Педагогика
Старцева Н. Н., Брюхова О. Ю. Анализ особенностей работы педагогов дошкольных образовательных учреждений с нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 98–113. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241019.htm
ART 241019
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11019
Просмотров: 615
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и в целом ориентация на инклюзию, с одной стороны, и сокращение специализированных образовательных учреждений – с другой, ставят не столько перед системой, сколько перед реальными педагогами на местах новые задачи. Сегодня воспитателям, учителям, педагогам наряду с базовыми компетенциями необходимо формировать профессиональные и личностные качества, овладевать новыми методами, методиками и приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Специфика работы с данной категорией детей, несомненно, не только сказывается на содержании труда педагога, характере профессиональных трудностей, с которыми он сталкивается в процессе работы с разными субъектами, но и в целом изменяет его траекторию профессионального развития. Целью настоящего исследования выступает определение специфики профессиональных и личностных качеств, особенностей работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, взаимодействующих с детьми, не имеющими/имеющими психофизические особенности здоровья. Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов, раскрывающих вопросы сущности и содержания педагогической деятельности, специфики работы педагогов на уровне дошкольных образовательных учреждений. В качестве методов теоретического исследования используются общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), в целях сбора эмпирической информации – глубинное интервью и анкетирование. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ней выявлена специфика профессиональных и личностных качеств, необходимых педагогам ДОУ для работы с детьми, не имеющими/имеющими психофизические особенности здоровья; актуализированы особенности взаимодействия и определен характер профессиональных трудностей в работе педагогов ДОУ комбинированного вида с основными субъектами педагогической деятельности (нормотипичный ребенок/ребенок с ограниченными возможностями здоровья – родитель – педагог-коллега – руководитель). Проведенное исследование также позволило определить уровень готовности педагогов к профессиональному развитию и их мнение о перспективных направлениях личного профессионального роста. Авторы приходят к выводу о том, что педагоги детских садов, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывают потребность в профессиональном развитии. Однако низкая информированность о программах обучения, курсах повышения квалификации, реализуемых с целью освоения новых методик работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограничивает их образовательный маршрут. Решению данных проблем будут способствовать мероприятия по повышению осведомленности педагогов о возможностях своего профессионального развития, практика обмена педагогическим опытом с коллегами и получения консультаций у психологов.
Щедрина Е. В., Ивашова О. Н., Палиивец М. С. Развитие вычислительного мышления будущих инженеров при работе с сетевым профессионально-ориентированным курсом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 78–97. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241018.htm
ART 241018
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11018
Просмотров: 519
Потребность изучать и применять возможности сетевых технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня становится важным условием подготовки инженеров нового поколения. Для реализации соответствующего потенциала компьютерных устройств, цифровых инструментов высококвалифицированным специалистам необходимы навыки разбиения задачи на компоненты, определения похожих элементов, выделения наиболее важной информации и отбрасывания несущественной, записи алгоритма. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности сетевого обучения для развития навыков, составляющих основу вычислительного мышления технических специалистов. Цель исследования – изучить возможности применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров нового поколения. Научная новизна заключается в том, что обосновывается потенциал учебного дистанционного курса для формирования вычислительных умений и навыков профессионалов будущего. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности сетевых курсов, учитывающие особенности подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Исследование проводилось с использованием авторского курса по дисциплине «Вычислительная техника и сети в отрасли» (свидетельство о регистрации № 24877 от 28.08.2021 г.). Курс реализован инструментами платформы Moodle. К исследованию привлечено 68 бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 – «Технология транспортных процессов», направленность «Цифровые транспортно-логистические системы автомобильного транспорта». Для диагностики и оценки сформированности вычислительного мышления применяются материалы авторского тестирования: 40 вопросов в соответствии с рабочей программой дисциплины. При статистической обработке данных использован критерий χ2 Пирсона. При работе с материалами сетевого курса инженер нового поколения выполняет последовательность действий, характерных для вычислительного мышления: анализирует текст профессионально ориентированной задачи; осуществляет декомпозицию проблемы; составляет и реализует алгоритм, выполняет его анализ и оценку. Выделены положительные аспекты применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров (например, для получения опыта формулирования проблемы с учетом неопределенности будущего студенты выполняют анализ корпоративной сети, определяют маску подсети для разных условий и т. п.). Предложены варианты практического применения результатов исследования: в работе Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка», в деятельности Центра довузовской подготовки и цифровой кафедры академии.
