Педагогика

Майер Р. В. Имитационная модель деятельности школьника, читающего текст // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 78–90. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение и развитие школьников тесно связано с чтением, поэтому повышение эффективности чтения текста – одна из проблем, интенсивно исследуемая различными учеными в области дидактики, психологии и лингвистики. Чтение предполагает извлечение информации из текста, что требует декодирования фонетических связей между буквами и звуками, а также понимания смысла. Результат чтения зависит от параметров чтеца и читаемого им текста. Цели работы: 1) используя информационно-кибернетический подход, создать имитационную модель деятельности чтеца (ученика), учитывающую психологические закономерности восприятия, запоминания и забывания информации, которая позволила бы исследовать основные закономерности чтения текстов; 2) исследовать поведение этой модели при различных параметрах чтеца и текста, объяснить получающиеся результаты. Применяется системно-кибернетический подход, а также методы качественного, математического и компьютерного моделирования. В предлагаемой имитационной модели память человека моделируется тремя массивами, в которых «запоминаются» слоги, слова и предложения. Элементами массивов являются числа из интервалов [0; 1], которые равны вероятностям правильного воспроизведения этих составляющих текста. Распознавание слогов моделируется как случайный процесс с вероятностью 0,05 – 1. Когда ученик правильно прочитал все слоги, он понимает читаемое слово, и соответствующему элементу массива присваивается 1. После прочтения предложения ученик пытается понять его смысл; результат зависит от степени понимания и запоминания слов, составляющих это предложение. Модель учитывает: 1) многоуровневую структуру памяти чтеца; 2) вероятностный характер прочтения слогов, понимания слов и предложений; 3) экспоненциальный закон забывания неосмысленной информации (слогов); 4) логистический закон забывания осмысленной информации (слов, предложений); 5) влияние обратных связей на повторное чтение слов и предложений в случае их непонимания; 6) уменьшение скорости забывания информации при повторном прочтении. В результате имитационного моделирования деятельности ученика, читающего текст, получены графики зависимостей уровня понимания всего текста и отдельных предложений от времени, а также показано, что время прочтения текста сильно зависит от характеристик «чтеца» и параметров текста. Рассмотрены ситуации, когда чтец (ученик) плохо читает слоги, медленно понимает и быстро забывает прочитанное. Используемая компьютерная программа написана в среде Free Pascal и состоит из вложенных циклов, соответствующих чтению слогов, слов и предложений. Новизна заключается в том, что создана имитационная модель чтеца, с помощью которой изучены зависимость количества знаний ученика от времени, зависимость времени работы ученика с текстом от скорости чтения, зависимость степени понимания различных предложений от их порядкового номера при различных параметрах текста.
Баймухаметова К. И. Концепция формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 66–77. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования в статье обусловлена происходящими преобразованиями в России на политическом, экономическом и социокультурном уровнях, которые вызвали необходимость преобразований в системе высшего образования. Возникло объективное противоречие между растущей потребностью современного человека в способности к продуктивной лингвокультурной деятельности в условиях быстрого обновления информации и неразработанностью теоретических и методических основ формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку. Цель исследования – разработка концепции формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку и её реализация в университете. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение опыта российских университетов. По итогам исследования было установлено, что применение разработанной в исследовании концепции способствует решению важнейшей научно-методической проблемы эффективной подготовки к лингвокультурной деятельности и непрерывному самообразованию студентов при обучении иностранному языку в российских университетах. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке целостной концепции, которая раскрывает сущность, цели и задачи, содержательные характеристики модели формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку в университете. В результате сделан вывод о том, что использование полученных в исследовании данных позволит в дальнейшем адаптировать методику формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку в других типах образовательных учреждений: среднего и дополнительного профессионального образования.
