Педагогика

Винокурова Н. В., Бабина С. А. Моделирование процесса методической подготовки будущих педагогов начального образования в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 47–61. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231125.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Важным элементом образовательного процесса современного педагогического вуза становится методическая составляющая подготовки будущего педагога начальной школы, поскольку качественный отбор содержания образования обеспечивает высокий уровень готовности выпускников к профессиональной деятельности. В связи с этим актуальным становится поиск обновленного эффективного инструментария и содержания методической подготовки с ориентацией на современное цифровое образовательное пространство. Целью статьи является анализ процесса моделирования методической подготовки будущих педагогов начального образования, рассмотрение возможностей методической подготовки обучающихся в условиях цифровой трансформации системы образования в Мордовском государственном педагогическом университете имени М. Е. Евсевьева. Для достижения поставленной цели использованы ведущие методологические подходы, среди которых важное место отведено системному, личностно ориентированному и рефлексивному подходам. В статье проведен подробный теоретический анализ заявленной проблемы, охарактеризованы структурные компоненты модели методической подготовки будущих учителей начального звена школьного обучения, посредством экспериментального исследования определены проблемы методической подготовки бакалавров. Основные результаты исследования позволят обеспечить актуализацию научного знания в части содержания и методической подготовки обучающихся с учетом специфики современного образования. Теоретическая значимость статьи заключается в определении основных направлений моделирования процесса методической подготовки будущего учителя начальных классов в условиях цифровой трансформации. Практическая значимость статьи определяется возможностью использования цифрового инструментария и организации коммуникации в современном цифровом мире в рамках классической подготовки будущих бакалавров на факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева».
Габдуллина А. Ш. Развитие спонтанной иноязычной диалогической речи через геймификацию студентов высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 34–46. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231124.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы заключается в настоятельной необходимости развития умений общаться на иностранном языке, что улучшает коммуникативные способности, обогащает межкультурный опыт и обеспечивает легкую адаптацию к новым языковым средам. Игровые методики делают обучение более интересным и эффективным, особенно для детей и молодежи. Кроме того, такие методики могут способствовать разработке инновационных образовательных подходов. Поэтому исследования в этой области остаются актуальными и имеют потенциал значительно обогатить сферу образования и международных взаимодействий. Цель данного исследования заключается в более глубоком исследовании влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической речи у учащихся, изучающих иностранные языки. Конкретные аспекты цели исследования подразумевают определение методологических и психологических аспектов при создании эффективных образовательных программ. Данное исследование включает в себя ряд этапов и подходов для достижения цели изучения влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической речи. Результаты большого количества исследований показывают положительное влияние геймификации на процесс развития спонтанной иноязычной диалогической речи. Студенты, вовлеченные в игровой обучающий процесс, демонстрируют увеличение мотивации и интереса к изучению языка. Они также часто достигают лучших результатов в сравнении с традиционными методами обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует расширению наших знаний о методах и подходах к развитию спонтанной иноязычной диалогической речи. Это позволяет лучше понять, как геймификация влияет на усвоение иностранного языка и формирование коммуникативных навыков, что может обогатить область прикладной лингвистики и образования, способствуя разработке новых образовательных программ и методик. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в образовательных учреждениях и курсах изучения иностранных языков. Они предоставляют учителям и преподавателям ценные инструменты для развития навыков свободного общения на иностранном языке среди учеников. Это также имеет практическое применение в межкультурных и международных коммуникациях, улучшая способность людей эффективно и натурально общаться на разных языках в различных сферах деятельности.
