Педагогика

Позднякова Е. В. Концептуальные идеи формирования универсальных учебных действий учащихся 5–9 классов при обучении математике в деятельностно-цифровой образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 139–154. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241132.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современной парадигме школьного образования значимой становится сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих широкую ориентацию школьников как в различных предметных областях, так и в различных видах познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, определяя метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, актуализирует задачу их формирования средствами предметных дисциплин (в том числе и математики). Несмотря на имеющийся большой пласт исследований, затрагивающих структурно-содержательный, процессуально-технологический и диагностический аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий школьников в процессе математической подготовки, недостаточно изучена системная организация обучения математике для интегрированного формирования метапредметных и предметных умений, самоопределения и творческого развития всех категорий обучающихся основной школы; не реализованы в полной мере новые образовательные возможности для развития УУД, которые открываются на основе современных цифровых технологий. Целью статьи является представление основных идей концепции формирования ключевых УУД обучающихся 5–9-х классов в процессе математической подготовки в условиях цифровой трансформации образования. Для достижения поставленной цели был использован комплекс теоретических методов, а также такие методы эмпирического исследования, как педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, применение специализированных компьютерных программ. Ведущими методологическими подходами при построении авторской концепции были выбраны системный (основа научного познания), системно-деятельностный (обеспечивает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных способов деятельности средствами учебного предмета «Математика»), средовый (обеспечивает наличие предметной деятельностно-цифровой образовательной среды), информационный (обеспечивает возможность создания индивидуальных траекторий обучения, применения синхронных и асинхронных технологий и реализации моделей смешанного обучения математике). Ядро педагогической концепции представлено закономерностями и принципами формирования ключевых универсальных учебных действий. На основе определенных методологических подходов, закономерностей и принципов сформулированы ведущие положения концепции, которые являются основой для проектирования модели соответствующей методической системы.
Капустина Л. В., Баканова И. Г., Кошарская Е. В. Гибкие навыки в IT-образовании глазами современных работодателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241131.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что сегодня большинство учебных планов, предлагаемых в высших учебных заведениях, направлены на развитие жестких навыков у будущих специалистов, отодвигая на второй план формирование гибких навыков в процессе обучения. Если в курсе дисциплин и встречаются отдельные предметы на развитие гибких навыков, то планируются они, как правило, без учета современных запросов работодателей в этой области. Стоит отметить, что сформированные гибкие навыки имеют сегодня первостепенное значение в профессиональной сфере в целом и в IT-области в частности. Цель данного исследования – выявление актуального набора гибких навыков, которые предъявляются кандидатам на соискание должностей в IT-компаниях и делают соискателей конкурентоспособными на рынке труда. Данная работа основана на теоретическом обзоре и анализе отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирического метода исследования было выбрано анкетирование. Научная новизна результатов, в отличие от результатов зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме, представлена в следующих основных положениях: 1) технические знания не всегда способствуют профессиональному успеху в IT-сфере, который во многом зависит от того, насколько специалист умеет сотрудничать, слушать и взаимодействовать с другими для продвижения проекта или решения проблемы в команде; 2) гибкие навыки – это дополнительные ценности будущего IT-специалиста, но только при условии, что он осознаёт, какие конкретно гибкие навыки от него потребуются, и сумеет их открыть и развить; 3) университет способен стать подходящей базой для формирования актуального набора гибких навыков у выпускников. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме формирования гибких навыков у студентов высших учебных заведений, способных улучшить их профессиональную траекторию. Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы выявили и описали актуальный набор гибких навыков, основанный на результатах собеседований, проводимых в различных службах, связанных с процессом найма в российские IT-компании: любопытство и готовность учиться; навык межличностного общения; менталитет, ориентированный на клиента; сотрудничество; способность решать проблемы; адаптивность; расстановка приоритетов; наставничество. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались всесторонним анализом отечественных и зарубежных научных источников по проблеме исследования с учетом основополагающих методологических принципов и использованием методов, соответствующих исследованию.
