Педагогика

Макар Л. В., Матвеева Н. В. Социолингвистический подход к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе: реальность и перспективы, или приглашение к дискуссии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 96–118. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Социолингвистический компонент является одним из важных элементов обучения иностранным языкам. Длительное время он имел статус компетенции второго или даже третьего порядка относительно коммуникативной и социокультурной компетенций. На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам обнаруживается тенденция к повышению его статуса до подхода. Целью статьи является определение степени разработанности социолингвистического подхода в области обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях и обоснованности выделения его в самостоятельный подход. Исследование проводилось на материале массива публикаций отечественных и зарубежных авторов, находящихся в открытом доступе на платформах e-library и research gate и охватывающих период с 2000 по 2023 год. В результате исследования было выделено две группы научно-методических работ, посвященных использованию социолингвистического подхода в обучении иностранному языку в вузе. Практико-ориентированные работы раскрывают применение социолингвистического подхода к обучению отдельным аспектам языка, видам речевой деятельности, а также описывают отдельные методические инструменты или авторские системы, с помощью которых можно реализовать его в практике обучения. В теоретических работах формулируются некоторые положения социолингвистического подхода: обосновывается его место в лингводидактической системе относительно других подходов, формулируются основные задачи и развивается понятийный аппарат. Авторами статьи выявлено, что в настоящее время целостное восприятие социолингвистического подхода к обучению иностранным языкам отсутствует, и определен круг дискуссионных вопросов, решение которых может оказать существенное влияние на разработку теоретической базы данного подхода. К таким дискуссионным вопросам относятся взаимоотношения «индивидуальное – общее» в характеристиках речи определенной социальной группы, отношение к языковой норме и нарушению языковых норм, влияние социального контекста на характеристики условий обучения иностранному языку. Вопрос о целесообразности выделения социолингвистического подхода в системе культуросообразных подходов на данный момент остается открытым. Особое внимание в исследовании обращается на специфику социолингвистического компонента, проявляющуюся в условиях обучения иностранным языкам в неязыковых вузах.
Баянов Д. И. Методика проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 78–95. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Помимо своих профессиональных обязанностей, инженеру наравне с производственной деятельностью необходимо осуществлять и наставническую. Выбор категории «социально-педагогические риски» обусловлен тем, что субъектами данного исследования выступают наставники, не имеющие базового психолого-педагогического образования. Соответственно, для них как для специалистов, не имеющих базового психолого-педагогического образования и не владеющих образовательными технологиями и методиками обучения взрослых, любые проблемы, связанные с внутрикорпоративным обучением и развитием стажеров, представляют собой социально-педагогические риски. Своевременное выявление и идентификация социально-педагогических рисков в наставнической деятельности позволяют на более ранних этапах предупреждать и нивелировать возникающие в процессе социально-профессиональной и производственной адаптации стажеров проблемы. В связи с этим целью данной статьи является разработка методики проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической детальности. Методологическими ориентирами при разработке методики явились последовательность и логичность следующих этапов ее проектирования: составление реестра социально-педагогических рисков с их описанием на основе экспертной оценки; выделение наиболее часто встречающихся критических ситуаций в реальной наставнической деятельности; объединение рисков в несколько категорий; выбор параметров оценки рисков; расчет координат социально-педагогических рисков; графическое оформление карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности с выделением зеленой, желтой и красной зон влияния рисков на качество наставнической деятельности. Автором разработан поэтапный диагностический инструментарий для любой отрасли при проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности, а также разработана аналогичная карта в ряде предприятий Республики Татарстан, индикаторы которой могут представлять практическую ценность для системы дополнительного профессионального образования при адресной разработке курсов повышения квалификации для наставников различных отраслей с учетом тех или иных социально-педагогических рисков.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Возможности 3D-моделирования для развития исследовательских умений школьников в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 56–77. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Важной задачей, стоящей перед педагогом цифровой школы, является подготовка выпускника, способного использовать полученные знания в практической деятельности и предлагать нестандартные решения, востребованные Индустрией 4.0. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения 3D-моделирования для формирования исследовательских умений обучающихся в условиях дополнительного образования. Цель исследования – изучить возможности 3D-моделирования на занятиях в системе дополнительного образования для развития исследовательских умений школьников. В работе используется следующая классификация исследовательских умений: операционные, коммуникативные, организационные, информационные. Для них авторами определены соответствующие показатели: проведение наблюдений и исследований; выдвижение гипотезы; планирование деятельности; анализ информационных источников. Научная новизна заключается в том, что обосновываются возможности использования 3D-моделирования как аддитивной технологии для подготовки выпускников школ, способных успешно самореализовываться в условиях креативной индустрии. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности средств 3D-моделирования в условиях дополнительного образования, способствующие развитию исследовательских умений школьников за счет повышения наглядности представления изделия, универсальности, отсутствия необходимости в дополнительной физической модели, относительной быстроте получения чертежей и макетов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра прототипирования Орловского государственного института культуры, в студиях блогинга и видеотворчества. При диагностике оценивались модели и объекты, напечатанные на 3D-принтере. В качестве метода статистической обработки использован критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. В результатах представлена программа занятий для модуля «Креативное моделирование», позволяющего в ходе выполнения междисциплинарных заданий развивать исследовательские навыки участников студий. Разработана система заданий для поддержки всех этапов деятельности обучающихся. В заключении сделаны выводы о потенциале 3D-моделирования: выдвижение гипотезы естественно-научного характера и осуществление ее проверки экспериментальным путем; овладение методикой самостоятельного планирования и проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности и т. д. Сформулированы трудности, которые осложняют использование 3D-моделей: проблема подготовки наставников к включению технологии; организация доступа учеников к оборудованию. Полученные результаты могут быть применены на занятиях в системе дополнительного образования для профориентационной работы, организации свободного времени и поддержки интеллектуального развития школьников.
