Педагогика

Полюдова Е. Н., Парастаева С. Г. Роль цифрового учебника в развитии мотивации и коммуникативных компетенций студентов технических вузов при изучении английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 112–130. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251177.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальному вопросу изучения возможностей всестороннего внедрения цифровизации в образовательные процессы обучения иностранным языкам в свете реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Рассмотрены перспективы использования цифрового учебника “Maximum” в практике преподавания английского языка в институтах, входящих в состав Российского университета транспорта. Учебник “Maximum” представляет собой интерактивную платформу, в состав которой входят учебные модули, мультимедийный контент, система автоматической проверки заданий. Целью исследования является изучение и оценка эффективности применения цифрового учебника “Maximum” в обучении английскому языку студентов уровня А1-А2. Для подтверждения гипотезы о позитивном влиянии на развитие мотивации, коммуникативных навыков и цифровой грамотности были проанализированы личностно ориентированные результаты обучающихся. Работа сочетает в себе теоретический анализ (обзор основных тенденций использования цифровых учебников в лингвистическом образовании) и экспериментальные методы, что является структурой подходов реализации цели исследования. В составе подходов – проектная методика, применяемая в работе над разделом Communication/Общение; анкетирование (шкала Лайкерта), тестирование коммуникативных навыков, анализ рефлексивных комментариев студентов; количественная оценка по критериям (динамика успеваемости, уровень самостоятельности, качество групповых дискуссий). Результаты исследования подтверждают гипотезу о положительном влиянии использования электронного учебника на мотивацию, самостоятельности и способности обучающихся преодолевать коммуникативные барьеры. Теоретическая значимость работы видится как подтверждение эффективности использования цифровых учебников в образовательном процессе. Практическая значимость исследования состоит в расширении применения цифровых учебников в образовательном процессе высшей школы для оптимизации лингвистического образования в технических вузах. Перспективы исследования связаны с дальнейшей интеграцией инструментов цифровизации, цифровой мобильности и искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Мутьев А. В., Коваленко Ю. А., Зайцева А. В. Оборонно-массовая и физкультурно-спортивная работа в вузах Крыма накануне Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 95–111. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251176.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы патриотического воспитания и военно-физической подготовки обучающихся высших учебных заведений к службе в армии и защите Отечества остаются актуальными в любую историческую эпоху. Цель работы – выявление организационных и педагогических особенностей оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы на примере высших учебных заведений Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века. На основе системного и регионального подходов в работе был использован комплекс общетеоретических, исторических и историко-педагогических методов (анализ и обобщение научно-методической литературы, системно-исторический анализ, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный методы, метод моделирования). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1937–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые введены в научный оборот. Результаты проведенных исследований позволили определить ключевые особенности системы оборонной, физкультурной и военно-патриотической работы в крымских вузах исследуемого периода. Установлено, что ее эффективность обеспечивалась интеграцией усилий государственных, общественных и партийных органов полуострова, администрации и общественного актива вузов. В учебных заведениях концентрировались лучшие преподавательские кадры и велась подготовка помощников инструкторов из числа обучающихся. Коллективы вузов были включены в систему спортивных соревнований и соцсоревнований от внутривузовского до всекрымского уровня. Почти все студенты и преподаватели вузов Крыма участвовали в деятельности спортивных или оборонных секций, бригад, кружков и отрядов и были вовлечены в сдачу норм для получения оборонных значков. Система постановки оборонной работы в крымских вузах показала свою действенность в период Великой Отечественной войны. Теоретическая значимость работы заключается в получении ранее неизвестных данных о постановке оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в вузах Крымской АССР, способствующих более полному и глубокому пониманию особенностей развития региона. Практическая значимость работы обусловлена возможностью дальнейшего критического осмысления и заимствования положительного опыта для дальнейшего развития и совершенствования современной системы подготовки студентов к защите Отечества.
Воеводская Е. А. Способы интеграции дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей в педагогическом вузе (на примере профиля «Иностранный язык») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 79–94. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251175.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров, готовых к осуществлению самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и профессионального стандарта «Педагог». Выпускники педагогических вузов сталкиваются с трудностями при решении профессиональных задач, требующих интегрированного применения компетенций, сформированных в ходе изучения дисциплин по педагогике, психологии, методике и базовому предмету. Цель данной статьи – определить сущность понятия интеграции в высшем педагогическом образовании и выявить способы интеграции педагогического, психологического, методического и предметного компонентов образовательной программы будущих педагогов. В ходе исследования использовались методы изучения литературы, ее анализа, синтеза, сравнения, систематизации публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние 15 лет, а также обобщения собственного опыта подготовки будущих учителей иностранного языка. Основные результаты статьи включают уточнение понятия интеграции в высшем педагогическом образовании и ее значения в процессе подготовки будущих учителей. В статье представлены способы интеграции профессионально значимых дисциплин на уровнях межпредметных связей, дидактического синтеза и целостности. Выделены основные составляющие интегративного подхода: методическая, деятельностная и содержательная – и предложены варианты их реализации в учебном процессе педагогического вуза. Приведены примеры интегрированных учебно-профессиональных задач, которые можно использовать на занятиях по методике и иностранному языку. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации опыта применения интегративного подхода в современной высшей школе, практическую ценность для преподавателей представляет репрезентация опыта интеграции дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей образовательной программы по профилю «Иностранный язык».
