Педагогика
Яшкова А. Н. Мотивация достижения младших школьников как фактор их успешности в учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 67–80. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241127.htm
ART 241127
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11127
Просмотров: 354
Современная начальная школа создает много условий для развития целенаправленной и продуктивной личности обучающегося, где важную роль играет формирование мотивации достижения, позволяющей этой личности ориентироваться на успех и на получение положительного результата в учебной деятельности. Владея информацией о мотивационных тенденциях младшего школьника, педагоги получают возможность управлять его продуктивностью в учебной деятельности и прогнозировать трудности обучения, где одним из показателей является успеваемость. Целью исследования стало изучение мотивации достижения младших школьников при разной академической успеваемости, в рамках чего успеваемость рассматривается как количественный результат учебной деятельности, а мотивация достижения – как источник активности ребенка, направляющий его на получение успеха в этой деятельности. В качестве методов исследования взяты: опрос с помощью теста «Решетка мотивации достижения», или МД-решетка Х. Д. Шмальта, адаптированного Н. В. Афанасьевой, сравнительный анализ и математический метод вторичной обработки эмпирических данных − статистический F-критерий Фишера. Изучение мотивации достижения обучающихся начальной школы было построено в рамках пилотного исследования на выборке из 92 человек младшего школьного возраста. В итоге удалось увидеть наличие мотивации достижения у большинства младших школьников на среднем уровне развития, где приоритетными для них являются успехи и неудачи именно в учебной деятельности. У обучающихся начальной школы, имеющих успеваемость на «хорошо» и «отлично», выявляется мотивационная тенденция «достижения на успех» на среднем уровне, а у младших школьников с более низкой успеваемостью – тенденция «избегания неудачи» на низком уровне ее выражения. Теоретическая значимость работы видится в рассмотрении проявления мотивации достижения как источника успешности обучающегося в учебной деятельности, где мотивационные тенденции даются в сравнительном анализе при разной их успеваемости в учебной деятельности, а также с учетом возрастных особенностей младших школьников. Практическая значимость заключается в том, что описанные результаты эмпирического исследования могут быть полезны педагогам начального общего образования для профилактики нарушений развития мотивационной сферы обучающихся начальной школы и для мониторинга причин неуспешности младшего школьника в учебной деятельности.
Браженец К. С. Метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 52–66. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241126.htm
ART 241126
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11126
Просмотров: 304
В условиях действующего Федерального государственного образовательного стандарта российского высшего образования идет процесс исследования проблемы развития коммуникативной компетенции иностранных студентов в области русского языка как иностранного. Автор представляет педагогические условия и учебно-методическое обеспечение, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с результатами обучения русскому языку как иностранному. Иностранные студенты неязыковых специальностей используют русский язык как иностранный для самообразования в процессе обучения в высшей школе и намерены в будущем применять его в работе. Готовность к этому процессу становится ключом к их конкурентоспособности на российском рынке труда. Актуальность проблемы использования метода конструирования при преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, общество стремится к использованию инновационных и интерактивных методов обучения, которые позволяют иностранным студентам активно взаимодействовать и выражать свои мысли на русском языке. Во-вторых, метод конструирования является эффективным инструментом развития речевых навыков, когда студенты вынуждены использовать различные грамматические структуры и лексические единицы для описания своей профессиональной деятельности. В-третьих, предлагаемая методика способствует развитию воображения и творческого мышления студентов, так как они должны придумать и построить свои модели общения, используя знания по русскому языку. Наконец, конструирование является доступным и незатратным способом обучения, который может быть использован как в аудиториях, так и во внеаудиторное время. Цель статьи – исследование метода конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе. Основная идея метода заключается в использовании речевых моделей для создания коммуникативных ситуаций, которые помогают иностранным студентам развивать свои навыки говорения. Основные результаты исследования показали, что этот метод позволяет студентам более активно включаться в учебный процесс, развивать свою творческую и познавательную активность. При создании различных ситуативных моделей при овладении русским языком как иностранным студенты расширяют свой словарный запас, учатся использовать новые слова и конструкции в контексте целостной речи, что эффективно влияет на их говорение и понимание языка. Это помогает развивать навыки межличностного общения, улучшать практику говорения на русском языке. Таким образом, метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного является эффективным средством для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе. Он позволяет активизировать учебный процесс, развивать творческую активность, расширять словарный запас и развивать навыки общения.