Ван Ц. , Федотова О. Д. Культурная самобытность Тибета в педагогической проекции (на примере дидактических иллюстраций учебных книг для начальной школы, изданных в КНР) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 41–55. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к проблемам сохранения этнокультурного своеобразия малых народов в условиях их проживания в странах с многонациональным этническим составом. На примере Тибета, являющегося территорией, недавно (с 1959 года) вошедшей в состав Китая и включённой в государственную инициативу «Один пояс – один путь», рассмотрены подходы к использованию педагогического потенциала учебных книг для обучения чтению в начальной школе как фактора, способствующего этноконсолидации. Целью статьи является определение качественного своеобразия отбора иллюстраций, характеризующих этнокультурную направленность содержания учебных книг для обучения чтению на тибетском языке младших школьников, проживающих в Тибетском автономном районе, а также в Тибетских автономных округах и уездах Китая. Объектом исследования является комплект учебников для начальной школы (1–4 е классы), предназначенный для обучения грамоте и литературному чтению. На основе контент-аналитического исследования изображений представителей различных типологических групп населения и объектов материальной культуры, а также последующей интерпретации его результатов проверена гипотеза о том, что этнокультурные маркеры используются в качестве ведущих факторов формирующего воздействия, ориентирующих младших школьников на освоение паттернов традиционной тибетской культуры без выхода за её пределы. Выяснено, что сохраняется установка на ознакомление учащихся начальной школы с традиционными для Тибета видами трудовой деятельности, животными-эндемиками, культурными практиками, предметами национальной материальной культуры. Жизнь младшего школьника изображена как последовательность событий, протекающих в медленном ритме, не омрачённом стремлением педагогов и родителей добиться обучающего эффекта путём стимулирования его познавательной активности. Преобладают изображения игровой деятельности, которая органично сочетается с элементами традиционных трудовых практик, в которые включены члены семьи. Не обнаружены изобразительные материалы, свидетельствующие о стремлении составителей и иллюстраторов сформировать основы гражданской идентичности или отразить социальные последствия научно-технического прогресса.
Борщенко Г. М., Рубцова А. В. Визуальная новелла как инструмент развития навыков иноязычной деловой коммуникации у студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 30–40. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
При обучении студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий одной из актуальных проблем является развитие навыков иноязычной деловой коммуникации в условиях дефицита организационно-методических ресурсов, выделяемых на непрофилирующие дисциплины в рамках учебных программ, а также современных тенденций в сфере образования: цифровизации и эволюции студентоцентрированных подходов. Цель исследования – проверка эффективности визуальной новеллы как инструмента обучения деловой коммуникации в условиях отмеченных ранее актуальных тенденций. Ведущим методом исследования является экспериментальное обучение с элементом геймификации образовательного процесса. Визуальные новеллы могут быть полезным инструментом для развития коммуникативных умений. По сравнению с аудиторными интерактивными занятиями визуальные новеллы обладают рядом преимуществ с точки зрения организации учебного процесса. Они не имеют таких ограничений, как трудоемкость подготовки каждого занятия, ограниченность временных ресурсов и в некоторых случаях необходимость определенного числа участников и т. д. Отвечая современным тенденциям общественного запроса в сфере образования, визуальные новеллы не только продуктивно воплощают идеи альтернативных методов обучения, но и создают антураж, вызывающий эмоциональный отклик у определенной целевой группы, стимулирующий заинтересованность в непрофилирующем предмете и дающий возможность продемонстрировать важность и непрерывность деловой коммуникации во временной перспективе. Так как для направлений подготовки в сфере информационных технологий деловая коммуникация в большинстве случаев не является отдельной дисциплиной, но может включаться в состав других дисциплин и/или модулей, принято решение провести обучение иноязычной деловой коммуникации в рамках базового курса иностранного языка (английский). В процессе эксперимента на данном этапе в целом отмечается позитивная динамика. Перспектива дальнейшей разработки подобных дидактических ресурсов – в распространении на специальности, для которых деловая коммуникация не является одной из профилирующих областей деятельности, а также переходе в общедоступный формат.