий (технология организации деятельности, технология целеполагания) и методов (воспитывающая ситуация, метод убеждения, пример) в цифровой «плоскости». Практическая значимость исследования заключается в применении некоторых технологий и методов воспитания в рамках цифровизации воспитательной деятельности, которые показали свою эффективность (в рамках нашего эксперимента) и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы.
Варушкина А. В., Талагаева Ю. А. Разработка методики анализа англоязычного военно-политического дискурса в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 180–194. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231117.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Изучение англоязычного военно-политического дискурса, являющегося не только ценным источником информации об отношении к войне, но и средством манипуляции, представляется наиболее актуальным в условиях современных информационных войн. Целью настоящего исследования является разработка подхода к анализу современного военно-политического дискурса лидеров США. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории дискурса, институционального, политического, военного, военно-публицистического дискурса. Анализ феномена военно-политического дискурса показал, что, будучи многоплановым коммуникативным явлением, он представляет собой средство реализации военно-дипломатической стратегии США. Спецификой военно-политического дискурса США является оказание речевого воздействия на адресата с целью внести когнитивные изменения в его картину мира. При обучении будущих военных специалистов восприятию, переработке, извлечению информации из иноязычных источников профессионального характера необходимо уделять внимание не только собственно языковым аспектам военно-профессионального дискурса, но и когнитивным. Лингвокогнитивный подход предполагает лингвистический анализ текста выступлений военно-политических лидеров, а также критический анализ дискурса, рассмотрение прагматики речевых актов, социокультурных обстоятельств высказывания, что, по мнению авторов, является особенно актуальным в современной ситуации ведения информационных войн. В настоящем исследовании сформулирован подход к интерпретации современного англоязычного военно-политического дискурса США, который может быть реализован в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов в военной, дипломатической областях, а также в подготовке переводчиков.