Педагогика

Габдуллина А. Ш., Рубцова А. В. Геймификация как средство развития гибких навыков и креативного мышления при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одним из инновационных подходов является геймификация, которая представляет собой применение игровых элементов в учебном процессе с целью повышения мотивации и результативности обучения. Важно отметить, что помимо освоения иностранного языка современная методика обучения также акцентирует внимание на развитии креативного мышления и гибких навыков, способных укрепить умение студентов адаптироваться к разнообразным языковым ситуациям. Данная статья посвящена анализу понятия геймификации в образовании и влияния геймификации как средства развития гибких навыков и креативного мышления при обучении иностранному языку. В рамках исследования были определены методология и подходы к проведению исследования. Актуальность работы заключается в необходимости применения геймификации в современном образовании, которое ставит перед собой задачу подготовки студентов к решению сложных, нестандартных задач и требует развития гибких навыков и креативного мышления. Цель нашего исследования – проанализировать задания на способность развития гибких навыков у студентов. На этапе анализа результатов был проведен комплексный анализ прогресса участников, включая как количественные, так и качественные аспекты их языковых навыков. В результате этого анализа было выявлено, что использование геймификации позитивно влияет на развитие гибких навыков и способности к креативному мышлению. Участники экспериментальной группы, занимавшиеся с применением геймификации, продемонстрировали более высокий уровень креативности и гибкости мышления в сравнении с традиционными методами обучения. Геймификация была рассмотрена как подход к обучению иностранному языку для улучшения качества и уровня владения иностранным языком и мотивации студентов. Результаты исследования указывают на потенциал геймификации как эффективного инструмента для стимулирования интереса и активности студентов в образовательном процессе. Анализ также подчеркивает важность гибких навыков и креативного мышления при изучении иностранного языка, что делает геймификацию ценным инструментом для их развития. Статья имеет теоретическую и практическую значимость, установлено, что геймификация в обучении иностранному языку расширяет теоретические рамки психологических аспектов обучения. Геймификация способствует развитию креативного мышления и гибких навыков путем применения игровых заданий и решения нестандартных задач, что позволяет развить профессиональные качества и создать эффективные коммуникации. Внедрение геймификации в учебный процесс является эффективным образовательным элементом для образовательных учреждений и педагогов. Таким образом, использование геймификации не только обогащает образовательный опыт, но и обеспечивает плодотворное воздействие на формирование ключевых компетенций, необходимых для успешного овладения иностранным языком.
Ермакова Е. В., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Теория и практика непрерывного образования в условиях педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 169–182. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Быстрое развитие новых технологий, увеличение уровня и продолжительности жизни, ускоренная трансформация востребованных навыков на рынке труда требуют от человека приобретения новых компетенций, знаний и навыков путем непрерывного образования в течение всей жизни. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью непрерывного образования взрослого человека на всех ступенях своего развития (школа – СПО – вуз – профессия/специальность). Целью данной статьи является описание системы непрерывного профессионального педагогического образования, направленной на повышение качества получаемого человеком образования в течение жизни. При исследовании заявленной проблемы использовались системный, компетентностный и деятельностный подходы. Авторами проанализированы такие категории, как «непрерывное образование», «образование “длиною в жизнь”», «мобильность и гибкость системы непрерывного образования». Научная новизна исследования определяется в разработке и реализации концептуальных основ по ступенчатой модели «Обучение длиною в жизнь» как платформы непрерывного педагогического образования на юге Тюменской области. Обучение через всю жизнь способствует также повышению общей культуры населения, увеличению производительности труда, адаптации к быстроменяющимся условиям как в жизни, так и на производстве. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научных и методических материалов по теме исследования с целью определения актуальности выбранной темы и перспектив реализации непрерывного профессионального образования с учетом региональных запросов к качеству подготовки педагогических кадров для современной системы образования. Практическая значимость исследования заключается в разработке ступенчатой модели непрерывного педагогического образования «Обучение длиною в жизнь», включающей три ступени целевых ориентиров, дающих возможность сформировать у человека устойчивую мотивацию к выбранной профессии, закрепиться в ней и развить способность стать наставником для подрастающих поколений. Доказана необходимость создания современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального педагогического образования, цель которой – повысить качество получаемого человеком образования на всех уровнях, в течение всей жизни, тем самым подготовить его к учебе, карьере, жизни. Каждая ступень непрерывного образования имеет свою завершенность: для нее определены требования образовательных стандартов – целевая установка, содержание подготовки, основные методы обучения, формы организации образовательного процесса, условия и средства реализации. Определяющим является принцип преемственности профессиональных образовательных программ всех уровней: от начальной подготовки, включая профориентацию, до постдипломного образования. Вуз является платформой для реализации модели непрерывного педагогического образования. Человек как участник данной системы рассматривает ее как залог его конкурентоспособности на рынке труда, поэтому он продолжает саморазвиваться дальше. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса обучения студентов педагогических вузов в системе непрерывного образования.
