Педагогика
Ванягина М. Р. Развитие иноязычной коммуникативной военно-профессиональной компетенции курсантов как цель обучения иностранным языкам в высшей военной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241029.htm
ART 241029
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11029
Просмотров: 551
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения по основным военным специальностям предписывают необходимость развития у обучающихся универсальной компетенции «коммуникация» (УК-4) – способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия, поскольку общепризнана значимость владения иностранными языками в современном информационном обществе. Большинство исследователей в сфере обучения иностранным языкам выделяют иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию как основной ориентир языковой подготовки специалистов разных направлений в высшей школе, где профессиональный компонент компетенции рассматривается с точки зрения применения иностранного языка в профессиональной деятельности. Военная сфера в контексте фундаментализации языковой подготовки специалистов нелингвистического профиля является слабо изученной. Цель работы – рассмотреть иноязычную коммуникативную военно-профессиональную компетенцию как основную цель обучения иностранным языкам в высшей военной школе, определить ее структуру, проанализировать ее компоненты, выделить способы оценки уровня развития компонентов компетенции. Методы исследования: теоретический анализ литературы и нормативных источников, экстраполяция педагогического опыта, обобщение и систематизация данных. Выделены субкомпетенции и их компоненты, входящие в состав иноязычной коммуникативной военно-профессиональной компетенции: лингвистическая (языковой и речевой компоненты), социокультурная (фоновый и межкультурный компоненты), прагматическая (стратегический и компенсаторный компоненты), информационная (информационно-рецептивный и информационно-продуктивный компоненты), самообразовательная (организационный и развивающий компоненты), военно-профессиональная (терминологический, дискурсивный и операционный компоненты). Приводятся примеры видов заданий для контроля уровня сформированности компонентов компетенции: лексико-грамматические и страноведческие тесты, экспертная оценка, коммуникативные задания, информационный поиск, самоанализ, проекты и др. Значимость исследования заключается в том, что заложен теоретический базис изучения основной компетенции в рамках дисциплины «иностранный язык» в высшей военной школе, что позволяет совершенствовать методическую систему мониторинга динамики развития иноязычной коммуникативной военно-профессиональной компетенции у обучающихся высшей военной школы. Перспективы исследования подразумевают шкалирование критериев и описание дескрипторов оценки компонентов компетенции для создания актуального фонда оценочных средств.
Одинокая М. А., Рубцова А. В., Ерëмин Ю. В. Модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241028.htm
ART 241028
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11028
Просмотров: 556
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем фактом, что в свете наблюдаемых тенденций за последние десятилетия в подготовке инженерных кадров особенно отчетливо прослеживаются претенциозные разрывы между необходимостью соответствовать современным требованиям работодателей, социума и необходимостью профессиональной самореализации инженера, которая определяется его способностью работать в тяжелых условиях с недостаточным ресурсом, а также креативными идеями, умением принимать нестандартные и эффективные решения, используя средства не только родного языка, но и иностранного. Целью исследования является представление дидактического аспекта имплементации модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей подготовки на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Методом теоретического анализа определены блоки модели креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Особое внимание уделяется представлению ключевой информации о наиболее универсальных и эффективных методах, техниках креативности и инструментах искусственного интеллекта сквозь призму обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по иностранному языку с использованием технологии развития креативного потенциала студентов-инженеров инструментами искусственного интеллекта в условиях университетского образования. Рассмотрен комплекс педагогических условий, который может способствовать развитию креативного потенциала студентов инженерных профилей подготовки инструментами искусственного интеллекта (ориентир на овладение спектром ранжированных по уровню сложности специальных методик, техник развития критического, радиантного, креативного мышления для решения профессиональных задач; умение студента привести себя в ресурсное состояние; умение перевести проблему в задачи; умение доносить информацию до кверента и др.). Представлена модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению студентов инженерных профилей на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Директорова Д. Д. Возможности использования схем-моделей как зримого результата структурирования языкового материала в процессе изучения системы русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 219–235. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241027.htm
ART 241027
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11027
Просмотров: 513
Актуальность исследования в первую очередь определяется тем фактом, что в действующей редакции ФГОС СОО закреплена установка на обучение школьников разнообразным способам представления информации. Более того, необходимость достижения соответствующих результатов обучения зафиксирована и на метапредметном, и на предметном уровнях. Именно поэтому вопрос о подготовке школьников к применению способов визуализации информации, например, в виде схем-моделей приобретает все большую значимость в образовательном процессе. Целью исследования является определение возможностей применения учебных моделей в обучении, в частности в процессе обучения русскому языку в старших классах школы. Для этого в публикации приводятся взгляды различных ученых, педагогов и методистов по этому вопросу. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы (отечественной и зарубежной) по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации (например, ФГОС СОО), а также дефиниционный анализ. Результатом исследования стало определение возможностей применения схем-моделей языковых единиц для наглядного представления уровневой системы русского языка, которые могут быть применены в старших классах в процессе обобщающего повторения школьного курса русского языка. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в статье приведен ряд толкований взаимосвязанных понятий, таких как «моделирование», «учебная модель», «схема», «инфографика», «наглядность» и др. Кроме того, в статье представлены позиции современных исследователей, которые позволяют увидеть, какую роль может играть инфографика в учебном процессе. Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана таблица, представляющая примеры схем моделей языковых единиц разных уровней системы языка. Учебная работа с данной таблицей может послужить отправной точкой для системного повторения разделов науки о языке посредством актуализации знаний о языковых единицах и моделях, которые их отображают.