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 114–124. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241130.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные технологии обучения требуют новых навыков от преподавателей, которые они будут способны реализовать в своей профессиональной деятельности. Требования общества, государства и рынка труда регулярно меняются. Однако существуют традиционные методы обучения, которые приобретают новые формы и модификации. Повествование – это традиционная форма обучения, которой владеют преподаватели, учителя, наставники. Через повествование люди всегда передавали свои знания и опыт. Традиционные лекции по-прежнему не теряют своей актуальности, но чаще всего они не способствуют появлению мотивации к обучению студентов. В связи с этим появляется новая форма повествования – сторителлинг, благодаря которой процесс передачи знаний становится наиболее интересным и увлекающим. Рассказывание истории в любом случае подразумевает обратную связь, которая может выражаться в вербальных и невербальных сигналах, а также в форме рефлексии, а обратная связь, в свою очередь, приводит к развитию социального взаимодействия. Целью данной статьи является изучение литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих аспекты сторителлинга в образовании, а также определение уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, анализ готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анкетирование и наблюдение. Основными результатами исследования являются полученные данные анкетирования, подтверждающие, что технология сторителлинга интересна студентам как образовательный метод, а также как метод взаимодействия в управленческой деятельности. В связи с этим сделан вывод о том, что данную технологию необходимо внедрять в учебный процесс высшего образования при подготовке будущих управленцев. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, а также анализом готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе.
Кузьмина А. П., Кюрегян А. Л., Перцевая Е. А. Особенности обучения иностранным языкам в рамках программы вуза с точки зрения билингвизма и создание максимально комфортной образовательной среды для обучения студентов-билингвов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 99–113. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241129.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На сегодняшний день в образовательной среде российских вузов востребовано обучение студентов не только из России, но и из других стран. В связи с этим перед преподавателями стоит ряд новых и важных задач при организации учебного процесса с учетом потребностей и психологических и культурных особенностей студентов-иностранцев. На сегодняшний день данная проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в процессе интеграции и взаимодействия культур появляется все больше людей, владеющих двумя языками и имеющих право называться билингвами. Цель данного исследования – анализ и классификация такого явления, как билингвизм, подробное изучение билингвизма как фактора, влияющего на образовательный процесс, особенно на изучение иностранных языков. Для реализации данного исследования использовались следующие методы: теоретические – анализ и обобщение научных трудов и литературы по рассматриваемой проблеме; эмпирические – наблюдение, опрос (анкетирование), педагогический эксперимент; математические – статистическая обработка результатов исследования. Руководствуясь данными проведенного социологического опроса студентов из разных стран и регионов России, в статье авторы подробно анализируют и изучают понятие «билингвизм», дают развернутую классификацию его разновидностей. Приводят факторы, способствующие появлению билингвов в сегодняшнем обществе, и объясняют важность изучения данного явления касательно современных тенденций в образовании, рассматривая категории студентов-билингвов и объясняя особенности обучения иностранным языкам всех этих категорий студентов на базе высших учебных заведений. Предлагается и конкретизируется термин «билингвальное сознание», который помогает обозначить личность, владеющую несколькими языками. Практическая значимость работы заключается в выявлении ряда проблем, с которыми сталкиваются билингвы в получении высшего образования вообще и в обучении иностранным языкам в частности, как и преимуществ, которые они могут иметь в обучении, и, соответственно, характеризуется наиболее благоприятная для двуязычных студентов образовательная среда высшего учебного заведения, объясняется необходимость ее формирования в современном образовательном учреждении. В исследовании впервые проводится комплексное исследование понятия «билингвизм» с точки зрения теоретического объяснения концепта и практического понимания, полученного посредством опроса студентов-билингвов.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 81–98. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241128.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования мобильных технологий для повышения качества обучения специалистов в области социально-культурной деятельности. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются: наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения мобильных технологий в обучении специалистов сферы социально-культурной деятельности. Цель исследования – изучить особенности организации практической деятельности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений для формирования их коммуникативной толерантности. Научная новизна: обосновывается потенциал мобильных приложений с социально-культурным контентом для подготовки востребованных специалистов цифрового общества. Теоретическая значимость: выявленные возможности и особенности информационного взаимодействия при проектировании мобильных приложений уточняются применительно к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности для формирования их коммуникативной толерантности. Создание мобильных приложений реализовано на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Для разработки мобильных приложений специалисты используют инструменты среды MIT App Inventor. Для оценки сформированности коммуникативной толерантности применяется тест В. В. Бойко. Задействовано 82 бакалавра Орловского государственного института культуры. Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль – «Менеджмент социально-культурной деятельности». При статистической обработке данных использован критерий 2-Пирсона. Авторами описана система работы по применению мобильных приложений социально-культурного назначения для содействия толерантности и мультиязычному взаимодействию; формирования уважения к культурным особенностям других людей; развития эмоционального интеллекта. Особенность предлагаемого информационного взаимодействия – адаптация контента мобильного приложения под специфику направления подготовки. В заключении сформулированы особенности работы, которые обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности: добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия; применение информационных технологий для поддержки диалога в рамках профессионального общения; наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по разработке мобильных приложений.