Педагогика
Тестов В. А. Формирование структур математического мышления при обучении математике в цифровую эру // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 204–217. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251047.htm
ART 251047
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11047
Просмотров: 516
В настоящее время в обучении математике в школе на первый план выдвигается задача интеллектуального развития обучающихся, все большую актуальность приобретает развитие у них математического мышления. Целью статьи является анализ тех элементов в процессуально-познавательной стороне содержания обучения математике, которые выступают как мыслительные средства, методы математического познания. Методологической основой исследования являются системный, метапредметный и деятельностный подходы. В результате обучения математике в уме человека формируются структуры, соответствующие выделенным элементам содержания обучения математике, которые в статье называются математическими схемами мышления. К ним относятся логические, алгоритмические, комбинаторные и образно-геометрические когнитивные структуры. В статье дается их характеристика, описывается практический опыт их формирования у школьников. Все эти структуры обладают универсальностью, т. е. они используются независимо от конкретного математического материала, и имеют большое значение не только для обучения, но и для математического творчества. Все рассмотренные схемы математического мышления обладают одной общей характеристикой: их формирование можно осуществить лишь в течение длительного времени, используя сензитивные возможности их развития в каждом возрастном периоде. Проводится теоретический анализ соотношения процессов дифференциации и интеграции таких структур. Показано, что количественно в формировании таких структур должен преобладать процесс интеграции, постепенное, небольшими шагами накопление математических знаний. Однако качественные скачки, прорывы в рождении знаний могут происходить путем дифференциации, с помощью дедуктивного метода. Практическую значимость имеют приведенные в статье рекомендации учителям по формированию различных видов математических схем мышления у школьников разных ступеней обучения. Наибольшее внимание уделено образно-геометрическим схемам мышления и их роли в обучении математике. Отмечено, что большим подспорьем учителю при формировании таких схем мышления в условиях цифрового общества является использование в обучении систем компьютерной математики, которые также помогают при проведении компьютерных экспериментов и в исследовательском обучении.
Капустин И. В., Рябова М. Э. Модель обучения студентов технического профиля деловой письменной речи на английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 187–203. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251046.htm
ART 251046
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11046
Просмотров: 520
Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в специалистах технического профиля, обладающих развитыми навыками деловой письменной речи на английском языке в условиях глобализации и интернационализации бизнеса и науки. Несмотря на высокий уровень профессиональных знаний, многие студенты технических специальностей испытывают трудности при составлении деловой корреспонденции и профессиональных документов на английском языке, что препятствует их эффективной коммуникации и успешной интеграции в международное профессиональное сообщество. Целью данной статьи является обоснование модели обучения студентов технического профиля деловой письменной речи на английском языке, направленной на формирование у них необходимых компетенций для успешной профессиональной и академической деятельности в международном контексте. Модель призвана восполнить пробелы в языковой подготовке, фокусируясь на специфике делового общения и требованиях к профессиональным текстам. В качестве методологической основы исследования использован комплексный подход, включающий анализ существующих методик обучения деловому английскому, учет специфики обучения студентов технических специальностей, а также принципы компетентностного и коммуникативного подходов. Модель опирается на интеграцию аутентичных материалов, интерактивных заданий, проектной деятельности и системы обратной связи, направленных на развитие практических навыков написания деловых писем, отчетов, предложений и других типов профессиональных текстов. Акцент сделан на формировании навыков структурирования информации, использования делового стиля, соблюдения грамматических и стилистических норм, а также учета культурных особенностей деловой коммуникации. Результаты исследования демонстрируют эффективность предложенной модели обучения в повышении уровня владения деловой письменной речью на английском языке у студентов технического профиля. Практическое применение модели показало значительное улучшение качества профессиональных текстов, повышение уверенности студентов в своих языковых навыках и их готовности к международному профессиональному взаимодействию. Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию навыков деловой письменной речи на английском языке у студентов технических специальностей. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о методике обучения деловому английскому в техническом вузе, а также в обосновании принципов и подходов к формированию соответствующих компетенций. Практическая значимость состоит в возможности использования разработанной модели обучения в образовательном процессе технических вузов для повышения качества языковой подготовки выпускников и их конкурентоспособности на международном рынке труда. Модель может быть адаптирована для различных технических специальностей с учетом их специфических потребностей и требований к деловой коммуникации.