Батенова Ю. В., Филиппова О. Г., Сафонова А. К. Организация конструктивного эмоционального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 204–218. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241026.htm
ART 241026
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11026
Просмотров: 447
В современном мире в связи с быстрыми темпами развития информационных технологий и большим вниманием к данной проблеме в области образования социальные и эмоциональные сферы человеческого развития уходят на второй план. Отсюда вытекает важность развития социальных эмоций в условиях цифровизации общества. Однако данные процессы могут и сосуществовать, если грамотно выстраивать образовательный процесс, начиная с дошкольного возраста. Цель данного исследования – определить возможные пути конструктивного взаимодействия взрослых и детей, детей друг с другом в условиях цифрового пространства с учетом включения различных видов совместной деятельности для эмоционального взаимодействия. В ходе исследования были использованы методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (тест «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой; опросник для родителей на определение компьютерной зависимости у старших дошкольников В. Г. Писарева); первичная статистическая обработка данных. В исследовании принимало участие 65 детей старшего дошкольного возраста. Для получения количественных результатов на первом этапе было выделено четыре уровня социализации детей: высокий, выше среднего, средний и низкий. В ходе диагностики установлено, что в целом общий уровень социализации у детей средний. На основе опросника В. Г. Писарева для определения компьютерной зависимости на платформе Google Формы была создана анкета из 10 вопросов для родителей. Пилотажное исследование показало, что уровень социальных эмоций у большинства детей средний, в то время как степень выраженности компьютерной зависимости по ответам родителей у большинства детей высокая. Это говорит о необходимости создания более качественных педагогических условий для взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми вне цифровой активности. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке требований и рекомендаций по данной проблеме с возможностью их дальнейшего использования как в профессиональной деятельности педагогом, так и родителями. Практическая значимость исследования заключается в гибкости использования предложенных методических рекомендаций. Использование любой одной или нескольких рекомендаций уже будет положительно влиять на развитие социальных эмоций ребенка, а использование материала в совокупности приведет к еще более быстрому достижению взаимопонимания между взрослым и ребенком в рамках данной проблемы.
Калмыкова С. В. Концепция обратного дизайна для проектирования трансформации образовательного процесса вуза в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 189–203. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241025.htm
ART 241025
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11025
Просмотров: 539
Актуальность данной статьи обусловлена проблемой недостаточной скорости и эффективности развития системы образования в условиях цифровизации и создаваемых ею условий: стремительно растущих информационных потоков, которые создают проблему ориентации студентов, а также быстрого развития цифровых технологий. Цель данной статьи – аргументировать эффективность технологии обратного дизайна в проектировании образовательного процесса вуза в условиях цифровой трансформации общества. Отмечается, что изменения, вызванные цифровизацией, влияют не только на цели образовательного процесса, но и на его компоненты, однако динамичность изменений не должна нарушать системность образовательного процесса. В статье образовательный процесс в вузе рассматривается как динамическая система с изменяющимися параметрами и влиянием внешних условий, а концепцию обратного дизайна предлагается использовать для планирования и разработки образовательных программ и учебных материалов, поскольку она позволяет выстраивать изменения отдельных элементов в зависимости от изменений конечного результата. Автор отмечает, что обратный дизайн следует рассматривать как стратегический подход для разработки и реализации инновационных методов и моделей обучения, основанных на цифровых технологиях. В статье также анализируются основные принципы и этапы обратного дизайна, включая определение целей обучения, разработку эффективных методов оценки, создание контента и выбор соответствующих технологий. Рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с внедрением концепции обратного дизайна в процесс образования. Отмечается необходимость развития компетенций участников образовательного процесса, в том числе преподавателей и студентов, для успешной реализации этой концепции. Особое внимание в статье уделяется проблеме нечеткой формулировки терминов в педагогике при переходе в цифровую среду. Автор отмечает, что цифровая среда требует четкого и структурированного описания объектов, особенно при использовании алгоритмов и машинного обучения. В заключении подчеркивается важность применения концепции обратного дизайна для эффективной трансформации образовательного процесса вуза в условиях цифровизации и предлагается ряд практических рекомендаций и ресурсов, которые могут быть использованы для поддержки процесса реализации обратного дизайна в образовательных учреждениях.