Педагогика
Махмудов Р. Г. Оценка эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP-платформ (на примере когнитивных процессов познания) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 166–186. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241089.htm
ART 241089
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11089
Просмотров: 555
Актуальность исследования и оценки эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP платформ (на примере когнитивных процессов познания) определяется динамикой развития современных технологий обучения и малой степенью исследованности возможностей эффективной реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении на базе LXP-платформ. Цель – оценить эффективность реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP-платформ (на примере когнитивных процессов познания). В основу исследования положено несколько основополагающих методологических подходов, среди которых – системный, индивидуализированный и когнитивный подходы. Системный подход значим с точки зрения разработки и отладки LXP-платформы, что осуществлялось в ходе практического этапа настоящего исследования; индивидуализированный и когнитивный подходы отражают направленность на субъектную активность и учет персональных потребностей обучающихся, принципов персонализации в ходе проводимого экспериментального исследования. Проводится систематизация теории, раскрывающей особенности коллаборативного обучения, персонализации и повышения эффективности применения LXP-платформ. Подчеркивается положительное и результирующее влияние коллаборативного обучения и индивидуализации на достигаемые результаты обучения. Выделяется, что принципы персонализации на базе LXP-платформ являются фундаментальным функциональным элементом, который и становится отличительным свойством LXP-платформы. На примере сравнения LMS и LXP демонстрируется превосходство последней в работе с высокомотивированными к обучению группами ввиду предоставления большего разнообразия. Описывается ход проведения оценки эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP платформ (на примере когнитивных процессов познания), связанный с разработкой нейропсихологических тестов, развертыванием платформы, ее масштабированием, интеграцией дополнительных функций, отладкой и др. Определяется эффективность сформированного функционала LXP-платформы в контексте влияния на когнитивные процессы, что сводится к увеличению результативности курсов и уменьшению времени выполнения практических упражнений. Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией вопросов коллаборативного обучения, индивидуализации и использования LXP-платформ. Практическая значимость исследования раскрывается с точки зрения возможностей применения описанного опыта педагогами и разработчиками LXP-платформ для повышения эффективности разрабатываемых для обучения решений.
Щербаков Е. С., Пудовкина О. Е., Симонов А. В. Формирование оперативно-тактической компетенции курсантов военного вуза в процессе обучения на основе применения современных информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 151–165. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241088.htm
ART 241088
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11088
Просмотров: 549
Актуальность обусловлена необходимостью организации усовершенствованного образовательного процесса за счет использования современных информационных средств подготовки курсантов в контексте развития у них способности стратегически мыслить и прогнозировать действия противника. Для этого видится целесообразной разработка научно обоснованной методики формирования оперативно-тактической компетенции курсантов военного вуза посредством применения элементов информатизации. Цель статьи заключается в рассмотрении основных аспектов формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров как составляющей их готовности к профессиональной деятельности, а также разработке путей развития тактических навыков в процессе изучения тактико-специальных дисциплин на основе использования современных информационных технологий. Для достижения поставленной цели согласно теме исследования применялся метод изучения и анализа научно-педагогической литературы, позволивший оценить важность и значение профессиональных оперативно-тактических компетенций для курсантов военного вуза. В статье был реализован эмпирический метод, который представлен опросом начальника учебного отдела филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань) с целью анализа учебных программ подготовки и оценки информационно-методического обеспечения при изучении тактических дисциплин. Основным результатом исследования стала разработка концептуальной содержательно-функциональной модели формирования оперативно-тактических компетенций будущих офицеров, содержащей в своей структуре компонентный состав дидактического комплекса, реализация которой будет способствовать развитию профессиональных компетенций у курсантов военного вуза. Авторы обосновывают значимость применения имитационного моделирования в процессе изучения дисциплин «Общая тактика» и «Тактика армейской авиации», использование которого направлено на активизацию знаниевого потенциала, получаемого при обучении. Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку научных представлений о методике формирования оперативно-тактических компетенций курсантов. Практическое применение результатов работы сопряжено с возможностью внедрения предложенной модели в систему подготовки будущих офицеров. Перспективы дальнейших исследований связаны с апробацией методических основ технологии имитационного моделирования в процессе обучения в контексте формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров.
Ланг П. П. Использовании кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 139–150. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241087.htm
ART 241087
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11087
Просмотров: 611
Актуальность темы исследования обусловлена множеством причин, среди которых – наличие коррелирующей связи уровня и качества высшего образования с общим состоянием сферы практической деятельности юристов. Так, насыщение высококвалифицированными специалистами рынка труда позволит в значительной степени снизить количественные и качественные показатели национальной преступности, усилить предупредительную и профилактическую деятельность органов правопорядка, обеспечить устойчивый экономический рост и уровень инвестиционной привлекательности, а также будет способствовать обеспечению надлежащей защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Основной целью исследования является рассмотрение кейс-метода в рамках преподавания правовых дисциплин, изучение его внутренних и внешних свойств, определение перспектив развития данного метода. В статье проводится анализ положений нормативно-правовой базы и педагогической доктрины по вопросам использования новейших методов в образовательном процессе при подготовке будущих юристов. Анализируются мнения и подходы отечественных и зарубежных исследователей, представлены проблемы общего характера по заявленной тематике и пути их разрешения в обозримой перспективе. Также определены аксиологические основы использования кейс-метода в образовательном процессе, перспективы развития данной категории. В ходе настоящего исследования автором были рассмотрены прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам интеграции современных образовательных технологий и методик преподавания в образовательную деятельность. Обозначены сильные и слабые стороны интеграции зарубежного опыта в отечественную образовательную среду. Представленные автором итоги исследования являются олицетворением аккумуляции не только накопленного теоретического материала, но и длительного практического опыта преподавания правовых дисциплин. Теоретическая значимость достигнутых результатов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по вопросам организации образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях высшего образования. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в ходе учебно-методических разработок по дисциплинам юридического профиля.
