Педагогика
Мирошниченко А. А., Баженова В. В. Оценка результативности воспитательной работы с применением технологий больших данных: проблема получения и классификации информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 120–136. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231130.htm
ART 231130
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11130
Просмотров: 579
Одним из значимых этапов обеспечения результативности воспитательной работы является ее оценка. Проблема оценки результативности воспитательной работы объясняется, как правило, латентным, отсроченным периодом получения результатов воспитательной работы, полисубъектным характером процесса воспитания. Огромный потенциал в получении информации об итогах воспитания имеют технологии больших данных, которые предоставляют возможности для более эффективного анализа данных, принятия более информированных решений и улучшения качества воспитательной работы. Отдельного внимания требует вопрос разработки методики оценки результативности воспитательной работы в образовательной организации с применением технологий больших данных, а также проблема получения разнообразной информации от разных субъектов образовательных отношений, классификация полученной информации в форме, необходимой технологиям больших данных. Цель исследования – определить перечень источников информации, позволяющих получить сведения в форме, необходимой для работы с большими данными, о результативности воспитательной работы в образовательной организации и соответствующих им методах получения информации. В статье обоснована необходимость применения технологий больших данных при оценке результативности воспитательной работы в образовательной организации. В результате исследования определены методы получения информации, которые возможно применять в рамках технологий больших данных. Приведены эмпирические данные анкетирования педагогов с целью определения их готовности к применению методов получения информации и к классификации информации, необходимой при внесении документов в систему MongoDB. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что рассмотрена проблема оценки результатов воспитательной работы с применением технологий больших данных. Практическая значимость результатов исследования заключается в определении перечня источников информации, позволяющих получить сведения в форме, необходимой для работы с большими данными, о результативности воспитательной работы в образовательной организации и соответствующих им методах получения информации. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы и оценки ее результативности.
Пастухова Е. В., Романова Ю. С., Афанасьева О. В. Анализ эффективности социально-образовательных учреждений: методы и модели мониторинга успешности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 104–119. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231129.htm
ART 231129
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11129
Просмотров: 594
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью коррекции системы образования в целом, и данное исследование призвано внести свой вклад в это дело. Нашей целью является создание предпосылок, способствующих росту качества образования и условий для повышения эффективности работы социально-образовательных учреждений. Наше исследование фокусируется на методах, моделях и методиках, используемых для описания и анализа процессов мониторинга успеваемости обучающихся. Эффективность работы социально-образовательных учреждений может быть оценена через анализ успеваемости обучающихся, так как она является важным показателем качества образования. Этот показатель отражает степень усвоения знаний и навыков учащимися, что влияет на их будущие успехи как в учебе, так и в профессиональной деятельности. Для достижения поставленных целей в исследовании были использованы методы прогнозирования, экспертного оценивания и корреляционно-регрессионного анализа. Первоначально проведен анализ литературных источников по предмету исследования. Затем осуществлен сбор и анализ статистической информации применительно к конкретному учреждению, что позволило выделить основные закономерности, связанные с динамикой процесса. Анкетирование и опрос экспертов в области исследования дали более детальную информацию о факторах, влияющих на эффективность образовательного процесса. Построение статистически обоснованных математических моделей открыло возможность прогнозирования изменений исследуемых показателей в будущем. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе основных показателей эффективности социально-образовательных учреждений. В статье обоснован выбор наиболее важных факторов, влияющих на успеваемость обучающихся, и установлена математическая зависимость между успеваемостью и влиянием этих факторов. Практическая ценность данного исследования заключается в разработке информационно-аналитической системы мониторинга успеваемости обучающихся в рассматриваемом образовательном учреждении. Полученные научно обоснованные результаты могут быть использованы для улучшения работы учреждения и повышения качества образования, а также в разработке долгосрочных стратегий и планировании образовательных процессов.
Сунь Ю. Исследование применения искусственного интеллекта в преподавании английского языка в университете Китая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 88–103. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231128.htm
ART 231128
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11128
Просмотров: 652
Благодаря постоянному развитию науки и техники, особенно после пандемии COVID-19, технология искусственного интеллекта получила широкое применение во всем мире. В системе высшего образования Китая преподавание английского языка в колледжах и университетах всегда было важным компонентом. Цель нашего исследования – изучить применение технологии искусственного интеллекта в преподавании английского языка в высших учебных заведениях с целью предоставления рекомендаций по повышению качества преподавания и содействию информатизации языкового образования. В данном исследовании используется сочетание обзора литературы, анализа конкретных случаев и методов эмпирического исследования с целью выявления преимуществ применения технологии искусственного интеллекта в преподавании английского языка. Нами проведен анализ российских и зарубежных источников по теме, особое внимание уделено источникам на китайском языке. На примере преподавания английского языка на финансовом факультете Университета Внутренней Монголии (Китай) был проведен анализ эффективности применения технологии искусственного интеллекта в преподавании английского языка для студентов вузов. Исследование показало, что интеллектуальные обучающие платформы могут предоставить учащимся персонализированные обучающие ресурсы, что значительно улучшает эффективность обучения студентов; применение технологии обработки естественного языка (NLP) в преподавании английского языка значительно улучшает эффективность подготовки преподавателей к занятиям; технологии машинного обучения могут предоставить персонализированные обучающие ресурсы и планы обучения, основанные на учебных предпочтениях и характеристиках учащихся, что значительно повышает их интерес к изучению английского языка. Результаты исследования показывают, что технология искусственного интеллекта имеет важное прикладное значение и широкие перспективы в преподавании английского языка в вузах, она может повысить эффективность и результативность преподавания, а также способствовать информатизации процесса образования.
