Педагогические науки

Шилинг Г. С. Управление самостоятельной работой студентов естественно-научных профилей посредством развития цифровой среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221040.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Вес самостоятельной работы студентов университетов увеличивается с каждым годом. Это связано и с увеличением доли часов, отведенных на нее, и с изменением критериев оценки учебной деятельности. Цифровизация образования вносит свои коррективы в этот процесс. Необходимо отметить важность целенаправленного управления самостоятельной работой, создания единой рабочей слаженной программы управления подобной деятельностью студентов. Исследование, результаты которого описаны в данной работе, проводилось на базе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина со студентами естественно-научных профилей. Его целью явилась разработка единой программы управления самостоятельной работой студентов в условиях цифровизации образования. Программа построена по модели управления, описанной в работах по менеджменту А. Файоля. В программе выделены ключевые этапы, от разработки нормативной документации по созданию единой образовательной цифровой среды университета до налаживания каналов взаимодействия всех участников учебного процесса. Создание единой цифровой среды, позволяющей эффективно взаимодействовать в рамках образовательного процесса, является актуальной задачей, особенно в последнее время. Апробация программы управления осуществлялась в течение двух лет. Начало работы над исследованием пришлось на активную фазу вынужденного дистанционного обучения, введенного повсеместно из-за эпидемиологической обстановки в стране. Таким образом, удалось выявить в полевых условиях слабые места развивающейся информационной структуры, провести необходимую корректировку. Данные, полученные в результате исследования, говорят о повышении качества вовлеченности студентов в образовательный процесс при самостоятельной работе. Это подтверждается в том числе и публикационной активностью обучающихся. Результаты двухлетних наработок и составленная программа могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение качества организации самостоятельной работы студентов посредством электронных образовательных ресурсов. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, школ, а также в системе повышения квалификации педагогов.
Гущина Ю. А. Разработка модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 130–143. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221039.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном образовании актуализирована проблема развития саморегуляции у младших подростков. В статье в качестве средства развития саморегуляции рассматривается проектная деятельность. Выделены сущностные характеристики проектной деятельности как интегративной на уровне мотивации, целеполагания, содержания, средств достижения, результата, этапов деятельности, объектов управления деятельностью. Посредством педагогического моделирования построена структурно-функциональная модель развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. Цель статьи – дать характеристику компонентов модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. В статье обоснованы методологические подходы: системно-деятельностный, личностно ориентированный, синергетический. В рамках выделенных подходов определены принципы деятельности, непрерывности, психологической комфортности, самоактуализации, субъектности, кооперативности. Охарактеризованы структурно-технологический, субъектный, функциональный, содержательно-деятельностный, результативно-оценочный компоненты модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. В структурно-технологическом компоненте выделены компоненты структуры саморегуляции (по О. А. Конопкину), определены и охарактеризованы этапы проектной деятельности младших подростков и этапы деятельности учителя по организации проектной деятельности обучающихся, способствующей развитию саморегуляции. Субъектный компонент модели представлен через призму основных субъектов, участвующих в развитии саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. В функциональном компоненте модели определены функции всех субъектов проектной деятельности. В содержательно-деятельностном компоненте представлено содержание курса внеурочной деятельности и охарактеризована деятельность субъектов. Оценочно-результативный компонент содержит инструменты оценивания, позволяющие посредством мониторинга увидеть динамику развития саморегуляции в проектной деятельности: сформированность отдельных компонентов саморегуляции и общий уровень развития саморегуляции. Теоретическая значимость исследования заключается в обоснованности компонентов структурно-функциональной модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в образовательной организации разработанной структурно-функциональной модели.
Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 115–129. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221038.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий профессионального взаимодействия с современными студентами в условиях образовательного пространства высшей школы. Анализ научной психолого-педагогической литературы и опыт авторов статьи позволяют сделать выводы о том, что социально-экономические условия функционирования общества оказывают существенное влияние на ценностно-мотивационный выбор профессии старшеклассниками, способствуют формированию представлений о выбранной профессии, о возможностях саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Целью статьи является сравнительный анализ результатов изучения удовлетворенности избранной профессией у обучающихся различных направлений и профилей подготовки (будущие педагоги и психологи). Представленное исследование дает возможность обратиться к поиску, отбору и последующему использованию методов и технологий, способствующих эффективному освоению избранной профессии современными студентами. Эмпирическими методами исследования являются следующие психодиагностические методики: «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л. А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); авторская анкета (Э. Г. Патрикеева, Т. В. Калинина), подобранные в соответствии с изучаемой проблематикой. Теоретическая значимость статьи состоит в анализе авторских научных концепций феномена удовлетворенности личности профессиональным выбором; в изучении причин и факторов, влияющих на субъективную качественную оценку обучающимися профессионального выбора; в рассмотрении возможностей вуза в формировании у студентов высокого уровня удовлетворенности выбранной профессией. В качестве практической значимости исследования выступил сравнительный анализ результатов изучения особенностей профессиональной мотивации обучающихся; факторов привлекательности профессии; удовлетворенности студентов разных профилей обучения практической подготовкой, выражающейся в аффективно-эмоциональном и ценностном отношении студента к своему профессиональному выбору. Авторы подчеркивают, что проведение исследований удовлетворенности студентами выбранной профессией способствует эффективному взаимодействию структурных подразделений и участников образовательного процесса вуза, содействует оценке качества образовательной деятельности, позволяет принимать управленческие решения, содействует совершенствованию деятельности вуза.