Черкасова М. Н. Институт аспирантуры в Китайской народной республике: история, современность, противоречия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 123–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241086.htm
ART 241086
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11086
Просмотров: 592
Актуальность исследования определяется позицией современного Китая в международном образовательном пространстве, опытом создания успешно функционирующего института аспирантуры за сравнительно небольшой срок (1978–2024 годы). Впервые проанализирована динамика развития института аспирантуры с точки зрения получения докторских степеней с 1978 до 2022 год и выявлены системные противоречия института аспирантуры в КНР. Цель статьи – изучить и проанализировать опыт послевузовского образования в КНР на базе статистических данных и научных работ по проблемам послевузовского образования в Китае. Исследовательские задачи: дать общую характеристику уровня аспирантуры в рамках системы высшего образования КНР; выявить особенности и тенденции послевузовского образования. Использованы: метод анализа и синтеза при анализе теоретического материала; описательный метод для презентации отдельных образовательных процессов с привлечением диахронного и синхронного подходов; использование исторического метода представляется нам необходимым и достаточным условием для освещения процесса формирования института аспирантуры в Китае; элементы статистического анализа были использованы для демонстрации динамики образовательного процесса. Был сделан вывод, что современная китайская аспирантура (магистратура и докторантура), или третий уровень образования, представляющая собой рефлексию американской модели, продемонстрировала положительную динамику развития за сравнительно небольшой период. Этот результат – следствие разработанных нормативных и регламентирующих документов партийно-правительственного аппарата КНР, который осуществляет контроль за деятельностью университетов и процессом присуждения ученых степеней. Количество подготовленных специалистов с учеными степенями в области инженерных наук имеет перевес в два раза за следующим по критерию убывания направлением «естественно-научные направления». Выделены проблемы в рамках международного образовательного пространства, номинируемые «китайский образовательный кризис» (растущая финансовая зависимость зарубежных вузов от инвестиций китайских студентов и влияние китайской научной диаспоры в академическом мире). Обозначены внутренние противоречия в самом институте китайской аспирантуры (необходимость диверсификации докторских программ и степеней). Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использования успешного опыта китайской аспирантуры в отечественном образовательном поле.
Ключевые слова:
высшее образование, магистратура, докторантура, ученая степень, китайская аспирантура
Дашко Е. Л. Формирование навыков интермедиального анализа у студентов-филологов средствами комбинированной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 103–122. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241085.htm
ART 241085
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11085
Просмотров: 473
Навыки интермедиального анализа являются значимым компонентом профессиональной компетентности студентов-филологов. Способность устанавливать взаимосвязи между произведениями различных видов искусства, анализировать причины и специфику художественного диалога углубит у обучающихся понимание генезиса художественных тенденций, позволит проследить зарождение канонов и отхождение от них как в направлениях и течениях, так и в творчестве отдельных авторов. Благодаря навыкам интермедиального анализа у студентов формируется системный взгляд на культуру, развиваются умения решения проблемных задач научного характера, вырабатывается устойчивый интерес к постижению знаковой природы художественного текста. Отсутствие методических работ по формированию навыков интермедиального анализа сказывается на актуальности представленной работы. Цель статьи – предложить, обосновать и охарактеризовать использование в учебном процессе комбинированной лекции как одного из возможных средств формирования навыков интермедиального анализа у студентов-филологов. Процесс формирования навыков интермедиального анализа продемонстрирован на примере лекционного занятия авторского курса «Интермедиальные взаимодействия в искусстве», разработанного для студентов-филологов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В статье описаны формы работы по сопоставлению образов крестьян в русской и французской литературе и живописи XIX века в рамках темы «Образ маленького человека в литературе и живописи XIX века в разрезе типологических и контактных связей», проведен анализ общих и отличительных черт произведений о жизни сельских тружеников. Лекционный материал выстраивается на основе дедуктивного метода и метода аналогии. Анализ исследуемого художественного явления проводится с помощью культурно-исторического, историко-типологического и аналитического методов, а также системного и герменевтического подходов. Результатом проведенного исследования стало доказательство эффективности комбинированной лекции в процессе формирования у студентов-филологов навыков интермедиального анализа и развития следующих умений: умение сопоставлять художественные явления и обнаруживать в них сходства и отличия; умение устанавливать характер взаимосвязи между художественными произведениями на основе личного общения авторов; умение рассматривать общие тенденции в искусстве в социально-историческом разрезе; умение на основе анализа текстов прослеживать знаковые пересечения в виде образов, идей, художественных приемов; умение использовать системный подход в исследовании искусства как части культурного общемирового наследия. Практическая значимость работы обусловлена разработанными методическими рекомендациями по проведению комбинированной лекции.