Педагогика

Моторная С. Е., Кондрашихина О. А. Подготовка специалистов с высшим образованием: влияние родительских предписаний на социальные аксиомы в условиях социальной трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 302–324. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуализируется проблема усвоения социальных аксиом в рамках влияния родительских предписаний на динамику их проявления в условиях социальной трансформации. Цель исследования – изучение и обоснование особенностей социальных аксиом «Информационного» и «Нового» поколений и их связи с различными родительскими предписаниями в образовательном пространстве семьи для совершенствования процесса социализации, обусловленного воздействием социальных институтов семьи и школы, социума и достижением на современном этапе развития эффективности и качества образования. Представлен обзор исследований феномена социальных аксиом, установивший, что отечественные и зарубежные ученые в своих трудах охарактеризовали сущность, проанализировали модель социальных аксиом и связь пяти аспектов социальных аксиом: социального цинизма, веры в награду за усилия, веры в возможность контроля судьбы, социальную сложность, духовности/религиозности с такими феноменами, как самооценка, доверие, надежда, локус контроля, преодоление трудностей, благополучие, адаптация. Вопросы, связанные с влиянием родительских предписаний на социальные аксиомы и динамикой от «Информационного» к «Новому» поколению, отечественными и зарубежными учеными не рассматривались. В исследовании используются системный и поколенчатый подходы для анализа взаимосвязи социальных аксиом и родительских предписаний, теоретический анализ литературных источников по проблеме социальных аксиом, динамике поколений, родительским предписаниям, метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика осуществлялась по опроснику «Шкала предписаний П. Дрего»; опроснику социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга (в адаптации А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой). Результаты эмпирического исследования показали наличие многочисленных связей между социальными аксиомами и родительскими предписаниями у представительниц «Информационного» и «Нового» поколений; социальная аксиома «Награда за усилия» явилась доминирующей; преобладают значимые корреляционные связи между духовностью/религиозностью и родительскими предписаниями у представителей обоих поколений при полярном характере вектора корреляции. Полученные результаты могут быть применены для теоретического обоснования и прогнозирования в условиях социальной трансформации увеличения влияния на усвоение социальных аксиом предписаний социальных институтов, а также формирования в образовании адаптационной способности к «скоростному» изменению действительности у детей «Сверхнового» поколения.
Некрасова И. И. Развитие одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 275–301. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема одарённости интересует человечество ещё с античных времён. За столь долгий срок было предпринято множество попыток объяснения данного феномена. На данный момент существует как минимум десяток концепций и ещё больше определений понятия «одарённость». Однако современная психология и педагогика не пришли к единому мнению в вопросах дефиниции, диагностики, сопровождения и развития одарённости. Развитие одарённости – тренд современного технологического образования. Вопрос национальной безопасности страны, переход к высшему этапу развития постиндустриальной экономики – «экономике знаний», запрос на «успешного» человека – все это обусловливает актуальность исследуемой проблемы. Образовательные учреждения нуждаются в едином комплексном подходе развития одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании, который отвечал бы потребностям каждой конкретной школы. Ориентируясь на государственную значимость проблемы одарённости обучаемого, потребность в реализации всесторонней работы со способными обучающимися и недостаточность методической разработанности, мы обозначили цель данной статьи – разработать комплексный подход к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании. Выявление и развитие одарённости – сложный, многоаспектный и длительный процесс, требующий комплексного подхода к организации специальных психолого-педагогических условий. Работа со способностями обучаемого предполагает психологическое сопровождение, учитывающее его индивидуальные особенности. Данное исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» и МКОУ «Ушьинская СОШ» Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021–2024 годах и было посвящено разработке комплексного подхода к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании в образовательном учреждении, имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретические выводы, сделанные в результате работы, предполагают смещение акцентов в существующем учебном плане в пользу внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ. Они также открывают новые возможности для применения этих программ в будущем. Практические материалы, разработанные в ходе исследования, будут полезны для педагогов школ и организаций дополнительного образования, ведущих работу по развитию способностей обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании как в качестве методического сопровождения, так и в качестве обучающих материалов для повышения квалификации.