Миренкова Е. В. Тестовые задания в связанной и матричной формах как средства обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 59–77. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241017.htm
ART 241017
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11017
Просмотров: 552
В современном образовательном процессе задания в тестовой форме применяются необычайно широко и преимущественно с контролирующей целью. Спектр обучающих заданий гораздо шире. Ставится закономерный вопрос: способны ли задания в тестовой форме полноценно выявлять образовательные достижения испытуемых? С другой стороны, тестовые задания обладают определенным обучающим потенциалом, который пока исследован недостаточно. В связи с неравномерностью на разных исторических этапах внедрения метода тестов в образовательную практику отечественной школы и периодом запрета теоретического развития этого направления гораздо больший опыт в этой области накоплен зарубежными исследователями. И российские, и зарубежные ученые подчеркивают не только достоинства метода тестов, но и опасность увлечения им как доминирующей формой контроля. Обучающий функционал тестовых заданий, согласно литературным источникам, обусловлен главным образом лучшим запоминанием информации, а также активным использованием возможностей современных цифровых технологий предоставлять оперативную обратную связь, в том числе комплексную, с наличием подсказок и показом эталонных решений при прохождении тестирования. Поскольку популярность применения метода тестов обусловлена его многочисленными достоинствами, цель настоящего исследования состояла в попытке обратить эти достоинства на текущий учебный процесс. Мы предположили, что не все формы тестовых заданий можно успешно переориентировать на выполнение образовательных функций. Результаты исследования привели к выводу, что наибольший дидактический потенциал имеют связанные задания и задания в матричной форме. В статье дана их развернутая характеристика. Подчеркивается, что в основе конструирования и применения любого задания лежит дидактическая цель. В работе определены и конкретизированы доминирующие образовательные цели применения заданий в тестовой форме. Подчеркнуты ранее выделенные нами особенности обучающих тестовых заданий. Показано, какой педагогический эффект имеет применение простых связанных, цепных связанных заданий и заданий в матричной форме. Приведены многочисленные примеры заданий. Теоретическая значимость статьи заключается в постановке ключевых вопросов о применении метода тестов, в определении форм тестовых заданий, обладающих наибольшим дидактическим потенциалом, в его выявлении, в методической характеристике связанных заданий и заданий в матричной форме. Практическое применение обозначенных форм тестовых заданий в текущем учебном процессе позволит повысить его эффективность в таких направлениях, как увеличение доли активности и самостоятельности школьников, разнообразие профиля их познавательной деятельности, достижение предметных и метапредметных результатов.