Ключевые слова:
английский язык, деловая коммуникация, деловая письменная речь, уденты технического профиля
Крохина Е. А., Утёмов В. В. Технология обучения будущих учителей по формированию опыта познания у школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 167–186. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251045.htm
ART 251045
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11045
Просмотров: 566
В условиях стремительно меняющегося мира, характеризующегося высокой степенью изменений, динамично развивающимися технологиями и возрастающей информационной перегрузкой, на первый план выходит задача подготовки школьников, способных к самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Традиционные подходы к обучению, ориентированные на репродуктивное усвоение знаний, оказываются недостаточными для формирования компетенций, необходимых для успешной адаптации и реализации в будущем. В связи с этим возрастает потребность в развитии личностного потенциала каждого обучающегося, формировании у него устойчивой мотивации к познанию. Опыт познания, включающий в себя навыки наблюдения, анализа, синтеза, выдвижения гипотез, экспериментирования и интерпретации результатов, позволяет обучающимся не только усваивать знания, но и активно участвовать в процессе их создания. Именно опыт познания обеспечивает возможность критической оценки информации, самостоятельного поиска решений и адаптации к изменяющимся условиям. В рамках подходов нашего исследования процесс познания рассматривается как отражение действительности в мышлении, творческая деятельность, направленная на создание знаний о мире. Ключевым элементом формирования опыта познания является использование задач третьего типа – задач, которые ученик пока не способен выполнить самостоятельно, но которые стимулируют его познавательную активность. Предлагаемая технология основывается на систематическом применении методов научного познания (эмпирических, теоретических и универсальных) при решении задач именно третьего типа. Методология исследования включает анализ и синтез литературных источников, моделирование и проектирование структуры технологии обучения. В результате теоретического исследования проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей в области формирования познавательного опыта у школьников. Предложена теоретическая разработка технологии обучения будущих учителей, направленная на формирование опыта познания у школьников посредством использования задач третьего типа и методов научного познания. Статья представляет теоретический интерес для методистов и педагогов, занимающихся вопросами формирования познавательного опыта. Полученные результаты могут стать основой для актуализации частных предметных методик и разработки практических материалов по формированию опыта познания у школьников.
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Система развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 154–166. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251044.htm
ART 251044
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11044
Просмотров: 556
Профессиональный стандарт «Педагог» описывает ряд новых трудовых функций, трудовых действий, осуществляемых в деятельности учителя. Современные учителя не всегда являются обладателями всех требуемых новых функций, действий, поэтому их компенсационное формирование сегодня организуется в образовательных организациях дополнительного профессионального образования. Целью статьи стало предъявление структуры системы развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования. Основными подходами в нашем исследовании стали изучение литературных источников по выбранной тематике и определение характеристик компонентов системы развития профессиональной субъектности учителя. Результатом статьи являются основные структурные элементы системы развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования: 1 – координационный компонент предполагает организацию перспективного планирования; 2 – исследовательский компонент направлен на проведение исследований профессиональных потребностей учителей, недостающих компетенций, особенностей профессиональной субъектности учителей; 3 – опытный компонент нацелен на проведение обучения учителей в рамках курсов повышения квалификации, на организацию разработки слушателем собственного индивидуального образовательного вектора; 4 – экспертный компонент предполагает аналитическое рассмотрение педагогом образовательной организации дополнительного профессионального образования и учителем уровней профессиональной субъектности учителя, сопоставление их характеристик на первом и последнем этапах обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в рассмотрении значимых исследований отечественных, американских, канадских ученых по проблемам дополнительного профессионального образования, вопросам профессиональной субъектности и ее развития. Практическая значимость состоит в выявлении ведущих характеристик системы развития профессиональной субъектности учителя в учреждении дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова:
система дополнительного профессионального образования, система развития профессиональной субъектности учителя, исследовательский компонент, опытный компонент, экспертный компонент, структурные компоненты системы развития профессиональной субъектности учителя, координационный компонент
Казакова О. А., Поляков А. А., Архипова М. А. Подбор физической нагрузки с учетом морфофизиологических показателей в специальной медицинской группе при практико-ориентированном обучении в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 139–153. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251043.htm
ART 251043
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11043
Просмотров: 535
Актуальность исследования обусловливается тем обстоятельством, что сегодня все больше молодых людей, поступающих в вуз, имеют проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается список отклонений в их текущем состоянии, связанных с хроническими заболеваниями. Большой процент составляют патологии сердечно-сосудистой системы. Однако сегодня на фоне интенсификации учебного процесса в вузах наметилась тенденция снижения объема двигательной активности студентов, что отрицательно может сказаться на их физическом развитии, физической подготовленности и функциональном состоянии. В связи с этим появляется необходимость поиска эффективной методики преподавания. Цель исследования – определить влияние различной по характеру физической нагрузки при практико-ориентированном обучении на студенток с отклонениями в здоровье, отнесенных по медицинским показаниям к специальной медицинской группе, в самарских вузах. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ научных и методических источников по теме, методы описания, педагогический эксперимент, методы математической статистики, функциональные методы оценивания морфологических и физиологических изменений. В исследовании систематизированы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, отражающие факт увеличения общей заболеваемости среди молодого поколения. В практической части исследования был проведен педагогический эксперимент, который позволил не только глубоко изучить состояние здоровья студенток, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, но и судить о различных функциональных сдвигах на протяжении всего исследования. В результате анализа динамики показателей функционального состояния студенток с разными патологиями сердца при выполнении регулярной физической нагрузки установлено снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического и диастолического артериального давления, пульсового давления, что говорит о благоприятной динамике формирования адаптации организма к выполняемой физической нагрузке. На основании этого можно сделать вывод, что снижение двигательной активности в специальной медицинской группе может пагубно отразиться на здоровье студентов, в то время как формирование правильного здоровьесберегающего поведения в вузе, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни. Теоретическая значимость: уточнены, дополнены и систематизированы научные представления об общих закономерностях изменения морфофункциональных характеристик и их развитии на разных этапах практико-ориентированного обучения студентов вузов с проблемами сердечно-сосудистой системы. Практическая значимость исследования заключается в возможности успешного применения на практике полученных результатов исследования для работы со студентами в специальной медицинской группе.
В. А. Тестов