Педагогика
Клюшникова Е. А. Несостоятельность педагогической стратегии «мода на трезвый образ жизни». Категориально-системное представление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 202–216. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251067.htm
ART 251067
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11067
Просмотров: 495
Вопросы формирования трезвого мировоззрения у подрастающего поколения являются актуальнейшей проблемой не только России, но и всего человечества. Проалкогольные убеждения в современном обществе сформированы давно, и их позиции постоянно укрепляются всевозможными методами, маркетинговыми приемами и способами. Палитра средств профилактики употребления психоактивных веществ в разы беднее. Сегодня практикам не хватает теоретических разработок по утверждению и сохранению трезвости. Не борьбы с злоупотреблением и алкоголизмом, а именно утверждения и сохранения трезвости. Проблема состоит в том, что сегодня теоретико-методологическая база воспитания трезвого мировоззрения в современных социально-культурных условиях почти не разработана. Ощущается и недостаток современной литературы по теории и методике процесса утверждения и сохранения трезвости. Целью исследования является разработка теоретических основ воспитания трезвости. Отсюда вытекают задачи данной работы: 1) теоретическое обоснование несостоятельности некоторых имитационных форм работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательной среде, а именно «формирование моды на трезвый образ жизни»; 2) критическая оценка «педагогической» стратегии – формирование моды на трезвый образ жизни. В рамках теории динамических информационных систем на основе категориально-системной методологии, используя метод «Ряд информационных критериев», мы рассмотрели два объекта: «трезвость» и «мода». Выявили фундаментальные информационные критерии этих объектов; построили типологическую модель объекта «мода»; провели сравнительный анализ фундаментальных качеств объектов. Результаты исследования наглядно показали, что популистский лозунг «формирование моды на трезвый образ жизни» несостоятелен в качестве педагогической стратегии. А инструменты воспитания трезвого образа жизни требуют нового теоретико-методологического осмысления. Данная работа может быть полезной при создании методических рекомендаций по формированию трезвого мировоззрения.
Симашенков П. Д. Цифровой гуманизм и обучение студентов-юристов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 187–201. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251066.htm
ART 251066
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11066
Просмотров: 614
Актуальность работы определена современным сочетанием курсов на инноватику и на сохранение лучших отечественных университетских традиций. По мнению автора, координаты модного «цифрового гуманизма» во многом не совпадают с ориентирами образовательной системы. Цель исследования обозначена как анализ влияния нейросервисов на профессиональные установки будущих юристов, объект – перспективы внедрения основ цифрового гуманизма в правоведение; предметом послужили педагогические модели и методики, реализуемые в юридических вузах. Автор предпочел аксиологический подход (как наиболее приемлемый в педагогике) и проверенные временем методы оценки доказательств, реализуемые в юриспруденции. Принципиальная разница функционирования искусственного интеллекта и человеческого мышления в том, что люди оперируют не информацией, а впечатлениями от нее. Для подтверждения тезиса был проведен стресс-тест нейросетей ruGPT и NiceBot, в ходе которого выяснилось, что на юридическом поприще их возможности весьма скромны, более того – чреваты роковыми ошибками в правовой оценке полученных данных. В связи с этим автор предлагает сместить фокус с вульгарного потребительски-ресурсного подхода на смысло-ориентированное обучение, под которым понимается проверенный веками путь интеллектуального развития, немыслимого без элементарной начитанности. Сама постановка вопроса в духе цифрового детерминизма антигуманна. Требуется не приспосабливать людей к опциям нейросетей, а облагородить гуманизмом склонное к умственному и нравственному вырождению информационное общество. Акцент на исследовательской деятельности способен не только открыть студентам секреты профессии, но и прояснить, что значит соответствовать призванию, быть на своем месте. Научная новизна исследования состоит в критическом анализе «цифровой будущности» юриспруденции. Теоретическая значимость работы – в поиске критериев разграничения человеческого мышления и его компьютерного суррогата. Практическая значимость исследования состоит в попытке найти педагогические приемы, способные если не противостоять, то хотя бы компенсировать деструктивное влияние цифровизации на профессиональное становление юриста.
Баканова И. Г., Капустина Л. В., Александрова Е. В. Трансформация подходов к обучению магистров в условиях непредсказуемого и беспощадного мира SHIVA // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 168–186. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251065.htm
ART 251065
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11065
Просмотров: 555
Современное развитие общества, обусловленное автоматизацией, цифровизацией, научно-техническим прогрессом, с одной стороны, а также высокой динамичностью, непредсказуемостью – с другой, бросает вызов компетенциям и навыкам, необходимым для того, чтобы выжить в этом ужасном, невообразимом мире SHIVA. Добавляют уязвимостей и реалии функционирования производственных и бизнес-процессов, ориентированных на цифровую и инновационную экономику, кастомизацию и массовую уникальность, экономику партнерства и открытости. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на широкое обсуждение формирования навыков XXI века у обучающихся магистратуры, уровень и формат их развития требуют дальнейшего анализа и пересмотра. Следовательно, целью данного исследования является поиск ответа на вопрос «чему и как учить?», чтобы «портфель» компетенций и навыков XXI века у выпускников магистратуры – будущих инженерных кадров позволял им идти в ногу со временем. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу акцентирует внимание на востребованности дизайн-мышления как нестандартного, эвристического способа решения проблем в условиях неопределенности, как подхода к генерированию инновационных решений, ориентированных на человека, как возможности анализа ситуации с нескольких точек зрения. Таким образом, результатом данной работы является обоснование и применение методики дизайн-мышления в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности применения данной методики для освоения вышепредставленного предмета, так как имеет более практико-ориентированный характер, повышает навыки диалоговой речи и монологического высказывания в академических и профессиональных контекстах, улучшает грамматические навыки и аудирования, развивает навыки работы с аутентичным текстом. Кроме того, методика дизайн-мышления способствует развитию конвергентного и дивергентного мышления, так как студенты учатся анализировать, предлагать творческие решения для прототипирования уникального продукта с учетом ценностей и запросов аудитории, проявлять гибкость и адаптивность. Практическая значимость опыта заключается в том, что магистры – будущие инженерные кадры могут использовать свои проекты в качестве составляющей квалификационной работы, а также применять полученный опыт для работы над другими проектами.