Ходырева Е. А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 56–65. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения качества профессионального образования, в том числе и качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования как инновационных форм осуществления образовательного процесса. Анализ публикаций и опыта оценки качества реализации сетевых образовательных программ показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями достаточно системно: представлены характеристики и особенности оценки, предложены критерии и показатели, обоснованы методы и соответствующий диагностический инструментарий. Однако в связи с необходимостью разработки и реализации вузами основных профессиональных образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в совершенствовании нуждаются методология и процедуры оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования. Цель статьи – выявить особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для решения задач исследования использованы методы анализа нормативных правовых документов, педагогическое моделирование и проектирование; изучение и обобщение педагогического опыта разработки вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; изучение заключений по итогам аккредитационных экспертиз образовательных программ, содержащих информацию о результатах оценки качества реализации сетевых образовательных программ. Установлено, что особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования обусловлены как спецификой сетевой формы, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, так и выбранной образовательной организацией моделью реализации сетевых образовательных программ. Результаты исследования могут использоваться при разработке вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; при определении образовательными организациями направлений совершенствования взаимодействия с образовательными и иными организациями, ресурсы которых могут быть использованы для повышения качества профессионального образования.
Морев А. В. Формирование компонентов технической культуры на занятиях робототехники в дополнительном образовании детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 44–55. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулируя общественные отношения в сфере образования, устанавливает принципы и направления дополнительного образования школьников. Дополнительное образование должно обеспечить адаптацию детей к жизни в современном обществе, предопределить их профориентацию. Рывок науки, наблюдаемый в XXI веке, требует от социума принципиально новых навыков, умений прогрессивно осваивать появляющиеся технологии, понимать их принцип работы. Современное поколение школьников должно быть готово к жизнедеятельности в обществе с потребностями к техническому прогрессированию, обладать необходимым уровнем технической культуры. Ключевыми составляющими технической культуры являются техническая грамотность и технические компетенции. Достижение высокого уровня технической культуры школьников требует целостного подхода к процессу ее формирования. Предусмотренные образовательной программой школы модели воспитания ключевых компетенций обучающихся недостаточным образом формируют техническую культуру школьников. В повседневной жизни обучающиеся окружены самыми разнообразными техническими приспособлениями и устройствами, но не все понимают, как ими пользоваться, и не знают принцип их работы. Появившаяся в образовательном пространстве дисциплина робототехника позволяет обучающимся узнать о принципах работы таких устройств, а в некоторых случаях и создавать эти устройства самостоятельно, что формирует технические компетенции школьников и способствует развитию их технической грамотности. Возможность формирования технической культуры школьников с помощью образовательной робототехники и необходимость проработки образовательных методик в этой области определяет актуальность исследования. В статье описаны критерии оценки показателей и уровни сформированности технической культуры, формируемые межпредметные знания обучающихся в рамках работы дополнительных образовательных программ по робототехнике, приводятся результаты внедрения и апробации обучающей методики. Содержание статьи поможет дополнить существующие методики преподавания робототехники, способствует стимулированию педагогов к проектной работе с учащимися и выступает учебным материалом при разработке дополнительных устройств к робототехническим наборам.
Прибылых С. Р., Лотова Н. К. Якутские топонимы: лингвистические характеристики и педагогические возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 35–43. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейших изысканий по топонимике Якутии, связанными с ними вопросами происхождения и смыслового значения географических названий. Целью исследования является освещение лингвистических аспектов проблемы происхождения отдельных якутских топонимов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть языковые пласты, явившиеся основой возникновения топонимов в Якутии; охарактеризовать происхождение отдельных якутских микротопонимов, ойконимов; представить пути методической работы учителя русского языка для реализации исследовательской деятельности по изучению топонимов родного края. В статье даны сведения о происхождении отдельных топонимов республики. Описываются объективные и субъективные причины их возникновения. Авторы статьи отмечают, что успешному занятию региональной топонимикой Якутии будет способствовать знание таких языковых групп, как самодийский, юкагирский, тунгусо-маньчжурский, тюркский, монгольский, русский; знание современных живых языков и истории их развития. В статье в виде иллюстраций к происхождению того или иного топонима приводятся не только исследования в области языкознания, истории, но и народные сказания, литературно обработанные тексты. Материалы исследования могут представлять интерес для учителей русского языка, преподавателей вузов, краеведов, историков. Как считают авторы, это связано с тем, что топонимика – наука, которая позволяет узнать и историю края, и ее географические особенности, и этнографию, и фольклор, и народные традиции, и обычаи. Поэтому некоторые вопросы топонимики целесообразно включать и в образовательную среду, тем самым не только расширяя знания детей по языку, истории, географии и прочим предметам, но и прививая любовь к своей малой родине, прививая интерес к научным исследованиям.