Китайгородская Г. В. Методические подходы к анализу и региональному контексту изучения в школе автобиографического романа П. Сорокина «Долгий путь» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 156–168. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования связана с раскрытием потенциала художественной автобиографии П. Сорокина как одного из величайших социологов XX столетия, которая вызывает методический и филологический интерес к личности, воплощенной в художественный образ и прошедшей три этнические идентификации: коми – русский – американец, а в настоящее время личность вне наций. Цель нашей статьи – представить методические подходы к анализу автобиографического произведения П. Сорокина, провести филологический анализ текста, интерпретируя художественную автобиографию П. Сорокина на основе литературоведческих и лингвистических способов понимания текста, показать региональные практики изучения произведения на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности. В статье демонстрируются методические возможности применения филологического анализа текста педагогом для формирования образовательных результатов обучающихся, связанных с практикой всестороннего анализа художественного текста в историко-культурном, этническом контекстах. Предметом регионального изучения произведения в школе является сюжетный нарратив – дневник тридцатипятилетнего мужчины, отраженный в первых трех частях автобиографического романа. В них – рефлексия и воспроизведение важных личностно значимых событий для мужской идентичности П. Сорокина как представителя коми народа. В автобиографическом романе в центре сюжета выделяются социально значимые этапы жизни автора, раскрывающие самоидентификацию мужчины как процесс становления его социологического мировоззрения, жизненной позиции альтруиста в дисгармоничном внешнем мире конца XIX – начала XX века. Обозначена образовательная стратегия изучения романа П. Сорокина, в центре которой – жизненный опыт, конструируемый в автобиографическом произведении как процесс взаимодействия героя с внешним миром, включая все социальные, культурные, этнографические, экономические, политические события. В статье заявлена теоретическая и практическая значимость региональной практики изучения произведения П. Сорокина на уроках и в рамках внеурочной деятельности, представлены рекомендации по использованию «деревенской биографии» как жизненного текста, раскрывающего поведенческие стереотипы маскулинности у коми населения второй половины XIX века. Автобиографический роман П. Сорокина «Долгий путь» имеет региональный потенциал для изучения произведения на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности, воплощая практику создания активной познавательной читательской среды.
Корнилова К. А., Корнилова Е. В. Корпоративный портал как необходимый элемент структуры образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 144–155. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Корпоративный информационный портал является необходимым элементом структуры образовательного учреждения по целому ряду причин. Во-первых, корпоративный портал обеспечивает централизованный доступ к информации и ресурсам, что делает процессы управления и обучения более эффективными и интерактивными. Сотрудники и студенты могут получать доступ к актуальным материалам, расписанию занятий, учебным планам и другим важным данным в любое время и из любого места. Кроме того, для потенциальных абитуриентов портал – единственный информационный ресурс, который доступен для взаимодействия потенциальных студентов и действующих сотрудников образовательного учреждения. Во вторых, корпоративный портал позволяет обеспечить коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками и студентами образовательного учреждения. На портале можно создавать форумы, группы для обсуждения, проводить онлайн-конференции и т. д. Это способствует обмену знаниями и опытом, что является важным аспектом образовательного процесса. В третьих, корпоративный портал может использоваться для автоматизации административных процедур, а это обеспечивает оптимизацию учебно-методических процессов. Цель исследования – выявить особенности корпоративного портала учебного заведения и оценить его роль как элемента образовательной системы. В рамках задач проанализированы особенности компонентов – элементов информационного портала образовательного учреждения. Выявлены тенденции современных порталов, и отмечены проблемы, которые возникают в результате их функционирования. Кроме этого авторами предложена математическая модель влияния качества корпоративного портала на эффективность приема в учебное заведение. В связи с выявленными характеристиками корпоративного портала актуален вопрос о необходимости повышения его качества и информационной прозрачности для оптимизации образовательного процесса и привлечения абитуриентов. Теоретическая значимость исследования состоит в разработанном усовершенствованном алгоритме управления корпоративной информацией образовательного процесса в контексте корпоративного портала. Практическая значимость проявляется в возможности формирования рейтинга учебных заведений по критерию качества портала информационной насыщенности, так как этот фактор находит свое отражение в эффективности привлечения новых обучающихся. Исследование будет актуальным и необходимым для специалистов по оптимизации новостного контента и администрации учебного заведения для выстраивания единой концепции модели дизайна корпоративного портала.
Гаибова В. Е. Общеучебная цифровая компетентность и способы ее развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 132–143. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время цифровизация охватывает практически все сферы жизни людей: от образования до покупки товаров, от оплаты услуг до получения зарплат. Дети и подростки с малых лет учатся пользоваться различными гаджетами самостоятельно, иногда «вслепую», так как никто не учит их, как правильно находить информацию в Интернете, как ее можно обобщать и систематизировать, каковы правила безопасного поведения в сети и чем неосторожный комментарий может «аукнуться» впоследствии. В сфере образования уже давно идет речь о развитии различного рода компетентностей обучающихся, охватывающих как предметные умения, как и метапредметные, которые можно формировать и развивать в процессе образования. Многие исследователи современности говорят о необходимости развития цифровой компетентности как необходимой для современной жизни способности человека. Цели исследования: обоснование термина «общеучебная цифровая компетентность», ее компонентов, которые можно развивать в учебной деятельности, и подбор технологий, способствующих ее развитию. Ведущими методами можно назвать опытно-экспериментальную работу и методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: понятие общеучебной цифровой компетентности действительно является актуальным в сегодняшних реалиях, обучающиеся прекрасно ориентируются в цифровом пространстве, но для нахождения действительно хорошего контента им нужна помощь, выделенные компоненты общеучебной цифровой компетентности возможно развивать на уроках. Теоретическая значимость нашего исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития общеучебной цифровой компетентности учащихся в учебном процессе; в уточнении самого понятия «компетентность» (включающего узкоспециальные знания по данной предметной области, особого рода предметные навыки и способы мышления, а также – и это очень важно – понимание ответственности за свои действия), в определении понятия общеучебной цифровой компетентности и выделении ее составляющих, в обосновании необходимости ее развития именно в учебном процессе. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что апробированы некоторые продуктивные технологии обучения и доказана их эффективность; составлена рабочая программа, способствующая развитию общеучебной цифровой компетентности обучающихся, а результаты и выводы могут быть учтены при разработке учебных пособий для средней школы.