Педагогика
Ламехов Ю. Г., Ламехова Е. А. Отбор содержания и методика изучения темы «Естественный отбор» в средней и высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 4 (апрель). – С. 12–22. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191026.htm
ART 191026
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11026
Просмотров: 2253
Развитие биологии привело на определенном этапе к возникновению эволюционной методологической концепции. Зарождение эволюционных идей и их развитие стало подготовительным этапом формирования учения об эволюции органического мира. Теория естественного отбора, сформулированная Ч. Дарвином, привела к возникновению дарвинизма, ставшего основой синтетической теории эволюции. На этом основании возникает необходимость методически грамотного и научно обоснованного изучения естественного отбора в средней и высшей школе. Целью статьи является анализ отбора содержания и разработка методики изучения темы «Естественный отбор» в курсе средней и высшей школы. Естественный отбор как самостоятельный фактор описывается в учебных пособиях, изданных в нашей стране и за рубежом. Сравнение информации, изложенной в разных изданиях, позволяет прийти к выводу о том, что в работах зарубежных ученых больше внимания уделяется роли генетических процессов и математической обработке данных, полученных при изучении естественного отбора. Актуальным в связи с этим является отбор содержания и разработка методики изучения темы «Естественный отбор» в курсе средней и высшей школы. Методологическая база проведенного исследования включает в себя учет общих тенденций в развитии эволюционной биологии. Признается также, что сформировавшиеся эволюционные идеи получили статус системообразующих регулятивов. С точки зрения авторов, содержание учебной программы, соответствующее изучению естественного отбора, должно опираться на представление об этом факторе, признанном в синтетической теории эволюции. Изучение материала должно сопровождаться примерами, использованием наглядных пособий и проведением лабораторных работ. Роль отбора в эволюции должна описываться по отношению к стабилизирующему, движущему, а также по отношению к частным вариантам проявления действия естественного отбора. Статья включает сведения теоретической и практической значимости. Теоретическая значимость связана с описанием методики изучения темы «Естественный отбор». С практической точки зрения в статье содержатся методические рекомендации, использование которых позволит обеспечить качественное усвоение обучающимися учебного материала.
Ключевые слова:
методика обучения биологии, естественный отбор, учебные пособия, синтетическая теория эволюции
Усамов И. Р., Шабазова З. М., Намаева М. М. Использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 4 (апрель). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191025.htm
ART 191025
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11025
Просмотров: 2887
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что повышение познавательной деятельности учащихся посредством применения современных информационных технологий в образовании (дистанционные технологии обучения) в современной системе образования играет важную роль. Современная система образования построена на базе компьютерных технологий, которые составляют фундамент для развития всех направлений образования. Проблема правильного подхода к формированию учебного процесса в условиях информационного общества несет в себе ряд проблем по созданию и поддержке информационных образовательных сред. Надо придумать новые механизмы и рычаги развития личностных качеств современного человека, которого окружает столько всего нового. Данная статья имеет цель выявить основные положительные моменты использования и внедрения современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся. Проведен обзор российского и зарубежного опыта, и выявлены ведущие подходы к исследованию проблемы развития познавательной деятельности учащихся с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях информационного общества. В статье проанализированы основные методы обучения и применение в них электронных образовательных ресурсов. Рассмотрены формы памяти и запоминаемости студентами различных материалов, предложены технологии, которые повысят уровень запоминаемости. Выявлены основные достоинства современных информационных технологий в образовании. Результаты исследования: в ходе обзора отечественной и зарубежной литературы мы пришли к выводу, что использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся является важным и неотъемлемым процессом. Изучая проблему, мы выделили основные преимущества электронных образовательных систем: развивается электронное обучение, электронные образовательные ресурсы делают обучение интерактивным, актуализируют электронное обучение, дают возможность удаленного взаимодействия, компьютерные технологии поддерживают обмен информацией, упрощают оценку обучения. Благодаря развитию компьютерных технологий появилось дистанционное обучение, которое дает возможность обучения на расстоянии. Данный материал может быть использован как теоретическая основа при подготовке к учебным занятиям с использованием современных компьютерных технологий.