Фесенко О. П., Кушнарёва Н. В. Генератор текста в обучении языковедческим дисциплинам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 45–58. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241016.htm
ART 241016
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11016
Просмотров: 542
Актуальность исследования вызвана активным обращением студентов к ресурсам нейросети в направлении создания текстов. Педагогу крайне проблематично в рамках языковедческих курсов давать задания, связанные с творческой работой по написанию текстов, поскольку в наши дни нейросеть в данном виде деятельности начинает заменять человека. Поэтому возникла необходимость использовать сгенерированный текст в учебном процессе так, чтобы это приносило пользу, а не вред и способствовало развитию навыков текстового анализа и написанию авторских продуктов. Цель статьи – предложить систему упражнений, позволяющих продуктивно использовать сгенерированные тексты в рамках языковедческих курсов. В условиях, когда педагог не может контролировать обращение студентов к программам, создающим текст, возникает необходимость обратиться к продуктивному использованию возможностей нейросети в учебном процессе. Как показал обзор литературы, методисты и ученые по-разному оценивают этот потенциал. С одной стороны, использование нейросети вызывает отрицательные отзывы, связанные с нарушением этических норм, авторского права и снижением у студентов мотивации к созданию собственных текстов. С другой стороны, прогресс не стоит на месте и запретить обучающимся обращаться к текстовым генераторам уже не представляется возможным, а значит, педагоги должны, идя в ногу со временем, использовать новые образовательные ресурсы. В статье представлены результаты приведенного педагогического эксперимента, направленного на выявление лингводидактического потенциала тех монологических текстовых продуктов, которые создает нейросеть. Авторами было собрано 96 таких текстов, проанализирована их языковая сторона, жанровое и стилистическое разнообразие, содержание. Тщательный анализ позволил предложить пять типов упражнений, позволяющих продуктивно организовать работу с текстами, созданными искусственным интеллектом: 1) упражнения, направленные на анализ соответствия текстов выбранной теме и полноты ее отражения; 2) упражнения, связанные с формулировкой собственной позиции и ее аргументацией; 3) упражнения, направленные на исправление языковых и речевых ошибок в сгенерированных текстах; 4) анализ жанрового соответствия текстов сформулированной в запросе теме; 5) творческие упражнения, направленные на создание собственных авторских текстов. Авторы пришли к выводу, что генераторы текстов могут быть полезны в учебном процессе при условии дозированного и методически грамотного использования. Именно это определяет практическую значимость работы.
Ключевые слова:
нейросеть, генератор текста, сгенерированный текст, лингводидактический потенциал нейросети
Веретенникова В. Б. Классификация видов социального партнерства в университетской подготовке будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 31–44. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241015.htm
ART 241015
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11015
Просмотров: 586
Высокие темпы социально-экономических изменений в обществе и новые вызовы привели к трансформации содержания подготовки молодых специалистов в педагогическом образовании университета. В этих условиях перед современным университетом ставятся задачи активизации социального партнерства в подготовке обучающихся, способных оперативно включаться в содержание и характер профессиональной деятельности, вызванной трансформациями на рынке труда. Цель исследования – представить классификацию видов социального партнерства в педагогическом образовании университета и ее содержание. При этом разработанная классификация будет способствовать взаимодействию с другими представителями общества, а именно с рынком труда, для того чтобы осуществлять обучение, воспитание, социализацию молодых людей и их профессиональную подготовку как молодых специалистов. Методологической базой являлись системно-деятельностный и квалиметрический подходы. В работе использовался общенаучный метод анализа нормативно-правовых документов и научно-педагогической литературы в высшем образовании, а также метод «Куб Цвики», позволяющий в университетском педагогическом образовании определить стратегию управления в условиях реализации «Трех миссий университета», чтобы вузы видели свои сильные стороны, на которые они могут возлагать надежду, и выбирали намеченное стратегическое направление, которое для них станет высококонкурентным преимуществом. Для проведения педагогической экспертизы составляющих социального партнерства в подготовке обучающихся использовался метод групповых экспертных оценок, позволяющий детализировать их содержание в виде классификации подготовки обучающихся как будущих квалифицированных специалистов. Научная новизна исследования заключается в определении содержания предпринимательского, инновационного и классического партнерства при подготовке будущих педагогов. В результате представленная классификация видов социального партнерства в подготовке обучающихся позволяет определить стратегические направления деятельности при организации взаимодействия академического сообщества и рынка труда в условиях реализации «Трех миссий университета». Результаты данного исследования могут быть использованы администрацией, преподавателями вузов при организации социального партнерства с рынком труда для эффективного взаимодействия в условиях современной рыночной экономики и подготовки будущих квалифицированных специалистов.