Карпушина Л. П., Варданян В. А., Козлова Т. А. Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 22–33. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231123.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Анализ образовательной практики образовательных организаций показал, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования отмечается необходимость воспитания у обучающихся любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, формирования критически мыслящей поликультурной личности. Особую роль в решении данных задач может сыграть поликультурная образовательная среда. Поэтому возникает проблема, которая заключается в необходимости осмысления поликультурной образовательной среды как педагогического феномена. Цель исследования состоит в выявлении генезиса и сущности понятия «поликультурная образовательная среда». В качестве теоретической основы исследования выступили культурологический подход, принципы культуросообразности, природосообразности, диалогизации, поликультурности, толерантности, а также идеи актуальности этнокультурного и поликультурного образования, воздействия среды на становление личности обучающихся и их социализацию. Результатом исследования стало понимание поликультурной образовательной среды как совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к российским, этническим и общечеловеческим духовным ценностям в ходе освоения различных этнических культур с целью формирования готовности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России, региона и мира. Главным результатом образования обучающихся в поликультурной образовательной среде является сформированность готовности к межэтническому и межкультурному общению, для чего необходимо расширять знания школьников о родной культуре, приобщать к различным этническим культурам, постоянно организовывать межэтническую и межкультурную коммуникацию, взаимодействие и сотрудничество в ходе преподавания различных предметов, во внеурочной деятельности. В процессе межэтнического и межкультурного общения формируется социокультурная рефлексия – осознание сущности общения, коммуникации между этносами и их представителями, культурами, осуществляется координация этих процессов на основе принципов толерантности и гуманизма. Материалы статьи представляют как теоретическую, так и практическую ценность, так как рассмотрение поликультурной образовательной среды как педагогического феномена позволит разработать учебно-методическое обеспечение формирования личности обучающегося как представителя конкретного этноса, члена полиэтнического государства, гражданина России.
Кошелев А. А., Козырева О. А. Идеология и методология формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 1–21. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231122.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Система социального выбора и формирования социального знания определяет развитие личности через условия персонифицированного уточнения успешности, продуктивности, креативности, соблюдения норм культуры и деятельности. В выделенной плоскости теоретизации процесс определения идей, смыслов, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования определяется ресурсом и условием гарантированного сохранения личности и общества. Научность и наукообразность поиска оптимальных способов и моделей теоретизации и технологизации процесса формирования культуры самостоятельной работы личности рассматриваются через исторические и системно-смысловые возможности уточнения понятий, теорий, моделей и целостно определяемой деятельности личности. В процессе обобщения и уточнения значимости выделения определений, моделей, идей, функций, принципов, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования используются анализ, синтез, сравнение, сопоставление, научная теоретизация и уровневое педагогическое моделирование (методы исследования). В структуре научного поиска выделены идеи, разработана возможность построения и реализации идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования. Цель исследования – выделение и описание идей, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования. Научная и практическая новизна исследования состоит в обобщении опыта постановки и решения задач определения идей, смыслов, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, корректность и согласованность которых в описании и анализе подтверждаются продуктами развития личности, включенной в систему непрерывного образования. Впоследствии будут определены инновационные возможности разработки научного и методологического сопровождения процесса формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования с учетом выделенных идей, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы.
Ли Л. Перспективы совершенствования системы высшего музыкального образования КНР на основе принципов целостности и культуросообразности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 234–249. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231121.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются современное состояние и перспективы совершенствования процесса подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования КНР. Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью разрешения существующих в настоящее время в системе высшего музыкального образования КНР проблем и противоречий на основе применения концептуальных положений, разработанных в современной российской и китайской педагогике. В качестве цели исследования рассматривается выявление и характеристика возможностей принципов целостности и культуросообразности в совершенствовании системы высшего музыкального образования Китая. Особенность представленной в статье авторской позиции состоит в том, что совершенствование системы высшего музыкального образования КНР рассматривается в неразрывной связи с формированием в Китае национальной музыкально-педагогической фортепианной школы. Ведущий методологический подход, позволивший получить представленные в статье новые научные результаты, – гуманитарно-целостный, в полной мере учитывающий специфику гуманитарного знания и рассматривающий образование как феномен культуры. В результате проведенного исследования выявлены специфические особенности применения принципов целостности и культуросообразности в системе высшего музыкального образования КНР. Установлено, что необходимым условием успешного решения стоящих перед системой высшего музыкального образования КНР задач является наличие в стране оригинальной национальной музыкально-педагогической школы, что позволит полноценно реализовать в образовательном процессе принципы целостности и культуросообразности. Доказано, что возможности принципа целостности в совершенствовании системы высшего музыкального образования КНР состоят в оптимальном разрешении противоречий на методологическом, теоретическом и методическом уровнях, достижении баланса между образовательной, воспитательной и развивающей функциями образовательного процесса. Принцип культуросообразности реализуется в первую очередь в области совершенствования содержания и средств профессиональной подготовки музыкантов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут стать основой для разработки эффективной модели подготовки музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов с учетом культурных особенностей и образовательных традиций страны. Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их применения в образовательном процессе музыкальных вузов, музыкальных факультетов педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов.