Педагогика
Логунова А. В., Рубцова А. В. Методические основы использования цифровых инструментов в обучении критическому чтению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251191.htm
ART 251191
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11191
Просмотров: 259
В условиях цифровой трансформации образования и роста объема научной информации на иностранных языках особую актуальность приобретает формирование умений критического чтения у студентов технических направлений подготовки. Современные выпускники должны не только владеть иностранным языком, но и уметь анализировать научные тексты, выявлять методологические ограничения и имплицитные смыслы. Традиционные методики зачастую не учитывают потенциал цифровых технологий, что создает разрыв между технологическими возможностями и их методическим применением. Целью исследования является анализ методических основ использования цифровых инструментов в обучении критическому чтению на иностранном языке. Методологическая база включает системный анализ научной литературы по цифровой дидактике и критическому чтению, а также сравнительный обзор эффективности цифровых инструментов. В работе использованы теоретические методы: анализ, систематизация, а также синтез данных для разработки рекомендаций по интеграции цифровых инструментов в процесс обучения критическому чтению. В результате проведенного исследования разработана система критериев отбора цифровых инструментов для обучения критическому чтению, предложена типология цифровых инструментов, а также определены стратегии интеграции цифровых технологий на всех этапах работы с текстом в процессе обучения критическому чтению на иностранном языке. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли цифровых инструментов как когнитивных усилителей, способствующих переходу от пассивного потребления информации к активному анализу текста. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций по использованию цифровых инструментов для развития умений критического чтения на иностранном языке. Проведенное исследование демонстрирует, что системное применение цифровых инструментов оптимизирует процесс обучения, а также формирует у студентов навыки самостоятельной работы с научными текстами, критического мышления и академической грамотности.
Сувирова А. Ю., Ананин Д. П., Шевелева Н. Н. Искусственный интеллект в школьном и вузовском преподавании: российский и зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 318–330. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251190.htm
ART 251190
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11190
Просмотров: 445
Статья представляет обзор практик применения сервисов на базе искусственного интеллекта (далее – ИИ) школьными учителями и вузовскими преподавателями в своей профессиональной деятельности. Цель работы: анализ современных практик применения ИИ-инструментов российскими и зарубежными педагогами среднего и высшего образования и выявление потенциала для масштабирования передовых решений для отечественной системы образования. Для достижения поставленной цели используются систематический анализ научных публикаций, контент-анализ нормативных документов, а также компаративный анализ практических кейсов по теме исследования. Анализ российских и зарубежных практик использования ИИ в образовании фиксирует тенденцию перехода от использования монофункциональных ИИ сервисов по решению отдельных учебных задач к разработке и внедрению комплексных ИИ-систем. Их активное применение направлено на обеспечение персонализации обучения на основе анализа данных об обучении и поддержки образовательного процесса (создания учебного контента, автоматизации проверки заданий и обратной связи). На фоне этого в разных странах наблюдается асимметричное развитие цифровой образовательной среды. Авторы заключают, что причинами разной степени интенсивности использования ИИ инструментов в межстрановом разрезе являются невысокий уровень ИИ-грамотности педагогов и их недостаточная методическая поддержка. Различия между российским и зарубежным опытом внедрения ИИ инструментов заключаются также в разной тематической фокусировке: в зарубежном контексте акцентируется соблюдение пользователями этических норм, в российском – улучшение функциональности и удобства использования ИИ-сервисов. Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и оценке дидактического потенциала ИИ-инструментов. Практическая значимость состоит в том, что результаты научной работы позволяют научно-педагогическому сообществу обнаружить преимущества и отрефлексировать дефициты и риски при работе с ИИ-инструментами на учебных занятиях.