Белова Е. Н., Волегжанина И. С. Развитие интеллектуального капитала в условиях гибридной научно-образовательной среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 75–87. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231127.htm
ART 231127
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11127
Просмотров: 511
В современных социально-экономических условиях развитие интеллектуального капитала для наукоемких производств и передовых отрас¬лей науки является актуальной проблемой высшего образования. Ее решение связано с переосмыслением сущности и ресурсного потенциала вуза. Одним из возможных путей в русле современных образовательных концепций видится преобразование вуза в «фабрику знаний». Научно-образовательная среда вуза в таком понимании отличается полисубъектностью и гибридным характером, проявляющимся во взаимодействии естественных и искусственных интеллектуальных агентов. Необходимость теоретико-методологического обоснования развития интеллектуального капитала в условиях гибридной научно-образовательной среды вуза определила цель статьи – создание модели, отражающей основные компоненты интеллектуального капитала и механизмы его развития. Также в обосновании нуждается выбор инструментов реализации модели, что дается на примере биофизики как отрасли науки с ускоренным получением новых научных знаний, требующих трансляции в процесс обучения. Ведущим в исследовании является синергетически-сетевой подход, возможности которого дополняются возможностями компетентностного и онтолого-семантического подходов. В комплексе выбранные подходы позволяют осмыслить организационный, компетентностный и технологический аспекты развития интеллектуального капитала. В ходе исследования получены результаты, имеющие теоретическую значимость. Раскрыта сущность вуза как сетевой образовательной системы со структурой тройной сети, в которой происходит взаимодействие представителей науки, образования и производства. Новые научные знания, получаемые в совместной деятельности, накапливаются в открытой базе знаний, формируя интегративный ресурсный потенциал для развития интеллектуального капитала. Для понимания данного процесса разработана авторская модель, представляющая структуру интеллектуального капитала в виде четырех взаимосвязанных компонентов (человеческий, организационный и потребительский капитал, интеллектуальная собственность), определивших основные системы и механизмы его развития. Практическая значимость статьи заключается в обосновании инструментов реализации модели, позволяющих трансляцию новых научных знаний в процесс обучения. Предложена форма представления знаний, адаптированная для дидактических задач, – онтологии учебных курсов, полагаемые в основу искусственных интеллектуальных агентов. Разработан прототип искусственного интеллектуального ментора в виде веб-приложения.
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 62–74. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231126.htm
ART 231126
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11126
Просмотров: 580
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Психолого-педагогические классы формируют у старших школьников представления о педагогических и психологических профессиях, помогают в самопознании, развитии профессиональных интересов, позволяют попробовать себя в профессии. Цель исследования – выявить особенности организации образовательного процесса в психолого-педагогических классах, способствующие развитию признаков одаренности у старшеклассников. Задачи исследования: изучить особенности развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов, выявить содержание и формы развития признаков одаренности у старшеклассников, разработать программу развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области одаренности, педагогической и возрастной психологии, психологии воспитания. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Донского Тульской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 10-го и 11-го психолого-педагогических классов в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала пять методик. Описан опыт апробации программы «Основы психологии». Новизна публикации связана с использованием в программе развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов веб-технологий, которые учитывают интересы современного поколения, тенденции к цифровизации, расширению использования искусственного интеллекта в образовательной среде школы. Творческий потенциал будущих педагогов расширяется через использование заданий по генерированию изображения по текстовому запросу с помощью нейронной сети, медиауроков, веб-квестов, веб-экскурсий, интернет-олимпиад и т. д. Проведенное исследование показало, что развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий будет проходить более успешно, если мы будем учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся психолого-педагогического класса; углублять знания о психолого-педагогических профессиях; использовать веб-технологии в работе с учениками. Данные условия были апробированы в ходе реализации психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях. Программа развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов вызвала интерес и может быть использована психологами и педагогами.