Педагогика

Земляченко Л. В. Специфика предметно-пространственной среды образовательного центра для детей дошкольного возраста на площадке педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 140–155. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется необходимостью научно-методического обеспечения процесса проектирования предметно-пространственной среды детских образовательных центров при российских вузах в целях оказания дополнительных образовательных услуг. Открытие подобных центров зачастую затрудняется отсутствием четкого понимания содержательного и структурно-функционального наполнения предметно-пространственной среды, выработанного, с одной стороны, на основе нормативных требований ФГОС дошкольного образования, а с другой – с учетом образовательных потребностей детей дошкольного возраста, родителей (законных представителей) и требований в области дополнительного образования. Целью статьи является диссеминация опыта создания предметно-пространственной среды образовательного центра для дошкольников, работающего на площадке Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, и определение ее ключевых характеристик, оказывающих влияние на эффективность и оптимальность функционирования данной системы. Методологической основой исследования в статье являются: системный, комплексный, деятельностный, антропологический, экологический, средовой подходы. Мы основывались на результатах фундаментальных и прикладных исследований, посвященных вопросам проектирования и развития предметно-пространственной среды образовательных организаций, детских садов. Ключевыми методами стали теоретический анализ нормативных документов и источников, моделирование, теоретический и сравнительный анализ. Полученные в результате исследования результаты обеспечили возможность раскрытия специфических особенностей построения предметно-пространственной среды образовательного центра в педагогическом вузе (насыщенность, вариативность и трансформируемость, доступность, безопасность и полифункциональность). Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении методологических подходов и принципов, специфики построения предметно-пространственной среды образовательного центра при вузе. Практическая значимость заключается в возможности использования опыта МГПУ имени М. Е. Евсевьева в создании и развитии данной среды в условиях педагогического вуза.
Кучумов Д. В., Ямалетдинова Г. А. Технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 123–139. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах. Это обусловлено стремительной динамикой развития технологий и внедрением инноваций во все сферы жизни общества. Потребность современного государства и общества в сотрудниках, готовых постоянно обучаться, внесла свою корректировку и в систему современного образования взрослого человека и послужила катализатором развития системы непрерывного образования. Однако сформировать способность к непрерывному обучению и самообучению необходимо еще на этапе обучения в вузе. Цель исследования – спроектировать и апробировать в учебном процессе технологию педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, компетентностный, личностно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный. Методы исследования: анализ философских, психолого-педагогических источников, научных периодических изданий по теме исследования; эмпирические (изучение нормативно-правовой документации, включенное наблюдение в естественных условиях образовательного процесса, тестирование, опрос, эксперимент, математическая статистика). Основные результаты статьи: в данной статье представлен научно-теоретический обзор проблемы педагогического сопровождения студентов в образовательном процессе с целью развития познавательной деятельности, технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств, а также результаты опытно-экспериментального исследования, доказывающие эффективность разработанной технологии. Теория профессиональной педагогики дополнена новыми знаниями о сущности педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов, способствующего их осознанному включению в процесс самоуправления (самопознание, самоопределение, самоорганизация, самореализация, самоконтроль, самокоррекция) психофизическим состоянием для создания личностного проекта. Спроектирована технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов при освоении восточных единоборств в вузе. Она представлена как совокупность взаимосвязанных компонентов (цель, принципы, содержание деятельности, этапы, формы, критерии, результат), которая обеспечивает формирование системы знаний, умений, навыков, мотивов.
Щербаков Е. С., Пудовкина О. Е., Хорина И. В. Инновационная направленность образовательного процесса как фактор формирования интеллектуального потенциала обучающихся в системе военной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 105–122. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена усложняющимися условиями военно-профессиональной деятельности, которые приводят к необходимости качественной подготовки военных специалистов, обладающих высоким уровнем интеллектуальных качеств, где создание инновационной образовательной среды выступает одним из приоритетных направлений для поступательного личностно-интеллектуального развития обучающихся. Целью статьи является разработка методико-педагогических условий, построенных в контексте нового видения учебной деятельности, которые способствуют расширению интеллектуального потенциала курсантов военного вуза. Ведущим подходом к исследованию выступил контент-анализ научно-педагогической литературы, реализация которого позволила систематизировать взгляды ученых и разработать авторское видение дефиниции «интеллектуальный потенциал» с аргументацией структурного состава его детерминант. В статье было осуществлено эмпирическое исследование, которое представлено проведением констатирующего и формирующего экспериментов, организованных на базе филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани. Основным результатом исследования стало уточнение понятия интеллектуального потенциала в контексте будущей военно-профессиональной деятельности и обоснование показателей и критериев развития анализируемой категории в процессе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе. Авторами спроектирована модель инновационной направленности образовательного процесса на основе системного подхода, имеющая блочно-модульную структуру, способствующая эффективному созданию условий для развития интеллектуального потенциала, который будет содействовать в оперативном решении военно-профессиональных задач. В статье авторы обосновывают ценность использования электронного обучающего курса, образовательная составляющая которого состоит из практических упражнений, сформированных по технологии “Step by step” и технологии развития креативности Ш. А. Амонашвили. Теоретическая значимость исследования обусловлена конкретизацией категорийного понимания интеллектуального развития учащихся военного вуза. Практическое использование итогов работы сопряжено с возможностью внедрения предложенной модели инновационной направленности образовательного процесса в учебную деятельность военного вуза.