Иванова С. В., Азархин А. В. Модель использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 303–317. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251189.htm
ART 251189
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11189
Просмотров: 330
Актуальность статьи обусловлена современными тенденциями, связанными с цифровой трансформацией общества, в рамках которой во всех социальных сферах активно внедряется и используется искусственный интеллект. Как следствие – резонанс между положительными результатами и определенными проблемами, вызванными его применением. В статье мы рассматриваем пути их решения в высших учебных заведениях. Целью статьи является разработка и описание модели использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вузов. Методологической основой выступают антропологический и квалиметрический подходы, реализация принципов которых позволяет решать обозначенные проблемы посредством рассмотрения искусственного интеллекта как вспомогательного инструмента для развития личности студентов и формирования у них субъектного опыта; оценки качественных показателей обученности; профилактики и развития коммуникативной сферы обучающихся; предоставления возможности выполнения ими квазипрофессиональной деятельности; а также сохранения значимой роли преподавателя как субъекта образовательных отношений, организующего и координирующего учебную деятельность обучающегося. Результаты исследования нашли свое отражение в разработанной модели использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вузов, реализация которой способствует повышению качества обучения в условиях цифровой трансформации общества. В модели раскрыты основные подходы, принципы, технологии, модели и средства обучения, позволяющие при использовании искусственного интеллекта предупредить и решить в случае возникновения психолого-педагогические, правовые и технические проблемы. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации и обобщении отечественного и зарубежного опыта, а также в определении нормативно-правовой базы использования искусственного интеллекта в образовательных процессах высших учебных заведений. Практическая значимость статьи состоит в определении принципов, технологий, моделей и средств обучения, наиболее целесообразных при применении искусственного интеллекта в высшем учебном заведении. Новизна исследования заключается в разработке модели использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова:
антропологический подход, искусственный интеллект, модель рефлексивного интеллекта, психолого-педагогические проблемы использования искусственного интеллекта, технические проблемы использования искусственного интеллекта, правовые проблемы использования искусственного интеллекта, квалиметрический подход, модель использования искусственного интеллекта
Свириденко С. А., Кузнецова А. Г. Научно-методическое сопровождение развития стратегического лидерства директора школы, работающей в сложных социальных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 285–302. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251188.htm
ART 251188
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11188
Просмотров: 320
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения равного доступа к качественному образованию в условиях социального неблагополучия, где ключевую роль играют школы, функционирующие в сложных социальных условиях. Эффективность их работы напрямую зависит от уровня стратегического лидерства руководителей, однако в научной и практической сфере наблюдается дефицит эффективных моделей научно-методического сопровождения, ориентированных на развитие управленческого потенциала директоров таких школ. Цель статьи – разработка и эмпирическая апробация модели научно-методического сопровождения, направленной на сопровождение развития стратегического лидерства директоров школ, функционирующих в сложных социальных условиях. В ходе теоретического анализа были использованы андрагогический, системный и синергетический подходы как основа для понимания процессов профессионального развития взрослых управленцев, управления сложными изменениями и организации непрерывного обучения. В рамках экспериментальной части исследования применялась методика OCAI (Камерона – Куинна) для оценки изменений в организационной культуре школ, а также парный t-критерий Стьюдента для статистической обработки данных. Основные результаты исследования показали, что реализация предложенной модели научно-методического сопровождения оказалась результативной в развитии стратегического лидерства руководителей школ. Это способствовало трансформации организационной культуры образовательных организаций и переходу от реактивного управления к проактивному, стратегически ориентированному подходу. Установлено, что реализация модели через три педагогических условия (цикл обучения, безопасное пространство для экспериментов, сетевые сообщества) положительно влияет на мотивацию, рефлексию и кооперацию в педагогических коллективах. Теоретическая значимость заключается в концептуализации и обосновании комплексного подхода к развитию контекстуального стратегического лидерства в условиях неопределенности. Практическая ценность выражается в создании воспроизводимой и масштабируемой модели научно-методического сопровождения, которая может быть внедрена в региональных системах образования для поддержки школ, находящихся в сложных социальных условиях. Результаты исследования могут быть использованы органами управления образованием, институтами повышения квалификации и руководителями образовательных организаций при разработке программ развития управленческих компетенций.
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Формирование профессиональных компетенций будущего врача в процессе обучения физике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 273–284. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251187.htm
ART 251187
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11187
Просмотров: 334
В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки будущих врачей на основе содержания обучения физики как средства формирования профессиональных компетенций. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, потребностью общества и государства в медицинских работниках, во-вторых, усложнением деятельности современных врачей, внедрением высокотехнологичных средств диагностики и лечения, цифровизацией деятельности будущих врачей. В связи с этим большое значение имеет формирование общих и специальных компетенций будущих врачей с учетом меняющихся запросов общества и государства, а также с учетом усложнения условий их деятельности на современном этапе. Цель исследования – проанализировать роль содержания обучения физике в формировании профессиональных компетенций будущих врачей. Задачи исследования включают: характеристику процесса изучения физики будущими врачами с позиции ее содержания, формируемую при изучении знаний и представлений; исследование роли физики в формировании профессиональных компетенций будущих врачей. В исследовании использован структурно-функциональный подход, рассматривающий процесс обучения, профессиональной подготовки как целостный процесс, основанный на планировании, подборе средств реализации с учетом выбранных целей обучения, а также компетентностный подход, раскрывающий условия формирования компетенций. В исследованиях рассмотрены позиции различных авторов о содержании физики как учебной дисциплины и средства формирования общих и специальных компетенций. Выявлены особенности физических знаний как знаний, обусловливающих отдельные элементы профессиональной компетентности врачей. Теоретическая значимость данного исследования обусловлена тем, что в ходе исследования обобщены представления о формировании профессиональных компетенций будущих врачей на современном этапе на основе изучения физики. Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы проанализированы общие условия, методы, средства формирования профессиональной компетентности будущих врачей на основе изучения физики. Новизна исследования состоит в том, что в рамках работы выявлены особенности формирования профессиональных компетенций обучающихся средствами, применяемыми традиционно в образовательном процессе для формирования общих компетенций.
Ключевые слова:
компетентностный подход, высшее образование, профессиональные компетенции, физика, общие компетенции
А. В. Логунова