Педагогика

Криницкая М. Ю., Борзова Т. А. Дидактические критерии преподавания учебного курса «Основы российской государственности»: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 177–192. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251181.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях цифровой трансформации образования и эрозии традиционных ценностей возникает необходимость разработки научно обоснованных дидактических критериев, адаптированных к содержанию курса «Основы российской государственности» (далее – ОРГ) и современным образовательным реалиям. Преодоление данного противоречия позволит обеспечить формирование патриотически ориентированного поколения и, как следствие, укрепить национальную безопасность. Цель исследования – разработать и обосновать систему дидактических критериев для эффективного преподавания учебного курса ОРГ в вузе. Представленная система направлена на обеспечение единства целей обучения и воспитания. Объект – образовательная практика реализации курса ОРГ в вузах, предмет – система дидактических критериев. Проектирование системы дидактических критериев проводилось с помощью следующих методов: педагогического наблюдения, экспертной оценки практик преподавания, построения концептуальных карт ценностных ориентаций и интерпретации визуальных материалов. Данные методы позволили выявить ключевые дидактические критерии, обеспечивающие эффективность преподавания курса и его соответствие современным образовательным реалиям. В результате исследования определены и подробно описаны дидактические критерии, в том числе соответствие содержания курса ценностным ориентирам традиционного российского общества; использование активных методов обучения; обеспечение междисциплинарных связей; развитие навыков критического мышления и гражданской позиции. Разработанная система критериев позволяет адаптировать образовательный процесс к текущим социокультурным условиям, сохраняя при этом качество обучения и способствуя формированию социально ответственного поколения. Исследование закладывает основу для разработки унифицированных методических рекомендаций преподавания курса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в методологию преподавания социогуманитарных дисциплин. Практическая значимость применения критериев видится в адаптации процесса обучения под образовательные реалии, что позволяет гибко реагировать на социальные и культурные вызовы, сохраняя при этом качество обучения; в формировании прикладных навыков по разработке социальных инициатив; в использовании в качестве инструмента кадровой политики, способствующего выявлению студентов с лидерским потенциалом и мотивационно-ориентированной гражданской позицией.
Ванягина М. Р. Военный дискурс как компонент содержания профессионально ориентированного иноязычного обучения курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 164–176. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251180.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у курсантов военных вузов навыков и умений эффективного взаимодействия на иностранном языке в рамках профессиональной деятельности. Это предполагает не только владение лексико-грамматическим строем языка, но и понимание специфики военного дискурса как особого типа речевой практики. Целью работы является анализ понятия «военный дискурс» с точки зрения методики преподавания иностранного языка и разработка классификации типов военного дискурса. Методологическую основу исследования составил системный подход и методы лингвистического и дискурсивного анализа. За основу принята теория дискурса В. И. Карасика, рассматривающего дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения, а военный дискурс – как особый тип институционального дискурса. Военный дискурс представляет собой сложную систему коммуникации, обусловленную спецификой военной деятельности и служебно-боевыми задачами. Его ключевые характеристики – регламентированность, унифицированность, формализованность, маскулинность, наличие субординации адресата и адресанта, терминологическая насыщенность, а также выраженная семантика патриотизма и противопоставления «свой – чужой». Разработана классификация типов военного дискурса, включающая письменную и устную формы, каждая из которых имеет свои подтипы. Письменный военный дискурс представлен такими типами, как официально-деловой (приказы, директивы, рапорты), технический (инструкции), информационно-аналитический (отчеты, прогнозы), учебно-методический (учебные пособия), публицистический (интервью, статьи), визуально-интегрированный (военные карты, чертежи) и военно-художественный (проза, поэзия). Устный военный дискурс включает распорядительный (команды, указания), радиообмен, аналитико-совещательный (брифинг, переговоры), инструктивный (инструктаж, занятие), публицистико-патриотический (речь на мероприятии), разговорно-неформальный и художественно-ритуальный (песни) типы. Делается вывод о том, что военный дискурс является основным компонентом содержания профессионально ориентированного иноязычного обучения в военных вузах. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории дискурса и методики профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенной классификации типов военного дискурса при разработке учебно-методических материалов для обучения курсантов военных вузов иностранным языкам.
