Педагогика
Утёмов В. В., Башлачёва Т. П., Ярославцева Е. В. Учебные задания в когнитивном занятии старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 203–218. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231135.htm
ART 231135
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11135
Просмотров: 678
В настоящее время продолжается коммодитизация процесса познавательного развития детей начиная с дошкольного возраста. Если ранее аккумулированный запрос на качество познавательного развития был у отдельных групп населения, то сейчас это норма закреплена в системе российского образования. Из-за сложности развития познавательных процессов наиболее значимыми в практике становятся технологизированные средства, в т. ч. когнитивные занятия. Существуют разные инструменты по работе с когнитивными явлениями, процессами и исследованиями. Однако в педагогической сфере сейчас наблюдаются только разрозненные исследования, которые раскрывают некоторые аспекты разработки когнитивных занятий. Зачастую в основе выделяется когнитивно-таксономическая теория Б. Блума, которая раскрывает основные уровни развития когнитивной деятельности без выделения требований к учебным заданиям для развития познавательной деятельности дошкольников. Поэтому цель данной статьи связана с выделением базовых требований к составлению учебных заданий на разных этапах когнитивного занятия для старших дошкольников. В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез, в том числе при изучении литературы по теме исследования, опрос, анкетирование, математические методы обработки эмпирических данных. В результате теоретического исследования проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей в области разработки когнитивной парадигмы образования, а также изучения процесса развития познавательной деятельности детей. Практическая значимость исследования состоит в апробации ряда формулировок учебных заданий на разных этапах когнитивного занятия для дальнейшего создания конструктора по составлению таких заданий по любой теме. Статья может представлять практический интерес для педагогов дошкольных организаций и других исследователей данного вопроса.
Гусева А. Х. Семантика интерактивного подхода в обучении и практика применения в образовательном процессе современного гуманитарного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 184–202. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231134.htm
ART 231134
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11134
Просмотров: 558
В работе рассмотрены методический и дидактический аспекты применения интерактивного подхода в педагогической практике современного гуманитарного вуза; представлена методика структуризации интерактивного проекта медиаобъектов как результат учебно-методической работы по созданию цифровых образовательных материалов для обеспечения коллективных форм самостоятельной работы студентов в режиме интеракции; проведен анализ научных исследований, посвященных теоретическому обоснованию интеракции как процесса, а также интерактивному подходу в методике преподавания. Актуальность проблемы внедрения технологий интеракции: применяемые в практике российского высшего образования педагогические технологии недостаточно решают образовательную задачу актуализации социальных и профессиональных ролей и развития умений результативной коммуникации и целевого взаимодействия/сотрудничества студентов в процессе обучения. Предмет исследования – применение интерактивного подхода в педагогической практике современного гуманитарного вуза как условие повышения эффективности обучения. Цель работы – рассмотрение процесса и стадий структуризации студентами интерактивного проекта; задачи исследования: анализ научных исследований российских и зарубежных специалистов, формулировка основных положений методики структуризации интерактивного проекта медиаобъектов. Основные подходы: синергетический метод – методика структуризации интерактивного проекта медиаобъектов рассматривается как комплексный процесс, объединяющий интерактивный подход, метод проекта и информационные технологии в педагогической практике вуза; сопоставительный метод – основу совершенствования рассматриваемой методики составил компаративный анализ результатов выполнения студентами в режиме интеракции коллективных заданий для самостоятельной работы, а также сопоставление комментированных коллективных медиапрезентаций на процедуре защиты интерактивных проектов; системный – представляемая методика является единой системой, включающей теоретическое обоснование необходимости внедрения подобных педагогических технологий в практику преподавания вуза и практические результаты систематического последовательного применения указанной методики в педагогической деятельности. Теоретическая значимость работы – результаты анализа трудов российских и зарубежных коллег; практическая – возможность применения данной методики с целью актуализации социальных и профессиональных ролей и развития умений результативной коммуникации и целевого взаимодействия/сотрудничества студентов в процессе обучения; методика позиционируется как один из дидактических инструментов решения проблемы повышения эффективности обучения студентов современного гуманитарного вуза.