Ключевые слова:
информационные технологии, умения, познавательная деятельность, навыки, знания, образовательные ресурсы
Ольхова А. В., Сергеева Б. В. Методика формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 69–81. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191024.htm
ART 191024
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11024
Просмотров: 3204
Актуальность статьи определена необходимостью учителей начальных классов в обосновании, разработке методики формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления. Цель работы состоит в разработке и апробировании методики формирования социальных ценностей младших школьников во внеурочной работе общекультурного направления и установлении ее структурных компонентов. Источниками изучения явились академические работы по философии и методологии психолого-педагогических исследований, тезисы нынешней педагогики и психологии об общественной обусловленности формирования личности в деятельности; работы российских и зарубежных научных работников о структуре и условиях формирования способностей и творчества. В данной статье говорится о формировании социальных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления на базе методики, складывающейся из следующих структурных компонентов: целевого, содержательного, инструментального, результативного. Теоретическое значение заключается в том, что обозначен подход к определению приоритетных ценностей для формирования у младших школьников, который может служить основой выделения совокупности общественных ценностей в постоянно изменяющихся социальных условиях. Уточнена характеристика категории «общественные ценности» с актуализацией их социализирующей значимости. Итоги исследования могут стать теоретической базой проектирования процесса развития моральных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Практическая значимость заключается в том, что выбранный комплекс методик по установлению уровня сформированности социальных ценностей младших школьников может быть применен учителями и психологами с целью получения многосторонних представлений об эмоционально-ценностной области учащихся. Созданная методика формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления может быть внедрена в средние учебные заведения с целью увеличения эффективности внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Бойчиук Г. В. Деловое письмо-просьба в обучении англоговорящих студентов русскому деловому речевому этикету // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 57–68. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191023.htm
ART 191023
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11023
Просмотров: 2501
В статье рассмотрены особенности обучения англоговорящих студентов русскому деловому речевому этикету, играющего важную роль в достижении коммуникативной цели говорящего (пишущего). На примере составления делового письма-просьбы, а также различных видов упражнений автор показывает возможные способы преодоления трудностей англоговорящих обучающихся при овладении деловым речевым этикетом. Как показывает практика преподавания русского языка в иноязычной аудитории, одной из трудностей иностранцев при освоении деловой письменной речи является адекватное изложение просьбы, поэтому необходимо более активное включение в учебный процесс изучения данного жанра. Указанные факты свидетельствуют об актуальности проводимого автором исследования. Таким образом, целью статьи является рассмотрение таких понятий, как речевой этикет и деловой речевой этикет, а также связанные с этим наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются англоговорящие студенты при овладении искусством составления деловых писем на русском языке. При проведении исследования были использованы такие методы, как теоретический: анализ методических и лингвистических трудов исследователей, а также метод педагогического эксперимента, в процессе реализации которого были разработаны учебные материалы к проведению практических занятий. Одновременно важную роль в ходе данного эксперимента сыграл метод моделирования, позволивший внести изменения и оптимизировать процесс преподавания иностранцам особенности деловой письменной коммуникации в России. В результате проведенного исследования был предложен алгоритм предъявления, анализа и создания текста делового письма иностранными обучающимися, позволяющий им эффективно развивать коммуникативную компетенцию в области делового письменного общения. При этом автором подчеркивается необходимость изучать русский деловой речевой этикет в аспекте межкультурной коммуникации, что способствует преодолению возможных конфликтных ситуаций, достижению взаимопонимания и более гармоничных отношений между коммуникантами. Статья может представлять практический интерес для преподавателей иностранных языков, а также для всех тех исследователей, которые занимаются проблемами обучения русскому языку делового общения в условиях межкультурной коммуникации.
Ключевые слова:
речевой этикет, деловое письмо, коммуникативная цель, этикет делового письма, письмо-просьба
Караваев Н. Л., Соболева Е. В., Вотинцева М. Л. Совершенствование сквозного курса робототехники для подготовки специалистов профессий будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 42–56. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191022.htm
ART 191022
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11022
Просмотров: 2532
Проблема, на решение которой направлено исследование, определена из актуальной потребности в изменении существующей модели обучения робототехнике для реализации стратегии подготовки высококвалифицированных специалистов в наиболее востребованных, перспективных отраслях будущего с учётом требований бизнеса, общества, государства. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования задачного подхода при обучении робототехнике для формирования востребованных надпрофессиональных компетенций будущего. Методологию исследования составляет анализ психолого-педагогической, научной и технической литературы, методических разработок по вопросам преподавания робототехники на всех этапах обучения; анализ конструкторов и программных средств для поддержки практико-преобразовательской деятельности учащихся; анализ робототехнических систем из творческих проектов участников образовательного процесса; методика Rapid Foresight; системный анализ; педагогический эксперимент. Авторами выполнено подробное описание дидактического и междисциплинарного потенциала курса робототехники в рамках реализуемой образовательными учреждениями модели обучения, основанной на традиционной траектории «дошкольное образование – школа – университет – дополнительное образование», в плане подготовки инженерно-технических кадров для профессий будущего. В работе обоснована роль надпрофессиональных компетенций (soft skills) как комплекса неспециализированных метапредметных навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Кроме того, для каждой из ключевых компетенций в области робототехники и машиностроения предложено конкретное содержательное наполнение, поддержанное системой задач. Полученные выводы позволили сформулировать базовые идеи методики для совершенствования сквозного курса изучения робототехники с ориентацией на формирование именно тех компетенций, которые отвечают требованиям общества, бизнеса, государства к подготовке специалистов будущего. Эффективность изменённой методики учебного курса для повышения качества образовательного процесса подтверждена экспериментальными данными. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы подтверждают: именно совершенствование курса робототехники позволит получить полезный навык – уметь учиться, подготовить к профессиям будущего.
Ю. Г. Ламехов