Масалимова А. Р., Хватова М. А., Тарарина Л. И. Дефицитарное наставничество как средство повышения квалификации педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 153–167. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251064.htm
ART 251064
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11064
Просмотров: 557
Статья посвящена проблеме повышения педагогического мастерства в процессе предупреждения, выявления и устранения профессиональных дефицитов в условиях стремительных перемен, необходимости постоянного обновления образования и повышения квалификации педагогов. В этом – актуальность исследования. Цель статьи – актуализация проблемы повышения квалификации педагога в условиях дефицитарного наставничества на основе комплексного, системно-деятельностного, квалиметрического и личностно ориентированного подходов. Очевидно, что обновление образования возможно лишь в условиях выявления и оперативного устранения возникающих профессиональных дефицитов работников сферы образования, чему способствуют наставничество и взаимонаставничество, стимулирующие мотивацию самосовершенствования педагога. Наставничество для педагога, в высокой степени владеющего основными психолого-педагогическими компетенциями и нацеленного на системное саморазвитие, становится одним из средств выявления возникающих профессиональных дефицитов. Важность выявления профессиональных дефицитов связана с тем, что современному педагогу необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, компетенциями с целью совершенствования педагогического мастерства. Показано, что одним из средств решения этой задачи является дефицитарное наставничество, суть которого заключается в том, что такие партнерские отношения взаимополезны и способствуют повышению квалификации у всех задействованных сторон. Проанализированы особенности основных видов наставнической деятельности, средств повышения квалификации педагогов, и обосновано, что дефицитарное наставничество обеспечивает повышение квалификации педагогов в условиях возникающей ситуации неопределенности, необходимости освоения новых знаний, компетенций. В целях обоснования актуальности рассматриваемой проблемы были проведены беседы с преподавателями Института психологии и образования Казанского федерального университета (г. Казань), Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (г. Москва), Московского государственного физико-технического института (г. Москва), Российского государственного социального университета (г. Москва). На основании результатов опроса было выявлено, что проблема повышения квалификации в условиях наставничества является актуальной и становится востребованной в условиях системного саморазвития педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе понятия «дефицитарное наставничество» и особенностей взаимодействия сторон такого вида наставничества. Практическая значимость в том, что представленные рекомендации способствуют повышению эффективности взаимодействия сторон наставничества в целях предупреждения, выявления и устранения профессиональных дефицитов как одного из ключевых средств повышения квалификации педагога.
Миронов Е. А. Диагностика уровня мотивации к занятиям настольным теннисом в спортивной школе олимпийского резерва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 136–152. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251063.htm
ART 251063
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11063
Просмотров: 495
Актуальность исследования определяется значимостью формирования у детей, начиная уже с дошкольного возраста, мотивации к занятиям спортом, поскольку физическое воспитание с юных лет должно проходить комплексно и последовательно. Спортивная школа олимпийского резерва по настольному теннису является одним из способов формирования и развития необходимого фонда умений и двигательных навыков ребенка. Цель исследования состоит в определении уровня мотивации детей к занятиям в СШОР по настольному теннису. Для достижения цели исследования были использованы системно-деятельностный подход, теоретические методы (обобщение научно-методических исследований, анализ научной литературы по теме), эмпирические методы (анкетирование и анализ его результатов). В проведенной опытно-экспериментальной работе участвовали 32 воспитанника государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы спортивной школы олимпийского резерва «Московское городское физкультурно-спортивное объединение» Департамента спорта города Москвы (ГБУ ДО «МГФСО»), на базе которого проходило исследование. В практической части работы нами выделены последовательные этапы: 1) составление анкеты с формулировкой вопросов и вариантов ответов; 2) рассылка анкеты лично действующим спортсменам СШОР по настольному теннису; 3) анализ результатов исследования и на его основе формулировка выводов по уровню мотивации занимающихся настольным теннисом в ГБУ ДО «МГФСО». Кроме того, наше исследование заключалось в диагностике уровня мотивации учащихся различных возрастов к тому, чтобы записаться в спортивную школу по настольному теннису, а также в изучении факторов, влияющих на мотивацию занимающихся. Теоретическая значимость исследования и новизна состоят: 1) в анализе факторов развития мотивации к занятиям в СШОР по настольному теннису; 2) установлении различий между мотивационной сферой, самой мотивацией и мотивами деятельности, их иерархией; 3) изучении мотивации в контексте набора воспитанников в спортшколу по данному виду спорта; 4) диагностике изменения уровня мотивации занимающихся в ходе тренировок. Практическая значимость работы состоит в разработке ряда технологий по развитию мотивации к посещению тренировок по настольному теннису в спортивной школе, которые можно применять при работе с недостаточно мотивированными воспитанниками, а именно: технологии личностно ориентированной тренировки, игровой технологии, технологии интерактивной тренировки и др.
Е. А. Клюшникова