Педагогика

Новикова Ю. В. Школьный учебник иностранного языка как источник формирования социально-культурных ассоциаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 08 (август). – С. 48–62. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221058.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования вызвана необходимостью формирования социокультурных ассоциаций с помощью школьного учебника иностранного языка для последующего манипулирования и формирования ценностно-личностных установок у обучающихся. Проблемой развития ассоциативного мышления стала интеграция образовательных целей и содержания учебника в традиционное преподавание иностранного языка в средней общеобразовательной школе. Цель исследования – понять, формирует ли современный учебник иностранного языка ассоциации, способные стимулировать образно-ассоциативный ряд представлений о культуре страны изучаемого языка и, как следствие, познавательную деятельность обучающихся. Задачи проведенного исследования включают изучение понятий учебника и учебного текста, закладывающего ассоциации, анализ научных работ о физиопсихологических механизмах ассоциаций в отечественной и зарубежной литературе, рассмотрение теоретических основ формирования ассоциаций в теории психоанализа З. Фрейда и К. Юнга, анализ учебных текстов на предмет их способности вызывать образы и идеи. В качестве практического материала исследования выступили линейки школьных учебников (Student's book), включенных в Федеральный перечень учебников. Автор приходит к выводу, что современный учебник иностранного языка не во всем отвечает запросу о формировании таких ассоциаций, которые могли бы усилить эффект запоминания и стимулировать в дальнейшем межъязыковое общение и непосредственный контакт с носителями иноязычной культуры. Автором сформулирован ряд предложений по модернизации содержания текстового материала современного учебника по иностранному языку. К их числу относится, в частности, технология mind-mapping, с помощью которой запоминается большой массив информации. Умные карты организуют всю известную нам информацию по такому же принципу, как и человеческий мозг, т. е. не в строгом иерархическом порядке. Вместо этого ассоциации, исходящие (или входящие) из разных связующих элементов, помогают нашему сознанию ориентироваться в огромном массиве информации. Дополнение учебника визуализированными ментальными картами к учебным текстам поможет создать инструмент для общения и творчества, используемый и сейчас, но в частном порядке учителями.
Шибаева Н. Н., Коновалов С. В. Идеи и идеология профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 08 (август). – С. 28–47. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Активное использование идей и конструктов теоретизации педагогических процессов в современной модели образования и развития личности раскрывает основы построения и уточнения идей и идеологии профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации через классические и инновационные возможности современной науки и образования как актуальное направление научного поиска. Теория педагогики позволяет сфокусировать внимание на качестве и направленности выбора и уточнении условий развития личности в среде и деятельности, в таком понимании процесс теоретизации рассматривается в контексте общепедагогического, общепрофессионального и частно-предметного уточнения моделей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации (широкий, узкий и локальный смысл научного поиска и детерминации понятий и моделирования составляющих педагогического процесса). Определены и корректно описаны составляющие идей и идеологии профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. В иерархии научного описания и уточнения качества теоретизации выделены определения понятия, проблемы, задачи, принципы, функции, идеи, модели, педагогические условия обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации. Обосновано использование терминов «теоретизация идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации», «технологизация идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации». Целью исследования выделено изучение и уточнение составляющих идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации и корректное построение идеологии описываемого в исследовании процесса. Основы теоретизации идей профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации определены в контексте нормального распределения способностей и здоровья, т. е. справедлива в теоретизации и технологизации составляющих педагогической и профессиональной деятельности система методологических подходов: адаптивно-продуктивного, репродуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного. Значимость теоретизированных идей и решения проблем профессиональной поддержки педагогов в образовательной организации будет полезна педагогам и ученым в дидактическом и научном изучении, построении и уточнении общей теории моделирования и решения проблем развития личности в системе непрерывного образования с учетом направленности развития и управления качеством развития личности в среде и деятельности.
Суворова Н. Н., Кушнарёва Н. В., Жбиковская О. А. Языковое творчество в основе обучения студентов (на примере создания новых слов в русском языке) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 08 (август). – С. 16–27. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблемам развития творческого подхода студентов к созданию новых слов. Ее актуальность обусловлена возрастающим интересом работодателей к подбору специалистов, которые будут трудиться в цифровом пространстве в области журналистики, рекламы и связей с общественностью. Они должны не только хорошо владеть базовыми знаниями в области языка, но и быть способны творчески подходить к созданию заголовка, слогана, текста. Употребляя языковые единицы, в частности лексику, в несвойственных контекстах, дополняя семантику новыми оттенками значения, создавая неологизмы, студенты смогут создавать креативные произведения, наполненные смыслом, выразительностью и эмоциональностью. Необходимость развития языковой креативности обусловлена коммуникативными целями процесса обучения, поскольку одной из основных образовательных стратегий является привлечение внимания к безграничным возможностям родного языка, с помощью которого можно писать уникальные тексты. Целью данного исследования стало описание разработанных заданий, введенных в учебный процесс и направленных на развитие и формирование лингвокреативных способностей студентов при работе с новыми словами. Проведенный анализ классификаций неологизмов позволил выделить направления, на которых необходимо остановиться преподавателю в процессе изучения студентами неологизмов. В результате исследования был сделан вывод о том, что предложенные задания способствовали развитию языкового творчества у студентов и активизировали лингвокреативный подход к созданию неологизмов. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные после эксперимента, дают преподавателям материал для размышления о дальнейшей работе: какие задания необходимо усовершенствовать, что добавить, какие упражнения включить для того, чтобы студенты активнее использовали и другие способы образования неологизмов.
Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Изучение влияния m-learning на качество подготовки специалистов по туризму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 08 (август). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Применение технологий, основанных на искусственном интеллекте, виртуальной/дополненной реальности, мобильных платформах, – актуальное направление модернизации современной образовательной системы. Мобильное обучение (m-learning) специалистов по организации и предоставлению туристских услуг соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, удовлетворяет государственным требованиям к программам подготовки бакалавров в этой сфере. Авторами исследуется проблема оценки влияния применения мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли на качество их подготовки. Цель исследования – изучить влияние мобильного обучения (m-learning) на качество подготовки специалистов в сфере туризма. Методология основывается на анализе потенциала мобильных технологий для поддержки высшего образования и инициатив ЮНЕСКО при выявлении проблем их внедрения в подготовку специалистов по организации и предоставлению туристских услуг. При разработке системы учебных заданий на основе мобильных приложений учтены положения профессионального стандарта специалиста туристической отрасли, стратегии развития туризма в России. Использованы приложения и средства для поддержки мобильного обучения: Quizlet, Pinterest, Survio.com, Couchsurfing, Aviasales, Momondo, Trivago, Tripster, izi.TRAVEL, iBuildApp, Аpps Tech Global, Appery.io, MIT App Inventor и др. В качестве результатов описаны идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки высококвалифицированных специалистов туристической сферы именно с учетом положений профессионального стандарта и направлений стратегии развития туризма в России. В заключении делаются выводы о положительных (новые возможности коллаборации и проектной деятельности, оптимизация затрат при ведении туристического бизнеса, инновационный опыт работы с «бескасательными» технологиями в туризме) и негативных (слабое развитие коммуникативных способностей и навыков устного общения пользователей, отвлекающий фактор мобильного устройства и т. п.) аспектах влияния m-learning на качество подготовки специалистов по туризму. Также сформулированы методические и технические трудности предлагаемых нововведений: зависимость от зарубежных программных решений, высокая стоимость, технические сбои оборудования и Интернета в удаленных районах. Полученные результаты могут быть использованы для организации познавательной исследовательской деятельности студентов; развития туристической отрасли региона.
Мнацаканян С. В. Использование компьютерных игровых технологий в формировании коммуникативных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 7 (июль). – С. 56–71. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальная проблема современной психологии и педагогики – коммуникативные умения, которые являются универсальным условием развития личности в период школьного детства. Формирование, развитие и закрепление полученных коммуникативных умений детей младшего школьного возраста – одна из главных проблем в развитии детей. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями ФГОС НОО, задача которого – модернизовать школьное образование, усовершенствовать и обновить содержание, формы, методы и педагогические технологии в воспитании и обучении детей. Изменения, которые происходят в обществе на современном этапе его развития, порождают новые требования к системе образования подрастающего поколения. Определяя условия развития личности детей, необходимо искать и находить способы комфортного пребывания в коллективе для каждого ребенка. В связи с этим мы видим необходимость поиска путей создания условий для формирования коммуникативных навыков и компетенций у детей младшего школьного возраста. Если учитывать возрастные особенности младших школьников и реалии современного мира, для развития коммуникативных умений целесообразно использовать компьютерные игровые технологии. Цель статьи – охарактеризовать виды компьютерных игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе, обосновать уместность использования готовых компьютерных игр и создание авторских интерактивных игр для формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, применение их как средства мотивации и расширения дидактических возможностей в учебном процессе. В нашем исследовании ведущим методом опытной работы по формированию коммуникативных умений детей средствами компьютерных игровых технологий стал эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Он показал, что использование компьютерных игровых технологий как дидактического средства в работе с детьми дает педагогам возможность более качественно формировать коммуникативные умения младших школьников. Данная статья имеет теоретическую и практическую значимость, проявляющуюся в обосновании результативности применения компьютерных игровых технологий в образовательном процессе для формирования коммуникативных умений детей, что может послужить методологической основой для дальнейшего изучения аналогичных теоретических и практических исследований. Разработанная нами модель формирования коммуникативных умений детей на основе принципов интегративности и интерактивности, с учетом традиционных и инновационных форм работы с детьми может быть использована в начальной школе, при разработке учебной документации и создании методической литературы.