Самохвалов А. Э. Адаптация учебной дисциплины «Информатика» для музыкальных учебных заведений в рамках федеральных государственных образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 89–104. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области культуры и искусств сформулирован курс на интеграцию процессов обучения музыке и информационным технологиям. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего, среднего профессионального и высшего уровней образования содержат требования к рабочим программам дисциплины «Информатика», которые являются общими для всех профилей подготовки. Цель исследования – составление методической разработки по адаптации рабочих программ по информатике к требованиям образовательных программ в музыкальных учебных заведениях. В работе применялся такой ведущий теоретический метод, как анализ педагогической литературы, нормативно-правовых документов в сфере образования, технической документации программных продуктов. Проанализирован педагогический опыт взаимного обогащения знаниями и навыками при совместном изучении инженерных и музыкальных предметов. Рассмотрены существующие языки программирования, проведено сравнение их технологических характеристик и степени доступности для организации учебного процесса. Изучен опыт применения различных сред разработки музыкального контента, выделены их достоинства и недостатки. Исследованы документы ФГОС, и составлена таблица распределения тем «Информатики» по уровням образования: 8–9-е классы, 10–11-е классы и курсы специального профессионального образования, курсы высшего образования. Результатом исследования стал план модификации основных разделов дисциплины: «Общие сведения о языке программирования Питон», «Организация ввода и вывода данных», «Программирование линейных алгоритмов», «Программирование разветвляющихся алгоритмов», «Программирование циклов», «Одномерные массивы» и другие. Теоретическая значимость исследования состоит в построении алгоритмически и технологически связанных с программированием электронной музыки тематических занятий по информатике. Практическая значимость исследования продемонстрирована на примере применения разработанной автором специальной библиотеки функций, которая позволяет обучающимся составлять программы на языке Питон на более высоком, а следовательно, более доступном уровне. В работе представлены результаты апробации авторской методики в ГБПОУ г. Москвы «Академия джаза» (основное общее и среднее профессиональное музыкальное образование).
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Естественно-научные дисциплины как основа формирования профессиональной компетентности будущих инженеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 76–88. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрена проблема подготовки будущих инженеров в аспекте формирования у них общей и профессиональной компетентности. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием запроса государства и общества на подготовку специалистов высокого уровня профессионализма. Анализируются условия формирования общей и профессиональной компетентности у студентов инженерных специальностей. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью подготовки инженерных кадров в настоящее время с учетом быстро меняющихся потребностей общества, государства, экономики в таких кадрах. Удовлетворение данной потребности может быть обеспечено исключительно через повышение качества обучения будущих инженеров, в первую очередь – в направлении формирования у них общих и специальных компетенций. Цель исследования – проанализировать значимость естественно-научных дисциплин в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров. Задачи исследования включают: характеристику процесса изучения естественно-научных дисциплин с позиции их содержания, формируемых при изучении знаний и представлений; исследование роли естественно-научных дисциплин в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров. В рамках исследования применен системный подход, рассматривающий компетентность как характеристику личности и совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и опыта деятельности. Формирование у будущих инженеров общих и специальных компетенций достигается через формирование у них комплексного представления об объектах окружающего мира. Условия для этого создаются при изучении естественно-научных дисциплин. Основные результаты исследования представлены в виде выявленного комплекса методических и организационных условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности будущих инженеров посредством изучения естественно-научных дисциплин. Представлен анализ специфики содержания естественно-научных дисциплин в аспекте возможности обеспечения формирования общей и профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей. Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией знаний и представлений о роли естественно-научных дисциплин в формировании профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей, возможностях современной системы образования обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности. Представлен обзор позиций различных авторов об условиях формирования общей и профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выявленные условия подготовки будущих инженеров посредством изучения естественно-научных дисциплин позволяют обеспечивать высокий уровень профессиональной компетентности будущих инженеров без преобразования образовательного процесса, а только путем изменения форм организации образовательной деятельности. Новизна исследования состоит в том, что в рамках работы представлено описание методики по формированию у студентов инженерных специальностей общих и профессиональных компетенций посредством изучения естественно-научных дисциплин.