Педагогика

Пиджоян Л. А. Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обращение к традициям музыкального просветительства как важнейшего института современной культуры позволяет осознать особую миссию музыканта-просветителя, способного успешно осуществлять организацию культурно-образовательного пространства и реализовывать музыкально-просветительские проекты в профессиональной деятельности. Рассмотрение вузовской подготовки педагога-музыканта в контексте популяризации просветительских идей позволяет представить теоретические аспекты формирования готовности будущего специалиста к реализации музыкально-просветительских проектов, культурно-образовательных программ. Целью статьи является обоснование сущности и описание структурных компонентов понятия «готовность к музыкально-просветительской деятельности»; представление основных направлений аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, направленных на совершенствование и развитие компетенций и знаний в области музыкального просвещения. Рассмотрение процесса профессиональной подготовки специалиста в контексте готовности к организации музыкально-просветительской работы осуществлялось на основе единства средового, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов. Обобщение исследований по обозначенной теме позволило рассмотреть готовность к музыкально-просветительской деятельности как результат и как цель вузовской подготовки будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования. Представляя данный феномен как явление комплексное, интегрирующее профессиональные и личностные характеристики индивида, определены и описаны взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности: ценностно-мотивационный, познавательный, деятельностно-креативный. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется возможностью применения полученных в ходе исследования научных результатов с целью обоснования и разработки модели и технологии формирования готовности педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов, совершенствования разнообразных видов и форм музыкально-просветительской работы в учреждениях различного типа для разработки различных учебно-методических материалов (программ, методических рекомендаций и т. д.).
Джабраилова В. С., Алексеева О. П. Организация конкурсной деятельности в рамках компетентностно-ориентированного подхода в обучении студентов переводческой специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 24–36. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлен анализ конкурсной деятельности в ракурсе компетентностно ориентированного подхода, который не только позволяет актуализировать межпредметные связи, но и способствует формированию особой мотивации к дальнейшему овладению основами профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Актуальность исследования обусловлена малой степенью разработанности вопроса применения конкурсной деятельности при формировании профессиональных компетенций в высшей школе. В исследовании отмечается, что профессиональный конкурс, задействующий прагматическую и познавательную составляющие обучения, может служить отправным механизмом в стимулировании интереса к дальнейшему овладению профессией. Цель исследования – выявление степени эффективности профессионально ориентированной конкурсной деятельности при формировании компетенций в рамках специальности «Перевод и переводоведение». Основными методами исследования послужили теоретический анализ и синтез методической и педагогической литературы, изучение зарубежного и отечественного опыта подготовки специалистов, эмпирические методы – наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, которые подтвердили верность исходных положений и эффективность разработанной системы конкурсных заданий; вспомогательные методы исследования – анализ вузовской документации и методы статистической обработки эмпирических данных – позволили оценить результаты эксперимента, дать теоретическое обоснование полученным практическим результатам. Терминологический анализ показал, что на данный момент такие понятия, как «конкурсная деятельность» и «конкурс», практически не представлены в словарно-справочной литературе педагогической направленности. Авторы приходят к выводу, что конкурсная деятельность, которая осмысливается прежде всего как эффективная форма игрового обучения, является продуктивным и эффективным средством обучения студентов. Отмечается, что преподаватель высшей школы сталкивается с рядом трудностей при осуществлении упомянутого выше подхода в рамках аудиторной деятельности. На базе ретроспективного анализа опытов проведения переводческих соревнований указывается, что подобное конкурсное внеаудиторное мероприятие позволяет задать новый вектор в развитии общих и профессиональных компетенций у студентов переводческой специальности. Теоретическое обоснование эффективности конкурсной деятельности как вспомогательного инструментария при подготовке специалистов в области перевода может внести определенный вклад в развитие теории профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применить методику проведения конкурса, представленную на уровне отдельных заданий.
Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 10–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительно меняющиеся условия жизни, расслоение общества привели к потере стабильности и уверенности в завтрашнем дне, девальвации семейных ценностей и ценностных ориентиров. Семья как основной социальный институт с трудом справляется с одной из главных задач – воспитанием морально-нравственных ценностей у ребенка. Социальная ситуация развития современного подростка заставляет задумываться над проблемой: какие нравственные ориентиры, смыслы и ценности будут определять его будущее социальное существование? Теоретическая значимость исследования состоит в определении причин, приводящих к различиям в осознании и усвоении ценностных категорий старшеклассниками, обучающимися в различных типах общеобразовательных учреждений (светских и православных школах). Такими причинами, по мнению авторов, являются: изменение социально-экономических условий развития современного российского общества; условия и традиции семейного воспитания; образовательная и воспитательная система школы; особенности детских субкультурных традиций; влияние средств массовой информации на формирование системы духовно-нравственных идеалов современных детей и молодежи. Практическая значимость исследования состоит в поиске средств и методов, позволяющих изучить общее и отличное в освоении духовно-нравственных ценностей современными старшеклассниками. Так, выявлено общее признание таких духовно-нравственных понятий, как честь, личностное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг. Определено различие в понимании таких показателей, как человеколюбие, воля и вера в добро. Кроме того, обнаружено, что данные критерии оказались в зоне непринятия и/или пренебрежения ими как ценностными ориентирами. Так, в среднем около 16% учащихся старших классов светских общеобразовательных школ не признают и не понимают такие нравственные критерии, как человеколюбие, воля и вера в добро, и тем самым исключают их из собственных ценностных ориентиров. На основании проведенного исследования мы считаем необходимым продолжение изучения ключевых аспектов заявленной проблемы и осуществление поиска условий, необходимых для успешного формирования духовно-нравственной ценностной системы личности современного подрастающего поколения как в светских, так и в православных школах.
Белинова Н. В., Брызгалова Ю. В., Вершинина А. Ю. Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 1–9. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Возможности развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации через педагогическое проектирование представляются актуальной проблемой в контексте современных социокультурных преобразований. Это обусловлено не только гуманистическими принципами, ориентированными на ценностно-нравственное и активное осмысление профессиональной деятельности, но и учетом национально-культурных особенностей и региональных аспектов системы дошкольного образования в едином образовательном дискурсе. Одним из проблемных компонентов в свете предлагаемого исследования видится недостаточный уровень рефлексии социальной компетентности как составляющей профессиограммы руководителя образовательной организации. Основными методами исследования предлагаемой проблемы выступают анализ и типологизация существующих подходов в отечественных и зарубежных научных исследованиях к определению формально-функциональных признаков социальной компетентности, а также метод анкетирования, позволяющий определить степень информированности и заинтересованности профессионального сообщества в данном аспекте. Декомпозиция данного феномена в свете современных исследований позволила выделить ряд компонентов, таких как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный. Как показывают наблюдения, руководители большое значение придают информационно-когнитивному и коммуникативному компонентам, в то время как мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты остаются вне зоны внимания в профессиональной деятельности. Проводимое исследование позволяет выдвинуть педагогическое проектирование в качестве оптимального метода в социально-профессиональной деятельности, оказывающего влияние на развитие социальной компетентности, повышение качества профессиональных функций во взаимодействии с социальными партнерами образовательной организации. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят на основании выделенной проблемы разработать методы инкорпорирования в процесс подготовки педагогических кадров формирование социальной компетентности в разрезе учета всех ее компонентов.
Стебловская Л. С. Субъективный контроль как феномен профессионального развития учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 91–101. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях реализации ФГОС общего образования учитель должен ощущать себя активным субъектом собственной деятельности, создавать в классе благоприятный климат, оказывать позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулировать у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывать развивающее влияние на их личность. В этих условиях проблема субъективного контроля учителя приобретает особую актуальность. Цель данного исследования – изучить уровень субъективного контроля учителей начальных классов общеобразовательного учреждения по пяти направлениям: принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить настоящим, осмысленность индивидуального бытия, принятие других. В статье проанализированы факторы развития учителя начальных классов на современном этапе развития педагогики в отечественной и зарубежной научной литературе. Ведущим методом экспериментальной работы по изучению уровня субъективного контроля учителя начальных классов выбран метод эпистолярного сочинения с дальнейшей обработкой посредством контент-анализа, для объективности исследования использовались также наблюдения за деятельностью и поведением учителей при посещении уроков, а также методика изучения уровня субъективного контроля. Результаты проведенных исследований показали, что учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 10» могут ощущать себя активными субъектами своей деятельности и могут организовывать взаимоотношения с учащимися на принципах уважения, доверия, понимания, поддерживать в классе хороший психологический климат, влиять на самооценку учеников и самоанализ их действий, создавать «ситуацию успеха». Однако многие из них (28%) имеют невысокий уровень субъективного контроля. Данные результаты обусловили корректировку мероприятий по сопровождению профессионального развития педагогов. Статья представляет интерес для методистов, сопровождающих профессиональное развитие учителей, руководства общеобразовательных организаций.