Литвиненко Е. В. Методические условия развития мотивации студентов к изучению иностранного языка средствами учебного блога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 167–183. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231133.htm
ART 231133
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11133
Просмотров: 559
Изучение мотивации всегда являлось одной из наиболее актуальных тем в теории и методике преподавания иностранных языков. Теоретические основы проблемы мотивации к изучению иностранного языка вызывают все больший интерес ученых, что ведет к поиску новых способов ее повышения и поддержания. В эпоху развития цифровизации и умного иноязычного образования большими возможностями обладают инструменты Web 2.0, способствующие быстрому вхождению в иноязычный континуум, применению новых форм лингвистического обучения и заинтересованности со стороны обучающихся. Особенно популярными в настоящее время являются учебные блоги, которые оптимизируют процесс обучения и обладают высоким образовательным потенциалом. Однако имплементация учебного блога в обучение иностранным языкам требует грамотного методического подхода и организации учебной деятельности обучающихся, в частности, как инструмента управления мотивацией. В связи с этим цель исследования – выявить методические условия развития мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством учебного блога и апробировать их опытно-экспериментальным путем. В статье представляется обоснование следующих выявленных условий: иммерсивная среда обучения, контекстный подход к обучению, мотивирующий дизайн онлайн-домашних заданий, методическое сопровождение в условиях сетевого взаимодействия, регулярная обратная связь, ориентация на субъективный опыт обучения студентов, использование системы поощрений и практики достижений, наличие свободы в онлайн-среде, наличие функциональных возможностей платформы, а также результаты проверки эффективности их внедрения в учебный процесс. Для оценки мотивации студентов к изучению иностранного языка было применено мотивационное анкетирование, результаты которого обрабатывались с помощью статистической программы SPSS. По итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента было выявлено, что студенты, обучающиеся при помощи учебного блога “WordPress”, достигли лучших показателей в сформированности мотивации. Делается вывод о результативности и эффективности реализации выявленных методических условий в повышении мотивации студентов к изучению иностранному языку посредством учебного блога. Статья будет интересна преподавателям и методистам высших учебных заведений в области обучения студентов иностранным языкам, а также педагогическим работникам, интересующимся исследованиями развития мотивации.
Ермакова Е. В., Новикова Н. Н. Подготовка учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в контексте цифровой трансформации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 151–166. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231132.htm
ART 231132
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11132
Просмотров: 580
Проблема подготовки учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях цифровой трансформации образования приобретает особую актуальность в свете возрастающей роли технологического образования как обязательного условия инновационного развития национальной экономики, стремительного развития цифровых технологий и первостепенной функции оценивания в образовательном процессе. Цель настоящего исследования заключается в изучении проблем и перспектив подготовки учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях цифровой трансформации образования. В работе обобщены современные научные работы в области педагогического оценивания, представлены результаты исследования по изучению современного состояния подготовки учителей технологии через анализ рабочих программ вузов, реализующих интегрированную подготовку учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств, а также описан опыт преподавания дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» по формированию профессиональных компетенций, соотносящихся с трудовыми функциями современного учителя технологии. Авторами предложен перечень отечественных цифровых средств оценивания образовательных результатов обучающихся, соответствующих техническим и дидактическим возможностям и отвечающих требованиям, предъявляемым к организации и проведению оценивания на уроках технологии. Теоретическая значимость исследования состоит в определении проблем и перспектив подготовки учителей технологии к оцениванию образовательных результатов с использованием современных цифровых средств. Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания образовательного модуля подготовки учителя технологии к оцениванию с учетом дидактического потенциала цифровых средств, позволяющих оценивать теоретические знания обучающихся и результаты их преобразующей деятельности. Данное исследование посвящено не только собственно представлению аспектов использования цифровых технологий для целей оценивания в условиях цифровизации и виртуализации образовательного пространства, но и демонстрации дидактических возможностей цифровых средств оценивания при их внедрении в образовательный процесс в вузе. Результаты проведенного исследования будут полезны преподавателям вуза, студентам, учителям технологии и педагогам дополнительного технологического образования.
Башманова Е. Л. Наставничество как метапрактика поддержки гуманистического вектора в развитии высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 137–150. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231131.htm
ART 231131
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11131
Просмотров: 516
Широкое распространение в университетах разнообразных практик наставничества актуализировало проблему изучения и систематизации их влияния на студентов, преподавателей, непедагогических работников и организацию в целом. В данной статье предпринята попытка рассмотреть многообразие видов, сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования наставнических практик в университете в русле системного подхода и сформировать понимание наставничества как метапрактики, определяющей гуманистический стержень высшего образования и обеспечивающей выполнение миссии помощи человеку в поиске своего предназначения и освоении способов его реализации. Актуальность данной проблемы обусловлена нарастанием скорости и сложности политических, экономических, социальных, технологических изменений в окружающей среде, нередко имеющих угрожающий благополучному личностному развитию участников образовательных отношений характер. Цель статьи – проанализировать метафункции наставничества, такие как развитие, вовлечение, повышение доверия, содействие уникальности и разнообразию, а также обосновать сущность наставничества как метапрактики поддержки гуманистического вектора в развитии высшего образования. С опорой на системный, трансдисциплинарный, гуманистический подходы и теорию изменений разработана модель наставничества как метапрактики, поддерживающей гуманистическое развитие университета; обоснована необходимость изучения эффектов от внедрения формальных программ наставничества при проектировании стратегий развития университетов. Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена обоснованием ключевой идеи наставничества в университете: содействовать достижению независимости и самоэффективности личности; его результаты могут быть использованы в качестве теоретической базы для изучения вопросов, касающихся развития университетов, науки и образования. Практическая значимость заключается в разработке концепции наставничества как метапрактики, поддерживающей гуманистический вектор развития университета; обосновании угроз реализации гуманистической роли наставничества в развитии университетов; формулировании рекомендаций по проектированию и «проживанию» университетом метапрактики наставничества как необходимой и важной части своей жизнедеятельности.