Шакирова О. В., Булдакова Н. В. Смешанное обучение как форма организации подготовки будущих педагогов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 101–114. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221037.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена проблемой поиска путей повышения активности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье обосновывается целесообразность применения модели смешанного обучения («перевернутый класс») как формы организации обучения. Целью статьи является обобщение и представление опыта организации смешанного обучения с применением возможностей платформы Microsoft Teams при подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного и практико-ориентированного подходов к проработке вопроса поиска путей повышения качества подготовки будущих педагогов на примере организации обучения средствами платформы MS Teams. На основании достижения высоких показателей сформированности профессиональной компетенции, полученных в ходе реализации опытно-экспериментальной работы, установлено, что внедрение модели смешанного обучения «перевернутый класс» в образовательный процесс оказывает положительное влияние на активизацию деятельности будущих педагогов в процессе их целенаправленной профессиональной подготовки. Теоретическая значимость заключается в обобщении рассмотренных в исследовании возможностей применения средств MS Teams при организации обучения с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс». Главным преимуществом данной электронной среды, по мнению авторов, является комплекс средств организации и осуществления взаимодействия преподавателя и будущих педагогов. Практическая значимость определяется предложением решения вопроса по активизации самостоятельной познавательной деятельности будущих педагогов с помощью модели смешанного обучения («перевернутый класс») с учетом возможностей средств платформы Microsoft Teams. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, могут являться источником эмпирических данных, применяемых при проведении дальнейших исследований.
Салькова Ф. А. Критерии и показатели апробации модели педагогического сопровождения студентов и молодых педагогов в системе «колледж – вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 85–100. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221036.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В системе образования наблюдается дефицит педагогических кадров: молодые педагоги покидают образовательные учреждения в течение пяти первых лет после начала профессиональной карьеры. Актуальность темы исследования подтверждают различные программы поддержки и сопровождения молодых педагогов: единовременные выплаты при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения, льготная ипотека, программа «Земский учитель», социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья. В Ярославской области наблюдается аналогичная ситуация. Подготовка молодых специалистов в Ярославской области представлена в основном средним профессиональным образованием: в области реализуют профессиональные образовательные программы четыре педагогических колледжа. Выпускников колледжа удерживает на рабочем месте желание получить высшее образование: для получения высшего образования на бюджетной основе необходимо работать в образовательном учреждении. Программы поддержки и сопровождения в Ярославской области в основном направлены на сопровождение молодого специалиста – выпускника высшего учебного заведения – либо ориентированы на допрофессиональную подготовку школьников; выпускники средних профессиональных учебных заведений остаются вне поля зрения научных интересов, так как являются обучающимися вуза, но также они являются и молодыми специалистами. Цель нашего исследования – доказательство того, что при этапном, комплексном, последовательном педагогическом сопровождении в системе «колледж – вуз» удается сохранить на рабочих местах молодых педагогов. В статье рассматриваются критерии, условия, которые являются эффективными при данном виде сопровождения, представлены результаты сопровождения, обзор понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка», синонимичность и отличия данных понятий, которые рассматриваются в современном научном обществе, раскрыты точки зрения учёных на наполняемость данных понятий. Результаты исследования представлены следующие: в практической части исследования выявлены и апробированы основные критерии и показатели, которые эффективны при педагогическом сопровождении, представлены уровни данных критериев, описана апробированная модель педагогического сопровождения, необходимая для выпускников педагогических колледжей, совмещающих учебную и профессиональную деятельность. Данная модель сопровождения помогает молодому специалисту открыть положительные стороны профессии, начать успешную карьеру. Комплексное сопровождение ориентировано на достижение стабильных и высоких результатов при выполнении условий, результаты педагогического сопровождения представлены в таблице. Одна из форм сопровождения осуществлялась посредством электронной среды, что является наиболее эффективным и востребованным. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мы рассмотрели основные понятия педагогического сопровождения, которые представлены в научных публикациях, выделили синонимичные черты, указали на нетождественность понятий «сопровождение» и «поддержка».