Соломина А. И. Нейролингвистические методы и традиционные подходы в преподавании иностранного языка: экспериментальное исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 63–78. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251174.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное преподавание иностранных языков во внеязыковой среде требует поиска эффективных дидактических решений, обеспечивающих активное вовлечение участников образовательного процесса, преодоление грамматических трудностей и формирование устойчивой речевой активности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения на начальном этапе, когда особенно важно задействовать когнитивные и эмоциональные ресурсы обучающихся при ограниченной языковой практике. Целью статьи стало описание нейролингвистических методов и традиционных подходов в преподавании китайского языка в рамках экспериментального исследования. Методологическую основу составил педагогический эксперимент, проведенный на базе Алтайского государственного педагогического университета со студентами, изучающими китайский язык. В экспериментальной группе применялись нейролингводидактические принципы: игровые методы, мультимодальные стимулы, визуальные и эмоциональные якоря, направленные на активацию когнитивной активности и создание позитивной учебной атмосферы. Обучение в контрольной группе велось по традиционной методике, ориентированной на объяснение и репродуктивное закрепление грамматического материала. Анализ результатов показал, что использование нейроподхода способствует более успешному усвоению грамматических конструкций, формированию спонтанной речи, устойчивой учебной мотивации, а также эмоциональной вовлеченности участников образовательного процесса. Кроме того, зафиксировано повышение творческой активности преподавателей, рост их профессионального удовлетворения и интереса к инновационным методам. В работе проведен обзор современной отечественной и зарубежной литературы по вопросам нейродидактики, что позволило обосновать выбор исследовательского подхода и сопоставить полученные результаты с актуальными научными данными. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала нейролингводидактики как направления, способствующего усилению когнитивной, эмоциональной и профессиональной активности субъектов образовательного процесса. Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов для оптимизации и разработки эффективных учебных программ на начальном этапе языковой подготовки.
Фирсова С. А., Рябухина Е. А. Реализация компьютерного эксперимента в лабораторных работах по машинному обучению для студентов медицинских специальностей вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 40–62. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251173.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В связи с введением в учебные планы медицинских вузов дисциплины «Введение в современные информационные и интеллектуальные технологии», включающей раздел по изучению основных принципов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта (далее – ИИ), возникает необходимость разработки соответствующего методического обеспечения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что студенты-медики в подавляющем большинстве не обладают необходимыми знаниями в области математики и программирования, являющимися теоретической основой современных интеллектуальных технологий, что может привести в их дальнейшей профессиональной деятельности к неверной интерпретации полученных с помощью ИИ результатов; поэтому при разработке методических материалов следует учитывать специфику данной категории обучающихся. Целью статьи является описание предлагаемого авторами подхода по реализации компьютерных экспериментов в лабораторном практикуме вышеуказанной дисциплины, позволяющих студентам более глубоко понять суть изучаемых методов машинного обучения и условий их применения. В качестве методов исследования выступили: методы классификации, применяемые в машинном обучении, методы планирования эксперимента, а также двухфакторный дисперсионный анализ, используемый в качестве доказательной базы эффективности предлагаемого подхода. Базу для проведения опытно-экспериментальных работ составил учебный контингент Медицинского института Мордовского университета. Результатом является разработанный авторами подход к выполнению лабораторных работ студентами медицинских специальностей вузов. Данный подход включает: изучение основных математических формул, лежащих в основе того или иного метода машинного обучения, выполнение несложных вычислительных примеров на небольшом объеме данных, изучение основных функций языка Python для реализации конкретной практической задачи, проведение компьютерных экспериментов для более углубленного изучения выбранной математической модели и повышения ее точности. Эффективность предложенного подхода была подтверждена результатами проведенного авторами педагогического эксперимента. Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации материалов по данной теме, полученные результаты дополняют имеющиеся научные и педагогические разработки, углубляя понимание процессов, связанных с данной темой, и могут быть использованы в дальнейших исследованиях. Практическая значимость заключается в том, что представленный подход может быть использован в качестве основы при разработке методических материалов по разделу «Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта в здравоохранении».