Зиннатуллина Л. М., Валеева Э. Э. Сравнительный анализ методов обучения академической иноязычной коммуникации магистрантов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 151–163. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251179.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости развития научно-исследовательских навыков, включающих в себя навыки академической письменной речи. Значительное снижение подготовленности студентов к написанию научных текстов как на русском, так и на английском языках создает серьезные преграды в процессе выполнения научной работы и публикационной деятельности. Цель статьи заключается в сравнительном анализе методов обучения академическому письму, направленном на выявление наиболее эффективных педагогических подходов для развития навыков научной письменной коммуникации на английском языке у студентов магистратуры. В исследовании использовались традиционный лингвистический, процессуальный, композиционный, билингвальный и трансдисциплинарный методы обучения. В рамках эксперимента, проводимого в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, участвовали 80 студентов, распределенных по четырем группам, каждая из которых изучала академическое письмо на занятиях по английскому языку с помощью одного из вышеуказанных методов. Эффективность использования изучаемых методов определялась с помощью тестирования и анкетирования студентов, а также оценивания практического задания, заключающегося в написании аннотации к научной статье. На основании проведенного анализа было выявлено, что наибольшую эффективность в обучении академическому письму продемонстрировали композиционный и билингвальный подходы, обеспечившие высокий уровень подготовленности студентов к написанию научной аннотации. Традиционный лингвистический метод позволил улучшить грамматические навыки, однако не способствовал развитию критического мышления и структуры изложения. Процессуальный подход показал высокие результаты в логике изложения, но привел к проблеме высокой нагрузки на студентов и преподавателей. Теоретическая значимость статьи заключается в ее вкладе в развитие образовательных методик в российских вузах, а практическая значимость заключается в возможности использования проведенного анализа для выбора более эффективного метода преподавания академического письма педагогами, разрабатывающими учебные программы в области научной коммуникации.
Белоусов А. О. Модель мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 131–150. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251178.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях образовательной системы особое внимание уделяется созданию эффективных условий для обучения, которые поддерживают активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости разработки и внедрения модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики, что становится важным в контексте формируемой в общеобразовательных организациях конвергентной образовательной среды. Разработка модели процесса мотивации учащихся позволяет учителю физики создать методику мотивации учащихся к совместной деятельности в конвергентной образовательной среде при изучении физики при выполнении конвергентных заданий. Цель статьи – описать структуру модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде. В рамках исследования мы ставим задачу охарактеризовать специфику и целевое назначение концептуально-целевого, содержательного, процессуально-методического, аналитико-оценочного блоков модели. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ существующих моделей процесса мотивации к изучению физики, обобщения и анализа передового опыта учителей-предметников по организации совместной деятельности школьников; эмпирический: использование конвергентных заданий по физике, наблюдение, анкетирование. Основные результаты, описанные в исследовании, позволяют учителям физики разрабатывать ресурсы, стратегии, формы организации, свою методику мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде. Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о процессе мотивации учащихся, отличных от исследований отечественных ученых-дидактов. Практическая значимость заключается в выявлении условий функционирования модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды и описании предметных, дидактических, методических, рефлексивных действий учителя физики при реализации на основе разработанной нами модели методики мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде.
Полюдова Е. Н., Парастаева С. Г. Роль цифрового учебника в развитии мотивации и коммуникативных компетенций студентов технических вузов при изучении английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 112–130. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251177.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальному вопросу изучения возможностей всестороннего внедрения цифровизации в образовательные процессы обучения иностранным языкам в свете реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Рассмотрены перспективы использования цифрового учебника “Maximum” в практике преподавания английского языка в институтах, входящих в состав Российского университета транспорта. Учебник “Maximum” представляет собой интерактивную платформу, в состав которой входят учебные модули, мультимедийный контент, система автоматической проверки заданий. Целью исследования является изучение и оценка эффективности применения цифрового учебника “Maximum” в обучении английскому языку студентов уровня А1-А2. Для подтверждения гипотезы о позитивном влиянии на развитие мотивации, коммуникативных навыков и цифровой грамотности были проанализированы личностно ориентированные результаты обучающихся. Работа сочетает в себе теоретический анализ (обзор основных тенденций использования цифровых учебников в лингвистическом образовании) и экспериментальные методы, что является структурой подходов реализации цели исследования. В составе подходов – проектная методика, применяемая в работе над разделом Communication/Общение; анкетирование (шкала Лайкерта), тестирование коммуникативных навыков, анализ рефлексивных комментариев студентов; количественная оценка по критериям (динамика успеваемости, уровень самостоятельности, качество групповых дискуссий). Результаты исследования подтверждают гипотезу о положительном влиянии использования электронного учебника на мотивацию, самостоятельности и способности обучающихся преодолевать коммуникативные барьеры. Теоретическая значимость работы видится как подтверждение эффективности использования цифровых учебников в образовательном процессе. Практическая значимость исследования состоит в расширении применения цифровых учебников в образовательном процессе высшей школы для оптимизации лингвистического образования в технических вузах. Перспективы исследования связаны с дальнейшей интеграцией инструментов цифровизации, цифровой мобильности и искусственного интеллекта в образовательный процесс.