Корсенюк А. И. Структурно-содержательная характеристика экранной культуры будущих педагогов: результаты теоретико-эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 35–51. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241125.htm
ART 241125
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11125
Просмотров: 254
Вопросы формирования экранной культуры студентов – будущих педагогов становятся все более актуальными в настоящее время, поскольку будущие педагоги должны быть готовы к применению новых методов и инструментов в своей работе. Кроме того, они должны уметь эффективно искать, анализировать и использовать информацию, которую человек в основном получает при помощи органов зрения. Также немаловажным является тот аспект, что будущие педагоги должны осознавать ответственность за контент, который они создают и с которым организуют деятельность обучающихся на экранах, а также за то, как он может повлиять на обучающихся. Цель исследования заключается в установлении компонентов, составляющих структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов, и определении степени значимости этих компонентов. Исследование базируется на следующих подходах, составляющих его методологическую основу: культурологический, коммуникативный, компетентностный. К методам исследования относятся анализ, обобщение, синтез, анкетирование, метод экспертных оценок, метод факторного анализа. В статье авторами было установлено, что структуру экранной культуры студентов ‒ будущих педагогов составляют аксиологический, личностный, мотивационный, нормативный, операционно-деятельностный, эстетический и этический компоненты. При этом наиболее значимыми являются мотивационный и нормативный компоненты, которые могут быть объединены в группу институциональных факторов. Следующей по значимости является группа утилитарных факторов, к которым относятся аксиологический и операционно-деятельностный компоненты. Оставшиеся компоненты (личностный, эстетический, этический) также входят в структуру экранной культуры, но большого «веса» не имеют. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении структурно-содержательной характеристики экранной культуры студентов педагогического направления подготовки и определении значимости каждого компонента в общей структуре экранной культуры, что позволяет использовать полученные знания в дальнейших исследованиях, связанных с расширением и формированием теоретического аппарата рассматриваемого феномена. Возможность использования полученных результатов в формировании экранной культуры путем разработки соответствующих педагогических моделей и методик, учитывающих структурно-содержательную характеристику экранной культуры, образует практическую значимость нашего исследования.
Алференко Д. А. Человекосообразный подход как теоретико-методологическая установка для развития человеческого капитала студента колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 18–34. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241124.htm
ART 241124
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11124
Просмотров: 281
Современная детерминация среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала предполагает использование адекватных ей теоретико-методологических установок. В связи с этим научный интерес представляет человекосообразный подход, синтезирующим ядром которого выступает целостный разносторонний человек во множестве своих ипостасей (индивида, субъекта, личности, универсума) в современной жизнедеятельности. Целью исследования является научное осмысление, интерпретация и апробация этого человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа. Оно проводилось с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, наблюдения, опроса, экспертной оценки, диагностики, статистики. В результате: установлено состояние осмысляемой проблематики в современной образовательной практике и степень ее научной разработанности; определена методологическая и опытно-исследовательская база; раскрыта и интерпретирована сущность человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа; сформулированы рекомендации по его использованию. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые человекосообразный подход стал предметом научного осмысления и интерпретации в контексте развития человеческого капитала студента колледжа; выявлены его ведущие идеи, принципы, средства, обобщенный образ результативности и форматы диагностики в данном контексте. Теоретическая значимость результатов исследования представляет собой вклад в теорию среднего профессионального образования знаний об этом подходе как наиболее адекватной теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа в современных реалиях. А практическая значимость заключается в возможности использования в проектировании инновационных социально-педагогических систем и технологий развития человеческого капитала студента колледжа для модуляции на их основе отечественной системы среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала и модернизации образовательных программ соответствующей переподготовки профессионально-педагогических кадров и наставников.
Терехова Е. С., Пучкова Н. Н., Новикова Л. В. Анализ востребованности использования нейросетей для решения учебных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241123.htm
ART 241123
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11123
Просмотров: 372
Современное образование находится в ключевой исторической точке, где технологические инновации стали неотъемлемой частью учебного процесса и имеют значительное влияние на его структуру и организацию. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта, которые открывают новые возможности для оптимизации обучения. Данная статья посвящена анализу востребованности использования инструментов, основанных на работе генеративно-состязательных сетей, в учебном процессе студентами Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Исследование проведено с целью проанализировать уровень востребованности нейросетевых инструментов у студентов и оценить возможность их использования для решения конкретных учебных задач. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов, а также сравнительный анализ результатов опроса и результатов аналогичных исследований. Результаты опроса показали, что студенты высоко оценивают потенциал нейронных сетей, активно используют данные технологии для решения учебных и творческих задач и продолжат их применять в профессиональной деятельности. К сожалению, обучающиеся не в полной мере способны осознать опасность увлечения сгенерированным контентом. Признавая необходимость использования возможностей искусственного интеллекта, считаем важным не только обучать студентов практическим навыкам работы с нейронными сетями, но и уделять внимание развитию критического мышления. Теоретическая значимость данной статьи заключается в расширении знаний о возможностях применения нейронных сетей в художественном образовании, а также в выявлении факторов, влияющих на эффективность их использования. Новизна исследования заключается в фокусе на применении нейросетей в области изобразительного искусства и дизайна. Результаты проведенного анализа выявили специфические проблемы и преимущества использования искусственного интеллекта в указанных областях. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как для оптимизации образовательной программы Института культуры и искусств, так и для развития стратегий по внедрению современных технологий в образовательный процесс в сфере художественного образования.
Ключевые слова:
высшее образование, художественное образование, нейронные сети, искусственный интеллект