Боденова О. В. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 259–274. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены результаты изучения развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В науке представлены различные стороны развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945-х гг.: социальная защита детей, организация работы дошкольных учреждений, развитие теории и практики дошкольного воспитания, подготовка кадров воспитателей и др. В зарубежных работах больше внимания уделяется медицинским, социальным и психологическим проблемам детей, пострадавших от военных конфликтов. Актуальность исследования подтверждается тем, что в современных исследованиях недостаточно представлены вопросы теории и практики дошкольного воспитания в РСФСР, освещавшиеся на страницах журнала «Дошкольное воспитание» в период войны. За 1941–1945 гг. в журнале было опубликовано более ста статей по различным проблемам дошкольного воспитания. Однако до настоящего момента они не стали предметом специального обсуждения. Между тем опыт военного времени может быть востребован в современных условиях. Целью исследования стало обобщение опыта воспитания детей дошкольного возраста в годы Великой Отечественной войны, представленного на страницах журнала «Дошкольное воспитание» за 1941–1945 гг. Материалом для исследования выступили статьи журнала «Дошкольное воспитание» (1941–1945). Методологической основой исследования явились принципы историзма и научной объективности. Для всестороннего анализа изучаемой проблемы использовались теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и историко-педагогические (актуализация проблемы, изучение историко-педагогических источников). Автором выделены и описаны факторы развития общественного дошкольного воспитания в годы войны, типы дошкольных учреждений, особенности воспитательной работы детских садов, содержание работы с родителями, вклад воспитателей в дело Великой победы, определена нормативно-правовая база работы дошкольных учреждений. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по проблемам развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в историко-педагогических исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, проектировании задач, направлений развития общественного дошкольного воспитания в современных условиях.
Иванова А. В., Нестерева Н. А. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 245–258. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование исследовательских умений младших школьников – задача, требующая комплексного подхода, включающая создание благоприятных педагогических условий. Важным аспектом в создании педагогических условий является использование средств педагогического потенциала этнокультурных традиций, которое обогащает образовательный процесс, делая его более разнообразным и увлекательным для детей. Целью данного исследования стало изучение педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, которые представляют собой богатый источник знаний, навыков и ценностей. В ходе исследования решались следующие задачи: выявить и описать педагогические условия, способствующие эффективному развитию исследовательских умений у младших школьников; определить средства педагогического потенциала этнокультурных традиций для формирования исследовательских умений; провести экспериментальное исследование для оценки эффективности применения этнокультурных традиций в образовательном процессе. Выявленные на основе анализа психолого-педагогической литературы педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников, стали основой для организации и проведения опытно-экспериментальной работы. В качестве методов исследования взяты тест М. В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы младших школьников к исследовательской деятельности» и методика оценки практической готовности к исследовательской деятельности младших школьников, разработанная Н. Н. Сандаловой, которая представляет собой комплексный подход, направленный на определение уровня развития исследовательских умений обучающихся младших классов. В ходе эксперимента были разработаны и апробированы инновационные методики, основанные на интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс. Результаты исследования показали, что средства педагогического потенциала этнокультурных традиций способствуют повышению мотивации к исследовательской деятельности, развитию творческого потенциала и формированию исследовательских умений у младших школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий в контексте этнокультурных традиций. Практическая значимость: предложенные методики интеграции этнокультурных традиций могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения эффективности образовательного процесса.
Иванова Л. А., Данилова А. М., Суркова Д. Р. Влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 231–244. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Известно, что регулярная физическая нагрузка благотворно влияет на функциональное развитие всех органов и систем организма человека и положительно воздействует на многие процессы реабилитации после перенесенных заболеваний и лечение болезней. С каждым годом возрастает количество студентов, страдающих диабетом, поэтому проблема изучения влияния физических упражнений на течение заболевания остается актуальной и сегодня. Благодаря специально разработанным методикам, в которых регулярно поддерживаемая физическая активность является очень результативным методом по снижению сахара в крови, можно корректировать процесс протекания сахарного диабета. Цель исследования – выявить влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура», имеющих такое заболевание, как сахарный диабет. В исследовании применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, опросник: краткая форма здоровья SF-36, фотометрический показатель, методы математической статистики. Данная методика была апробирована на студентах, болеющих сахарным диабетом, из трех вузов Самарской области. Выявленное в ходе исследования достоверное снижение уровня сахара в крови у студентов экспериментальной группы подтверждает положительное влияние регулярной физической нагрузки на протекание сахарного диабета. Эксперимент показал, что 58% студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями, наблюдали положительный эффект от физической нагрузки, с большим удовольствием ходили на дополнительные занятия по оздоровительной аэробике. Хронические обострения заболевания и ОРЗ у данной группы наблюдались значительно реже. Авторы делают вывод, что разработанная методика занятий для студентов с сахарным диабетом может применяться в высших учебных заведениях в качестве обучения регулированию уровня сахара в крови, повышения эмоционального фона, а следовательно, и повышения качества жизни студентов. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научного материала по данной теме, определении основных направлений работы педагогов со студентами, имеющими такое заболевание, как сахарный диабет. Практическая значимость определяется в разработке новых методик преподавания АФК в вузах, направленных на индивидуальный прогностический подход в современном образовании.